Производство "Запретить нельзя разрешить или о сага о том, будет ли запятая в нужном месте"


 

Валентин Ожго,

фото автора

В коридорах украинской власти давно зреет желание запретить переоборудование грузовых микроавтобусов в пассажирские. Некоторые чиновники вообще выступают за полный запрет эксплуатации переоборудованных машин. Правда, никто не решается взять на себя ответственность сказать насколько переоборудование  плохо или хорошо….

Малолитражки обновленного статуса

В украинском сегменте пассажирских машин малого класса вместимости из каждых 10 микроавтобусов с клеймом дальнего зарубежья 7–8 единиц транспорта в прошлом были грузовыми или грузопассажирскими. В их нынешнем пассажирском исполнении это заметно разве что специалисту. И не столько по внешним признакам, сколько по ходовым качествам – жесткая подвеска грузовой версии никуда не делась. Ее можно заменить на мягкий ходовой вариант пассажирской машины. Такое в практике есть, но редко: заказчики предпочитают амортизационную систему от грузовой колесной базы не столько из-за удорожания работ переделки, сколько по причине предстоящих условий эксплуатации на украинских дорогах.

 

 

Даже клеевые основы завозят такие, что идут на первичный рынок оклейки салонов на заводах-изготовителях пассажирских машин

 

 

 В сегменте «перешитого» пассажирского транспорта в Украине представлена техника всех европейских производителей. Однако неоспоримое лидерство все-таки удерживает Mercedes-Benz и Volkswagen. Их популярность держится на хорошей адаптации к нашим условиям эксплуатации.

В последние год-два на стапеля специализированных мастерских не заходят «иностранцы» преклонного возраста. Во-первых, их уже не завозят на украинскую таможенную территорию. Во-вторых, делать «пассажира» из машины, наматывающей третий или четвертый эксплуатационный круг, заведомо убыточно. Как правило, на переделку ставятся грузовые цельнометаллические фургоны первого и реже второго жизненного цикла, которые еще могут быть хорошим инструментом для зарабатывания денег: эксплуатационный ресурс большинства импортных машин в 2–3 раза больше. Правда, те же «Газели» у автоперевозчиков срока годности не имеют, будут через день-два ремонтироваться, но в утиль не пойдут…

Украинские и российские грузовые микроавтобусы в  пассажирские на переоборудуют.  Во-первых, «Богданы» и «Эталоны» сами по себе являются пассажирскими и грузовых версий не имеют. К тому же люксовую отделку салона можно заказать в первичной комплектации прямо на заводе-изготовителе. Во-вторых, «перешивка» популярной в Украине российской «Газели» из грузовой в пассажирскую не рентабельна: автоперевозчику выгоднее сразу взять заводское исполнение «пассажира». Правда, есть случаи перешивки салона «Газели» в комфортабельные машины ведомственного назначения, но не для коммерческого применения на регулярных пассажирских маршрутах.

 

А «перешивочная» столица в… Бердичеве

К настоящему времени во всех регионах Украины имеются специализированные центры и мастерские по переоборудованию грузовых цельнометаллических фургонов и минивэнов в машины пассажирского исполнения. Однако в кругу автоперевозчиков столицей переоборудования автотранспортной техники считается небольшой город Бердичев. Там из почти полусотни фирм достойно выглядят не более 5–7 компаний, куда на стапели переделки  активно заходит техника почти со всей Украины. Утром грузовой фургон заезжает, а к концу рабочего дня выезжает уже в статусе пассажирского ТС.

Переделка транспортного средства из одного исполнения в другое как-то незаметно выделилась в самостоятельную группу производственного цикла, подпав под действие целого ряда законодательных актов. Во-первых, это изменение конструкции завода-изготовителя, требующее соответствующих кадровых, материально-технических и других ресурсов производителя услуг. Во-вторых, видоизменяется предназначение самого ТС, а это возможно только при условии его соответствия всем стандартам и при наличии надлежащих разрешительных документов.

По месту регистрации транспортного средства пишется заявление в ГАИ на переоборудование машины. Потом с этим разрешением вы без проблем будете передвигаться уже на переоборудованном автомобиле до получения нового техпаспорта. Там же в автоинспекции уточняете, какой институт подготовит техническую экспертизу и даст заключение на переоборудование машины. Оба этих разрешительных документа являются основой на переоборудование и регистрацию ТС в органах ГАИ для дальнейшей эксплуатации. Потом еще проще. Главное выбрать исполнителя заказа и определиться с перечнем работ.

 

 

 

Практически вся многоуровневая шумовая, термическая и противопылевая защита закладывается во время обустройства салона

В компаниях с хорошей репутацией смету составят быстро и лишнего не припишут, поскольку шоферская молва о надувательстве разлетается быстро. Самая дорогая калькуляция не на врезке окон и не сиденьях, а на обшиве салона (потолок, проемы, карты). Если для минивэна в среднем это обойдется от 160 долларов в зависимости от используемого материала, то такая же работа на «бусе» будет стоить от  450 долларов. Все зависит от запросов, исполнителя заказов и статуса салона. В среднем все работы обойдутся в тысячу долларов.

Сразу нужно сказать, что у производителя техники кузовная штамповка одинаковая что для «пассажира», что для «грузовика». На первом этапе переделки бригада рабочих вырезает оконные проемы. Они у большинства уже изначально намечены заводом-изготовителем (за исключением «японцев») и при имеющемся современном режущем инструменте этот процесс занимает 10–15 минут на одно ТС, больше времени уйдет на зачистку и шлифовку среза.

 Когда требования устаревают

Секрета нет: грузовые версии микроавтобусов из завода к потребителю идут только с виброизоляционной защитой, которая для пассажирской машины слабовата: для снижения уровня проникновения внешних звуков в салон (шум двигателя, колес), уменьшения вибронагрузок все-таки нужно выполнить ряд шумозащитных мероприятий. Правда, не все заказчики на это идут, ограничившись обычной обшивкой, которая придает салону разве что косметический элемент убранства. И напрасно: шумоизоляционный материал является не только защитой и преградой посторонним звукам, предотвращает проникновение пыли, но при этом повышает пассивную безопасность и даже придает машине антикоррозийные свойства.

Производители услуг заставить заказчика сделать это не вправе, поскольку тот сам определяет перечень работ и не особо печется об акустическом комфорте пассажиров на регулярных маршрутах. И здесь, по мнению производителей услуг по переоборудованию микроавтобусов, нужна законодательная база, которая обязывала бы владельцев ТС придерживаться при «перешивке» грузовой версии в пассажирскую шумозащитных стандартов, принятых  во всем мире для пассажирского транспорта. 

К примеру, шумоизоляция багажника снижает уровень звука из-под задних арок. Обработка потолка, который на скорости становится источником повышенных шумов из-за растущей вибронагрузки, исключает агрессивное шумовое воздействие на человека. Хорошая обработка крыши не только уберет вибрационный грохот, но и не превратит удары дождевых капель в колокольный набат.

То же самое касается шумозащиты пола: узлы подвески, трение шин о дорожное покрытие выступают повышенным источником звука и оградить от них может только соответствующая обработка этой части кузова. К примеру, те же арки не столько шумят, сколько передают вибрацию на участки с меньшей жесткостью и сопротивляемостью образованию вибрации, что агрессивно сказывается на акустике.

На первый взгляд все это мелкие детали, но игнорирование даже нескольких элементов снижает уровень акустического, температурного комфорта и даже безопасности. Менеджеры крупных предприятий по перероборудованию машин считают, что большая конкуренция на рынке перевозок заставит владельцев ТС ориентироваться на переоборудование автобусов по новым стандартам комфорта и безопасности.

 

О безопасности замолвите слово

В ходе подготовки этого материала к печати все собеседники автора в один голос заявляли: в технологической цепочке переоборудования машин мелочей нет и быть не должно. Нынешние дискуссии о том, нужно ли запрещать переоборудование или эксплуатацию переоборудованных машин многие считают преждевременными и не столь актуальными, поскольку дело не в запятой между словами «запретить» и «разрешить». Проблема в организации пассажирских перевозок и контроле за теми, кто предоставляет такой вид услуг на украинском транспортном рынке.

А способно ли переоборудованное ТС   полной мере выполнять задачи по перевозке людей это должны решать соответствующие службы госавтоинспекции и специализированные институты,  уполномоченные государством давать или не давать разрешительные документы, делать экспертизу соответствия ТС и т. п.

По таким документам, выданным техусловиям и должны работать специализированные центры по переоборудованию машин. Они тоже несут ответственность за свою работу, понимая, что мелочей, упущений в схеме переоборудования быть не должно. Даже болты и гайки для крепления сидений должны соответствовать требованиям и выдерживать соответствующие нагрузки.

Если в крупных сертифицированных центрах крепеж и другие изделия подбираются по рекомендациям заводов-изготовителей, имеют сертификаты качества, то в маленьких мастерских гаражного типа часть  материалов имеет сомнительное происхождение. Потому при больших нагрузках, в т. ч. при ДТП, те же некачественные болты срезает словно спички, а сиденья срываются с места.

В цехах и на площадке готовой продукции ведущего украинского производителя услуг по переоборудованию техники компании «СенаторАвто», где редакции предоставили возможность ознакомиться с производством, я с удовольствием пообщался с заказчиками из всех регионов Украины. Каждый из них преодолел не одну сотню километров, хотя на местах есть свои мастерские. Их всех привлекла не только цена на выполняемые работы, которая здесь действительно ниже даже с учетом затрат на дорогу, здесь все аксессуары и комплектующие для «перешивки» машины идут в оригинальном исполнении от производителей продукции для первичного рынка автозаводов. Соответственно, все сертифицировано и к тому же без тройных накруток.

Подкупает и то, что при регистрации или перепродаже такой техники приемо-сдаточный акт предприятия о выполнении работ по переоборудованию машины служит своеобразным знаком качества и даже неким мерилом безопасности и хорошего технического состояния ТС. И такая деловая репутация держится на одной лишь шоферской молве без радио, тв и прессы...