Автобусный-парк "Горячее лето «Волгабаса»"


 

 

 

 

Всего год прошел с момента, как на полигоне ФГУП «НАМИ» в Дмитрове компания Volgabus презентовала три разные версии автобуса среднего класса «Ритмикс». На этот раз в числе премьер – снова три пассажирские машины из г. Волжского Волгоградской области: газомоторный «Ритмикс-CNG» с двигателем Yuchai Евро-4, мидибус «Ритмикс» с мотором Ashok Leyland Евро-4 и городской 12-метровый лайнер «СитиРитм-12» с двигателем MAN Евро-5 шахтного типа. Знакомство с ними прошло по соседству с родными пенатами завода.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Второй «СитиРитм»

В производственной гамме завода стильный городской «СитиРитм» появился еще до кризиса, в 2007-м. Его 12-метровую версию даже возили на выставку IAA в Германии – надеялись заинтересовать европейских операторов, пробовали заявить о себе в Бельгии на форуме Busworld, но не срослось…

Тем не менее, проект не заглох, а получил развитие. За все время выпущено чуть больше 1000 шт. 12-метровых двухосных соло, 15-метровых трехосников и 18-метровых «гармошек». Правда, модель 2013 г. уже не чета родоначальнице серии: у нее стальной, а не алюминиевый каркас кузова. Казалось бы, шаг назад, но эта мера вынужденная: машины прежней конструкции вызывали нарекания эксплуатационников. Ахиллесовой пятой оказались многочисленные болтовые соединения, не обеспечивающие должного уровня жесткости. Те же поручни развинчивались, а элементы обшивки разбалтывались и требовали дополнительной затяжки.

Все вернулось к традиционной стали, с которой завод намерен укрепить репутацию поставщика надежной техники. Теперь кузов приваривают к стальным шпангоутам, что обеспечивает достойный уровень жесткости и механической прочности. Повысилось качество отделочных материалов и всего продукта в целом. Снаружи «СитиРитм» покрывают быстросохнущими эпоксидными грунтами и красят стойкими эмалями Sikkens.

 

Агрегатная база теперь made in Germany. Например, тестовый вариант «СитиРитм-6270» был укомплектован 290-сильным двигателем MAN D0836 LO64, шестиступенчатой автоматической коробкой передач ZF Ecolife 6AP 1200B, рулевым управлением ZF, инструментальной панелью Continental. При 12-метровой габаритной длине и колесной базе 5,99 м радиус разворота составляет 12 м. При этом не нужно забывать, что передний свес чуть больше 2,7 м, а задний превышает 3,3 м.

Салон рассчитан на перевозку 90 человек, включая 22 на сидячих местах. Шахтное расположение двигателя осталось, как и на предшественнике, что сделало полноценным вход и выход через заднюю дверь. Все три дверных проема равной ширины – 1,32 м. По две узеньких форточки с каждой стороны для нормального проветривания салона явно недостаточно. Высокий подиум под сиденьями для пожилых пассажиров будет вызывать проблемы. Но в целом качество сборки хорошее и функциональность городского лайнера не подлежит сомнениям.

Проверка городским маршрутом показала, что при развороте кузов порожнего автобуса сильно кренится. И, скорее всего, дело не в пневмоподвеске Wabco, а в ее установке. Зато к двигателю и трансмиссии ни малейших нареканий. Место водителя вообще отличное, хотя и с органами управления, мягко говоря, не последнего поколения. Высокой оценки заслуживает светодиодная оптика, тонированные стекла, пассажирские кресла и поручни. Педальный узел не самый удачный, к тому же оформлен не очень эстетично. Дорожный просвет в 14 см для российских условий явно маловат: один нырок в яму – и ремонта не избежать.

Но в целом второй «СитиРитм» заслуживает внимания перевозчиков как продукт с хорошим соотношением цена/функциональность. Ведь не секрет, что российский городской лайнер дешевле европейских, турецких и даже целого ряда китайских моделей того же класса.

 

Опытный «Ритмикс»

Этот дебютант не сопровожден столь радужными прогнозами относительно рыночной судьбы, как два других лайнера «Волгабаса». Это «Ритмикс» на шасси Avia, да-да – того самого, который «почил в бозе» совсем недавно, минувшим летом. Вплоть до конца июля индийско-чешский альянс выпускал грузовики и вынашивал планы производства автобусов на их шасси. Бренд даже успел засветиться со своими намерениями в России, Германии и других странах, но теперь это уже история.

Собственно, этот междугородный автобус с характерным «пузатым» кузовом на маленьких колесах в 17,5 дюймов был нашим транспортом на три дня, и мы смогли его оценить, прежде всего, как пассажиры. Затрагивать конструктивные подробности, пожалуй, особого смысла нет: эта модель вряд ли пойдет в серию даже в том случае, если индусы наладят выпуск шасси Avia у себя дома.

Итак, первое впечатление: отличный дизайн! В хорошем вкусе стилистам действительно не откажешь. Но стоит войти в салон, как в глаза бросается угловатая крышка моторного отсека  –  подиум, словно для катафалка. Заводчане уверяют, что «горб» обязательно уменьшат (уже найдено оптимальное решение), но пока что есть – то есть. Турецкие кресла не отличаются безупречным качеством. Например, переднее правое под весом пассажира самопроизвольно смещалось в проход. В середине салона нашлись те, где заклинило подлокотники. Но цветовая гамма подобрана хорошо и в целом компоновочная схема неплохая.

Но у «Ритмикса» на шасси Avia полно других проблем. Сначала «чудила» система кондиционирования воздуха, нагоняя вместо холода жар. Потом сломался механизм крепления крышки багажного отсека. Далее на холостых оборотах и при трогании со светофоров стал глохнуть двигатель. Понятно, что все эти проблемы решаемы, но не многовато ли их для маленького автобуса на 35 мест стоимостью более 3 млн руб.?

Возможно, «Волгабас» доработает неплохую по замыслу конструкцию: поставит кузов на колеса хотя бы размером 19,5 дюймов, смонтирует более мягкую подвеску, перекомпонует моторную шахту, укрепит петли крышек багажных отсеков и т. д. Понятно, что доводка – процедура не из дешевых, но другого выхода нет. А иначе проект придется закрыть, что будет свидетельствовать о напрасных вложениях. Готов ли к этому производитель? Ответ на этот вопрос знают в г. Волжский Волгоградской области.