Спецновинка "Дорожный принтер становится трендом года"


 

Алексей Карпенко

фото автора и производителей

 

Трудоемкий процесс ручного мощения тротуарной плитки, обрезного камня и прочих материалов постепенно вытесняется технологиями механизированной укладки. У наших хозяйственников к подобному новшеству пока отношение осторожное …

 

Вставай, поднимайся, рабочий народ!

Россия не ведет статистики занятости и трудозатрат в ручном мощении тротуарной плиткой пешеходных зон, дорожек и площадок. Впрочем, мировая статистика об этом тоже умалчивает. Многие специализированные предприятия в рекламных проспектах на услуги по укладке плитки указывают, что затраты минимальные. Здесь они не просто лукавят, они идут на прямой обман: ручная укладка материалов мощения относится к трудоемкому процессу и по нынешним мировым стандартам оправдана лишь на маленьких объемах работ. В масштабах мегаполисов, где отсчет идет на сотни тысяч квадратных метров зон мощения, прогрессивными и менее затратными являются технологии с применением механизированной укладки.

В России такие технологии пока на этапе становления. У нас едва ли не в каждом регионе есть по нескольку предприятий с современным оборудованием для изготовления плитки разной формы и цветовой гаммы, но нет ни одного завода, специализирующегося на выпуске самоходной техники для механизированной укладки плитки, даже менее сложная по конструкции навесная атрибутика к экскаваторам, мини-погрузчикам у нас серийно не производится. Потому всю технику для механизированной укладки материалов мощения к нам везут из-за рубежа.

Нужно сказать, что популяция таких средств механизации пока мизерная. В России хорошо известны лишь немецкие машины Optimas и Probst, лидирующие на рынке продаж. На нашу торговую площадку прорываются немецкие компании Grunig с машинами Uni Truck, Hydromak Lehnen, Ipro с одноименной техникой. Им в спину дышат универсальные по узлу крепления навесные гидравлические захваты Hunklinger к экскаваторам и бортовым погрузчикам.

Не требует доказательства, что бригадам рабочих на классической укладке трудно сравниться по производительности с тем же самоходным укладчиком или же альтернативной ему навеской мощения. К примеру, малолитражный Optimas Н 88 с дизельным двигателем Lamborghini (34 л. с.) за один раз берет сразу 24 плитки среднего размера и покрывает один квадратный метр площадки. Территорию в 5 тыс. кв. метров Optimas или другая модель вымостит всего за 200 часов, а бригаде рабочих понадобится тысяча часов, это приблизительно сто 10-часовых смен, т. е. в пять раз больше.

К слову, разница в самоходе и навеске лишь в себестоимости укладки, поскольку все зависит от мощности используемого для этого экскаватора/погрузчика и потребляемого их моторами топлива за единицу рабочего времени. Но самоходный укладчик на единицу времени затратит меньше топлива, чем колесный экскаватор средней размерной группы с навесным захватом укладки вместо ковша.

О сравнительных характеристиках упомянутых выше самоходных машин и навесных органов мы подробно рассказывали в обзорной статье «Механизированные укладчики мостовых» (см. «Спецтехника», 2010 год, № 7). Сейчас появились новые высокопроизводительные дорожные машины непрерывной ленточной укладки  тротуарной плитки.

 

Внимание: на дороге работает… печатный станок

Родоначальником машин ленточной (конвейерной) укладки материалов мощения считается голландский дорожный принтер Tiger-Stone компании Vanku BV. Это – полная альтернатива асфальтоукладчику средней размерной группы. Различие лишь в том, что вместо тянущейся из-под трамбующего бруса и выглаживающей плиты еще горячей полосы асфальта на приготовленную подушку дорожной основы  ложится тротуарная плитка. Причем ложится не хаотично, а в заданном рисунке. В кругу специалистов такая самоходка мощения вполне оправданно получила название дорожный принтер, т. к. по схеме работы напоминает непрерывно печатающий полиграфический станок или обычный офисный принтер. На сегодняшний день такая технология механизированного мощения является самой современной и наиболее производительной. Разгрузочный лоток укладчика выдает непрерывную полосу плиточной мостовой и как бы впечатывает кирпичики в землю. Ручного труда в этой технологии минимум.

Производителю Vanku BV нужно отдать должное хотя бы за то, что поднял с колен рабочих, избавив их от каторжного труда на укладке мостовых. Впрочем, высокая производительность Tiger-Stone тоже заслуживает похвалы. И хотя цикл укладки полностью автоматизированным назвать нельзя, поскольку рабочие выкладывают на конвейере кирпичи плитки сами, но это все же в два-три раза легче и быстрее, нежели по классической схеме «с колен». За смену такая машина способна покрыть 300 кв. м тротуара. С подобной производительностью ранее существующие способы мощения сравниться не могут.

Конструкция дорожного принтера – это обычная рабочая машина с открытой платформой, чем-то напоминающая подъемную корзину вертикального тросового хода. Здесь же наземное транспортное средство с гусеничным движителем и поперечной к нему платформенной площадкой в рабочем положении. В режиме перевозки платформа смещается и находится в продольном расположении к ходовой базе.

 

Tiger-Stone имеет несколько версий рабочей зоны укладки – четыре, пять и шесть метров. Стоимость его колеблется от 60 до 80 тыс. евро. Каждое исполнение позволяет регулировать ширину полосы по-своему, вплоть до узенькой дорожки. Что касается привода, то здесь стоят электромоторы, которые запитаны по фидерному каналу от внешнего малогабаритного электрогенератора, силовой кабель разматывается вслед за удаляющейся машиной. Потом электрогенератор на ручной тележке передвигается, позволяя укладчику вновь пройти соответствующее длине фидера расстояние. Если учесть, что за минуту машина в рабочем режиме по максимуму может пройти где-то два, но не более трех метров, то будет достаточно и 40-метровой бухты силового кабеля.

Подготовка основы для мощения такая же, как и для машин с захватывающими устройствами или для ручной укладки. Обслуживает машину обычный малогабаритный погрузчик. Он забирает ковшом плитку или нарезной камень с паллет, подвозит к укладчику и навалочном способом загружает материал в бункер (слот), который находится сверху. Стоящие на платформе два или три рабочие (зависит от ширины полосы) вручную выкладывают по нужному рисунку (конфигурации) плитку на наклонной столешнице, которая по высоте расположения находится на уровне пояса оператора. Так рабочему не нужно тянуться вверх к бункеру за кирпичиком плитки, и нет надобности нагибаться для укладки материала в приемный лоток столешницы.

В едва заметном движении установки кирпичи кладки под силой собственной тяжести постепенно перемещаются со столешницы к земле по наклонной поверхности выходного лотка, который выполняет негласную миссию толкателя. Уже там под натиском следующих рядов плитки в момент касания с песчаной или другой подушкой основы кирпичи подпрессовываются: верхние ряды плитки с решетчатой неподвижной транспортерной ленты всей своей массой давят на нижний с большим усилием, нежели резиновый молоток рабочего на ручной укладке. Такой гравитационный метод прессования не требует использования легких дорожных катков для дальнейшей трамбовки полотна. Уложенная плитка не расползается и не прогибается даже под весом техники: по свежеуложенной дорожке сразу же курсирует погрузчик, который загружает бункер дорожного принтера очередными порциями материала для мощения.

На следующем этапе производится засыпка поверхности смесью из песка и цемента, заполняющей швы между плиткой. Полностью заполненные швы передают нагрузку от одного элемента мощения к другому, исключают самовольный сдвиг плитки и придают поверхности эластичность.

Сейчас у Vanku BV с его дорожным плитоукладчиком Tiger-Stone появились последователи: инженеры из Бельгии создали свою машину, получившую название RoadPrinter, т. е. дорожный принтер. Это тоже полуавтомат, способный работать как с тротуарной плиткой, так и с брусчаткой высотой до 15 см.  Он  создавался с учетом практического применения и накопленного опыта эксплуатации «тигра».

Принцип работы такой же, хотя и сделана машина не под копирку: многочисленные требования и пожелания пользователей Tiger-Stone были изучены и учтены при новой разработке. Бельгийский RoadPrinter (6250x210x165 мм в собранном виде) тоже состоит из рабочей платформы на гусеничном движителе (привод от электрических моторов, 1,5 кВт) с низкой удельной грунтонагрузкой и наклонной плоскости, по которой собранное в нужный рисунок дорожное полотно под действием силы тяжести укладывается на поверхность подготовленной подушки.

Конструкция машины с клиренсом 350 мм сделана так, что позволяет печатать из плитки любой рисунок с самым сложным цветовым орнаментом, включая декоративный вставки. Правда, в сложной гамме «плиточной аппликации» рабочим нужно быть более внимательными и строго следовать эскизным наброскам. По сути, это та же вышивка, только не разноцветными нитками по ткани, а многоцветием плиток по дорожной основе.

Помимо этого дорожная машина RoadPrinter, у которой нет движущихся узлов (за исключением ходовой базы и поворотного механизма платформы для транспортного и рабочего режимов работы), при необходимости закладывает удерживающие полотно крайние камни, бордюрные бортики. Здесь, как и в Tiger-Stone стоят датчики автоматического направления движения машины, что исключает уход с заранее заданной траектории дороги: сенсоры слежения ориентируются по краям полотна. Обычно это заранее уложенные бордюрные камни или выступы в бетонной основе подушки. Погрешность в траектории минимальная, датчики ведут машину с точностью до миллиметра.

Многие эксперты уже говорят о том, что Tiger-Stone и RoadPrinter станут на европейском рынке дорожных машин, включая российский, трендом 2013 года. Так ли оно будет и, главное, сбудется ли у нас, покажет время. Впрочем, к хорошему всегда тянет и здесь мы не исключение…