Презентация "Битопливный грузовик, или Да будет газ!!! "


 

В Нижнем Новгороде прошло Координационное совещание по вопросам развития транспорта на газомоторном топливе. После него президент Группы ГАЗ Бу Андерссон передал в опытную эксплуатацию 10 предсерийных автомобилей «Газель-Бизнес» с битопливными двигателями УМЗ. Они работают на бензине и сжатом природном газе метане (CNG, Compressed Natural Gas). Первым заказчиком такой техники выступила компания «Газэнергосеть – Нижний Новгород».

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора

 

Актуалии наших дней

Проблема перевода отечественного автопарка на альтернативные виды топлива существует не первый год. В свое время ее пытались решить не только на уровне отдельных НИИ, но и на уровне правительства. Но одними указами и постановлениями ничего не добьешься. Между тем, выбор более эффективных видов топлива сегодня продиктован нарастающим дефицитом основных энергоносителей, и не только им.

Ухудшается экологическая обстановка в мегаполисах, растут цены на традиционные виды «нефтянки», ужесточаются требования к подвижному составу, стремительно увеличивается автопарк. По оценкам аналитиков, рост цен на нефтяное моторное топливо в России за последние пять лет в среднем составил более 100 %. Между тем, его дефицит будет нарастать. В 2005 г. при добыче нефти в объеме 81 млн баррелей в день спрос составлял 85 млн. В 2010-м добыча увеличилась до 89 млн баррелей, но спрос перешагнул за 95 млн. В 2015-м ожидаемый объем добычи составит 98 млн баррелей при прогнозируемом спросе в 107 млн. И далее по нарастающей. По прогнозам Мирового энергетического агентства нехватка нефти в 2025 г. будет на уровне 14 %, что в несколько раз больше, чем в текущем году.

В настоящее время в нашей стране в качестве газомоторного топлива используют, в основном, сжиженные углеводородные газы (СУГ) и компримированный природный газ (КПГ). Под СУГ имеется ввиду смесь газов из пропана и бутана, получаемых при первичной сепарации нефти или газа. Инфраструктура по реализации СУГ в РФ насчитывает более 3 тыс. АГЗС, что, в принципе, очень мало. Главное преимущество использования СУГ перед бензином – сокращение почти вдвое расходов на приобретение моторного топлива для автомобилей.

Главное преимущество КПГ (метан) – низкая стоимость. Судите сами: за 10 лет цена КПГ выросла всего на 5–6 руб. за кубометр и в настоящее время составляет 10 руб./м3. Это менее половины стоимости бензина А-80. Кроме того, существенно ниже уровень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу после сгорания газа в двигателе. Эксперты считают, что в силу своих свойств КПГ может стать не только альтернативой бензинам, но и применяться там, где сейчас работает дизтопливо. Пример – транспортировка крупногабаритных неделимых грузов и выполнение других тяжелых транспортных задач. Закономерно, что основными целевыми потребителями КПГ выступают магистральные седельные тягачи, пассажирские автобусы и сельхозтехника. Именно эти виды транспорта потребляют наибольшие объемы жидкого моторного топлива.

Производство и реализацию КПГ взяли на себя автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). На начало 2012 г. инфраструктура российского рынка производства и реализации КПГ включала в себя 249 АГНКС, что по сравнению с их количеством в европейских странах – капля в море. Но в программе газификации на 2013–2014 гг. заложено строительство 37 АГНКС в 17 регионах РФ: в Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской и Тверской областях, а также в Пермском и Ставропольском краях и Республике Татарстан.

Есть еще СПГ – сжиженный природный газ. Он представляет собой криогенную жидкость без цвета и запаха, обладает высокой теплотворной способностью и хорошими антидетонационными свойствами. При сжижении природный газ сжимается в 600 раз, что открывает большие возможности для его эффективной транспортировки и хранения. В настоящее время технологии его производства и использования развиваются во многих странах мира, и Россия в этом списке – не исключение.

 

 

 

Газобаллонное оборудование установлено и на автомобилях со сдвоенной кабиной

 

Техника на газе

Ряд иностранных компаний сейчас уже производит грузовики, работающие на СПГ. Пример – американский капотник Kenworth T800 LNG или южнокорейский TATA Daewoo 3TxF 6x4 LNG, но в РФ их не поставляют. Зато в России есть своя техника, работающая на метане: автобус НЕФАЗ-5299, грузовое шасси КАМАЗ-54115, трактор МТЗ-80.

НЕФАЗ-5299 и КАМАЗ-54115 сейчас проходят совместные испытания ОАО «КАМАЗ» и ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург». Для этого на машины установили криогенный топливный бак БКТ-300 вместимостью 290 л, изготовленный ООО «НПО Гелиймаш». Возимого запаса СПГ хватает на автономное движение без дозаправки на расстояние около 350 км.

Но использование СПГ практикуется не только на пассажирском и грузовом транспорте: в дело активно включена спецтехника. В частности, ООО «ВНИИГАЗ» совместно с ЗАО «Экип» переоборудовали для работы на природном газе трактор МТЗ-80. Если опыт использования газобаллонного оборудования для СПГ окажется успешным (в чем авторы проекта не сомневаются), его распространят и на другие виды техники.

Впрочем, и без СПГ в Российской Федерации много газобаллонных автомобилей заводского исполнения, предназначенных для работы на КПГ. Ничто не мешает и дальнейшему развитию данного направления, тем более что в стране есть нормативно-правовая основа для развития использования газомоторного топлива. Достаточно вспомнить Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изменениями от 10 июля 2012 г. Было и Поручение Председателя Правительства РФ «О развитии автомобильной отрасли в условиях вступления в ВТО» от 4 апреля 2012 г. (г. Тольятти), и многие другие документы.

 

 

 

Господин Бу Андерссон считает газ очень перспективным видом газомоторного топлива

 

Метан – всему голова?

Ни для кого не секрет, что сжатый природный газ (метан) в настоящее время является самым дешевым и наиболее широко используемым видом моторного топлива. Затраты на его потребление для 100 км пробега на автомобиле с двигателем CNG почти на 60 % ниже, чем на транспортных средствах с моторами на сжиженном газе LPG (Liquefied Petroleum Gas). Они более чем вдвое ниже, чем на автотехнике с дизельным силовым агрегатом и в 2,5 раза меньше, чем на машинах, потребляющих бензин. Экономический эффект от приобретения автомобиля с двигателем на метане тем заметнее для перевозчика, чем больше среднегодовой пробег его транспортного средства.

Выступая на координационном совещании, президент Группы ГАЗ Бу Андерссон не зря делал упор на перспективность выпуска подвижного состава, работающего на CNG. В частности, он сказал, что экономическая эффективность – важнейший критерий для покупателей коммерческих автомобилей. И учитывая большое плечо грузо- и пассажироперевозок в России, перевод коммерческого транспорта на газомоторное топливо станет мощным фактором повышения конкурентоспособности как отдельных бизнесов, так и экономики страны в целом. И с этим нельзя не согласиться.

Именно поэтому Группа ГАЗ рассматривает газовую тему как одно из приоритетных направлений развития. Предприятие уже перешло от слов к делу. С 2006 г. серийно производятся автобусы ЛИАЗ-5256 с двигателем Cummins, работающем на сжатом природном газе (метане). С 2010 г. в серии находится «Газель-Бизнес» с силовым агрегатом на сжиженном газе (LPG). В 2011-м начато производство низкопольных городских лайнеров ЛИАЗ-5292 на метане (CNG) с мотором MAN уровня Евро-5/EEV. В 2012-м начата конвейерная сборка «Газелей» с битопливным двигателем (бензин – сжиженный газ LPG). С 2013-го стартует производство автобусов среднего класса ПАЗ-3204 и КАВЗ-4238, чьи моторы настроены на потребление метана (CNG). А ранее, в феврале текущего года, состоялся предсерийный выпуск партии «Газель-Бизнес» CNG.

Метан выбран неспроста: именно он обеспечивает наименьший уровень расходов на топливо. Так, стоимость топлива на 100 км пробега составляет 150 руб. за CNG, 250 руб. за LPG, 320 руб. за дизтопливо и 390 руб. за бензин. При этом запас хода автомобиля с битопливным двигателем грузоподъемностью 1,5 т почти вдвое больше. При одной заправке на бензине он составляет 400 км, на дизтопливе – 475 км, на бензине и CNG – 700 км, на бензине и LPG – 870 км. Что называется, почувствуйте разницу.

 

 

 Приборный щиток битопливной «полуторки» как у обычной «Газели-Бизнес»

 

«Газель-Бизнес» CNG

Первая ласточка нового направления – самый массовый в России и СНГ малотоннажный автомобиль «Газель-Бизнес» с двигателем CNG. Он сертифицирован в конце 2012 г. и уже получил Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Все узлы и компоненты газовой системы данной «полуторки» сертифицированы в соответствии с правилами Европейской экономической комиссии ЕЭК ООН №110.

При подготовке этих машин к серийному производству особое внимание уделяли надежности и безопасности газобаллонного оборудования. Поставщиком такого комплекта вступила не отечественная, а иностранная компания – итальянская OMVL, один из мировых лидеров в производстве газовых систем с 20-летним опытом работы на рынке ГБО. Автомобиль оснащен единым блоком управления двигателем (бензин + газ) с кнопочным переключателем на панели приборов. Он обеспечивает плавность перехода с одного вида топлива на другой, а также поддерживает оптимальное соотношение воздуха и газа в горючей смеси. Для удобства в комбинацию приборов встроен штатный указатель уровня газа. На раму малотоннажника крепят четыре газовых баллона объемом 53,4 л с максимальным рабочим давлением 200 атм. Запас хода автомобиля с таким оборудованием при полной заправке составляет 300 км – для суточной езды по городу и ближнему пригороду достаточно за глаза.

Первые 10 машин из предсерийной партии передаются в тестовую эксплуатацию клиентам, уже имеющим опыт работы с транспортом на газомоторном топливе. Полученная от потребителей информация будет анализироваться, обобщаться и использоваться для дальнейшего совершенствования и доработки автомобилей.

Заводская установка оборудования CNG на «Газель» имеет свои преимущества. Среди них важно назвать самую низкую стоимость владения, снижение расхода топлива на 38 %, запас хода на двух видах топлива до 700 км, сохранение заводской гарантии на ключевые узлы и агрегаты на 2 года или 100 тыс. км пробега. Кроме того, это выполнение требований по безопасности транспортного средства, соблюдение экологических норм Евро-4 и Евро-5, использование ГБО четвертого поколения с сертификатами на все компоненты системы.

Наконец, исходные затраты на приобретение самого транспортного средства и оборудования в случае с «Газелью» минимальны, и они в разы ниже, чем у конкурентов. Судите сами. Бортовая «Газель-Бизнес» с двигателем УМЗ-4216 объемом 2,8 л обходится по цене от 533,5 тыс. руб., а доплата за CNG составляет 90 тыс. руб. В том же сегменте машин полной массой 3,5 т цельнометаллический фургон FIAT Ducato L2H2 c 2,2-литровым мотором имеет базовую стоимость 1,15 млн руб., а доплата за CNG выливается в 400 тыс. руб.

На шасси-«головастик» Mercedes-Benz Sprinter с двигателем М271Е18 рабочим объемом 1,8 л комплект газового оборудования NGT обходится дешевле, чем на FIAT – в 270 тыс. руб., но сам автомобиль стоит дороже – 1,41 млн руб. Примерно таких же денег на рынке стоит новое шасси IVECO Daily полной массой 5 т с трехлитровым двигателем F1C – 1,494 млн руб. И доплата за Natural Power по цене сопоставима – 280 тыс. руб.

Встав на путь газификации, Горьковский автозавод с него точно не свернет. Быть максимально эффективными – кредо не только президента Группы ГАЗ Бу Андерссона, но и всего многотысячного коллектива предприятия, одного из лучших в отрасли.

  Структура автопарка РФ по виду используемого топлива

 

Тип транспортного средства

На СУГ, ед.

На КПГ, ед.

На СПГ, ед.

На ДТ, ед.

На бензинах, ед.

Легковые а/м

828 204

 

86 000

714 142

32 303 883

Малые коммерческие а/м

528 660

916 068

1 953 731

Грузовые а/м

50 874

1 934 715

1 428 077

Автобусы

3 459

225 458

165 833

Мотоциклы

26 522

2 625 669

ИТОГО, ед.

1 411 197

86 000

3 816 904

38 477 192

 

Сравнение экономических показателей при приобретении газовых и дизельных автобусов в лизинг

 

Показатели (без НДС)

На КПГ

На ДТ

Экономия

Платежи по лизингу, тыс. руб.

1 736 342

1 271 513

–464 829

Увеличение расходов по амортизации и налогу на имущество по реконструкции 4 АТП, тыс. руб.

21 377

0

–21 377

Операционные расходы, тыс. руб.

5 115 264

7 455 192

2 339 928

ИТОГО, тыс. руб.

6 872 982

8 726 705

1 853 722

 

 Экономическая эффективность переоборудования АТС на СУГ (сжиженные углеводородные газы)

 

Марка автомобиля

Пробег в день, км

Средний пробег в год, км

Расход ЖМТ, л/100 км

Стоимость оборудования, руб.

Экономия затрат, руб./год

Срок окупаемости,

лет

ВАЗ-2110 «Лада»

150

37 500

7,8

22 000

9 221

2,4

ГАЗ-31105 «Волга»

150

37 500

11,5

24 000

20 151

1,2

ГАЗ-3221 «Газель»

200

50 000

16,2

26 000

48 753

0,5

УАЗ-2206 впрыск

200

50 000

16,5

26 000

49 934

0,5

УАЗ-2206 карбюратор

200

50 000

17,2

15 000

48 808

0,3

ЗИЛ-433362

200

50 000

36,2

30 000

119 350

0,3

ПАЗ-3205

200

50 000

32,0

25 000

103 757

0,2

 

Газобаллонные автомобили заводского исполнения, работающие на КПГ

 

Марка транспортного средства

Цена, руб.

АВТОБУСЫ

ПАЗ-320402-08

1 430 000

IVECO Daily 50C14GV TC2227UT

2 070 000

НЕФАЗ-5299-11-31

4 997 000

ЛИАЗ-5256

5 095 000

ЛИАЗ-5292.97

5 649 000

MAN Lion’s City CNG (A21)

Под заказ

ФУРГОНЫ И ТЯГАЧИ

IVECO Daily 50C14GV

1 770 000

КАМАЗ-65116-30

2 348 000

НЕФАЗ-4208

3 763 000

КАМАЗ ГПА с КМУ

4 556 000

ШАССИ

IVECO Daily 50C14 CNG

1 570 000

КАМАЗ-43114-3861-30

2 026 000

САМОСВАЛЫ

КАМАЗ-65115-865-30

2 663 000

КАМАЗ-65115-30

2 698 000

КАМАЗ-65115-863-30

4 358 000

МУСОРОВОЗЫ

КАМАЗ МКЗ-44501

3 712 000

КАМАЗ КО-440 ВГ-1

3 844 000

КАМАЗ БМ-53229-Г

4 763 000

ДОРОЖНАЯ И КОММУНАЛЬНАЯ ТЕХНИКА

КАМАЗ КО-829 Б1

3 746 000

КАМАЗ ЭД-405 АГ

4 017 000

КАМАЗ КО-560 Г

5 418 000