Компоненты "Автопилот для водителя: реальность или фантастика? "


 

Алексей Карпенко,

фото производителя

В управлении транспортными средствами словосочетание автопилот больше ассоциируется с авиацией, но никак не с колесными наземными машинами для дорог общего пользования. Впрочем, в нынешних реалиях управляемый автоматикой автомобиль уже вряд ли можно назвать фантастикой. Все сомнения развеял Volvo Trucks и компании-участники проекта SARTRE (Safe Road Trains for the Environment, т. е. безопасные экологичные дорожные автокараваны), замахнувшиеся водить целые дорожные караваны по новой технологии беспроводной связи. Самое интересное в том, что фантастические замашки шведских разработчиков уже обрели реальные черты и даже представлены экспертам транспортных технологий Европы, США и Японии. Интригу подслащает тот факт, что представление было не в чертежах или рисунках и схемах на презентационном экране конференц-зала, а в реальных условиях на испытательном полигоне компании Volvo в Швеции.

Решение беспроводной технологии управления транспортными средствами в автокараване, где впереди идущий грузовой автомобиль контролирует движение всей колонны, было представлено на заключительном этапе проекта SARTRE. Сразу скажем, что это всего лишь заявка на технологию безопасного группового передвижения ТС, а конкретика ее внедрения в повседневную жизнь еще впереди. Впрочем, это уже и не такая далекая перспектива.

Из всех ранее предполагаемых роботизированных автомобилей и технологий автопилотного управления транспортным средством, над проектами которых работают многие автопроизводители, финансируемая Европейским Союзом программа SARTRE действительно оказалась наиболее выигрышной и перспективной: беспроводная связь целого автокаравана не дала сбоев на всем маршруте показательного теста. В голове колонны шел ведущий тягач Volvo FH, за которым двигались другой грузовик Volvo и три легковушки. Между автомобилями была установлена беспроводная связь, напоминающая хорошо известный даже младшему школьнику блютуз (Bluetooth) для обмена информацией между персональными компьютерами, мобильными телефонами, мышками, клавиатурами и т.д. Вся информация о любых действиях водителя на идущей впереди машине в режиме реального времени передавалась на следом идущие автомобили. Их автоматика обрабатывала команды и соответственно скорости, точке нахождения к предпринятым действиям ведущего четко повторяла их. Таким образом, у водителей в караване не было необходимости держаться за руль, следить за дорогой и уж тем более управлять машиной. Они отдыхали – кто читал книгу, кто попивал кофе за разговором с попутчицей, а кто смотрел по монитору фильм. Впрочем, вздремнуть за рулем движущегося автомобиля тоже не возбранялось.

Скрупулезных экспертов в области транспортных технологий вряд ли можно заподозрить в подыгрывании разработчикам. Да и незачем им это было делать: технология беспроводной связи для движения в автокараване, призванная не только повысить уровень безопасности на дорогах, но и снизить негативное воздействия автотрафика на окружающую среду и регулирование интенсивности движения, вела себя безупречно. Конечно, думать еще есть над чем, однако, трехлетняя работа по производству тестовых автомобилей, а также созданию средства коммуникации «от машины к машине» и сенсорных устройств контроля за участниками каравана увенчалась успехом. Впереди внедрение таких автокараванов в реальные транспортные потоки на автодорогах общего пользования.

«Расстояние между автомобилями гораздо меньше, чем при обычном движении на дорогах. Тем не менее, быть частью каравана безопасно, так как на любое минимальное изменение параметров перемещения реагируют сверхбыстрые компьютеры, а не человек», - поясняет Андреас Экфьорден, менеджер проекта SARTRE со стороны компании Volvo Trucks.

Нужно сказать, что в поиске оптимальных решений разработчикам пришлось сталкиваться со многими проблемами. К примеру, в зоне ответственности Volvo Trucks в данном проекте было определение того, какая именно информация должна передаваться по каравану, чтобы его участники следовали за ведущим грузовым автомобилем. По крохам удалось отобрать нужное, отсеяв при этом массу второстепенной информации.

«Все автомобили в колонне снабжены антенной, установленной на крыше. Благодаря этому они могут принимать данные, поступающие с компьютерной системы головного транспортного средства. Например, если ведущий грузовой автомобиль начинает тормозить, все остальные машины сделают то же самое в тот же момент», - продолжает описывать технологию Андреас Экфьорден.

Конечно, скептиков и особенно конкурентов у этого проекта будет много. И здесь ничего удивительного нет, поскольку любое новшество сталкивается с противостоянием оппонентов. Однако скептицизм постепенно тает. Как и недоверие. Во-первых, налицо реальное повышение безопасности при движении на дорогах общего пользования: хорошо обученный, осторожный и опытный водитель ведущего автомобиля не будет нарушать правила дорожного движения, он ответственен за свой и за другие автомобили, за пассажиров, груз и  за других участников дорожного движения попутного или встречного направления.

Во-вторых, по такой технологии ТС всего каравана получают сокращение расхода топлива. Это уже аксиома, проверенная и подтвержденная автоперевозчиками за многие годы. Но в данном случае расход топлива автомобилей в караване по технологии SARTRE будет еще меньше из-за того, что расстояние между машинами сократится до минимума. Соответственно, сопротивление встречным потокам воздуха падает, что уменьшает нагрузки на двигатель и дает низкий расход топлива: машины идут в искусственно создаваемой зоне воздушного разрежения. А в классической колонне по нынешним стандартам безопасности и требованиям ПДД, т. н. безопасная дистанция выбирается водителем «на глаз» и не является стабильной величиной, что сказывается на режимах работы двигателя.

Есть и третий фактор. Сюда можно было бы причислить экологичность, поскольку с меньшим расходом топлива из-за падения сопротивлениям встречным потокам автоматически уменьшается выброс выхлопных газов. Однако это отдельная тема, и развитие автомобилестроения в дальнейшем будет идти не по пути классических ДВС, а гибридных и электротяговых приводов. В третьем факторе эксперты видят экономическую составляющую. О снижении затрат на топливо уже сказано выше, но это всего лишь один из многих элемент экономии. К примеру, приборы контроля за режимом работы водителя могут кануть в лету, поскольку водитель ведущего грузовика на определенное время может заменить нескольких водителей автомашин, давая им возможность отдохнуть. Таким образом, тахометры превратятся в формальный атрибут для транспорта в колоне, но будут обязательными для головной фуры, на которой водители могут меняться по мере наработки часов за рулем. Соответственно, отпадает простаивание транспорта для отдыха водителей, а караван может передвигаться в круглосуточном режиме с остановками только на дозаправку и обед.

Наряду с позитивом в представленной технологии SARTRE при всех ее плюсах и перспективности есть проблемные моменты. Первое, на что обратили внимание эксперты, это уровень безопасности. Он пока еще сыроват, а должен соответствовать системе автопилотирования самолета. Только в этом случае автокараваны получат доступ на автомагистрали. Второй проблемный аспект видится в законодательной плоскости: Венская конвенция допускает контроль одного человека только за одним транспортным средством и все, что выше этого, является незаконным. Соответственно, без урегулирования этого пункта ПДД автокараванам путь на дороги общего пользования закрыт. Правда, все это решаемо если не сегодня, то завтра…