Аналитика "Автобусная палитра РФ"
Не за горами финиш года, и многие пытаются угадать: каким будут показатели продаж новых автобусов? Подспорьем в этом служит анализ данных прошлого года и первого полугодия текущего года. Пока динамика отрицательная, и этот тренд, скорее всего, сохранится.
Александр КАЛУГИН
Фото автора
Европейский вектор
В разгар кризиса 2008 г. многие производители автобусов чувствовали себя неплохо, чего не скажешь о прошлом и текущем годе. Тогда компании не ощутили общий спад за счет того, что имели долгосрочные и среднесрочные контракты. Теперь ситуация иная.
По данным АСЕА, продажи новых автобусов в Европе в 2012 г. по сравнению с 2011 г. выросли всего на 197 ед. или 0,6 %. Ровно половина стран первой дюжины по сбыту новых автобусов ушла в минус. Среди этих стран по убывающей динамке лидирует Испания (–38,7 %). Далее следуют Италия (–30,4 %), Польша (–17,4 %), Чехия (–12,7 %), Франция (–10,9 %), Норвегия (–8,5 %). Лидеры по процентному росту – Румыния (952,5 %), Великобритания (31,9 %) и Нидерланды (21,7 %). Продажи выросли также в Австрии (19,9 %), Германии (1,9 %), Швеции (0,7 %). Всего в минувшем году в странах ЕС клиентам отгружено 33 890 ед. новых автобусов.
По оценкам экспертов, крупнейшими рынками сбыта пассажирских машин без пробега в текущем году останутся Великобритания (доля в 2012 г. – 21,3 %), Франция (17,9 %) и Германия (15,2 %). Италия и Испания имеют все шансы уменьшить рыночную долю, которая на начало текущего года составляла 6,3 и 4,9 % соответственно.
Российские реалии-2012
Члены Комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (КПКТ АЕБ) показали небольшое снижение продаж новых автобусов – с 5 319 ед. в 2011 г. до 5 202 ед. в 2012-м (на 117 ед. или –2,2 %).
В то же время, по данным ГИБДД РФ, количество первичных регистраций новых автобусов в прошлом году снизилось на 213 ед. или на 1,2 %. В первой дюжине наиболее продаваемых брендов отрицательную динамику продаж показали ПАЗ (–1,9 %), Hyundai (–40,3 %), КАВЗ (–28,7 %), MAN (–29,4 %), Yutong (–28,2 %).
Положительную динамику в минувшем сезоне демонстрировали ЛИАЗ (10,6 %), МАЗ (127,1 %), «Богдан» (84,0 %). Рост продаж отмечен по брендам НефАЗ (8,1 %), Higer (9,1 %), «Волжанин» (23,2 %), Daewoo (15,8 %).
Хуже всего в минувшем году сбыт новых автобусов шел во II квартале, лучше – в IV-м. Тройку лидеров по объемам приобретения составили Москва, Санкт-Петербург и Московская область.
Продажи новых автобусов (за исключением малого класса, ПАЗ-3204 и ПАЗ-3205) в России, ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)
Автобусный бренд |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
ПАЗ |
36,8 |
1643 |
1916 |
16,6 |
ЛИАЗ |
35,4 |
2155 |
1839 |
–14,7 |
КАВЗ |
10,6 |
519 |
549 |
5,8 |
Hyundai |
9,7 |
509 |
502 |
–1,4 |
MAN |
3,8 |
224 |
195 |
–13,0 |
Mercedes-Benz |
1,8 |
19 |
92 |
384,2 |
Scania |
1,2 |
38 |
62 |
63,2 |
ГолАЗ |
0,7 |
210 |
35 |
–733,3 |
BAW |
0,2 |
Н.д. |
10 |
– |
Setra |
0,04 |
2 |
2 |
0 |
ВСЕГО |
100,0 |
5319 |
5202 |
–2,2 |
Квартальные продажи автобусов в России в 2012 году, ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)
Автобусный бренд |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
ПАЗ |
397 |
392 |
524 |
603 |
ЛИАЗ |
573 |
293 |
583 |
390 |
КАВЗ |
78 |
158 |
136 |
177 |
Hyundai |
102 |
58 |
96 |
246 |
MAN |
11 |
77 |
54 |
53 |
Mercedes-Benz |
1 |
2 |
8 |
81 |
Scania |
14 |
13 |
16 |
19 |
ГолАЗ |
7 |
12 |
1 |
15 |
BAW |
1 |
6 |
2 |
1 |
Setra |
1 |
0 |
0 |
1 |
ВСЕГО |
1185 |
1011 |
1420 |
1586 |
Совокупные продажи всех новых автобусов в России, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)
Автобусный бренд |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
ПАЗ |
52,3 |
9560 |
9380 |
–1,9 |
ЛИАЗ |
12,8 |
2072 |
2292 |
10,6 |
Hyundai |
7,8 |
2358 |
1408 |
–40,3 |
МАЗ |
6,5 |
517 |
1174 |
127,1 |
Богдан |
3,9 |
381 |
701 |
84,0 |
НефАЗ |
3,7 |
606 |
655 |
8,1 |
Higer |
2,7 |
437 |
479 |
9,6 |
КАВЗ |
2,4 |
600 |
428 |
–28,7 |
Волжанин |
1,4 |
207 |
255 |
23,2 |
Daewoo |
1,1 |
171 |
198 |
15,8 |
MAN |
0,9 |
238 |
168 |
–29,4 |
Yutong |
0,9 |
220 |
158 |
–28,2 |
Другие (суммарно) |
3,6 |
783 |
871 |
11,2 |
ВСЕГО |
100,0 |
18 150 |
17 937 |
–1,2 |
Продажи новых автобусов в регионах РФ, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)
Регион РФ |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
г. Москва |
13,1 |
1688 |
2352 |
39,3 |
г. Санкт-Петербург |
8,8 |
1006 |
1583 |
57,4 |
Московская обл. |
4,7 |
927 |
836 |
–9,8 |
Республика Татарстан |
4,3 |
587 |
775 |
32,0 |
Свердловская обл. |
3,5 |
483 |
633 |
31,1 |
Ростовская обл. |
2,9 |
780 |
524 |
–32,8 |
Краснодарский край |
2,9 |
1019 |
512 |
–49,8 |
Красноярский край |
2,7 |
334 |
476 |
42,5 |
Нижегородская обл. |
2,7 |
376 |
476 |
26,6 |
Кемеровская обл. |
2,5 |
676 |
445 |
–34,2 |
Приморский край |
2,5 |
199 |
442 |
122,1 |
Ленинградская обл. |
2,4 |
506 |
434 |
–14,2 |
Другие (суммарно) |
47,0 |
9569 |
8449 |
–11,7 |
ВСЕГО |
100,0 |
18 150 |
17 937 |
–1,2 |
Сбыт в первом полугодии-2013
Рынок новых автобусов в январе-июне текущего года по отношению к первому полугодию прошлого года просел на 16 %, до 26,9 тыс. ед.
Отрицательная динамика коснулась большинства сегментов и, в частности, реализации отечественных автобусов (падение до 17,6 тыс. ед., –8,5 %). Объем рынка российских брендов потерял 5,3 % и зафиксирован на отметке 65,4 %.
Импорт пассажирских лайнеров с иголочки в первом полугодии текущего года рухнул в 1,9 раза, до 3,5 тыс. ед. Рыночная доля ввезенных автобусных иномарок подтаяла на 7,7 пункта, до 12,8 %. Практически на нет сошел ввоз подержанных лайнеров: он обвалился в 18 раз – границу пересекли только 127 автобусов, что отразилось на сжатии рыночной доли с 6,6 % до 0,5 %. Главным фактором такого расклада стало введение повышенной ставки утилизационного сбора.
Экспорт новых автобусов (без учета участников Таможенного союза) в первом полугодии 2013-го по отношению к аналогичному периоду годичной давности просел с 1 448 до 990 ед. И есть основания полагать, что подобная ситуация сохранится и во втором полугодии.
Рост продаж коснулся только иномарок российской сборки. В январе-июне 2013 г. их отгрузка достигла 5,7 тыс. ед., а объем рынка составил 21,3 % (плюс 9 пунктов по отношению к первому полугодию прошлого года). Динамика отгрузки клиентам составила 44,7 %.
Вместе с продажами пассажирских машин российских марок суммарная доля реализации новой техники с маркировкой «Сделано в России» выросла до 86,7 %, что на 4,3 % больше значений предыдущего отчетного периода. В структурной сетке продаж января-июня 2013 г. доминируют автобусы малого класса – их доля составляет 60 %.
Данные АО «АСМ-холдинг» хотя и отличаются от сведений из других источников, в целом подтверждают спад продаж. По этой информации, всего в январе-июне текущего года заказчикам отгружено 24 540 новых автобусов, что на 296 ед. или 1,4 % меньше показателей января-июня 2012-го. Лидером по оптовым продажам остается Горьковский автозавод с долей 25,67 % (ранее – 25,82 %). За ним следуют УАЗ (22,93 % против прежних 25,63 %) и ПАЗ (17,44 % против прежних 19,4 %). Выпуск микроавтобусов позволил существенно увеличить свое присутствие компаниям «Нижегородец» (с 10,16 до 15,14 %) и «Луидор» (с 7,96 до 11,06 %). Производитель автобусов большого и особо большого класса, ЛИАЗ, напротив, потерял часть рынка: его доля сузилась с 3,53 до 2,19 %. Прочие бренды суммарно потеснились с 7,66 до 5,57 % рынка.
Впрочем, в отчетной статистике по-прежнему есть нюансы. Например, учтены не все бренды, и информация порой взята не из первых рук, а из разных источников. Но даже при таком подходе очевидно: на финише года будут многочисленные перестановки: рынок хотя и падающий, но не замерший.