Спецобзор "Малолитражки широкого спроса"


Валентин Ожго,

фото автора

 

 

Группа малогабаритных машин общестроительного, коммунального и сельскохозяйственного предназначения заметно расширяется. В этом сегменте техники достойное место заняли и наши разработчики…

 

Они строить и жить помогают

Зарубежные производители мини-техники пока лидируют на торговой площадке России, но их монополия заканчивается. Осваивать группу малогабаритных машин взялись многие наши производители. Правда, реальными результатами могут похвастаться лишь единицы: около десятка машин общестроительного, коммунального и аграрного предназначения находятся пока на стадии разработок и заводских испытаний.

Реальным конкурентом импортным малолитражкам на российской площадке к настоящему времени является МКСМ 800А. Эта машина прошла серьезную модернизацию и сейчас по рабочим характеристикам может соперничать даже с именитыми брендами. Концерн «Тракторные заводы», под патронатом которого выпускаются эти «гномики», сейчас перераспределил компетенции между производственными площадками своей машиностроительно-индустриальной группы и перенес конвейер сборки мини-погрузчиков МКСМ 800А в Саранск на завод САРЭКС.

В феврале нынешнего года это предприятие начало выпуск машин МКСМ 800А, а уже в марте первая партия упомянутой техники была поставлена в Краснодарский край. Малолитражки серии «А» отличаются от машин предыдущей версии новым эргономичным дизайном, увеличенным обзором кабины, улучшенными скоростными характеристиками, удобством обслуживания и снижением уровня шумности.

Разработчики постарались приблизить технические параметры модернизированных погрузчиков к зарубежным аналогам. Машины получили бортовые цепные передачи с приводом от гидромотора, встроенные в силовую конструкцию рамы. Что касается комплектации силового блока, то сейчас это тандем гидронасосов Eaton, установленный на двигатель через муфту сцепления. Это – реальная адаптация к условиям суровых российских зим, позволяющая без проблем осуществлять утренний пуск двигателя в сильные морозы. Гидравлическая система построена на основе современных комплектующих, на нее дается 3-летняя гарантия, как и на технику зарубежных производителей.

Новинка понравилась российским потребителям сразу: портфель заказов начал наполняться еще до официального выхода модернизированных «восьмисотых» в серию. В числе первых заказчиков - компании Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Крупная партия малолитражных погрузочных машин пополнила парк из более четырех сотен мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ предыдущего поколения.

Правда, столь резкий рывок в отечественном машиностроении и признание потребителей удается не каждому. Многие пока ведут собственные разработки и заводские испытания. Реальное получение ОТТС (одобрение типа транспортного средства) возможно для московской компании «Унимит» (Unimit) - название компании расшифровывается как «универсальная мини-техника». В компании готовится к выводу на серийный поток «эльф» UN1810 - самая маленькая и пока единственная коммунально-строительная машина, когда-либо выпускаемая не только в России, но и в странах Содружества.

Сразу нужно сказать, что чего-то нового разработчики компании не изобрели - схема бортового поворота колесных машин, пост управления в положении стоя на откидной платформе для ног оператора - за последние 10-15 лет зарубежные производители часто прибегали к такой конструкции малогабаритных машин как колесных, так и гусеничных. Ранее мы уже писали о моделях Boxer 320, -322, -425, 427 на гусеничном движителе, «эльфах» Dingo на колесном шасси бортового поворота и др.

 

 

В статусе самого маленького

Москвичи создали свою четырехколесную машину по принципу бортового поворота, следуя канонам мировой школы «бортовиков». Однако свое ноу-хау в конструкции все-таки есть: базовое шасси колесного мини-трактора можно использовать под всевозможные надстройки модульного типа.

Зарубежные производители достигли многооперационности своих малогабаритных аналогов за счет удобства замены навесного рабочего оборудования (погрузочных, экскавационных ковшов, ямобуров, паллетных вил и т. п.). Наши конструкторы пошли еще дальше и помимо сменной рабочей атрибутики применили еще схему модульной комплектации надстроек, что сразу же переводит такие машины в статус универсальных. Таким образом, потребитель за счет самой надстройки легко трансформирует технику в специализированные коммунальные, сельскохозяйственные, ландшафтные или же другие машины, вплоть до транспортных и самосвальных. Общими остаются только шасси и навесные рабочие инструменты, а вот тип надстройки меняется в зависимости от времени года, сезонности работ, ведомственного применения и условий рабочей площадки.

Максимальная транспортная скорость движения машины не превышает 10 км/час. Оператор может управлять ходом с подножки или идя рядом. Здесь применили джойстиковую схему управления с кулачковой рукоятью на четыре позиции – наклон в левую сторону или правую служит для поворота и маневрирования, а подача джойстика впереди или назад дает движение вперед или назад. Если в любую сторону джойстик наклонить до упора, то машина за счет реверса колес с одной стороны вперед, а по другому борту назад разворачивается практически на месте. По сути, это принцип работы гусеничного движителя. Соответственно уровень подачи кулачковой рукояти джойстика вперед или назад регулирует обороты гидромоторов и скорость движения.

Главное достоинство, в том, что плита фронтального погрузчика, на которую навешиваются подметальные щетки, ковш погрузочный, паллетные вилы, гидромолот и другой инструмент, легко снимается. Достаточно поставить четыре аутригера (по два с каждой стороны), поддомкратить надстройку погрузчика, которая приподнимется над шасси, отсоединить рукава высокого давления от базового шасси и вывести машину из-под надстройки.

Стойки аутригеров не гидравлические, а обычные механические с червячным механизмом подъема методом ручного вращения. Для надежного хранения надстройки вне базового шасси каждая стойка опоры внизу снабжается «ступней», что придает устойчивость и предохраняет надстройку от случайного опрокидывания.

 

Не конкурент, а союзник

Разработчики компании «Унимит» пока создали для базового шасси две модульные версии надстройки. Помимо модуля фронтального мини-погрузчика создана сугубо коммунальная надстройка - высоконапорное поливомоечное оборудование с емкостью на 300 л. Размер емкости и итальянский гидроприводной насос высокого давления, достаточны для 30-минутной работы на помывке аллейки шириной 1,2 м. Кроме фронтальной электроприводной направляемой линейки с форсунками есть еще барабанная бухта с рукавом и пистолетом мойки, что позволяет организовать «банные процедуры» в труднодоступных местах. Это дает возможность работать в парковых зонах, где требуется помывка скамеек, скульптур, указателей, во дворах жилых домов. К слову, такую комплектацию разработчикам подсказали сами коммунальщики, которые ощущают острый дефицит машин именно дворового формата.

Генеральный директор «Унимит» Игорь Двоскин в эксклюзивном комментарии нашему журналу по поводу новичка сообщил, что в коммунальной сфере применения это не уличная машина, а дворовая. И предназначена она для управляющих компаний, ЖЭКов, коттеджных поселков, а также и для индивидуального пользования. Более полусотни быстросменных навесных инструментов позволят малолитражке оперировать везде. В машине UN1810 отдали предпочтение 2-цилиндровому карбюраторному двигателю Honda 4-тактного цикла и мощностью 24 л. с. Пока генератора на машине нет, используется обычное магнето. Имеющаяся одна маломощная фара явно недостаточна для работы в сумерках, сейчас вносятся изменения в конструкцию для комплектации генератором и двумя фронтальными фарами освещения. Позади, возможно, поставят габаритные огни, но, скорее всего, это будут катафоты (световозвращатели).

Габариты машины (со сложенной подножкой всего 1,66 м в длину, 1,03 м в ширину, 1,56 м в высоту) и масса (650 кг +170 кг надстройка погрузчика) позволяют работать на ступеньках подъездов, бордюрных бортиках аллеек, газонов и т.д., не разрушая их при движении. Машиной может управлять любой человек, прошедший краткий курс по технике безопасности и обучившийся основам обращения с этой техникой. Поскольку это дворовая машина, а не для проезжей части и выезда на улицу, то здесь не понадобится даже удостоверение тракториста. Это – современный рабочий инструмент (метла, лопата, грабли, тележка и др.) нынешнего дворника, которому большая физическая сила уже не понадобится, а вот голова нужна: машину необходимо чувствовать и понимать.

Ожидается, что после апрельской премьеры на выставке «Доркомэкспо» UN1810 завершит период сертификации и во втором полугодии 2013 г. выйдет в мелкосерийное производство, а чуть позже и на полномасштабный выпуск. Правда, для этого нужно будет набрать хороший портфель заказов, а он наполнится, если стоимость будет ниже зарубежных аналогов и соотношение цены и качества окажется приемлемым даже для маленьких коммунальных предприятий.

 

Заграница не дремлет

Зарубежные производители малогабаритных машин общестроительного, коммунального и другого предназначения на российской площадке нашли хороший рынок сбыта и довольно активно продвигают свою технику на постсоветское пространство: есть спрос – есть сбыт.

На весенней выставке «Доркомэкспо» вновь появилась мини-техника MultiOne компании C.S.F. srl (Италия). Модельный ряд производителя был представлен моделями нескольких размерных групп – карбюраторных машин М-серии мощностью 20, 23 и 20 л. с. для частных хозяйств и небольших предприятий, S-серии из трех моделей (S520, S525, S630) в дизельном исполнении и грузоподъемность от 0,45 до 1,6 тонны. По сути, это рабочие муравьи с обширной линейкой рабочих насадок – 170 наименований. Первые месяцы продаж показали, что спрос на такую технику хороший. Большого ажиотажа, конечно же, нет, но заказы на технику превысили планируемое, а к последней декаде апреля даже образовалась очередь.

Ближайшему конкуренту и хорошо востребованному на нашем рынке брендовому производителю мини-техники с клеймом Avant (Финляндия) очередное появление «итальянцев» в России радости не принесло, поскольку между ними снова развернулось негласное соперничество. У обоих производителей практически аналогичные машины и с хорошей «родословной». Выделить кого-то одного нашим потребителям будет трудно. Разве что визуально - финны предпочитают светло-зеленый колер  машин, а итальянцы облюбовали светло-синий. Силовые характеристики, рабочий диапазон машин с бортовым поворотом и шарнирно-сочлененным исполнением шасси, расход топлива на единицу операционного времени практически совпадают.

На Васильевском спуске у стен древнего Кремля эти машины стояли практически рядом, различие замечали немногие, лишь внимательный взгляд специалиста мог найти основную отличительную черту в малолитражках двух маститых производителей. К примеру, у финских машин стрела однолучевая, а у итальянских – двухлучевая или, как ее еще называют, Н-образная. Скорее всего, это и будет решающим фактором при выборе машин нашим потребителем. Впрочем, многих подкупит и то, что итальянские машины могут идти не с оригинальными стеклянными кабинами завода-изготовителя, а сделанными в России (г. Апрелевка, Московская область) поликарбонатными салонами с чуть меньшим остеклением, но где-то на 100 тыс. руб. дешевле…