Спецобзор " Забивала нужного формата"


Валентин Ожго,

фото автора и производителей


В обширной структуре дорожно-строительных машин малогабаритная техника сваебойного типа не претендует на лавры приоритетности: операции по забиванию стоек дорожных ограждений проводятся практически на предпусковом этапе ввода автомагистрали в действие.

 

Малолитражные молотобойцы

Оживление дорожного строительства и стремление приблизить автомагистрали к современным стандартам безопасности, комфорта и эстетической привлекательности заставили наших хозяйственников активно внедрять высокопроизводительные машины вспомогательного сегмента.

Малогабаритные сваебойные установки не конкуренты автогрейдерам, асфальтоукладчикам, каткам – у каждого свое предназначение и задачи. Любой вид техники здесь значим и важен, а на определенных технологических этапах строительства или реконструкции дороги даже является главным; малолитражные молотобойцы начинают солировать на почти финальном цикле работ, когда дорожники приступают к возведению удерживающих барьерных дорожных ограждений в виде отбойников и прочей дорожной атрибутики.

Нужно сразу сказать, что в нашем дорожном строительстве популяция сваебойных дорожных установок начала расти недавно, от силы лет пять. Именно тогда мы стали активно перенимать опыт зарубежных стран по строительству современных автомагистралей, в т. ч. и с обязательными барьерными ограждениями, повышающими безопасность дорожного движения. И очень вовремя: около 30 % всех ДТП происходит в результате неожиданного ухода автомобилей за пределы проезжей части, в т. ч. на полосу встречного движения. С появлением разделительного ограждения между направлениями потоков транспорта количество аварий резко сократилось.

Времена, когда бригада рабочих из 8-12 человек могла за смену установить стойки для ограждений лишь на 120-метровом участке дороги, ушли в прошлое с появлением малогабаритных сваебойных машин. Наше машиностроение создало установки пневматического действия, в основном это были легкие несамоходные версии рамной конструкции со стрелой и молотом на приводе от внешнего компрессора. Если установка гидравлическая, то с приводом от гидросистемы какого-либо транспортного средства или же автономного гидроагрегата.

Принцип работы самый обычный – давление от компрессора или гидравлики приводит в движение молот с бойком, который под высоким давлением бьет в шабот, а тот передает силу удара забиваемой стойке. Соответственно размеру сечения стойки подбираются и насадки бойков. В России сегмент дорожных сваебоев освоили компании «Магистраль» с установками КОПРА серии ППМ, «МДН-Пром» с оборудованием серии ДСЗУ и ППМ для забивки металлических стоек, столбиков, свай и опор в землю. У них, как и у некоторых наших других изготовителей, наиболее простой по конструкции и доступный по цене вид спецтехники такого предназначения. Зарубежные производители в этом сегменте вырвались далеко вперед, отдав предпочтение боле прогрессивным гидравлическим машинам самоходного или навесного типа, хотя несколько заводов все еще держат в своей номенклатурной линейке копровые пневмоустановки и отказываться от них не собираются, поскольку есть спрос.

Здесь сразу нужно расставить акценты по поводу привода. Сейчас ни у кого не вызывает сомнение, что дорожные молотобойцы с пневматическим способом привода ударного механизма имеют целый ряд недостатков и уступают гидравлическим машинам по многим параметрам. Однако это не означает, что пневматику уже нужно отправлять на заслуженный отдых или на скамейку запасных. Да, ей нужен внешний источник питания в виде компрессора. Но это не является проблемой, поскольку даже самое захудалое районное дорожно-строительное предприятие имеет в своем парке одну-две компрессорные установки. А вот купить гидравлическую дорожную сваебойную машину не каждому ДРСУ по карману, чего не скажешь о сравнительно недорогом малогабаритном молотобойце пневматического действия. Это – бюджетный вариант спецмашин, вытесняющих ручной труд и повышающих производительность работ.

 

Пневматика свое еще не отыграла…

Рамные конструкции пневматических сваебойных установок лишь по паспортным показателям указываются как малогабаритные и, по мнению торговцев легкими зарубежными сваебоями гидравлического типа, уже не отвечают современным требованиям и стандартам. С этим отчасти можно согласиться. Действительно, размеры пневматических дорожных своебоев превышают габариты гидравлических машин. Это минус, поскольку во время операций на реконструкции действующих трасс они занимают больше места, что уменьшает интенсивность движения на автодороге и пропускную способность в целом. Однако не следует забывать, что это все-таки бюджетная версия, самая простенькая и доступная для предприятий с небольшим финансовым наполнением или малозначительным объем таких работ. Преувеличением можно назвать и то, что такие установки из-за гораздо большей операционной площадки, нежели гидравлические, сильно препятствуют интенсивности движения транспорта. Во-первых, такая техника не на реконструкции МКАД работает, а на дорогах в глубинке, где плотность транспортного потока не столь велика. Во-вторых, дорожники в таких случаях ставят своего регулировщика, организуя реверсное движение, что исключает накопление транспорта в том или ином направлении.

Если уж говорить о минусах пневматических забивал, то резоннее упомянуть о том, что КПД пневматического инструмента составляет всего 15-20 %, в то время, как у гидравлических машин он в три раза выше. Энергоемкость пневматического копра выше, поскольку у нас для внешнего привода используют старенькие компрессоры с мощными дизельными двигателями, а они на солярку прожорливые. При низких зимних температурах пневмокопер тоже пасует. Как и на забивке стоек в твердые покрытия в виде асфальта или асфальтобетона.

Однако даже при таких, казалось бы, негативных явлениях пневматические установки пользуются спросом. Главное, что наши разработчики и производители на месте не стоят и постоянно усовершенствуют свои механизмы. Тот же завод «Магистраль» в прошлом году внес ряд существенных изменений в свои дорожные «пневмозабивалы». По сути, такие наработки можно прировнять к глубокой модернизации. Во-первых, здесь отказались от физически и морально устаревших моделей (ППМ 3.5 и ППМ 3.0), оставив на серийном потоке только рамы установок ППМ 4-150 с длиной забиваемой сваи до 2,5 м и ППМ 5-150, работающие с трехметровыми сваями. Изменилась и пневмосистема, которая получила более мощный пневмоцилиндр для подъема пневмомолота.

Помимо этого управляющий узел пневмосистемы теперь имеет форму моноблока, объединяющий в себе кран – пневмораспределитель и фильт-влагоотделитель. Таким образом, удалось уменьшить потери воздуха, выдаваемого компрессором в пневмосистему, минимизировать количество отказов и повысить удобство обслуживания. Также появилась универсальная направляющая для ориентирования любого вида стойки, а колеса получили тормозной механизм, что оказалось очень оправданно.

Теперь сваебойка серий ППМ4-150/5-150 комплектуется новым пневмомолотом ПМ150 с повышенной на 60-70 % энергией (до 680 Дж) удара для повышения скорости монтажа колесоотбойного бруса или применения при сложных грунтах. Уже подсчитано, что сваебойное оборудование серий ППМ окупается уже через 2 км монтажа барьерного дорожного ограждения и отличается низкой стоимостью владения.

 

 

…А за гидравликой - прогрессирующая новизна

Отечественное машиностроение, конечно же, в этом сегменте машин не на передовых позициях, однако, застоя тоже нет. Уже есть примеры довольно-таки неплохих разработок гидравлических малогабаритных сваебойных установок самоходного типа. В первых рядах оказались инженеры ЗАО «Энергопром-Инжиниринг», создавшие своего молотобойца МСУ-800. В прошлом году эта машина прошла соответствующую сертификацию и получили всю документацию одобрения. По сути, энергопромоцы открыли страничку российских самоходок, которые могут конкурировать на рынке малолитражных сваебойных машин с зарубежными аналогами. Тягаться по полной программе с маститыми производителями made in… им, понятное дело, еще рано, но по многим рабочим параметрам МСУ-800 не уступает «иностранцам».

Принцип работы и основные конструкционные особенности отечественного молотобойца соответствуют канонам мировой школы сваебойной инженерии. Однако назвать это копиркой зарубежных машин такого предназначения нельзя, поскольку собственных ноу-хау здесь хватает: участие в разработке гидросхемы машины принимала кафедра «Гидропривод и гидропневмоавтоматика» МАДИ. По сути, налицо хотя и узкоспециализированная, но в тоже время универсальная многооперационная дорожная машина. В миниатюре стандартной комплектации имеем «три в одном» – копровую установку с гидравлическим молотом (мощность 850 Дж), гидробур со шнеком (длина 1,2 м, диаметр 12 см), экстратор для извлечения забитых стоек.

Впрочем, этим набором не ограничились и операционные возможности расширили по максимуму, поставив еще и гидравлический блок БГ-1. Можно было, конечно, обойтись и без него, но при необходимости это позволяет подключить ручной гидроинструмент. И нужно сказать, не слабенький инструмент, поскольку там рабочее давление составляет 10-20 МПа, а регулируемый гидропоток имеет 0-40 л/мин c шагом 5 л/мин. Таким образом, получился многооперационист. И помимо забивания стоек дорожных ограждений, гидросистема машины позволяет задействовать гидравлический отбойный молоток, гидроперфоратор для разрушения железобетона, гидравлический гайковерт для крепления горизонтальных балок ограждения, углошлифовальную машинку для обрезания расклепанных краев и т. д.

Ходовая база здесь в классическом исполнении – гусеничный движитель с 30-сантиметровой шириной гусеничной ленты. В силовом наполнении с моторами отечественного производства не стали экспериментировать, поставив электростартерный дизельный движок HATZ 2L41C (22,5 кВт), адаптированный под климатические условия российской зимы. В нем помимо предпускового подогревателя мотора стоит еще дополнительный подогрев бака гидросистемы, а для условий Заполярья рукава высокого давления (РВД) изготавливаются из морозостойкой резины арктического применения, способные выдерживать 55-градусные морозы.

Что касается гидравлических характеристик МСУ-800 (масса 3 тыс. кг), то силовой диапазон здесь довольно-таки конкурентоспособный. Частота ударов гидромолота регулируется пределах от 900 до 1 400 ударов в минуту, а непосредственно энергия удара достигает 850 Дж. При таких рабочих параметрах время забивания одной стойки на глубину 1 метр составляет в грунт 0,5, а в асфальтобетон от 0,7 до 1,5, мин. И так целую смену. Впрочем, изготовитель в паспортных рекомендациях указывает, что желательная продолжительность непрерывной работы не должна превышать 10 часов, после чего следует сделать небольшой перерыв для отдыха мотора, насосной станции и непосредственно сваебойного механизма. Впрочем, зарубежные машины такой же размерной группы в работе тоже требуют передышки.

 

С клеймом made in

Импортируемые малолитражные дорожные сваебойные установки на нашем рынке в основном представлены уже примелькавшимися итальянскими и немецкими гидравлическими машинами Orteco, Pauselli, Gayk, Turchi как самоходного, так и бортового (навесного) исполнения. Пытаются освоить российский рынок и другие производители, но продвижение их техники идет со скрипом: наши дорожники пока «на зуб» не попробуют – не возьмут! Потому к любому новому клейму на сваебоях относятся настороженно и даже недоверчиво, отдавая предпочтение уже проверенным брендам. А таких по пальцам одной руки можно пересчитать. Упомянутый выше «итальянец» Orteco в России популярен давно. Начиная с 2004-го и по 2012-й в наших хозяйствах прописалось 170 машин. Цифра вроде и не очень большая, но если учесть, что в год компания производит всего 160 ед. такой техники, то получается, что Россия за это время выбрала полный годовой задел.

Самой маленькой является самоходка 600 Smart с силой удара 590 Дж, а самой большой представленной на нашем рынке моделью – 1000 HD с мощностью 1060 Дж. Есть промежуточная 800-я модель (830 Дж), по рабочим характеристикам схожая с упомянутой выше российской машиной МСУ-800, у которой энергия удара на 20 Дж больше. Если итальянская «восьмисотка» в минуту делает 680-720 ударов, то у российской «одноклассницы» частота ударов гидромолота 900-1 400 за ту же минуту. Силовой агрегат у них одинаковый - дизелек HATZ 2L41C. А вот в размерах российская «восьмисотка» оказалась длиннее – 3 500 м против 2 264 мм. Ширина у «итальянца» составляет 2 148, а у нашей - 1 700 мм. Что касается высоты, то здесь практически полная идентичность, если не считать разницу всего в 2 см. По рабочей зоне они схожи: у «итальянца» максимальная высота подъема молота составляет 3 метра (опция до 5 м),  МСУ-800 тоже может работать с 3-метровыми стойками.

Нужно сказать, что наша гидравлическая сваебойная машина для монтажа дорожных стоек по длине больше похожа на немецкую Gayk HRE 1000, которая на 10 см больше. Впрочем, по частоте удара молота они с Gayk чуть ли не братья: Gayk бьет с маскимальной скоростью 1 350 ударов минуту, а у нашего сваебойника пульсация на 50 ударов больше.

Все это указывает на то, что отечественное машиностроение наконец-то заявило о себе и в этом сегменте спецтехники. Как будут востребованы сваебойные машины с российским клеймом, покажет время, но спрос в любом случае появится, поскольку налицо явные признаки конкурентных способностей нашего первенца и привлекательное ценовое соотношение к зарубежным аналогам - 15-20 % дешевле…