Аналитика "Новые тяжелые: где пик спроса?"
Надеждам импортеров на рост продаж в 2013 г., похоже, не суждено сбыться: российский рынок новых грузовиков полной массой свыше 16 т дает просадку. По отдельным маркам она достигает 30 % и даже больше, хотя в «Большой семерке» цифры меньше: 12–18 %. Впрочем, на финише года ситуация может измениться как в ту, так и в другую сторону.
Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора
Как дела в Евросоюзе?
Эксперты утверждают, что предсказать снижение грузового рынка было несложно. Целый ряд факторов указывал на то, что это неизбежно произойдет. Подсказки в этом отношении дал минувший год, и не только в России, но и в странах Еврозоны.
Даже в тройке европейских лидеров по продажам новых грузовиков полной массой свыше 16 т (Германия с долей рынка 24,6 %, Франция с 16,5 % и Великобритания с 13,0 %) дела обстоят неважно. В прошлом году реализация здесь упала на 9,6; 8,5 и 0,4 % соответственно. Еще внушительнее были просадки в Италии (–28,5 %), Испании (–20,4 %), Бельгии (–14,6 %), Чехии (–11,3 %) и целом ряде других стран. Положительную динамику (+22,8 %) демонстрировала только Норвегия, чему способствовало увеличение товарооборота с государствами, расположенными в первую очередь за пределами Евросоюза.
В нынешнем году европейские показатели опять «портят» страны Южной Европы, хотя в Центральной и Западной Европе также есть «отстающие». Если в прошлом году по отношению к результатам годичной давности ЕС недосчиталась в общей сложности 21,8 тыс. проданных тяжелых грузовиков (–9,0 % к 2011 г.), то по результатам 2013 г. статистика будет менее привлекательной: ожидается спад на уровне не менее 10-12 %, что может соответствовать двум-трем десяткам тысяч коммерческих «тяжей».
Скрытая лихорадка
Глядя на нескончаемый поток грузовых машин на российских дорогах, трудно представить, что эта отрасль переживает не лучшие времена. Тем не менее, в прошлом году существенно сократился парк автомобилей, задействованных на международных перевозках. Заметно упал платежеспособный спрос на новые иномарки полной массой свыше 16 т, используемые и для внутренних грузоперевозок. Зато вырос интерес транспортных компаний к свежим машинам в возрасте до трех лет, с помощью которых можно строить эффективный бизнес. Хотя скептики утверждают, что из-за роста цен на топливо, введения платы за дороги, действующих ограничений и увеличения стоимости подвижного состава его прибыльность будет снижаться. Особенно если Правительство РФ волевым решением реализует предложение заморозить тарифы на грузоперевозки автомобильным транспортом на целый год. Но все это «лирика».
Действительность же такова. Совокупные продажи всех грузовиков по итогам первого полугодия 2013 г. по сравнению с данными первых 6 месяцев 2012 г. снизились в России на 12 %. Темпы падения продаж замедлились, поскольку в начале года они были еще внушительнее.
По данным ОАО «АСМ-холдинг», в январе-июне текущего года объем импорта новых транспортных средств коммерческого назначения составил 57,59 тыс. ед., что на 15 % меньше показателей января-июня прошлого года. Доля таких грузовиков в рыночном пироге сузилась с 40,7 до 39,3 %. Вычленить статистику по новым тяжелым грузовикам крайне сложно, поскольку импортеры до поры до времени держат цифры в тайне, а Комитет производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (КПКТ АЕБ) не имеет полной картины по разным брендам.
Тем не менее, о ситуации на рынке новых «тяжей» можно судить по динамике продаж прошлого года. По сведениям КПКТ АЕБ, сбыт тяжелых грузовиков членов в минувшем году просел на 3 473 ед. или на 11,8 % и зафиксирован на объеме 25 937 ед. Но в этом комитете состоят далеко не все производители и импортеры, а с учетом их данных картина совсем иная. Согласно пессимистичному прогнозу, сбыт новых тяжелых машин в нынешнем году может просесть даже на 35 %, а согласно оптимистичному – на 12 %, т. е. практически остаться на уровне динамики спада годичной давности.
Большая семерка
Основное внимание в тяжелом классе, конечно же, приковано к семи ведущим европейским производителям тяжелых грузовиков.
Самая неожиданная новость – MAN без лишней помпы приступил к сборке тяжелых грузовиков в Санкт-Петербурге. Подтверждением сказанному стал автомобиль «Сделано в России» с серийным № 38 MAN TGS 33.440 6x4 BBS-WW. В сентябре его в торжественной обстановке передали директору ООО «ПКФ Стройбетон». По логике, такой шаг позволит импортеру увеличить продажи новой техники и упрочить положение лидера продаж. Одновременно прошла презентация магистрального тягача MAN TGX 18.480 4x2 BLS стандарта Евро-6. Импортер делает серьезный упор и на строительный сегмент, где востребованы его полноприводные версии вроде MAN TGS 26.440 6x6H BLS с технологией MAN HydroDrive.
DAF Trucks традиционно ставит на флагманский XF105 Евро-5 и CF85 Евро-5, хотя недавно показал в Москве новый XF Euro 6. Понятно, что из-за проблем с качеством российского дизтоплива грузовики уровня Евро-6 какое-то время «останутся за кадром». Но интерес перевозчиков к ним показывает: потенциал спроса (а значит, и сбыта) есть. В прошлом году в России был отмечен рост продаж шасси DAF под монтаж надстроек, и данная тенденция сохраняется в текущем году.
В 2013-м Scania вывела на рынок РФ несколько новых моделей сразу в нескольких сегментах. Одни из самых привлекательных для перевозчиков – магистральники Scania Streamline с кабинами G- и R-серий, двигателями Евро-4 и Евро-5 мощностью 400 и 440 л. с., а также V8 с потенциалом в 500 сил. Заметно расширен сегмент строительной техники с кабинами Р- и G-серий, оснащенных пакетом Off-Road.
Volvo Trucks завершило обновление модельного ряда, включая флагманский Volvo FH – «Грузовик 2014 года» по версии европейского и российского конкурсов. Эту модель начнут собирать на заводе в Калуге с осени 2014-го, а пока доступны другие «шведы»: полностью обновленные магистральный FM и строительный FMX.
Полная смена всего модельного ряда сулит большие перспективы бренду Renault Trucks. Правда, до выпуска новинок на предприятии в Калуге еще далеко, и пока транспортники будут довольствоваться нынешними моделями, включая строительные Kerax, Premium Lander и магистральный Premium Route.
Бренд Mercedes-Benz все так же не обременен в России соответствием нормам Евро-6, и в ближайшее время будет формировать статистику продаж автомобилями Actros и Axor уровня Евро-5, в том числе выпускаемым в Набережных Челнах. Но уже сейчас динамика продаж «звездных» грузовиков выше, чем несколько лет назад.
Рывок наверх пытается сделать IVECO. Хорошим подспорьем в этом являются новый Stralis Hi-Way, обновленный Trakker и программы кредитования вкупе с пакетными предложениями на фирменные опции.
А для потребителей ключевыми критериями в выборе транспортного средства для ведения бизнеса по-прежнему является ценовая доступность, развитость сервисной сети и надежность.
Недосягаемый КАМАЗ
Главные козыри сезона-2013 у российского лидера по продажам грузовиков – автомобили с компонентами Daimler: магистральный тягач КамАЗ-5490, тягач КамАЗ-65802, самосвалы КамАЗ-65206 и КамАЗ-65207. С ними предприятие занимает 13-е место в мире среди производителей тяжелых грузовиков.
КАМАЗ является абсолютным лидером по тяжелым грузовикам на рынках Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других государств. Если в прошлом году КАМАЗ изготовил опытные партии машин уровня Евро-4, то в текущем году освоил серийное производство. Автомобили всех семейств (кроме полноприводного) теперь комплектуют бескамерными шинами и профилированными колесами. Увеличен объем производства собственных двигателей мощностью свыше 400 л. с. Освоено серийное производство силовых агрегатов с системой впрыска Common Rail фирмы Bosch. Расширен модельный ряд грузовиков с рестайлинговой кабиной и улучшенными потребительскими свойствами. Все это должно не только упрочить, а скорее улучшить положение производителя в сегменте ТС полной массой свыше 16 т.
В то же время, лидера отрасли коснулись те же проблемы, что и других участников бизнес-процесса. По итогам 8 месяцев 2013 г. по отношению к данным за аналогичный период 2012 г. реализация автомобилей составила 23,5 тыс. ед., что на 12,1 % меньше. При этом весь российский рынок грузовиков полной массой 14–40 т упал до 52 тыс. ед., что на 35 % меньше прошлогодних значений. Однако КАМАЗ выигрышно смотрится на фоне конкурентов и остается для них недосягаемым: его доля на рынке по итогам 8 месяцев составляет 45,0 % (годом ранее – 33,3 %).
Новые игроки
На фоне статистических перемен российский рынок переживает и фактические преобразования. Отчасти это вызвано проникновением новых игроков, которые внесут свою лепту уже в показатели 2013 г. Речь идет о новых игроках в лице китайских, японских и южнокорейских производителей коммерческого транспорта.
Например, в текущем году на рынке грузовиков полной массой свыше 16 т появились новые модели китайского Dongfeng: самосвалы DFL3310 (8x4) и DFL3251 (6x4), бетономиксер на шасси DFL1250 (6x4) и седельный тягач T38H-708 (6х4).
Новой для российского рынка является показанная в сентябре модификация японского Hino GH полной массой 17,5 т. Ее предлагают перевозчикам с тремя вариантами колесной базы, двумя вариантами коробок передач (6- и 9-ступенчатой), двумя вариантами подвески заднего моста. Грузоподъемность шасси достигает 12 т, что позволяет японцам в той же весовой категории конкурировать с двух- и трехосными моделями других фирм.
Нынешней осенью компания «Автотор» и TATA Daewoo презентовали линейку коммерческих автомобилей экологического стандарта Евро-5, которые будут производить на заводе в Калининграде. В их числе – флагман модельного ряда, седельный тягач Prima, а также модель Novus с бортовой и самосвальной платформой. При вхождении в рынок эти новобранцы наверняка будут брать потребителей своей доступной ценой.
В сентябре компания Navistar объявила в Москве о начале продаж адаптированных для рынка России магистральных грузовиков International ProStar с колесной формулой 6х4, 13-литровым двигателем мощностью 430 л.с. и 10-скоростной механической трансмиссией Eaton Fuller. И хотя погоды в общей статистике они не сделают, в итоговой таблице появится дополнительная строчка.
Самую серьезную заявку сделал южнокорейский Hyundai, представив флагманский Hcient. Производители открыто сравнивают его с аналогичной продукцией Большой семерки, и об этом «выскочке» мы расскажем отдельно.
Новинки есть и в арсенале российских заводов. Скажем, в Миассе готовится выпуск модернизированного «Урал-44202-3511-80» (6х6) повышенной грузоподъемности (до 13 т) с мотором нового поколения ЯМЗ-536. Он может быть как в капотном, так и бескапотном исполнении. Правда, его «тиражирование» начнется только в 2014 г., поэтому никакого влияния на показатели-2013 он не окажет. Зато на конвейере находится бескапотный «Урал-4320-4971-80» (6х6) грузоподъемностью 16 т с КМУ.
Белорусские производители вывели на российский рынок магистральник МАЗ-5440Е9 Евро-5 с обновленным интерьером кабины и впервые применяемой на МАЗах распределенной бортовой системой эектрооборудования ActiMux. Суммарный объем топливных баков достигает 1 200 л, а привлекательность тягача усиливают новые импортные системы и агрегаты, включая немецкий двигатель ОМ501 и даймлеровскую роботизированную трансмиссию G211.
Экспортная составляющая
Продажи новых ТС – это не только импорт, но и экспорт. Без учета стран Таможенного Союза в первом полугодии 2013 г. он составил 4 261 ед., что на 444 ед. более чем годом ранее. Эксперты констатируют: рост продаж в данном сегменте в текущем году отмечен впервые.
В страны Таможенного Союза только за первые пять месяцев 2013 г. отгружено 11 072 грузовика, в том числе 10 311 ед. в Казахстан и 761 ед. в Республику Беларусь.
Самая большая география экспорта остается у КАМАЗа: 43 страны мира. В числе новых рынков – Индия, Чили, Никарагуа, Саудовская Аравия. Свою активность производитель усилил в Афганистане, Анголе и Судане. Возобновлены поставки в Панаму и Венесуэлу. Доля экспорта в общем объеме продаж КАМАЗа составила 12,5 %.
Бизнес-прогноз
Прогнозы – дело неблагодарное. Но, как говорят французы, не нужно быть курицей, чтобы понять, как она чувствует себя в кастрюле.
По оценкам большинства экспертов автомобильной отрасли, рынок сохранит тренд снижения продаж новой техники. И дело не в инфляции или выборах, как утверждают дилетанты. В фундаменте причин падения сбыта готовой продукции лежат негативные последствия вступления России в ВТО. Прежде всего, имеется в виду влияние на крупных потребителей грузового автомобильного транспорта: строительную отрасль, лесное и сельское хозяйство. Сказывается и давление остатков импортной техники, завезенной на территорию РФ в январе-марте текущего года. Кроме того, налицо отставание от графика по финансированию федеральных целевых программ. И такие явления, как наводнение на Дальнем Востоке, тоже бесследно не пройдут: 40 млрд руб. из бюджета тоже нужно за счет чего-то выкроить… Но подводить окончательные итоги пока слишком рано: квартал еще не закончился.
Совокупные продажи новых тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в России, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)
Автомобильный бренд |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
КамАЗ |
30,9 |
31 012 |
31 529 |
1,7 |
МАЗ |
13,1 |
11 503 |
13 362 |
16,2 |
MAN |
7,9 |
7514 |
8004 |
6,5 |
Volvo Trucks |
7,9 |
6395 |
8004 |
25,2 |
Shaanxi |
7,2 |
2635 |
7368 |
179,6 |
Scania |
6,5 |
7056 |
6656 |
–5,7 |
Mercedes-Benz |
4,9 |
2823 |
4974 |
76,2 |
DAF |
4,7 |
2032 |
4824 |
137,4 |
Урал |
4,1 |
6012 |
4213 |
–29,9 |
Renault Trucks |
2,0 |
1485 |
2075 |
39,7 |
Howo |
2,0 |
1131 |
2023 |
78,9 |
НефАЗ |
1,9 |
2247 |
1933 |
–14,0 |
Другие (суммарно) |
6,9 |
4977 |
6960 |
39,8 |
ВСЕГО |
100,0 |
86 822 |
101 925 |
17,4 |
Продажи новых иностранных тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в России, ед. (без а/м производства КНР. По данным КПКТ АЕБ, регистрации ГИБДД РФ, Volvo Group)
Автомобильный бренд |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
MAN |
22,1 |
7169 |
7620 |
6,3 |
Volvo Trucks |
20,2 |
5223 |
6976 |
33,6 |
Scania |
16,9 |
6792 |
5823 |
–14,3 |
Mercedes-Benz |
14,1 |
2703 |
4854 |
79,6 |
DAF |
11,9 |
1706 |
4086 |
139,5 |
IVECO |
5,8 |
1581 |
1987 |
25,7 |
Renault Trucks |
4,8 |
1347 |
1642 |
21,9 |
Ford |
0,8 |
343 |
270 |
–21,3 |
Hyundai |
0,5 |
192 |
167 |
–13,0 |
Hino |
0,5 |
86 |
165 |
91,7 |
Isuzu |
0,03 |
512 |
101 |
–380,3 |
Другие (суммарно) |
2,37 |
480 |
786 |
63,8 |
ВСЕГО |
100,0 |
28 134 |
34 477 |
22,6 |
Продажи новых европейских тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в России в 2012 г. по сегментам, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)
Автомобильный бренд |
Тягачи |
Строительные |
Дистрибуция |
Прочие |
MAN |
5331 |
1362 |
398 |
217 |
Volvo Trucks |
5190 |
1505 |
202 |
218 |
Scania |
4577 |
1206 |
87 |
177 |
Mercedes-Benz |
3766 |
767 |
98 |
94 |
DAF |
4046 |
5 |
12 |
32 |
IVECO |
1169 |
444 |
229 |
126 |
Renault Trucks |
1542 |
372 |
1 |
11 |
ВСЕГО |
25 621 |
5661 |
1027 |
875 |
Продажи тяжелых коммерческих автомобилей полной массой свыше 16 т в России, ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)
Автомобильный бренд |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
MAN |
29,4 |
7169 |
7620 |
6,3 |
Scania |
22,5 |
6792 |
5823 |
–14,3 |
Урал |
20,4 |
10 266 |
5295 |
–48,2 |
Mercedes-Benz |
18,7 |
2703 |
4854 |
79,6 |
Renault Trucks |
6,3 |
1347 |
1642 |
21,9 |
Ford Trucks |
1,0 |
343 |
270 |
–21,3 |
Hyundai |
0,6 |
192 |
167 |
–13,0 |
Hino |
0,6 |
86 |
165 |
91,9 |
Isuzu |
0,5 |
512 |
101 |
–80,3 |
ВСЕГО |
100,0 |
29 410 |
25 937 |
–11,8 |
Квартальные продажи тяжелых коммерческих автомобилей полной массой свыше 16 т в России в 2012 г., ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)
Автомобильный бренд |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
MAN |
1667 |
2184 |
2234 |
1535 |
Scania |
917 |
1399 |
1357 |
2150 |
Урал |
1177 |
1624 |
939 |
1555 |
Mercedes-Benz |
593 |
1068 |
1443 |
1750 |
Renault Trucks |
329 |
491 |
497 |
325 |
Ford Trucks |
49 |
100 |
69 |
52 |
Hyundai |
26 |
40 |
54 |
47 |
Hino |
38 |
42 |
55 |
30 |
Isuzu |
80 |
13 |
8 |
0 |
ВСЕГО |
4876 |
6961 |
6656 |
7444 |
Продажи новых тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в регионах РФ, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)
Регион РФ |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
г. Москва |
12,1 |
9453 |
12 295 |
30,1 |
Московская обл. |
5,8 |
4826 |
5892 |
22,1 |
г. Санкт-Петербург |
5,2 |
4282 |
5312 |
24,0 |
Краснодарский край |
4,9 |
3608 |
4982 |
38,1 |
Республика Татарстан |
4,8 |
6035 |
4911 |
–18,6 |
Ханты-Мансийский АО-Югра |
4,2 |
3827 |
4331 |
13,2 |
Свердловская обл. |
2,8 |
2229 |
2831 |
27,0 |
Ростовская обл. |
2,4 |
1873 |
2456 |
31,1 |
Челябинская обл. |
2,4 |
2205 |
2443 |
10,8 |
Самарская обл. |
2,1 |
1666 |
2114 |
26,9 |
Нижегородская обл. |
2,1 |
1855 |
2104 |
13,4 |
Красноярский край |
2,0 |
2009 |
2071 |
3,1 |
Другие (суммарно) |
49,2 |
42 954 |
50 183 |
16,8 |
ВСЕГО |
100,0 |
86 822 |
101 925 |
17,4 |
Импорт новых тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в Россию, ед. (по данным ФТС РФ)
Автомобильный бренд |
Доля рынка, % |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика, % |
MAN |
20,3 |
7728 |
7955 |
2,9 |
Shaanxi |
17,6 |
3311 |
6898 |
8,3 |
Scania |
11,9 |
5396 |
4666 |
–13,5 |
DAF |
10,2 |
1740 |
3996 |
129,7 |
Mercedes-Benz |
8,0 |
2061 |
3158 |
53,2 |
Volvo Trucks |
7,2 |
2136 |
2814 |
31,7 |
CNHTC |
4,6 |
1329 |
1796 |
35,1 |
IVECO |
3,9 |
1362 |
1529 |
12,3 |
FAW |
3,4 |
623 |
1325 |
112,7 |
Hyundai |
2,5 |
655 |
974 |
48,7 |
Daewoo |
1,9 |
422 |
740 |
75,4 |
КрАЗ |
1,5 |
647 |
602 |
–7,0 |
Другие (суммарно) |
7,0 |
2923 |
2838 |
–2,9 |
ВСЕГО |
100,0 |
30 333 |
39 291 |
22,8 |