Тест-Драйв "«Садко-2» с Евро-4"


 

В канун Дня защитника Отечества Горьковский автозавод устроил презентацию модернизированного ГАЗ-33088 «Садко» (4х4) с новым двигателем ЯМЗ-534 Евро-4. Случайность или совпадение?! Наследник полноприводной «Шишиги» был представлен как в гражданской, так и в военной версии. Местом тест-драйва стал не только полигон, но и снежная целина на опушке настоящего зимнего леса – по сути, родная стихия вездехода.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Комплексная модернизация

В производственной программе ГАЗа «Садко» появился в 1999-м. С тех пор его не раз улучшали, но такого комплексного обновления, как на этот раз, еще не было. Версия 2013 модельного года получила уйму усовершенствований, главное из которых – новый двигатель ЯМЗ-53442 уровня Евро-4. Но о нем чуть позже. А сначала коротко о том, что же принципиально нового появилось в конструкции.

Во-первых, за счет широкого использования импортных комплектующих серьезно улучшена агрегатная база. Автомобиль получил сцепление ZF Sachs, новую подвеску двигателя на опорах Anvis, электрооборудование Bosch и Tyco Electronics. Во-вторых, была усилена рама. Модернизирована КПП – появились двухконусные синхронизаторы 2-й и 3-й передачи. Педаль акселератора теперь электронная. Полуинтегральное рулевое управление дало снижение усилия на рулевом колесе и повысило надежность всего узла. В системе питания используются полиамидные топливопроводы. Появился фильтр-сепаратор, очищающий поступающее в камеру сгорания дизтопливо. С марта устанавливается новая решетка радиатора.

Изменений много и внутри. Пожалуй, самое заметное – посвежевшая комбинация приборов с электронными приводами спидометра и тахометра. Появилась возможность установки тахографа и системы ГЛОНАСС. Всего в конструкцию внесено более трех десятков улучшений. Но грош цена была бы им, не будь они подкреплены совершенствованием работы фирменной сервисной сети. Сейчас ГАЗовцы исповедуют западный принцип послепродажного сопровождения продукта, и потому здесь практикуются наиболее эффективные меры.

В частности, работает круглосуточная служба технической поддержки, причем как по телефону, так и через Интернет. Сформированы заделы оригинальных запасных частей на региональных складах и у официальных дилеров. Проведено обучение специалистов фирменной сервисной сети ГАЗ. Ведется еженедельный мониторинг состояния автомобилей у первых клиентов (мало ли какие «детские болячки» вылезут или помощь какая потребуется). Наконец, отработана система экстренной почтовой доставки запасных частей в случае необходимости. Все это достойно уважения, поскольку отражает реальную заботу не только о сбыте готовой продукции, но и о потребителях.

 

Армейская и гражданская версии как близнецы: по сути, отличаются только цветом

 

Рядный ЯМЗ-534

В одно время завод пробовал разные варианты двигателей, но, в конечном счете, до недавнего времени основным оставался силовой агрегат Минского моторного завода ММЗ Д245.7Е3. Автомобиль с таким мотором носил обозначение ГАЗ-33081. С новым двигателем ЯМЗ-53442 «Садко» получил новый индекс ГАЗ-33088.

Новое «сердце» полноприводного грузовика принадлежит к семейству средних рядных «четверок» и «шестерок» мощностью 120–320 л. с. Как и другие модели, оно отвечает экологическим нормам Евро-4, причем, что особенно ценно, с потенциалом обеспечения Евро-5 и даже Евро-6. Но маркировка не вводит вас в заблуждение: эти моторы – не чисто российская разработка. Они созданы при поддержке мирового лидера в области инжиниринга транспортного машиностроения – австрийской фирмы AVL List GmbH. Вот откуда в моторах передовые конструктивные решения по организации рабочего процесса, компоновке, управлению и функционированию основных систем.

О перспективности силовых агрегатов последнего поколения говорит тот факт, что для производства двигателей семейства ЯМЗ-530 Группа ГАЗ построила в Ярославле новый современный завод. Здесь 90-процентный уровень автоматизации производства и технологическое оборудование ведущих мировых производителей. Компоненты тоже от проверенных поставщиков. Например, отливки блока и головки цилиндров от немецкой компании Fritz Winter. В блоке установлены гильзы «мокрого» типа. Среди других поставщиков компонентов – Bosch, ZF, Federal Mogul, BorgWarner, Mann-Hummel, Behr, Knorr-Bremse и другие.

Топливная система аккумуляторного типа Common Rail от Bosch обеспечивает давление впрыска 1800 бар. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень шума. Для выполнения экологических норм Евро-4 применена система EGR, которая позволяет избежать дополнительных расходов на реагент AdBlue. В дополнение к этому система интерактивной технической документации на основе 3D-анимации позволяет получать информацию по эксплуатации, ремонту и сервису двигателя онлайн-режиме.

Четырехцилиндровый рядный мотор имеет относительно небольшие габариты: длину 942 мм, ширину 708 мм и высоту 976 мм. Диаметр цилиндра и ход поршня равны 105х128 мм, степень сжатия 17,5. Агрегат создает внутренний шум в кабине на уровне 79 дБ(А). Масса не заправленного двигателя составляет 460 кг, расход масла на угар не более 0,1 % от потребления топлива. По всем статьям «четверка» получилась достойной.

Но все познается в сравнении. И оценить достоинства новинки ярославского завода «Автодизель» можно только сопоставив с параметрами предшественника Минского моторного завода. Эту заочную дуэль ЯМЗ-53442 выигрывает вчистую.

Конструкторы смогли довести ресурс двигателя ЯМЗ до 700 тыс. км, что на 200 тыс. км больше, чем у белорусского мотора. Гарантия на новинку составляет 100 тыс. км или 2 года. Периодичность обслуживания увеличена в три раза – 15 тыс. км против 5 тыс. км! Уменьшен расход эксплуатационных жидкостей (рабочий объем меньше на 0,32 л). Мощность выросла на 15,5 % при том, что достигается она при более низких оборотах. Заметно улучшены тягово-динамические показатели: время разгона с места до 60 км/ч сократилось на 3,8 с, а до 80 км/ч – на 6,7 с.

К слову, «Садко» не единственная модель ГАЗа, которая получит новый двигатель: ЯМЗ-54442 устанавливают и на другие среднетоннажники. Более того, силовые агрегаты 530-го семейства поступают на линии сборки и конвейеры целого ряда производителей коммерческого транспорта: грузовиков, автобусов и спецтехники. Причем не только в России, но и в странах Содружества и, прежде всего, в Украине и Республике Беларусь.

 

 

 

Комбинация приборов – как в самолете, но здесь нет ничего лишнего

 

Сравнительные технические данные «Садко» с двигателем ЯМЗ и ММЗ

 

Параметры

ЯМЗ-53442

(ГАЗ-33088)

ММЗ Д245.7Е3

(ГАЗ-33081)

Рабочий объем цилиндров, л

4,43

4,75

Номинальная мощность, кВт (л.с.) / об/мин

99 (134,5) / 2300

87,5 (119) / 2400

Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) / об/мин

417 (42,5) / 1200-2100

420 (42,8) / 1200-1600

Межсервисный интервал ТО, км

15 000

5 000

Ресурс двигателя, км

700 000

500 000

Гарантия по времени и пробегу а/м

1 год/ 30 000

1 год/ 30 000

Экологический класс

Евро-4

Евро-4

Грузоподъемность, кг

2000

2000

Максимальная скорость а/м, км/ч

95

94

Время разгона с места до скорости:

- 60 км/ч, с

- 80 км/ч, с

 

19,9

38,0

 

23,7

44,7

 

"Поворотники" получили не оранжевые, а белые рассеиватель

Новый двигатель ЯМЗ-53442 рабочим объемом 4,43 л уровня Евро -4

Родословная обязывает…

У российских перевозчиков много ласковых прозвищ для «Садко», и одно из них – «Бродяга» – дано за способность преодолевать бездорожье. Она досталась ему от легендарного ГАЗ-66, перед проходимостью которого знатоки снимают шляпу. Я сам в лейтенантские годы видел, как «Шишиги» карабкались по размытым дождями склонам высоток, как выкарабкивались на каменистые склоны сопок и не пасовали перед грязью «по самое не балуйся».

«Садко» вообще появился неожиданно, поскольку это не разработка с нуля, а большой конструктор. Собирая его, заводские инженеры использовали раму и кабину ГАЗ-3307, выпуск которого был освоен еще при СССР, в октябре 1989-го. От «шестьдесят шестого», который вообще появился в ноябре 1963-го, взяли ведущие мосты с кулачковыми дифференциалами и раздаточную коробку с возможностью отбора мощности. Сегодня мало кто знает, но за три первых года ГАЗ-66 успел собрать массу наград, включая золотую медаль Всесоюзной торговой палаты, золотую медаль международной ярмарки в Лейпциге и государственный Знак качества, впоследствии пятикратно подтвержденный.

Колесная база у «Садко» точно такая же, как у ГАЗ-3309, с которым он унифицирован также по капоту и силовому агрегату. Здесь может устанавливаться лебедка с механическим приводом. Вездеходные качества автомобилю достались все от той же «Шишиги»: дорожный просвет в 315 мм, максимально преодолеваемый подъем 31 град. Широкопрофильные шины, односкатная ошиновка всех колес и система регулирования давления в них также родом из прошлого.

В современной гамме теперь у «Садко» есть родственные клоны: бортовой грузовик ГАЗ-33086 «Земляк» (4х4) с двускатной ошиновкой задней оси; 11-местный внедорожник ГАЗ-330811 «Вепрь» (4х4) с укороченной базой, цельнометаллическим кузовом и односкатными шинами; «Егерь-2» с двухрядной кабиной и четырьмя пассажирскими местами.

За счет удлинения колесной базы геометрическая проходимость «Садко» несколько проигрывает такому параметру ГАЗ-66. Тем не менее, автомобиль снискал любовь и признание геологов, нефтедобытчиков, работников сельского хозяйства и, конечно же, представителей Вооруженных Сил. Опять-таки – не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами, в десятках стран мира.

 Ухабы вездеходу не помеха

В принципе, и без улучшений «Садко» многим нравился как по дизайну, так и по возможности передвигаться вне дорог. Летом 2010-го мне посчастливилось стать пассажиром на таком автомобиле сопровождения в трофи-рейде «Перекати поле» в Калужской области. Видели бы вы, какие косогоры и броды преодолевал грузовик! Он без проблем шел там, куда и глазу «наступить» страшно, да еще периодически вытаскивал застрявших участников.

«Садко» 2013 г. вообще превзошел самые смелые ожидания. Двигатель работает заметно тише, чем на предшественнике. Передачи включаются четко, без закусывания. Уровень вибраций существенно ниже. Правда, внедорожная резина вносит свой «голос» в звуковую картину, а при движении накатом оказывает отчаянное сопротивление качению. Впрочем, трудно представить условия, в которых этот самый накат так уж актуален. В конце концов, это вездеход, а не дорожный извозчик!

Если на ровной дороге «Садко» чувствует себя в чужой тарелке, то сразу за кромкой асфальта он в своей стихии! По снегу гребет так, словно для него он и создан. Правда, если покров рыхлый, машина просаживается до тех пор, пока колеса не начинают цепляться за мерзлый грунт или что-нибудь твердое. Бороздить снежную целину можно сколь угодно долго, не забывая о том, что есть риск перегреть мотор. А вот поддерживать высокие обороты как на бензиновой версии не надо – автомат холостого хода не даст дизельному двигателю заглохнуть. Впрочем, если постараться, то и его можно заглушить.

Отклик на реакции и действия водителя на руле и органах управления светом, щетками стеклоочистителей – почти как на импортном внедорожнике. Конечно, это еще не иномарка, но уже и не «трактор». Есть некоторые недочеты и пожелания относительно прокладки той же электропроводки, окраске кабины и т. п., но по большому счету, это сущие пустяки. Главное – автомобиль получился лучше предшественника. И цена у него привлекательная – миллион с маленьким хвостиком. За такие деньги и легковушку-то приличную выбрать непросто, а получить 4х4 почти нереально!