Аналитика "Бэушки: десятка лучших"


Введение повышенной ставки утилизационного сбора для транспортной отрасли не прошло бесследно. Со всей очевидностью это отражено в статистике импорта и продаж грузовиков и автобусов с пробегом: спад был отмечен еще в прошлом году, а в нынешнем он достиг других значений, и уже не по отдельным брендам, по большинству торговых марок.

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора

 

Ситуация на рынке коммерческого транспорта продолжает оставаться нестабильной. По данным Росстата, в I полугодии текущего года относительно показателей годичной давности произошло снижение производства грузовиков на 4,8% , автобусов на 2,9% . Даже выпуск легковых машин просел на 2,7% .

Снижение потребительского спроса за первые 6 месяцев 2013 г. составило 5% , а за июнь – уже 10% . Такое положение аналитики объясняют тем, что в течение двух предыдущих лет восстановительный рост рынка был чересчур динамичным, и сейчас произошло его насыщение.

В январе-июне текущего года импорт подержанных грузовиков по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. сократился в 2,4 раза. Доля большегрузного транспорта с пробегом сузилась более чем вдвое и в середине года установилась на отметке 2,9% . С учетом новой техники суммарный ввоз иностранных грузовиков за полугодие снизился на 19,2% , до 44 608 ед. При этом львиную долю импорта по-прежнему составили иностранные бренды – ввезено 43,6 тыс. ед., а из государств СНГ – всего 1,04 тыс. ед.

Просадка по импорту отмечена и в автобусном разделе рынка. Ввоз иностранных пассажирских лайнеров составил всего 0,1 тыс. ед. или 0,5%  от общего объема, хотя новых ввезено 3,5 тыс. (12,8% ). Только вдумайтесь в эти цифры: импорт подержанных автобусов сократился в 18 раз (!), ввезено всего 127 ед., а рыночная доля упала с 6,6%  до 0,5% ... По ввозу новых автобусов тоже констатируется падение: их поставили в Россию в 1,9 раза меньше (всего 3,5 тыс. ед.), а рыночный сегмент сузился на 7,7 пункта и занял промежуточный рубеж в 12,8% .

Чтобы предсказать, что будет на финише года, не нужно ходить к гадалке: по цифрам сбыта готовой продукции понятна общая тенденция. В январе-июне текущего года динамика продаж новых грузовиков и автобусов отрицательная: реализовано на 12%  меньше грузовиков и на 16%  меньше автобусов. Тревожный звоночек! Это значит, что автохозяйства реже обновляют парк или не расширяют его, следовательно, и местных бэушек станет меньше. 

В оценке ситуации и составлении прогноза развития рынка подержанных транспортных средств полезно опираться на данные предыдущего отчетного периода, т. е. 2012 г. Как всегда, в разных источниках данные разнятся, но в целом тренд один и тот же.

О состоянии данного сектора автомобильного бизнеса говорит динамика продаж тяжелых грузовиков с пробегом. Без учета китайских грузовиков потери объемов импорта отмечены сразу у двух брендов в первой тройке (Volvo и MAN), потерявших соответственно 9,6 и 16,6% . Но в целом ситуация в первой десятке спокойная, если не считать резкое падение продаж подержанных автомобилей американского производства. Например, Freightliner сбавил обороты на 165,1% . И хотя доля рынка данного бренда несущественная – всего 0,6% , в количественном выражении потери ощутимее: 140 ед.

По данным Федеральной таможенной службы ситуация прошлого года выглядит обнадеживающей. Но в 2012 г. введение повышенной ставки утилизационного сбора состоялось только накануне IV квартала, а в нынешнем году эта пошлина действует с 1 января. И хотя статус-кво по ранжиру брендов в первой тройке (а может, и среди всех европейских марок)  не изменится, ситуация на финише сезона будет отличаться от прошлогодней. DAF, Volvo и MAN наверняка сохранят свои позиции, быть может, немного растеряв в объемах. Даже их ближайшие преследователи пока могут спать спокойно – их положению в «турнирной таблице» ничто не угрожает. А вот в нижней части топ-10 грядут перемены. А пока, как говорится, еще не вечер…

 

 

Импорт подержанных иностранных тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в России, ед. (без а/м производства КНР. По данным Volvo Group Truck Sales & Marketing EMEA)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка, % 

2011 г.

2012 г.

Динамика, % 

DAF

24,4

2627

2834

7,9

Volvo Trucks

18,6

2392

2162

–9,6

MAN

13,1

1817

1516

–16,6

Mercedes-Benz

12,2

1222

1420

16,2

Renault Trucks

11,1

1151

1294

12,4

Scania

9,9

801

1147

43,2

IVECO

4,0

436

459

5,3

Hyundai

0,8

28

88

214,3

Freightliner

0,6

215

75

–165,1

International

0,6

32

71

121,9

Другие (суммарно)

4,7

466

541

16,1

ВСЕГО

100,0

11 187

11 607

3,8

 

 

Импорт подержанных тяжелых тягачей полной массой свыше 16 т в Россию в 2012 г. (по данным ФТС РФ)

 

Автомобильный бренд

Тягачи, ед.

Доля рынка б/у тягачей, % 

Всего, ед.

Доля тягачей в продажах, % 

DAF

2714

27,4

2832

95,8

Volvo Trucks

1944

19,6

2144

90,7

MAN

1281

12,9

1506

85,1

Renault Trucks

1199

12,1

1293

92,7

Scania

1075

10,9

1145

93,9

Mercedes-Benz

1013

10,2

1403

72,2

IVECO

388

3,9

455

85,3

Freightliner

74

0,8

75

98,7

Peterbilt

70

0,7

70

100,0

International

70

0,7

70

100,0

Daewoo

10

0,1

351

2,9

Другие (суммарно)

70

0,7

242

28,9

ВСЕГО

9908

100,0

11 586

85,5