Аналитика "Средний тоннаж сбавляет обороты"


Кризис никого не щадит, его последствия – тоже. В прошлом году продажи новых среднетоннажников упали не только в Европе, но и в России. В нынешнем году ситуация повторяется. И хотя окончательные итоги подводить еще рано, тренд на падение рынка грузовиков полной массой до 16 т налицо.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Уроки годичной давности

Рыночный сегмент грузовиков полной массой от 6 до 16 т и раньше не отличался внушительным ростом продаж, а в посткризисный период – тем более. Удивительнее другое: сбыт новых автомобилей снижается и в весовой категории от 3,5 до 6 т. Совокупно в прошлом году просадка реализации всех машин с иголочки полной массой от 3,5 до 16 т в ЕС составила 8,7 % или 28,3 тыс. ед.

По данным АСЕА, максимальные потери отмечены в Италии (–29,4 %), Испании (–21,3 %), Бельгии (–14,3 %). Ощутимые потери понесли Австрия (–10,7 %), Чехия (–9,1 %), Швеция (–8,5 %). Даже лидеры не устояли под напором обстоятельств: 9,8 % или 9,5 тыс. ед. недосчиталась лидирующая по объемам сбыта Германия и 7,5 % или 3,7 тыс. ед. следующая за ней Франция.

Но вот что удивительно: идущая на третьем месте по объемам продаж Великобритания улучшила реализацию новых грузовиков массой от 3,5 до 16 т на 3,5 % или 1,4 тыс. ед. В плюсе оказалась и Норвегия, подняв продажи на 14,7 % или на 0,8 тыс. ед. Правда, в общем пироге сбыта доля Норвегии составляет всего 2 % и ее рынок находится за пределами первой десятки.

Нынешний год лидер по продажам новых грузовиков, Германия занимала 29,4 % рынка, Франция шла на втором месте с долей 15,5 % и замыкала тройку Великобритания с 14,3 %. Страна с мощнейшей экономикой Евросоюза свое лидерство сохранит, а вот преследователи могут поменяться местами. Идущая на четвертом месте Польша с долей 5,6 %, скорее всего, сохранит свою позицию, поскольку ниже нее в таблице – государства Южной Европы, чьи экономики переживают спад роста ВВП. Чем это грозит российским покупателям коммерческого транспорта? Только тем, что «бэушек» будет ввезено меньше (а крылья этому процессу и так подрезал утилизационный сбор).

В прошлом году эксперты предрекали рынку 10-процентный спад и почти угадали величину просадки. На текущий сезон прогноз аналогичный: суммарные потери в объемах сбыта могут составить 10–12 %, хотя по отдельным брендам и странам – больше.

Российские реалии

Как и по автомобилям других сегментов, в РФ до сих пор нет единой базы данных по продажам из-за того, что никто не спешит делиться своими цифрами. Тем не менее, информации в различных источниках много, только систематизирована она по разным критериям. Один из авторитетных источников – Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) с недавних пор перестала делиться аналитикой по коммерческим автомобилям тяжелого класса из-за того, что не располагала достоверными сведениями из первых рук и картина была неполной. Но если с цифрами 2013 г. есть определенные сложности, то за прошлый год статистика доступна.

В 2012 г. реализация грузовиков в среднетоннажном сегменте у членов Комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (КПКТ АЕБ) выросла на 1 403 ед. или на 13,9 % и достигла отметки 11 522 ед.

В линейке машин полной массой от 6 до 16 т лучше всего продавалась техника корейских и японских брендов: Hyundai, Mitsubishi Fuso, Hino. И следующий за ними производитель – тоже иностранный (Foton). Лишь на пятом месте по версии КПКТ АЕБ российский «Урал», а далее опять идут зарубежные марки: Isuzu, BAW, MAN, Mercedes-Benz. Причем в минусе по объемам продаж в сравнении с предыдущим отчетным периодом были только Hyundai, Isuzu и MAN у остальных – устойчивый плюс.

Утверждение о том, что IV квартал традиционно является самым «хлебным» с точки зрения продаж не совсем корректно, а если точнее – не соответствует действительности. По большинству брендов удачными были первые два квартала, а потом объемы сбыта уменьшились. Нечто подобное эксперты ожидают увидеть и в текущем году. И в отношении подъемов и спадов реализации у тех или иных производителей и импортеров мнения аналитиков совпадают: тенденции будут разнонаправленными.

В условиях нарастающего присутствия иномарок и вхождения в рынок новых игроков отечественным грузовикам будет все сложнее удерживать свои позиции. Об этом свидетельствуют данные регистрации ГИБДД, сводные цифры «АСМ-холдинга», официальные сведения Росстата и обзоры частных аналитических агентств.

 

Продажи среднетоннажных коммерческих автомобилей полной массой 6–16 т в России в 2012 г., ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка, %

2011 г.

2012 г.

Динамика, %

Hyundai

36,5

5239

4208

–19,7

Mitsubishi Fuso

17,6

1088

2026

86,2

Hino

15,4

1105

1779

61,0

Foton

14,7

802

1694

111,2

Урал

4,4

412

502

21,8

Isuzu

4,3

901

491

–45,5

BAW

2,9

Н.д.

334

MAN

2,7

460

308

–33,0

Mercedes-Benz

1,5

112

180

60,7

ВСЕГО

100,0

10 119

11 522

13,9

 

 

Квартальные продажи среднетоннажных коммерческих автомобилей полной массой 6–16 т в России в 2012 г., ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)

 

Автомобильный бренд

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Hyundai

1127

1319

827

935

Mitsubishi Fuso

284

518

654

570

Hino

294

436

544

505

Foton

364

510

491

329

Урал

75

114

145

168

Isuzu

95

11

180

205

BAW

51

90

68

125

MAN

15

77

136

80

Mercedes-Benz

7

59

29

85

ВСЕГО

2312

3134

3074

3002

 

Регистрация новых европейских грузовиков полной массой свыше 12 т в России в 2012 г., ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ и Russian Automotive Market Research)

 

Автомобильный бренд

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012/2011 гг.

MAN

29,8

26,5

21,9

–4,6

Volvo Trucks

23,5

21,8

21,4

–0,4

Scania

22,7

25,2

18,1

–7,1

Mercedes-Benz

4,0

9,0

14,5

5,5

DAF

4,4

6,6

12,2

5,6

IVECO

12,5

6,2

6,1

–0,1

Renault Trucks

3,0

4,7

5,8

1,1

Прирост, %

Н.д.

336,2

22,8

22,8

 

К любым цифрам нужно относиться очень внимательно, особенно с учетом того, что каждый считает так, чтобы представить свою продукцию или компанию в наиболее выгодном свете. Отделить же зерна от плевел не всегда представляется возможным. Но общая тенденция, как по отдельным сегментам, так и при рассмотрении положения «всех в куче», ясна: рынок коммерческого транспорта нестабилен. В этом можно убедиться, взглянув на статистику регистрации в ГИБДД новых транспортных средств полной массой от 3,5 до 16 т.

В широком спектре 3,5–16 т ситуация неоднозначная: даже успешно продаваемые ранее машины массой от 3,5 до 6 т сейчас находят новых владельцев все труднее и труднее. Проблемы отражаются даже на производителях, приобретающих подвижной состав для переделки в эксклюзивный транспорт. Но и у техники массой 6–12 т не все безоблачно: у целого ряда импортеров продажи буксуют. Сильными остаются позиции отечественных производителей, но ситуация постоянно меняется, и раскладывать пасьянс рановато.

В то же время, сбыт автомобилей массой 12–16 т вырос почти на четверть (+22,8 %). В основном, повышение достигнуто за счет роста продаж грузовых иномарок – Mercedes-Benz, DAF, Renault Trucks. И это – несмотря на заметное снижение объемов реализации Scania и MAN, и относительно небольшое – IVECO и Volvo. В разной степени «подтаяли» продажи и других импортных брендов.

 

Совокупные продажи новых грузовиков полной массой 3,5–16 т в России, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка, %

2011 г.

2012 г.

Динамика, %

ГАЗ

34,4

11 769

12 372

5,1

Hyundai

18,9

6889

6806

–1,2

КамАЗ

9,4

3967

3371

–15,0

Mitsubishi Fuso

5,7

1101

2070

88,0

Foton

5,1

833

1852

122,3

Hino

4,9

1097

1748

59,3

МАЗ

3,9

1220

1412

15,7

САЗ

3,5

1541

1244

–19,3

Урал

2,8

1990

1014

–49,0

ЗИЛ

2,8

510

1011

98,2

Isuzu

2,2

1522

807

–47,0

НефАЗ

1,5

855

542

–36,6

Другие (суммарно)

4,9

1475

1764

19,6

ВСЕГО

100,0

34 769

36 013

3,6

 

Продажи новых грузовиков полной массой 3,5–16 т в регионах РФ, ед. (по данным регистрации ГИБДД РФ)

 

Регион РФ

Доля рынка, %

2011 г.

2012 г.

Динамика, %

г. Москва

13,3

4118

4782

16,1

Московская обл.

7,1

2463

2568

4,3

Нижегородская обл.

3,9

1272

1414

11,2

г. Санкт-Петербург

3,5

1195

1254

4,9

Краснодарский край

3,4

1210

1217

0,6

Свердловская обл.

3,4

1130

1212

7,3

Республика Татарстан

3,2

1734

1152

–33,6

Ростовская обл.

2,8

766

994

29,8

Челябинская обл.

2,6

1041

948

–8,9

Ханты-Мансийский АО-Югра

2,6

840

941

12,0

Красноярский край

2,3

688

846

23,0

Самарская обл.

2,3

718

819

14,1

Другие (суммарно)

49,6

17 594

17 866

1,5

ВСЕГО

100,0

34 769

36 013

3,6

 

Составляющая импорта

Результаты продаж 2013 г. трудно сравнивать с итогами 2012-го, поскольку минувшей осенью много техники было ввезено впрок, с прицелом на введение утилизационного сбора, повысившего стоимость импортируемых грузовиков.

От введения этого набившего оскомину и самого обсуждаемого среди автомобилистов налога пострадали не только производители дальнего зарубежья, но и наши ближайшие соседи, например, Украина. О том, насколько повлиял утилизационный сбор на стоимость техники, мы уже рассказывали в одном из предыдущих номеров «АП. СТ». Сейчас самое время взглянуть на то, как он скорректировал статистику продаж.

Если не брать во внимание незаслуженно «обиженных», то картина не такая удручающая: члены КПКТ АЕБ суммарно даже в плюсе. Весомую лепту в улучшение статистики по машинам массой 6–16 т внесли Foton, Mitsubishi Fuso, Hino и Mercedes-Benz.

Основываясь на доступной и имеющейся в нашем распоряжении информации можно сделать прогноз на текущий год. Скорее всего, совокупные продажи новых грузовиков в России не превысят данных прошлого года. Для этого есть слишком много сдерживающих факторов и предпосылок объективного характера. В дальнейшем рынок должен медленно расти. По крайней мере, прогноз на 2014 г. благоприятный. Крупнейшими потребителями новых «коммерсантов» останутся Москва, Московская и Нижегородская области, Санкт-Петербург.

 

Импорт новых среднетоннажных грузовиков полной массой 6–16 т в Россию, ед. (по данным АЕБ для членов КПКТ АЕБ)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка, %

2011 г.

2012 г.

Динамика, %

Hyundai

36,5

5239

4208

–19,7

Mitsubishi Fuso

17,6

1088

2026

86,2

Hino

15,4

1105

1779

61,0

Foton

14,7

802

1694

111,2

Урал

4,4

412

502

21,8

Isuzu

4,3

901

491

–45,5

BAW

2,9

Н.д.

334

MAN

2,7

460

308

–33,0

Mercedes-Benz

1,5

112

180

60,7

ВСЕГО

100,0

10 119

11 522

13,9