Презентация "«Газель»: перезагрузка"


 

 Вслед за «Газель-Бизнес» Горьковский автозавод освоил производство самой удачной 1,5-тонной модели за всю историю. «Газель NEXT» не рестайлинговая, а принципиально новая «полуторка». У нее много общего с предшественницей и, в то же время, это совершенно другой продукт. Он появился на 19-м году производства самой массовой модели и вобрал в себя все передовое и лучшее.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Семейный альбом

Премьера новой модели состоялась в Нижнем Новгороде, на гоночной трассе «Нижегородское кольцо». Название «Газель NEXT» на слуху не только у российских перевозчиков и их коллег в СНГ – к машине присматриваются иностранцы.

Днем рождения легкого грузового автомобиля ГАЗ-3302 «Газель» грузоподъемностью 1,5 т считается 20 июля 1994 г. В 94-ом на выставке MIMS-94 «Газель» получила Гран-при журнала «За рулем». После этого была масса российских и международных призов, дипломов, наград как за отдельные модели, так и за семейство в целом. В 1995-м было подписано соглашение с австрийской фирмой Steyr о создании СП по производству дизельных двигателей и начата конвейерная сборка ГАЗ-2705 с цельнометаллическим кузовом. С 96-го по 99-й заработали сборочные заводы в Казахстане (Алма-Ата), Молдове (Кишинев), Дагестане, Хакассии (Абакан), Украине (Пролиски), Республике Беларусь (Минск).

В 2000 г. в США подписали соглашение о создании СП «EAST Motors» для организации экспорта автомобилей ГАЗ в страны Центральной и Южной Америки, открыли новое предприятие по изготовлению «Газелей» и «Соболей» в Литве (Рокишкис). В 2001 г. подписали лицензионное соглашение с иранской промышленной группой Iran Khodro Diesel о сборке на ее площадях автомобилей «Газель». А в 2002 г. организовали сборку «полуторок» на Львовском автобусном заводе (Украина).

Январь 2003-го отмечен стартом сборки рестайлинговых «Газелей» и «Соболей». В ноябре 2004-го состоялась презентация ГАЗ-3310 «Валдай», имеющего кабину и ряд ключевых узлов и агрегатов от «Газели». Через 11 лет после появления «Газели» 4 августа 2005 г. конвейер Горьковского автозавода покинула миллионная «полуторка» ГАЗ-3302. В 2012-м запустили сборку «Газелей» в Турции. Всего в настоящее время по дорогам мира бегает 1,8 млн таких легких грузовиков. Модель стала товарным символом предприятия и если хотите – визитной карточкой российского автопрома.

 

Первый официальный тест-драйв проходил в условиях сильного снегопада: вот такая в России весна!

 

Своевременная рокировка

На смену «Газели-Бизнес» приходит «Газель NEXT», на ее базе планируется создать полную линейку коммерческих автомобилей ГАЗ. В нынешнем году в план включен выпуск бортовых модификаций, грузовика с двухрядной кабиной, спецтехники и каркасного автобуса. Начало продаж – август-сентябрь, а версий со сдвоенной кабиной – октябрь. В 2014-м начнется серийное изготовление цельнометаллического фургона, пятитонной версии и нового среднетоннажника «Ермак» фактически с такой же кабиной, но другими станут бампер, крылья и оперение.

В ходе испытаний суммарный пробег более 100 тестовых «полуторок» составил более 2 млн км. Тесты проводили с максимальной загрузкой в 3,5 т. Проверялась устойчивость, управляемость, тормозные свойства, надежность, выносливость при наезде на бордюрные камни, переезде через железнодорожные пути и трамвайные рельсы. «Газель NEXT» экзаменовали на акустический комфорт, удобство обслуживания и ряд других параметров. В общей сложности в создание трех моделей (бортового грузовика, автомобиля со сдвоенной кабиной и 18-местного автобуса) инвестировали 5 млрд руб.

Экспортная ориентированность продукта побудила создателей новой «полуторки» совместно со специалистами Applus IDIADA провести 9 месяцев испытаний на полигоне в Испании для доводки шасси – подвески, рулевого управления и амортизаторов. Тормоза проверяли на покрытии шести типов, в том числе в колее, на волнистой поверхности и в повороте. После проверок тестовые «полуторки» разобрали и направили узлы на металлографическое исследование. Никогда прежде продукт не подвергался такой тщательной доводке.

Серийный выпуск новинки идет на высокоточных производственных линиях. Были модернизированы линии штамповки, сварки, окраски и введены дополнительные точки контроля. Львиную долю штампованных панелей «Газель NEXT» изготавливают на оборудовании японской фирмы Komatsu. При этом задействовано свыше 230 высокоточных штампов, контрольных приспособлений и средств автоматизации из Южной Кореи. Математическое моделирование, разработку конструкции штампов и отработку технологии взяли на себя специалисты инжиниринга производственной оснастки V-EnS – дочернего подразделения LG. Новые сварочные линии позволяют производить на одной линии кабины «Газель NEXT», «Газель-Бизнес» и «Валдай».

Лучшее – враг хорошего

 

Модернизация производства: на одной нитке конвейера собирают и ГАЗ-3307, и «Валдай»

 

Одно из главных отличий стартовой версии «Газель NEXT» - увеличенная бортовая платформа, которая увязана с габаритами европаллет: стандартная версия вмещает 5 европоддонов, а длиннобазная – целых 6. Учитывая огромное количество пакетированных грузов и запрет на движение тяжелого коммерческого транспорта в центре городов и транзитных большегрузов на МКАДе, новая «полуторка» может стать палочкой-выручалочкой, способной быстро доставлять грузы в населенные пункты к торговым кластерам, складам и офисным центрам.

При наличии тента объем кузова составляет от 11 м3. Преимущество достигается за счет прямоугольного, а не изогнутого домиком каркаса. Упрочненный каркас и настил пола из влагоустойчивой фанеры, скобы для фиксации груза избавляют от необходимости что-то усовершенствовать. Как опция доступны алюминиевые панели с защитным покрытием.

На «Газели NEXT» увеличено жизненное пространство: на 10 % в зоне головы и на 15 % в зоне ног. Больше площадь остекления и улучшен обзор. Площадь дверного проема выросла на 23 %. Дверь фиксируется в крайних и в промежуточных положениях. Высота подножки понижена на 85 мм.

Сиденье водителя имеет 5 уровней регулировки, снабжено поясничным подпором, подогревом и анатомической поддержкой.  В машине установлены ремни безопасности с преднатяжителями новой конструкции от компании ТАКАТА. Повышена структурная жесткость кабины, в конструкцию силовых элементов заложены программируемые зоны смятия, их создавали инженеры компании Comau. Результат подтвержден тестами: успешно проведены испытания типа «маятник» и «удар о препятствие».

Система охлаждения двигателя стала более эффективной. В ней алюминиевый радиатор большего объема и раздельное расположение радиатора и интеркулера. На панели приборов появился подсказчик – контрольная лампа, завязанная на расширительный бачок с датчиком наличия охлаждающей жидкости.

 

Под капотом расположен 2,8-литровый дизельный двигатель Cummins Евро-4 мощностью 120 л. с.

Комбинация приборов проста и информативна, в центре – монохромный зеленый дисплей.

 

 

 

Ходовые качества

Реечный механизм рулевого управления  вместе с усилителем дает легкость управления. Рулевое управление и подвеска собраны в один модуль, при ускорении на прямой и движении с постоянной скоростью наполовину груженая машина ведет себя стабильно без подруливания. Телескопический механизм складывания позволяет минимизировать травмы при фронтальном столкновении. Предусмотрена возможность установки подушки безопасности.

Двухрычажная конструкция независимой передней подвески по надежности не уступает рессорной. Подвеска обеспечивает плавность хода, улучшает курсовую устойчивость и управляемость на высоких скоростях.

Добрых слов заслуживает тормозная система. Еще на статической презентации я обратил внимание на «располневший» главный цилиндр и вакуумный усилитель Bosch. Кроме того, используются тормозные диски повышенной термостойкости и высокоэффективные передние тормозные механизмы Mando. С июня автомобиль получит новую ABS девятого поколения, а в перспективе станет доступна система динамической стабилизации ESP. Но и при нынешнем оснащении «Газель NEXT» ведет себя достойно – тормозной путь стал короче на 3 м.

 

Подвиньтесь, конкуренты!

По мнению газовцев, три года назад серьезным конкурентом «Газели» можно было считать Hyundai Porter, два года тому – FIAT Ducato, а в прошлом сезоне – Foton. Сегодня в сегменте малотоннажников Горьковский автозавод не боится конкурентов. «Газель NEXT» достойно выдерживает сравнение не только с китайскими и корейскими, но и с европейскими одноклассниками.

Тормозной путь со скорости 80 км/ч до полной остановки у «Газель NEXT» составляет 34,2 м против 36,5 м у европейского аналога. При этом требуемое усилие на педаль у российского автомобиля составляет 15 ед., а у конкурента из ЕС – 16,2. Такая разница повышает порог утомляемости и экономит физические силы.

У российской «полуторки» лучшая цена в классе: европейские аналоги на 30 % дороже. Розничная цена шасси «Газель NEXT» стартует с отметки 699 тыс. руб., а бортовой платформы – с 724 тыс. руб.  Для сравнения: более скромный по габаритам Hyundai Porter со сдвоенной кабиной грузоподъемностью менее тонны (995 кг) продают за 830 тыс. руб. Аналогичный KIA Bongo стоит больше миллиона. Бортовая платформа VW Transporter - от 960 тыс. руб.

По совокупности потребительских качеств «Газель NEXT» представляет собой лучшее предложение на рынке, и продолжает совершенствоваться. В мае завершатся испытания ABS нового поколения в Испании, а с июля эта система станет доступна как опция вместе с подушкой безопасности и новой коробкой передач. Другое допоборудование начнут предлагать по мере готовности к производству. Каркасный автобус на 18 мест серийно оснастят и ABS, и ESP.

 

Приоритеты профессионалов

Сейчас конвейер ГАЗа ежедневно покидают 30 «Газелей NEXT», план-2013 предполагает выпуск 22 тыс. ед. новой «полуторки», а в дальнейшем около 45 тыс. ед. в год. Завод в состоянии выпускать новинку и ее предшественницу в соотношении 95 и 5 % или наоборот.

На оптимистическую волну настраивает наличие у «Газели NEXT» двигателя Cummins. Как только импортный силовой агрегат появился на обновленном «Валдае», годовой выпуск модели вырос в 10 раз – с 500 ед. ранее до 5 тыс. ед. в 2013-м. Бензиновые «полуторки» завод начнет выпускать с 2014 г. и стоить они будут на 100 тыс. руб. меньше дизельных.

Бесспорным плюсом является уменьшение стоимости ТО за счет необслуживаемого рулевого управления и меньшего количества регулировок. Ресурс тормозных колодок и дисков увеличен в 1,5 раза. Автомобиль характеризуется высокой остаточной стоимостью за счет применения оцинкованной стали, а также узлов и компонентов с увеличенным ресурсом. У новой «полуторки» завидные условия гарантии: 3 года или 150 тыс. км пробега на основные узлы и агрегаты, плюс 5 лет от сквозной коррозии.

Средняя стоимость ТО для «Газели NEXT» составляет менее 7 тыс. руб. Себестоимость 1 км при пробеге 100 тыс. км - от 5 до 5,5 руб. Остаточная стоимость «Газель NEXT» на 20-25 % выше, чем у «Газель-Бизнес». Через 3 года при пробеге 60 тыс. км в сезон суммарные затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию составят примерно 900-950 тыс. руб.

Для покупателей будут доступны кредитные и лизинговые программы (в том числе без удорожания), плюс trade-in и программа ГАЗ Assistance, предусматривающая круглосуточную техническую поддержку в 61 регионе России. Действуют и топливные карты.

Конечно, новый продукт не может быть исключительно совершенным, но то, что это уже более высокая ступень в развитии – очевидно.

 

 

Технические характеристики «Газель NEXT»

(данные завода-производителя)

 

Параметры моделей

А21R22

А21R32

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Полная масса, кг

3500

3500

Масса снаряженного а/м, кг

2060

2230

Габаритные размеры (ДхШхВ), мм

5630х2070х2140

6709х2070х2140

Колесная база, мм

3145

3145

Колея передних / задних колес, мм

1750 / 1560

1750 / 1560

Минимальный дорожный просвет, мм*

170

170

Минимальный радиус поворота, м**

5,6

6,5

Расход топлива, л/100 км при 60 и 80 км/ч***

8,5 / 10,3

8,5 / 10,3

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

134

132

Углы свеса (с нагрузкой), град.: передний/задний

22 / 23

22 / 17

Погрузочная высота, мм

955

955

ДВИГАТЕЛЬ

Модель

 Cummins ISF 2.8s4129P Евро-4

Тип

Дизельный, с турбонаддувом и охладителем надувочного воздуха

Число и расположение цилиндров

4, рядное

Рабочий объем цилиндров, л

2,8

Степень сжатия

16,5

Максимальная мощность, кВт (л.с.) / об/мин

88,3 (120) / 3600

Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) / об/мин

270 (27,5) / 1400-3000

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление

Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом

Коробка передач

Механическая, 5-ступенчатая

Карданная передача

Два вала с тремя карданными шарнирами и промежуточной опорой

Тип главной передачи и передаточное число

Гипоидная, 4,3

Дифференциал заднего моста

Конический, шестеренчатый

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Тип и размерность колес

Дисковые, с неразборным ободом 5½Jx16H2

Тип и размерность шин

Пневматические, радиальные, 185/75R16C

Передняя подвеска

Независимая, на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости

Задняя подвеска

Две продольные полуэллиптические рессоры с дополнительными рессорами и стабилизатором поперечной устойчивости

Тип и число амортизаторов

Газонаполненные, телескопические, двухстороннего действия, 4

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Тип рулевого механизма с ГУР

Реечный

Насос ГУР

Пластинчатый, двухкратного действия

Рулевая колонка

Регулируемая по углу наклона

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Тип рабочей тормозной системы

Двухконтурная, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем

Тормозные механизмы передних / задних колес

Дисковые / Барабанные

Запасная тормозная система

Каждый контур рабочей тормозной системы

Стояночная тормозная система

С механическим тросовым приводом к тормозным механизмам задних колес

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Тип

Постоянного тока, однопроводное

Аккумуляторная батарея / номинальное напряжение, В

6CT-75VL или 6CT-85VL / 12

ГАРАНТИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

Заводская гарантия

36 месяцев или 150 000 км

Межсервисный интервал ТО, км

20 000

Примечания. *Под картером заднего моста при полной массе. **По колее наружного переднего колеса. ***Контрольный, при движении с постоянной скоростью.