Спецобзор "Нелегкая доля тяжелых машин"


 

Автор Алексей Карпенко

Фото автора и рпоизводителя

В сегменте строительной техники экскавационные машины за несколько кризисных лет сдали свои позиции. Скачкообразный прошлый год, немного поднявший мировые объемы выпуска землекопов, для нашей торговой площадки оказался вялым по темпам роста, поскольку спрос на экскаваторы оставался низким, а предложения били все рекорды…

 

Сдача позиций была закономерной

Фатального перенасыщения рынка экскаваторов избежать не удалось: спрос оказался ниже предложений, а затоваривание складских запасов сыграло злую шутку с производителями и их дилерами на местах. В ожидании своего покупателя заcтоялись как сравнительно недорогие машины отечественного производства, так и более дорогие экскаваторы, ввезенные на нашу таможенную территорию из-за рубежа. Последних оказалось больше. Правда, ожидаемого в таких случаях уменьшения стоимости не произошло.

Сказать, что наш рынок экскаваторной группы машин лихорадит нельзя, но нестабильность налицо. Стагнации еще нет, хотя некоторые маститые игроки покинули не только рейтинговый ТОП-10, но и рынок вообще. К примеру, патриарх российского машиностроения Ковровский экскаваторный завод, получивший удар ниже пояса, стал банкротом и практически исчез, так и не дотянув до своего 150-летнего юбилея, который намечалось отпраздновать в 2011 г.

Впрочем, даже будь «Ковровец» на плаву, это вряд ли улучшило бы ситуацию на внутреннем рынке производства, поскольку удельный вес российского машиностроения в этом сегменте продукции постоянно падал и к настоящему времени составляет где-то 10 процентов емкости. Некоторые эксперты склонны утверждать, что к сегодняшнему дню наша доля в емкости российского рынка продаж экскаваторов не превышает 7-8 процентов, а все остальное заняла техника made in…

Российская ниша в основном держится на землекопах Тверского экскаваторного завода, но и его доля снижается под натиском машин японского, корейского, китайского производства. С запада напирает Европа с немецкими, шведскими, итальянскими экскаваторами, а из-за океана дополняет интервенцию ударная волна от прибавляющейся экскавационной техники с американским клеймом. Впрочем, погоду на российской торговой площадке делает не только внешний приток экскаваторов, но и внутренний. Правда, новую экономическую политику в этом сегменте машин делают не наши исполины машиностроения, а созданные на территории РФ сборочные предприятия мировых брендов.

 

 

 

Еще осенью 2010-го руководство Тверской области и компании Hitachi Construction Machinery подписали соглашение о строительстве рядом с областным центром (индустриальный парк «Раслово» в Калининском районе) завода по производству экскаваторов. И завод строится. Первый экскаватор должен вот-вот сойти с конвейера. Ежегодно предприятие будет выпускать около 2 тыс. гидравлических экскаваторов.

Самое интересное в том, что японцы пошли в Тверь «косяком»: вслед за Hitachi на эту площадку положила глаз компания «Ивасиро Сталь Евразия», которая является поставщиком деталей (обработка и подготовка под сварку стальных пластин) для экскаваторов «Хитачи». Предприятие вспомогательного цикла будет размещено рядом со строящимся заводом Hitachi и к 2015 г. уже войдет в эксплуатацию. Таким образом, российское машиностроение, рассчитывающее по локализации японского экскаваторного производства получить заказы на изготовление комплектующих грубой обработки, остается ни с чем.

Нужно сказать, что у Японии это будет не первый экскаваторный завод на территории России. Ранее в Ярославле компания Komatsu открыла солидную площадку по сборке собственной спецтехники, где помимо карьерных самосвалов HD785  выпускали гидравлические экскаваторы PC200, -220, -300, -400. Это, к слову, первое иностранное предприятие в РФ с полным циклом сборки строительной техники. Со времени пуска в 2008-м и по настоящее время на этой площадке уже собрано более 1200 экскаваторов, в среднем за месяц здесь производят не менее 20 единиц техники.

А в городе Тосно под Санкт-Петербургом весьма успешно работает заокеанский Caterpillar, еще августе 2008-го года собравший здесь из привезенных машинокомплектов свой первый экскаватор. Сейчас завод освоил выпуск двух моделей – Cat 320 и Cat 336.

Шведы, облюбовавшие для выпуска своих грузовых автомобилей, самосвалов и шасси для спецнадстроек Калугу, тоже строят завод по выпуску экскаваторов. По документации и из машинокомплектов Volvo Construction Equipment здесь будут производить гидравлические экскаваторы разных размерных групп. В мае индустриальный парк «Калуга-Юг» получит первую партию землекопов с клеймом шведского производителя. Генеральный директор «Вольво Восток» Питер Андерсон сообщил, что на строительство этого предприятия направлено более 41 млн евро, проектная мощность составит 2 тыс. машин в год.

Другие производители экскаваторной техники тоже присматривают себе площадки для строительства сборочных предприятий. Эксперты прогнозируют, что конкурировать нашему машиностроению даже с уже перечисленными выше сборочными заводами будет не под силу. О засильи ввозимых экскаваторов, которым российские заводы будут и дальше уступать свою нишу на торговой площадке, речь уже не идет – факт налицо. Потому в нынешнем году на российском рынке за лидерство будут бороться не ТВЭК и не почивший «Ковровец», а целая армада брендовых изготовителей экскаваторов, написание которых пишется не кириллицей, а латиницей. В первую очередь это Hyundai, Hitachi, Komatsu, Doosan, Caterpillar, Volvo и ряд других.

 

Все течет, все меняется…

Многие аналитики склоняются к тому мнению, что наши экскаваторные заводы проигрывают зарубежным конкурентам не из-за слабенького моторесурса машин и не из-за их частых поломок. Главным недостатком по-прежнему остается их большая энергоемкость и редкое обновление модельного ряда. Без последнего движения вперед не получится. Здесь пример следовало бы брать с зарубежных производителей. Практически все они каждый год привозят на самую престижную в России выставку строительной техники и технологий в Москве свои новинки, что способствует продвижению зарубежной техники на нашем рынке. Правда, в нынешнем году мировых премьер на СТТ будет меньше, поскольку двумя месяцами ранее основные новинки экскаваторных машин будут продемонстрированы в Мюнхене на Bauma-2013.

Упомянутый выше Hitachi покажет в Германии новый гусеничный экскаватор модели ZX210LC-5 из своей линейки Zaxis. Ожидается, что новичок появится и на нашей выставке СТТ-2013. В производственных планах запускаемого в нынешнем году завода под Тверью эта машина пока не стоит, но если спрос на нее будет большой, то в программу сборки внесут соответствующие коррективы и под ее портфель заказов. А такое может быть, поскольку новая модель для выполнения землеройных и погрузочных работ, операций на небольших карьерах позиционируется разработчиками как революционная по производительности. Заводские и полевые испытания в реальных условиях эксплуатации показали, что ее энергоемкость ниже, а производительность на 12 % выше предыдущих аналогов.

Экскаватор массой 21,5 т комплектуется линейным двигателем Isuzu AI-4HK1X мощностью 164 л. с. и крутящим моментом в 655 Н.м. Интеллектуальная система настроена на три режима, самый щадящий из которых E-mode, т. е. экономичный. Он уменьшает расход топлива где-то на 13 %. Для стандартных операций оператор вручную или сама автоматика устанавливают режим H/P-mode, а для тяжелой работы имеется силовой диапазон P-mode. При любом положении клавиши настройки автоматика задействует систему охлаждения и перепуска выхлопных газов EGR: часть газов после улетучивания из камеры сгорания отводится на охлаждение и возвращается на повторную подачу в зону смесеобразования. Имеющаяся камера заднего обзора выводит на монитор перед оператором картинку из слепых зон, а при необходимости подает изображение в точке применения рабочего инструмента, где требуется уже ювелирная точность. Нужно сказать,  что комфорт оператора, о котором наши разработчики практически не заботятся, японцы улучшают постоянно, а в этот раз постарались еще больше. На новичке лобовое стекло кабины они сделали больше, увеличили пространство для ног. Рычаги поставили так, что при управлении экскавационным оборудованием амплитуда движения рук оператора сократилась. Деталь эргономики вроде и мелкая, но при этом утомляемость человека меньше. О вентиляции, обогреве, шумоизоляции салона на силиконовой подушке можно не говорить – японцы остаются верными своим принципам об охране труда и заботе о работающих людях.

Поскольку машина готовилась для европейского рынка, разработчики действовали по принципу получения в столь непростой экономической ситуации потребителем их техники максимальной отдачи на каждый вложенный евро. Экономичности и производительности они добились. По поводу комфорта, улучшения эргономики и других люксовых прибавок для оператора некоторые наши хозяйственники все еще высказываются неоднозначно, мол, все это излишество и приводит к удорожанию машины. И напрасно. При хорошем комфорте и легкой управляемости оператор будет меньше уставать, работать производительнее, что дает собственнику дополнительный карт-бланш в получении прибыли. Формула проста: на нынешнем этапе хозяйствования действенным инструментом ведения успешного бизнеса является не только производительная машина, но и работающий на ней человек, обеспеченный соответствующими условиями труда и заработной платой.

 

Кто-то плачет, а кто-то на радостях… скачет

Китайские производители экскаваторов, ориентируясь не столько на внутренний, сколько на внешний рынок, преуспели в обустройства салона. Впрочем, здесь удивляться не стоит: их машины базируются на лицензионных технологиях Caterpillar, Komatsu, Hitachi и других маститых производителей. Практически это копирка конструкции, в которую разработчики Поднебесной время от времени вносят свои изменения, не забывая при этом о люксовых добавках в кабину оператора. Это позволяет им держаться в современных стандартах и активно продвигать технику практически на всех континентах.

Правда, Китай в прошлом году перестарался с производством спецтехники по всем сегментам, в т. ч. и в группе экскаваторов. В результате этого произошел переизбыток складских запасов: за 2012-й китайские заводы выпустили 460 тыс. гусеничных экскаваторов, что превысило спрос в четыре раза. В нынешнем году это засилье им придется разгребать. Эксперты не исключают, что российский и другие рынки может захлестнуть волна вполне приличной спецтехники по бросовым ценам, поскольку китайцы постараются устранить дисбаланс между предложениями и спросом и, таким образом, частично компенсировать свои затраты.

На этом фоне вполне логичным выглядит шаг, сделанный компанией Lishide, чьи менеджеры прошли хорошую бизнес-подготовку в мировых машиностроительных компаниях. Свой новенький экскаватор модели SC485.8, презентованный деловым кругам на Bauma China 2012, они запустили в серию, лишь набрав на машину солидный портфель заказов. В марте нынешнего года этот экскаватор с импортным дизельным мотором Cummins QSM11 (254 кВт), ковшом на 2,3 м3 и несколькими типовыми рабочими режимами (подъем груза, экономичный режим, режим выполнения точных работ, режим работы навесных орудий) поставили на конвейер.

А вот Volvo Construction Equipment (Volvo CE) в Китае чувствует себя вполне комфортно. Компания не только укрепила там свои позиции, но и увеличила свою долю на целых 15 %. В течение прошлого года там было продано 78 491 ед. техники. Правда, аналитики Volvo CE делают на 2013 г.  не столь оптимистичные прогнозы. Если в Европе количество проданных единиц техники предположительно снизится на 5–15 %, в то в Азии – на 0–10 %. Однако свои позиции под сводами Поднебесной шведы попытаются сохранить, поскольку на китайском, североамериканском, южноаменриканском и прочих рынках эта цифра будет колебаться в диапазоне плюс-минус 5 %.

Сейчас на европейском рынке, включая и российский, Volvo CE делает ставку на новые экскаваторы EC380DHR, EC480DHR и EC700CHR. Они появились лишь в феврале, но уже заинтересовали строителей: от предыдущих моделей новички отличаются увеличенной мощностью и скоростью. Главное достоинство всех трех моделей экскаватора в сверхдальнем вылете и адаптации к операциям на сверхтяжелых работах. Модели можно комплектовать как навесным оборудованием для сноса, так классическим инструментарием. Смена конфигурации для сноса зданий и строений на стандартную стрелу и рукоять выполняется всего за 30 минут, поскольку разработчики используют на машинах схему гидравлического модульного соединения сменной атрибутики. Такое решение позволяет повысить коэффициент использования машины и рентабельность инвестиций.

Модель EC380DHR получила 21-метровый вылет, EC480DHR может оперировать на 27-метровом вылете, а EC700CHR обладает 32-метровой дальностью операционных возможностей. Увеличение производительности достигается за счет повышенного давления и гидравлического потока главного насоса. Выросла также скорость вращения поворотной платформы, ходовой скорости, подпрыгнуло также вверх усилие отрыва ковша. Новшество коснулось и комфорта. Для снижения утомляемости оператора кабина получила гидропривод, который позволяет наклонить салон на угол до 30 градусов. Таким образом, разработчики снизили нагрузку на шею оператора и уменьшили его утомляемость на операциях со сверхдальним вылетом стрелы, в т. ч. и на высотных точках позиционирования рабочего инструмента.

Volvo CE большие надежды возлагает на свои новые экскаваторы серии D - EC200D, -220D, -250D и EC300D с сокращенным циклом, превосходными усилиями выемки и подъема, а также увеличенным потенциалом производительности. Машины комплектуются экономичными 6-цилиндровыми дизельными двигателями Volvo D6 и D7. Максимальная мощность двигателя моделей EC200D и EC220D составляет 123 кВт (167 л. с.), модели EC250D - 138 кВт (188 л. с.), а модели EC300D - 170 кВт (231 л. с.).

Разработчики применили на новичках интегрированную систему рабочих режимов G4, оптимизирующую расход топлива и характеристики машин. На выбор операторам предлагается пять оптимально соответствующих выполняемой задаче рабочих позиций – режим работы на холостом ходу, режим для легких работ, общий режим, режим для тяжелых работ и режим максимальной мощности. Уникальный экономичный режим ECO приводит к улучшению общей топливной экономичности на величину до 5 % без снижения характеристик в большинстве условий эксплуатации. Конструкция машин предусматривает применение технологии электронного управления насосом, благодаря чему оптимизируются потери давления и поток гидравлического масла при одновременном поддержании высокого усилия выемки и крутящего момента механизма поворота надстройки.