Спецрепортаж "По точечному маршруту прокладки"



Виталий Котвицкий,

фото автора и производителей

Современные технологии прокладки подземных электросиловых, мелиоративных и других инженерных коммуникаций в отдельный сегмент землеройной спецтехники выделили грунторезные машины, практически вытеснившие из этой группы ковшовые экскаваторы…

 

Землекопы узкой специализации

Эта группа техники имеет узкую в прямом и переносном значении специализацию. Во-первых, у траншеекопателей действительно узкая специализация. Во-вторых, прокладываемые ими траншеи, имеют весьма определенную конфигурацию, глубина врезания в землю в 4–5 и более раз превышает ширину, и создаваемые выемки могут быть очень узкие.

Есть и третий фактор:  стенки прокладываемой траншеекопателем канавки получаются ровными, словно срезаны ножом. Потому его маршрут может проходить даже в проеме узенькой калитки. И если траектория прокладываемой экскаватором трассы в зависимости от размерной группы машины может иметь отклонения от 50 сантиметров до 1,5 метра, то траншеекопатель даже самого большого размера допустит погрешность в 20–30, но не более 50 см.

В условиях ограниченной маневренности они удобнее ковшовых машин, к тому же на аналогичных с экскаватором операциях затрачивают меньше усилий, топлива и времени, вынимая при одинаковой длине траншеи на поверхность меньшее количество грунта.

На площадках точечной городской застройки или в парковых зонах, где необходимо проложить новые инженерные коммуникации с минимальным негативным воздействием на существующую коммуникационную сеть, ландшафт или комфорт людей, наиболее предпочтительны технологии с применением установок горизонтального наклонного бурения (ГНБ) или же траншеекопателей. Популяция машин ГНБ у нас не такая большая, а траншеекопатели являются более доступной спецтехникой. Особенно в группе навесного инструментария к тракторной технике, экскаваторам, малогабаритным погрузчикам и т. д. Впрочем, самоходные грунторезы на спецшасси тоже не редкость.

В российском машиностроении сильные позиции именно у тракторных навесок кормового исполнения. В основном используется колесное шасси МТЗ, ЛТЗ, ЮМЗ, приспособлен для этого «Кировец», ХТЗ, а среди гусеничных машин – ЧТЗ, «Четра» и даже патриарх ДТ-75. Чаще всего встречается продукция Дорэлектромаша, Дмитровского и Златоустовского экскаваторных заводов, Ишимского и Копейского машиностроительных заводов, завода «АзовСтройМаш Плюс», Михневского ремонтно-механического и Челябинского тракторного заводов. Вполне комфортно чувствуют себя на нашем рынке траншеекопатели «Амкадор». Из постсоветских республик продвигает к нам свои цепные землекопы бывший Таллиннский экскаваторный завод ПО «Таллэкс» (сейчас  «ЕТ Мыйзакюла»).

Российские производители освоили лишь компактную (среднюю) и частично большую (тяжелую) размерные группы грунторезных экскаваторов. В первом случае это навесные установки на колесные и гусеничные машины, а во втором – на спецшасси. До малогабаритных траншеекопателей, в т. ч. мотоблокового исполнения, наше машиностроение пока не добралось, отдав эту нишу зарубежным изготовителям.

Популяция импортной техники на нашей торговой площадке довольно высокая по всем размерным группам. Наиболее широкую номенклатуру траншеекопателей предложили Ditch Witch, Astec Industries Ins, Trencor Inc, Vermeer Corporation (США), A.F.T. Trenchers Ltd (Великобритания) и др.


«А» упало, «Б» пропало…

Роль наших производителей в рыночной емкости неуклонно снижается: конкуренция со стороны импортеров не позволяет закрепить собственные позиции. Вырваться вперед можно было бы за счет инноваций и современных стандартов строительства машин, но лишь некоторые заводы обновляют продуктовую линейку, а в большинстве случаев нет даже глубокой модернизации.

Хорошей номенклатурой траншеекопателей кормового типа навески располагает ГУП «Дмитровский экскаваторный завод» (Московская обл.), в линейке которого 10 моделей машин серии ЭТЦ (экскаватор траншейный цепной). Самый маленький ЭТЦ-121 монтируется на малогабаритный трактор «Агромаш 60 ТК» Владимирского тракторного завода и может прокладывать траншеи в грунтах I – III категорий, а также мерзлых грунтах на глубину до 1,2 м. Ширина его канавки 27 см, что достаточно для укладки электросилового кабеля, линии связи, водопроводной, канализационной или газовой трубы соответствующего сечения.  Есть и более мощные колесные машины, так модель ЭТЦ-201 Г на базе 155-сильного трактора «Беларус-1523» можно отнести к наиболее современным грунторезным машинам для рытья и засыпки траншей прямоугольного профиля под водопроводы, газопроводы и трубопроводы различного назначения в грунтах I–IV категории глубиной до 2,5 и шириной до 0,5 м.

Дмитровские траншейные землекопы идут к потребителю на самой востребованной колесной базе белорусских тракторов (МТЗ 82.1, -82.2), но по желанию заказчика кормовую навеску можно поставить и на аналоги других тракторных заводов, включая импортные. Для особо сложного рельефа с мягкими грунтами цепной экскаватор модели ЭТЦ-205 поставили на гусеничное шасси, используя дополнительно еще и фронтальный бульдозерный отвал.

На более современный виток развития завод перешел с выводом на рынок цепных экскаваторных навесок с буквенным индексом «Г», т. е. гидравлический. К примеру, ЭТЦ-201Г на базе трактора МТЗ-1221 по сравнению с обычным гидромеханическим ЭТЦ-201 на таком же шасси и с такими же параметрами компания по глубине (2 м) и ширине (0,4 м) имеет ряд преимуществ. Во-первых, гидравлический привод дает в среднем увеличение производительности на 30–50 %. Правда, этот диапазон постоянно устойчивым не будет, поскольку все зависит от плотности грунта. Во-вторых, благодаря гидравлике повышается эксплуатационная надежность и долговечность. К тому же можно отказаться от предохранительных муфт и значительно снижается нагрузка на вал отбора мощности, мотор и редуктор. В-третьих, гидростатика дает бесступенчатую плавную регулировку скоростей вращения режущей цепи. Также в гидростатической версии легко перейти на реверс вращения цепи: попадающие посторонние предметы зачастую становятся причиной некачественной работы, уменьшения производительности, заклинивания, а то и выхода со строя цепи в целом.

Эксперты прогнозируют, что в 2013-м Дмитровский экскаваторный завод сделает хороший рывок вперед за счет нового цепного экскаватора на базе трактора МТЗ 2022 с глубиной копания до 3,0 и шириной 0,5 м.

Что касается других размерных групп, то самоходный тип копателей на гусеничном спецшасси остался только у переживающих не лучшие времена Ишимского машиностроительного (Тюменская обл.) и Кохановского экскаваторного (Витебская обл., Республика Беларусь) заводов. Сибиряки выпускали 20-тонный экскаватор-траншеекопатель ЭТЦ-181у, который по меркам сегодняшнего дня, как минимум, нуждается в глубокой модернизации. А вот белорусы постоянно совершенствуют свою машину ЭТЦ-203, которая уже способна конкурировать с зарубежными аналогами. В прошлом году кохановцы показали свою новую разработку ЭТЦ-203 с лазерным уклоном. Она сохранила лучшие традиции цепных копателей завода, но стала более прогрессивной по ряду позиций. Главное достоинство в гидравлическом приводе, который сделал машину более плавной в ходовом и операционном режимах.

Разработчики позиционируют 203-ю модель как идеальный инструмент для прокладывания дренажных систем на одной глубине с постоянным уклоном с использованием полиэтиленовых труб. И для строительства других инженерных коммуникаций эта машина тоже в самый раз – прокладка кабеля, сетей водо- и газоснабжения и т. п. Рабочие характеристики позволяют укладывать трубы диаметров 50–110 мм на глубину до 2 м. Точность позиционирования составляет 10 ± 5 мм.

12-тонная машина с гусеничным движителем (ширина гусеницы 600 мм) имеет удельное давление на грунт не более 35 кПа, что позволяет спокойно пускать ее по парковым газонам. Травостой, конечно, помятым после ее прохода останется, но корневая система будет целой. Правда, в «шумахерских» маневрах, когда одна из гусениц переходит в реверс или резко увеличивает вращение, дерн полетит кусками. Впрочем, на экскавационных операциях лихачить нет необходимости: за минуту землекоп максимум сможет продвинуться на 7,4 м.

Нужно сказать, что в прошлом году из постсоветских производителей, пожалуй, только Кохановский экскаваторный завод оказался способен хоть как-то противостоять все тому же постоянно обновляющемуся made in…

 

Без обновления нет… продвижения

Зарубежные производители траншеекопателей очень боятся производственного застоя: рынок с мощнейшей конкуренцией чутко реагирует на слабаков и тут же выдавливает из ниши зазевавшихся. Потому на рынок постоянно выводятся новинки с улучшенными характеристиками, меньшей энергоемкостью и стоимостью владения, нежели имеют уже действующие модели. Тот же Ditch Witch на протяжении полугода вывел на торговую площадку сразу две новые модели. Осенью прошлого года в его линейке появился самоходный траншеекопатель RT80 Quad, а в нынешнем феврале запущен малогабаритный землекоп RT30.

Нашему машиностроению такие темпы разработок и вывода в серию новых машин пока не осилить.

К примеру, самоходки с рабочими параметрами подобными, как у модели RT80 Quad, у Ditch Witch есть. Однако решающими здесь были не столько операционные возможности, сколько ходовые. RT80 Quad разработали специально для эксплуатации в тяжелых условиях. Ей добавили тяги и проходимости, ее гусеницы поворачиваются вокруг центральной оси. Сама конструкция гусениц машины Quad RT80 с дизельным двигателем Deutz TD2011L04W (EPA Tier 3) мощностью 83 л. с. исключает накопление грязи, что улучшает сцепление с мокрыми и наклонными поверхностями.

А малолитражный 4-колесный траншеекопатель Ditch Witch RT30 с двигателем мощностью 24,8 л. с. и компактными габаритами дополнил линейку машин для работы в стесненных условиях. Этот «гномик» весьма трудолюбив и щедр на показатели, он может выделывать траншеи шириной 20 и глубиной до 107 см.

В отличие от наших машиностроительных заводов, специализирующихся на выпуске траншеекопателей, практически все упомянутые выше зарубежные производители развивают все размерные группы: от самых маленьких грунторезов до больших машин на самоходном спецшасси. Некоторые отдают приоритет малолитражным установкам, на которые довольно большой спрос. Так Astec Undeground (США) сделал ставку на малогабаритные и компактные установки с глубиной копания до 2 м, и предлагает российским потребителям именно их.

Линейку Astec на нашем рынке открывает довольно производительная модель Astec RT60 массой чуть более 300 кг, с гидростатикой трансмиссии с положением хода «вперед-нейтраль-назад», одноцилиндровым карбюраторным мотором Honda GX390 4-тактового цикла (13 л. с.) и ременным приводом цепи через планетарную коробку передач. Эта машина для прокладки траншей мелкого заложения на небольшие расстояния без посадочного места оператора, т. е. управляемая идущим человеком, способна копать канаву глубиной 51 и 91,4 см с шириной выемки грунта 10,2 и 15,2 см соответственно.

В нынешнем году на нашем рынке с новой моделью «пешеходного» траншеекопателя RTX250 обозначилась корпорация Vermeer, у которой и до этого в России была внушительная линейка разноразмерных машин этого сегмента. Правда, в этот раз новичок позиционируется не столько для производственного предназначения, сколько для сдачи на прокат. В управлении – сама простота. Как, впрочем, и в обслуживании. У него карбюраторный мотор Kohler (20,1 кВт) с электронной системой впрыска топлива. Двигатель этой модели интересен тем, что у него усовершенствованная система запуска и нет дроссельной заслонки.

Траншеекопатель имеет гусеничный движитель с резиновой основой, что не дает агрессии на грунт, ширина его всего 90 см. Он может выкопать канал глубиной 1,22 м, шириной 20 см.

Если наши заводы в основном работают в группе цепных (баровых) землекопов навесного типа для тракторной техники, то made in… развивает тему цепных и дисковых навесок для экскаваторов, мини-погрузчиков с бортовым поворотом. Ранее эта ниша на российской торговой площадке пустовала, для экскаваторов и бортовых малолитражек в дополнение к ковшам брали гидромолоты, захваты для бревен, гидравлические ножницы, ямобуры, но сейчас начали покупать и траншеекопатели соответствующих размерных групп. Среди поставщиков выделяется английская компания Auger Torque с навесками Delta для мини-погрузчиков и экскаваторов массой от 2 до 17 тонн. На нашем рынке присутствую три ее модели TR 900, -1200, -1500 с глубиной копания до 1,5 м.

Популяция траншеекопателей дискового типа на территории России и стран СНГ медленно растет. В основном это спецтехника тяжелой размерной группы сегмента кабелеукладчиков, аэрации для крупнообъемных работ. Правда, это отдельная тема и о ней уже в следующий раз.

 

Резерв составленных таблиц для возможной подверстки

 

Технические характеристики некоторых цепных навесных траншеекопателей производства Дмитровского экскаваторного завода

 

ЭТЦ-201 Г на базе 1221

ЭТЦ-201 Г на базе 1523

ЭТЦ-1609Г на базе 82

ЭТЦ-1609 ГС на базе 82.1/92П

Привод копающей цепи

гидростатика: насос НПА-112 (регулируемый); V=112 см3/об; гидромотор МПА-112, V=112 см3/об

гидростатика: насос 416.0.110, (регулируемый)
V=110 см3/об; гидромотор 406.0.110, V=110 см3/об

гидростатика: насос НПА-112 (регулируемый); V=112 см3/об; гидромотор МПА-112, V=112 см3/об

гидростатика: насос 416.0.110 (регулируемый),V=110 см3/об; 
гидромотор 406.0.110, V=110 см³/об

Скорость цепи м/с

0 - 1,76

0÷1,76

0 - 1,76

0?1,76

Размеры траншей:

 

 

 

 

Глубина (макс.) ,м

2,0

2,5

1,6

1,8; 1,6

Ширина, м

0,25 , 0,4;

0,2; 0,25 ; 0,27; 0,4; 0,5

0,2; 0,25, 0,27; 0,4

0,2; 0,27; 0,4

Диапазон скоростей гидрохода

10-800

0-800

10-800

0-800

Механизм подъема рабочего органа

гидравлический

гидравлический

гидравлический

гидравлический

Базовый трактор

МТЗ-1221

«Беларус-1523»

МТЗ-82

«Беларус-82.1», «Беларус-92П»

Мощность двигателя кВт (л.с.)

95,6 (130)

114(155)

57,4 (78)

57,4 (78)

Параметры бульдозерного оборудования:

 

 

 

 

ширина отвала, мм

2500

2380

2240

2240

высота отвала, мм

625

625

625

625

угол поворота отвал, град

45

45

45

45

Габариты в транспортном положении мм:

 

 

 

 

Длина, мм

8150

8150

6690

6690

Ширина, мм

2500

2500

2240

2240

Висота, мм

3180

3180

3060

3060

Масса экскаватора, кг

8600

8600

6500

6500

 

Сравнительные характеристики

имеющихся на российском рынке траншеекопателей Astec

Модель

Тип ходового устройства

Эксплуатационная масса, кг

Мощность двигателя, л.с./кВт

Глубина копания, мм

Ширина копания, мм

RT60

колесный

327

13/9,7

914

152

RT130

колесный

410

13/9,7

1067

152

RT160

колесный

687

24/17,9

1219

203

Maxi Sneaker C

колесный

1064

37/28

914

152

TF300B

гусеничный

1050

18,5/13,8

1143

400

RT360

колесный

1772

32/23,8

1524

305

RT460

колесный

2567

37/28

1520

406

RT560

колесный

3175

51/38

1830

406

RT660

колесный

4673

67/50

1830

406

RT960

колесный

5760

99/74

2130

458

 

 

Основные технические характеристики экскаватора-дреноукладчика

с лазерным уклоном ЭТЦ-203 ОАО"Кохановский экскаваторный завод"

 

 Двигатель

ММЗ Д-245 

 Тип машины 

гусеничная самоходная 

 Мощность насосной установки, кВт

60,0±2

 Масса, не более, кг

12000 

 Транспортная скорость, не более, км/ч 

4,7 

 Рабочая скорость, м/ч 

14...590 

 Частота вращения двигателя, об/мин 

2200 

 Глубина укладки трубы, не более, мм 

2000 

 Диаметр трубы,не более, мм 

50-110

 Удельное давление на грунт, не более, кПа 

35 

 Уклон дна борозды

0,002...0,02

Система поддержания уклона дна борозды 

автоматическая,с помощью нивелира 

 Угол поперечной устойчивости, не менее 

18°

 Минимальный радиус поворота, м

6,0 

 Преодолеваемый уклон твердого пути

12°

 Дорожный просвет, мм, не менее 

425 

 Тип привода рабочих органов 

гидравлический 

 Ширина гусеницы, мм 

600 

 Напряжение в электросистеме, В 

24 

 

Габаритные размеры в транс.положении, м:

   Длина 

13,2 

   Ширина 

2,8 

   Высота 

3,1 

 

Скорость движения рабочих органов, м/с:

   Цепь ковшовая 

0,74...1,24 

   Транспортер 

3,01...4,51 

 

Обслуживающий персонал, чел 

2