Аналитика "Новые тяжелые: где пик спроса?"


Надеждам импортеров на рост продаж в 2013 г., похоже, не суждено сбыться: российский рынок новых грузовиков полной массой свыше 16 т дает просадку. По отдельным маркам она достигает 30 % и даже больше, хотя в «Большой семерке» цифры меньше: 12–18 %. Впрочем, на финише года ситуация может измениться как в ту, так и в другую сторону.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Как дела в Евросоюзе?

Эксперты утверждают, что предсказать снижение грузового рынка было несложно. Целый ряд факторов указывал на то, что это неизбежно произойдет. Подсказки в этом отношении дал минувший год, и не только в России, но и в странах Еврозоны.

Даже в тройке европейских лидеров по продажам новых грузовиков полной массой свыше 16 т (Германия с долей рынка 24,6 %, Франция с 16,5 % и Великобритания с 13,0 %) дела обстоят неважно. В прошлом году реализация здесь упала на 9,6; 8,5 и 0,4 % соответственно. Еще внушительнее были просадки в Италии (–28,5 %), Испании (–20,4 %), Бельгии (–14,6 %), Чехии (–11,3 %) и целом ряде других стран. Положительную динамику (+22,8 %) демонстрировала только Норвегия, чему способствовало увеличение товарооборота с государствами, расположенными в первую очередь за пределами Евросоюза.

В нынешнем году европейские показатели опять «портят» страны Южной Европы, хотя в Центральной и Западной Европе также есть «отстающие». Если в прошлом году по отношению к результатам годичной давности ЕС недосчиталась в общей сложности 21,8 тыс. проданных тяжелых грузовиков (–9,0 % к 2011 г.), то по результатам 2013 г. статистика будет менее привлекательной: ожидается спад на уровне не менее 10-12 %, что может соответствовать двум-трем десяткам тысяч коммерческих «тяжей».

 

Скрытая лихорадка

Глядя на нескончаемый поток грузовых машин на российских дорогах, трудно представить, что эта отрасль переживает не лучшие времена. Тем не менее, в прошлом году существенно сократился парк автомобилей, задействованных на международных перевозках. Заметно упал платежеспособный спрос на новые иномарки полной массой свыше 16 т, используемые и для внутренних грузоперевозок. Зато вырос интерес транспортных компаний к свежим машинам в возрасте до трех лет, с помощью которых можно строить эффективный бизнес. Хотя скептики утверждают, что из-за роста цен на топливо, введения платы за дороги, действующих ограничений и увеличения стоимости подвижного состава его прибыльность будет снижаться. Особенно если Правительство РФ волевым решением реализует предложение заморозить тарифы на грузоперевозки автомобильным транспортом на целый год. Но все это «лирика».

Действительность же такова. Совокупные продажи всех грузовиков по итогам первого полугодия 2013 г. по сравнению с данными первых 6 месяцев 2012 г. снизились в России на 12 %. Темпы падения продаж замедлились, поскольку в начале года они были еще внушительнее.

По данным ОАО «АСМ-холдинг», в январе-июне текущего года объем импорта новых транспортных средств коммерческого назначения составил 57,59 тыс. ед., что на 15 % меньше показателей января-июня прошлого года. Доля таких грузовиков в рыночном пироге сузилась с 40,7 до 39,3 %. Вычленить статистику по новым тяжелым грузовикам крайне сложно, поскольку импортеры до поры до времени держат цифры в тайне, а Комитет производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (КПКТ АЕБ) не имеет полной картины по разным брендам.

Тем не менее, о ситуации на рынке новых «тяжей» можно судить по динамике продаж прошлого года. По сведениям КПКТ АЕБ, сбыт тяжелых грузовиков членов в минувшем году просел на 3 473 ед. или на 11,8 % и зафиксирован на объеме 25 937 ед. Но в этом комитете состоят далеко не все производители и импортеры, а с учетом их данных картина совсем иная. Согласно пессимистичному прогнозу, сбыт новых тяжелых машин в нынешнем году может просесть даже на 35 %, а согласно оптимистичному – на 12 %, т. е. практически остаться на уровне динамики спада годичной давности.

 

Большая семерка

Основное внимание в тяжелом классе, конечно же, приковано к семи ведущим европейским производителям тяжелых грузовиков.

Самая неожиданная новость – MAN без лишней помпы приступил к сборке тяжелых грузовиков в Санкт-Петербурге. Подтверждением сказанному стал автомобиль «Сделано в России» с серийным № 38 MAN TGS 33.440 6x4 BBS-WW. В сентябре его в торжественной обстановке передали директору ООО «ПКФ Стройбетон». По логике, такой шаг позволит импортеру увеличить продажи новой техники и упрочить положение лидера продаж. Одновременно прошла презентация магистрального тягача MAN TGX 18.480 4x2 BLS стандарта Евро-6. Импортер делает серьезный упор и на строительный сегмент, где востребованы его полноприводные версии вроде MAN TGS 26.440 6x6H BLS с технологией MAN HydroDrive.

DAF Trucks традиционно ставит на флагманский XF105 Евро-5 и CF85 Евро-5, хотя недавно показал в Москве новый XF Euro 6. Понятно, что из-за проблем с качеством российского дизтоплива грузовики уровня Евро-6 какое-то время «останутся за кадром». Но интерес перевозчиков к ним показывает: потенциал спроса (а значит, и сбыта) есть. В прошлом году в России был отмечен рост продаж шасси DAF под монтаж надстроек, и данная тенденция сохраняется в текущем году.

В 2013-м Scania вывела на рынок РФ несколько новых моделей сразу в нескольких сегментах. Одни из самых привлекательных для перевозчиков – магистральники Scania Streamline с кабинами G- и R-серий, двигателями Евро-4 и Евро-5 мощностью 400 и 440 л. с., а также V8 с потенциалом в 500 сил. Заметно расширен сегмент строительной техники с кабинами Р- и G-серий, оснащенных пакетом Off-Road.

Volvo Trucks завершило обновление модельного ряда, включая флагманский Volvo FH – «Грузовик 2014 года» по версии европейского и российского конкурсов. Эту модель начнут собирать на заводе в Калуге с осени 2014-го, а пока доступны другие «шведы»: полностью обновленные магистральный FM и строительный FMX.

Полная смена всего модельного ряда сулит большие перспективы бренду Renault Trucks. Правда, до выпуска новинок на предприятии в Калуге еще далеко, и пока транспортники будут довольствоваться нынешними моделями, включая строительные Kerax, Premium Lander и магистральный Premium Route.

Бренд Mercedes-Benz все так же не обременен в России соответствием нормам Евро-6, и в ближайшее время будет формировать статистику продаж автомобилями Actros и Axor уровня Евро-5, в том числе выпускаемым в Набережных Челнах. Но уже сейчас динамика продаж «звездных» грузовиков выше, чем несколько лет назад.

Рывок наверх пытается сделать IVECO. Хорошим подспорьем в этом являются новый Stralis Hi-Way, обновленный Trakker и программы кредитования вкупе с пакетными предложениями на фирменные опции.

А для потребителей ключевыми критериями в выборе транспортного средства для ведения бизнеса по-прежнему является ценовая доступность, развитость сервисной сети и надежность.

 

Недосягаемый КАМАЗ

Главные козыри сезона-2013 у российского лидера по продажам грузовиков – автомобили с компонентами Daimler: магистральный тягач КамАЗ-5490, тягач КамАЗ-65802, самосвалы КамАЗ-65206 и КамАЗ-65207. С ними предприятие занимает 13-е место в мире среди производителей тяжелых грузовиков.

КАМАЗ является абсолютным лидером по тяжелым грузовикам на рынках Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других государств. Если в прошлом году КАМАЗ изготовил опытные партии машин уровня Евро-4, то в текущем году освоил серийное производство. Автомобили всех семейств (кроме полноприводного) теперь комплектуют бескамерными шинами и профилированными колесами. Увеличен объем производства собственных двигателей мощностью свыше 400 л. с. Освоено серийное производство силовых агрегатов с системой впрыска Common Rail фирмы Bosch. Расширен модельный ряд грузовиков с рестайлинговой кабиной и улучшенными потребительскими свойствами. Все это должно не только упрочить, а скорее улучшить положение производителя в сегменте ТС полной массой свыше 16 т.

В то же время, лидера отрасли коснулись те же проблемы, что и других участников бизнес-процесса. По итогам 8 месяцев 2013 г. по отношению к данным за аналогичный период 2012 г. реализация автомобилей составила 23,5 тыс. ед., что на 12,1 % меньше. При этом весь российский рынок грузовиков полной массой 14–40 т упал до 52 тыс. ед., что на 35 % меньше прошлогодних значений. Однако КАМАЗ выигрышно смотрится на фоне конкурентов и остается для них недосягаемым: его доля на рынке по итогам 8 месяцев составляет 45,0 % (годом ранее – 33,3 %).

 

Новые игроки

На фоне статистических перемен российский рынок переживает и фактические преобразования. Отчасти это вызвано проникновением новых игроков, которые внесут свою лепту уже в показатели 2013 г. Речь идет о новых игроках в лице китайских, японских и южнокорейских производителей коммерческого транспорта.

Например, в текущем году на рынке грузовиков полной массой свыше 16 т появились новые модели китайского Dongfeng: самосвалы DFL3310 (8x4) и DFL3251 (6x4), бетономиксер на шасси DFL1250 (6x4) и седельный тягач T38H-708 (6х4).

Новой для российского рынка является показанная в сентябре модификация японского Hino GH полной массой 17,5 т. Ее предлагают перевозчикам с тремя вариантами колесной базы, двумя вариантами коробок передач (6- и 9-ступенчатой), двумя вариантами подвески заднего моста. Грузоподъемность шасси достигает 12 т, что позволяет японцам в той же весовой категории конкурировать с двух- и трехосными моделями других фирм.

Нынешней осенью компания «Автотор» и TATA Daewoo презентовали линейку коммерческих автомобилей экологического стандарта Евро-5, которые будут производить на заводе в Калининграде. В их числе – флагман модельного ряда, седельный тягач Prima, а также модель Novus с бортовой и самосвальной платформой. При вхождении в рынок эти новобранцы наверняка будут брать потребителей своей доступной ценой.

В сентябре компания Navistar объявила в Москве о начале продаж адаптированных для рынка России магистральных грузовиков International ProStar с колесной формулой 6х4, 13-литровым двигателем мощностью 430 л.с. и 10-скоростной механической трансмиссией Eaton Fuller. И хотя погоды в общей статистике они не сделают, в итоговой таблице появится дополнительная строчка.

Самую серьезную заявку сделал южнокорейский Hyundai, представив флагманский Hcient. Производители открыто сравнивают его с аналогичной продукцией Большой семерки, и об этом «выскочке» мы расскажем отдельно.

Новинки есть и в арсенале российских заводов. Скажем, в Миассе готовится выпуск модернизированного «Урал-44202-3511-80» (6х6) повышенной грузоподъемности (до 13 т) с мотором нового поколения ЯМЗ-536. Он может быть как в капотном, так и бескапотном исполнении. Правда, его «тиражирование» начнется только в 2014 г., поэтому никакого влияния на показатели-2013 он не окажет. Зато на конвейере находится бескапотный «Урал-4320-4971-80» (6х6) грузоподъемностью 16 т с КМУ.

Белорусские производители вывели на российский рынок магистральник МАЗ-5440Е9 Евро-5 с обновленным интерьером кабины и впервые применяемой на МАЗах распределенной бортовой системой эектрооборудования ActiMux. Суммарный объем топливных баков достигает 1 200 л, а привлекательность тягача усиливают новые импортные системы и агрегаты, включая немецкий двигатель ОМ501 и даймлеровскую роботизированную трансмиссию G211.

 

Экспортная составляющая

Продажи новых ТС – это не только импорт, но и экспорт. Без учета стран Таможенного Союза в первом полугодии 2013 г. он составил 4 261 ед., что на 444 ед. более чем годом ранее. Эксперты констатируют: рост продаж в данном сегменте в текущем году отмечен впервые.

В страны Таможенного Союза только за первые пять месяцев 2013 г. отгружено 11 072 грузовика, в том числе 10 311 ед. в Казахстан и 761 ед. в Республику Беларусь.

Самая большая география экспорта остается у КАМАЗа: 43 страны мира. В числе новых рынков – Индия, Чили, Никарагуа, Саудовская Аравия. Свою активность производитель усилил в Афганистане, Анголе и Судане. Возобновлены поставки в Панаму и Венесуэлу. Доля экспорта в общем объеме продаж КАМАЗа составила 12,5 %.

 

Бизнес-прогноз

Прогнозы – дело неблагодарное. Но, как говорят французы, не нужно быть курицей, чтобы понять, как она чувствует себя в кастрюле.

По оценкам большинства экспертов автомобильной отрасли, рынок сохранит тренд снижения продаж новой техники. И дело не в инфляции или выборах, как утверждают дилетанты. В фундаменте причин падения сбыта готовой продукции лежат негативные последствия вступления России в ВТО. Прежде всего, имеется в виду влияние на крупных потребителей грузового автомобильного транспорта: строительную отрасль, лесное и сельское хозяйство. Сказывается и давление остатков импортной техники, завезенной на территорию РФ в январе-марте текущего года. Кроме того, налицо отставание от графика по финансированию федеральных целевых программ. И такие явления, как наводнение на Дальнем Востоке, тоже бесследно не пройдут: 40 млрд руб. из бюджета тоже нужно за счет чего-то выкроить… Но подводить окончательные итоги пока слишком рано:   квартал еще не закончился.

 

 

Совокупные продажи новых тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в России, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

КамАЗ

30,9

31 012

31 529

1,7

МАЗ

13,1

11 503

13 362

16,2

MAN

7,9

7514

8004

6,5

Volvo Trucks

7,9

6395

8004

25,2

Shaanxi

7,2

2635

7368

179,6

Scania

6,5

7056

6656

–5,7

Mercedes-Benz

4,9

2823

4974

76,2

DAF

4,7

2032

4824

137,4

Урал

4,1

6012

4213

–29,9

Renault Trucks

2,0

1485

2075

39,7

Howo

2,0

1131

2023

78,9

НефАЗ

1,9

2247

1933

–14,0

Другие (суммарно)

6,9

4977

6960

39,8

ВСЕГО

100,0

86 822

101 925

17,4

 

 

Продажи новых иностранных тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в России, ед. (без а/м производства КНР. По данным КПКТ АЕБ, регистрации ГИБДД РФ, Volvo Group)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

MAN

22,1

7169

7620

6,3

Volvo Trucks

20,2

5223

6976

33,6

Scania

16,9

6792

5823

–14,3

Mercedes-Benz

14,1

2703

4854

79,6

DAF

11,9

1706

4086

139,5

IVECO

5,8

1581

1987

25,7

Renault Trucks

4,8

1347

1642

21,9

Ford

0,8

343

270

–21,3

Hyundai

0,5

192

167

–13,0

Hino

0,5

86

165

91,7

Isuzu

0,03

512

101

–380,3

Другие (суммарно)

2,37

480

786

63,8

ВСЕГО

100,0

28 134

34 477

22,6

 

 

Продажи новых европейских тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в России в 2012 г. по сегментам, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)

 

Автомобильный бренд

Тягачи

Строительные

Дистрибуция

Прочие

MAN

5331

1362

398

217

Volvo Trucks

5190

1505

202

218

Scania

4577

1206

87

177

Mercedes-Benz

3766

767

98

94

DAF

4046

5

12

32

IVECO

1169

444

229

126

Renault Trucks

1542

372

1

11

ВСЕГО

25 621

5661

1027

875

 

 

Продажи тяжелых коммерческих автомобилей полной массой свыше 16 т в России, ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

MAN

29,4

7169

7620

6,3

Scania

22,5

6792

5823

–14,3

Урал

20,4

10 266

5295

–48,2

Mercedes-Benz

18,7

2703

4854

79,6

Renault Trucks

6,3

1347

1642

21,9

Ford Trucks

1,0

343

270

–21,3

Hyundai

0,6

192

167

–13,0

Hino

0,6

86

165

91,9

Isuzu

0,5

512

101

–80,3

ВСЕГО

100,0

29 410

25 937

–11,8

 

 

Квартальные продажи тяжелых коммерческих автомобилей полной массой свыше 16 т в России в 2012 г., ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)

 

Автомобильный бренд

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

MAN

1667

2184

2234

1535

Scania

917

1399

1357

2150

Урал

1177

1624

939

1555

Mercedes-Benz

593

1068

1443

1750

Renault Trucks

329

491

497

325

Ford Trucks

49

100

69

52

Hyundai

26

40

54

47

Hino

38

42

55

30

Isuzu

80

13

8

0

ВСЕГО

4876

6961

6656

7444

 

 

Продажи новых тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в регионах РФ, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)

 

Регион РФ

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

г. Москва

12,1

9453

12 295

30,1

Московская обл.

5,8

4826

5892

22,1

г. Санкт-Петербург

5,2

4282

5312

24,0

Краснодарский край

4,9

3608

4982

38,1

Республика Татарстан

4,8

6035

4911

–18,6

Ханты-Мансийский АО-Югра

4,2

3827

4331

13,2

Свердловская обл.

2,8

2229

2831

27,0

Ростовская обл.

2,4

1873

2456

31,1

Челябинская обл.

2,4

2205

2443

10,8

Самарская обл.

2,1

1666

2114

26,9

Нижегородская обл.

2,1

1855

2104

13,4

Красноярский край

2,0

2009

2071

3,1

Другие (суммарно)

49,2

42 954

50 183

16,8

ВСЕГО

100,0

86 822

101 925

17,4

 

 

Импорт новых тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т в Россию, ед. (по данным ФТС РФ)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка,  %

2011 г.

2012 г.

Динамика,  %

MAN

20,3

7728

7955

2,9

Shaanxi

17,6

3311

6898

8,3

Scania

11,9

5396

4666

–13,5

DAF

10,2

1740

3996

129,7

Mercedes-Benz

8,0

2061

3158

53,2

Volvo Trucks

7,2

2136

2814

31,7

CNHTC

4,6

1329

1796

35,1

IVECO

3,9

1362

1529

12,3

FAW

3,4

623

1325

112,7

Hyundai

2,5

655

974

48,7

Daewoo

1,9

422

740

75,4

КрАЗ

1,5

647

602

–7,0

Другие (суммарно)

7,0

2923

2838

–2,9

ВСЕГО

100,0

30 333

39 291

22,8