Аналитика "Автобусная палитра РФ"


  

 

Не за горами финиш года, и многие пытаются угадать: каким будут показатели продаж новых автобусов? Подспорьем в этом служит анализ данных прошлого года и первого полугодия текущего года. Пока динамика отрицательная, и этот тренд, скорее всего, сохранится.

 Александр КАЛУГИН

Фото автора

Европейский вектор

В разгар кризиса 2008 г. многие производители автобусов чувствовали себя неплохо, чего не скажешь о прошлом и текущем годе. Тогда компании не ощутили общий спад за счет того, что имели долгосрочные и среднесрочные контракты. Теперь ситуация иная.

По данным АСЕА, продажи новых автобусов в Европе в 2012 г. по сравнению с 2011 г. выросли всего на 197 ед. или 0,6 %. Ровно половина стран первой дюжины по сбыту новых автобусов ушла в минус. Среди этих стран по убывающей динамке лидирует Испания (–38,7 %). Далее следуют Италия (–30,4 %), Польша (–17,4 %), Чехия (–12,7 %), Франция (–10,9 %), Норвегия (–8,5 %). Лидеры по процентному росту – Румыния (952,5 %), Великобритания (31,9 %) и Нидерланды (21,7 %). Продажи выросли также в Австрии (19,9 %), Германии (1,9 %), Швеции (0,7 %). Всего в минувшем году в странах ЕС клиентам отгружено 33 890 ед. новых автобусов.

По оценкам экспертов, крупнейшими рынками сбыта пассажирских машин без пробега в текущем году останутся Великобритания (доля в 2012 г. – 21,3 %), Франция (17,9 %) и Германия (15,2 %). Италия и Испания имеют все шансы уменьшить рыночную долю, которая на начало текущего года составляла 6,3 и 4,9 % соответственно.

 

Российские реалии-2012

Члены Комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (КПКТ АЕБ) показали небольшое снижение продаж новых автобусов – с 5 319 ед. в 2011 г. до 5 202 ед. в 2012-м (на 117 ед. или –2,2 %).

В то же время, по данным ГИБДД РФ, количество первичных регистраций новых автобусов в прошлом году снизилось на 213 ед. или на 1,2 %. В первой дюжине наиболее продаваемых брендов отрицательную динамику продаж показали ПАЗ (–1,9 %), Hyundai (–40,3 %), КАВЗ (–28,7 %), MAN (–29,4 %), Yutong (–28,2 %).

Положительную динамику в минувшем сезоне демонстрировали ЛИАЗ (10,6 %), МАЗ (127,1 %), «Богдан» (84,0 %). Рост продаж отмечен по брендам НефАЗ (8,1 %), Higer (9,1 %), «Волжанин» (23,2 %), Daewoo (15,8 %).

Хуже всего в минувшем году сбыт новых автобусов шел во II квартале, лучше – в IV-м. Тройку лидеров по объемам приобретения составили Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

 

Продажи новых автобусов (за исключением малого класса, ПАЗ-3204 и ПАЗ-3205) в России, ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)

 

Автобусный бренд

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

ПАЗ

36,8

1643

1916

16,6

ЛИАЗ

35,4

2155

1839

–14,7

КАВЗ

10,6

519

549

5,8

Hyundai

9,7

509

502

–1,4

MAN

3,8

224

195

–13,0

Mercedes-Benz

1,8

19

92

384,2

Scania

1,2

38

62

63,2

ГолАЗ

0,7

210

35

–733,3

BAW

0,2

Н.д.

10

Setra

0,04

2

2

0

ВСЕГО

100,0

5319

5202

–2,2

 

Квартальные продажи автобусов в России в 2012 году, ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)

 

Автобусный бренд

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

ПАЗ

397

392

524

603

ЛИАЗ

573

293

583

390

КАВЗ

78

158

136

177

Hyundai

102

58

96

246

MAN

11

77

54

53

Mercedes-Benz

1

2

8

81

Scania

14

13

16

19

ГолАЗ

7

12

1

15

BAW

1

6

2

1

Setra

1

0

0

1

ВСЕГО

1185

1011

1420

1586

 

Совокупные продажи всех новых автобусов в России, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)

 

Автобусный бренд

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

ПАЗ

52,3

9560

9380

–1,9

ЛИАЗ

12,8

2072

2292

10,6

Hyundai

7,8

2358

1408

–40,3

МАЗ

6,5

517

1174

127,1

Богдан

3,9

381

701

84,0

НефАЗ

3,7

606

655

8,1

Higer

2,7

437

479

9,6

КАВЗ

2,4

600

428

–28,7

Волжанин

1,4

207

255

23,2

Daewoo

1,1

171

198

15,8

MAN

0,9

238

168

–29,4

Yutong

0,9

220

158

–28,2

Другие (суммарно)

3,6

783

871

11,2

ВСЕГО

100,0

18 150

17 937

–1,2

 

Продажи новых автобусов в регионах РФ, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)

 

Регион РФ

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

г. Москва

13,1

1688

2352

39,3

г. Санкт-Петербург

8,8

1006

1583

57,4

Московская обл.

4,7

927

836

–9,8

Республика Татарстан

4,3

587

775

32,0

Свердловская обл.

3,5

483

633

31,1

Ростовская обл.

2,9

780

524

–32,8

Краснодарский край

2,9

1019

512

–49,8

Красноярский край

2,7

334

476

42,5

Нижегородская обл.

2,7

376

476

26,6

Кемеровская обл.

2,5

676

445

–34,2

Приморский край

2,5

199

442

122,1

Ленинградская обл.

2,4

506

434

–14,2

Другие (суммарно)

47,0

9569

8449

–11,7

ВСЕГО

100,0

18 150

17 937

–1,2

 

Сбыт в первом полугодии-2013

Рынок новых автобусов в январе-июне текущего года по отношению к первому полугодию прошлого года просел на 16 %, до 26,9 тыс. ед.

Отрицательная динамика коснулась большинства сегментов и, в частности, реализации отечественных автобусов (падение до 17,6 тыс. ед., –8,5 %). Объем рынка российских брендов потерял 5,3 % и зафиксирован на отметке 65,4 %.

Импорт пассажирских лайнеров с иголочки в первом полугодии текущего года рухнул в 1,9 раза, до 3,5 тыс. ед. Рыночная доля ввезенных автобусных иномарок подтаяла на 7,7 пункта, до 12,8 %. Практически на нет сошел ввоз подержанных лайнеров: он обвалился в 18 раз – границу пересекли только 127 автобусов, что отразилось на сжатии рыночной доли с 6,6 % до 0,5 %. Главным фактором такого расклада стало введение повышенной ставки утилизационного сбора.

Экспорт новых автобусов (без учета участников Таможенного союза) в первом полугодии  2013-го по отношению к аналогичному периоду годичной давности просел с 1 448 до 990 ед. И есть основания полагать, что подобная ситуация сохранится и во втором полугодии.

Рост продаж коснулся только иномарок российской сборки. В январе-июне 2013 г. их отгрузка достигла 5,7 тыс. ед., а объем рынка составил 21,3 % (плюс 9 пунктов по отношению к первому полугодию прошлого года). Динамика отгрузки клиентам составила 44,7 %.

Вместе с продажами пассажирских машин российских марок суммарная доля реализации новой техники с маркировкой «Сделано в России» выросла до 86,7 %, что на 4,3 % больше значений предыдущего отчетного периода. В структурной сетке продаж января-июня 2013 г. доминируют автобусы малого класса – их доля составляет 60 %.

Данные АО «АСМ-холдинг» хотя и отличаются от сведений из других источников, в целом подтверждают спад продаж. По этой информации, всего в январе-июне текущего года заказчикам отгружено 24 540  новых автобусов, что на 296 ед. или 1,4 % меньше показателей января-июня 2012-го. Лидером по оптовым продажам остается Горьковский автозавод с долей 25,67 % (ранее – 25,82 %). За ним следуют УАЗ (22,93 % против прежних 25,63 %) и ПАЗ (17,44 % против прежних 19,4 %). Выпуск микроавтобусов позволил существенно увеличить свое присутствие компаниям «Нижегородец» (с 10,16 до 15,14 %) и «Луидор» (с 7,96 до 11,06 %). Производитель автобусов большого и особо большого класса, ЛИАЗ, напротив, потерял часть рынка: его доля сузилась с 3,53 до 2,19 %. Прочие бренды суммарно потеснились с 7,66 до 5,57 % рынка.

Впрочем, в отчетной статистике по-прежнему есть нюансы. Например, учтены не все бренды, и информация порой взята не из первых рук, а из разных источников. Но даже при таком подходе очевидно: на финише года будут многочисленные перестановки: рынок хотя и падающий, но не замерший.