Спецобзор "Контейнеромоечные спецнадстройки"


 

 

Валентин ОЖГО,

фото автора и производителей

В сегменте коммунальной техники для операций с твердыми бытовыми отходами группа машин для мойки мусорных контейнеров у нас находится если не в зародыше, то где-то на этапе становления. К счастью, в  больших городах уже вспомнили, что у мусорных баков тоже должны быть банные дни…

И это никак не излишество

Отечественное машиностроение практически устранилось от выпуска техники такого предназначения, поскольку раньше города тратиться на моечные машины не спешили, а коммунальные службы о необходимости санации мусорной тары старались умалчивать. Сегодня  жизнь заставила производителей услуг по уборке и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) позаботиться уже не только об эстетике контейнерных площадок в жилых массивах, но и об их надлежащем санитарном состоянии.  Муниципалитеты при заключении контрактов все чаще вписывают отдельной строкой регулярную дезинфекционную обработку контейнерной тары временного хранения ТБО.

На операциях по мойке мусорных контейнеров без специальной техники не обойтись. Классические поливомоечные машины для этих работ не подходят. Ранцевые пульверизаторы для дезинфекции тоже как-то не прижились.

Ранее появившимся на нашем рынке контейнеромоечным спецнадстройкам компаний Zoeller и Farid не пришлось долго главенствовать в этой нише, поскольку на российской торговой площадке появилась и уже начала пользоваться спросом отечественная машина ТГ-100А. Номенклатура мобильных «химчисток» растет медленно, но уверенно. В нынешнем году компания «Коминвест-АКМТ» впервые показала на легком шасси Ford Transit стиральный агрегат контейнеров МК-600. Пробиваются на наш рынок и другие производители надстроек, но их результаты весьма скромные.

По мнению многих экспертов, техника такого предназначения более активно пошла бы в наши города, организуй зарубежные компании совместные предприятия или сборочные стапеля с локализаций производства и привязкой к недорогим шасси КАМАЗ, ГАЗ и даже белорусского МАЗа. Тем более что в перспективе ниша этой группы машин будет расти – регулярная санация контейнеров ТБО станет обязательной: летом мусорные баки необходимо промывать не реже одного раза в 10 дней.  

 

 

Конструкция кантователя для загрузки и опрокидывания контейнеров в моечную камеру МК-600

 

 

 Стиралку-автомат вызывали?

Колесная база российских автомобилей прекрасно адаптирована под моечные надстройки всех размерных групп, начиная от работы с маленькими контейнерами объемом в 120 литров до популярной в РФ 1100-литровой тары. Отчасти адаптация наших машин к там надстройкам объясняется тем, что большинство производителей мойщиков контейнеров не стали «изобретать колесо», взяв за основу таких спецмашин классические мусоровозки с задней и реже с боковой загрузкой. Хотя есть исключения.

Тот же Zoeller монтирует моечное оборудование на кормовом узле мусороуборочной машины, используя классические кантователи от загрузочной ванны объемом 1,8 м3. Правда, пришлось добавить резервуары для чистой и использованной воды, вращающиеся форсунки и даже рукав с пистолетом для ручной мойки. К примеру, модель LVC2 с кузовом мусоровозной машины дополнительно получила бак на 1800 л чистой воды и резервуар для стоков на 1150 литров. По сути, это универсал, поскольку может собирать мусор, прессовать его в бункере и при этом еще и мыть контейнер.

У Zoeller имеется три режима мойки. Самый простой ручной с помощью пистолета, на распылитель которого под высоким давлением подается вода. Для этого из барабана к месту санации достаточно растянуть рукав (длина шланга 25 м) и включить подачу воды. Правда, этот метод широкого распространения у нас не получил.

Полуавтоматический режим предусматривает мойку контейнера в приемном бункере заднего борта мусороуборочной машины. Такая технология исключает агрессивное воздействие системы в виде рикошета водяных струй на оператора и окружающих. К тому же использованная вода накапливается в специальный резервуар, а не сливается наземь, как при ручной мойке пистолетом.

Автоматический режим LVC2 можно условно разделить на две части. Оператор выгружает мусор в приемный бункер и запускает моечный механизм: мойка контейнера происходит при каждой выгрузке бака. Насос обеспечивает давление на моющие форсунки в пределах 250-254 атмосферы. Через 14 секунд контейнер в этом режиме полностью проходит банные процедуры.

Некоторые хозяйственники считают, что комбинация мусоровоза и мойщика контейнера весьма удобна. Однако есть и оппоненты, не признающие такой симбиоз.

Столица начала, пора и регионам задуматься…

Эксперты тоже считают, что все-таки оправданнее будет надстройка в чистом виде. К примеру, отечественная моечная машина ТГ-100А, которую активно продвигает на нашем рынке НПК «КОММАШ», является альтернативой «стиралкам» зарубежного производства. По сути, это бюджетный вариант, доступный даже небольшим коммунальным предприятиям, включая муниципальные спецавтохозяйства.

Подогрева воды для мойки, как в некоторых импортных машинах, в «сотке» нет. Все проще и доступнее. Моечная камера расположена позади кузова. Есть баки для чистой и отработанный воды по 6 тыс. литров каждый, насос для подачи воды под давлением, моечные головки и классический захват для подъема и подачи контейнера в моечную камеру. Правда, моечных головок здесь не две, как обычно видим в импортных мойках, а одна. Но это позволяет работать с евроконтейнерами объемом 8 и 1,1 м3. Производительность, конечно, чуть ниже, но за час 30 контейнеров такая машина помоет и дезинфицирует. В среднем, при давлении в 100 атмосфер, на один бак упомянутого размера уходит 55–60 л воды, т. е. без дозаправки машина может обработать сотню контейнеров.

Обычно производители указывают паспортную производительность машины. Однако в реальных условиях эксплуатации, если на одной площадке стоит 1–2 контейнера ТБО и от площадки до площадки машине нужно переехать, оператору подтащить контейнер, поставить на мойку, провести операцию и потом вернуть бак на место, за смену «сотка» в состоянии санировать от силы сто мусорных баков. Опытные хозяйственники советуют не верить, что бак в моечной камере очистится и продезинфицируется за 10 или 15 секунд. Водой может и оросится, но не очистится и не дезинфицируется, поскольку за это время поданная под давлением мощными форсунками вода не стечет вниз, не смоет налипших закаменелых фракций ТБО на внутренних стенках бака или крышке.

Областному или краевому центру для санации контейнеров ТБО вполне достаточно иметь хотя бы одну-две моечные машины. Подбор производительности техники зависит от объема работ. К примеру, презентованная в нынешнем году компанией «Коминвест-АКМТ» упомянутая выше моечная машина контейнеров МК-600 на шасси Ford Transit вполне подойдет как небольшому областному центру, так и городу-миллионнику.   

Во-первых, полная масса шасси составляет 3,5 т, что позволяет работать там, куда тяжелым машинам въезд запрещен вообще или частично в дневное время. Во-вторых, ее габариты позволяют работать в стесненных условиях старой архитектурной застройки с узенькими заездами и маленькими дворами.

В-третьих, машина практически бесшумная, поскольку надстройка имеет привод от автономного дизельного двигателя Lamborghini 2204. Это сравнительно небольшой силовой агрегат (масса 192 кг) линейного расположения четырех цилиндров с мощностью 44 л. с. Для ускорения процесса мойки и производительности там стоит две моющие головки. Насос обеспечивает подачу воды со скоростью 120 л/мин. Бака для использованной воды нет, поскольку она идет по схеме возврата через группу фильтров для повторного использования.

 Конструкция кантователя для загрузки и опрокидывания контейнеров в моечную камеру МК-600 с гидравлическим узлом привода всего подъемного механизма в ракурсе слева, по центру и справа

 Весьма интересной является предлагаемая компанией «Технотрак» (г. Клин Московской области) машина для мойки контейнеров производства Nord Engineering (Италия). Специальная надстройка разрабатывалась исключительно под моечные операции контейнеров всех типов. Главной особенностью мойщика Nord является верхняя загрузка мусорного контейнера в моечную камеру с помощью крана Easy J2S-2500.

Помимо форсунок для мойки здесь для поверхностной санации  контейнеров большой емкости (от 1000 до 3000 литров) применяются две цилиндрические щетки с мягким ворсом. На конечном операционном этапе, когда внутренние стенки и днище помыты, щетки наводят на поверхности конструкции завершающую чистоту.

…И плюс санация всей мусорной тары

Пока мобильными комплексами мойки контейнеров ТБО располагают лишь мегаполисы. В 2013 г. компания «Чистый город» в Ростове-на-Дону ввела в эксплуатацию немецкий мойщик MOWA на 2-осном шасси Volvo FE. Мобильная «химчистка» этого производителя может работать с контейнерами емкостью от 0,24 м3. Однако в городе таких баков не так уж и много, в основном на санацию отправляются более распространенные в Ростове евроконтейнеры объемом 1,1 м3.

По сути, город получил мобильную стиральную машину-автомат. Она тоже программируется, как и обычная домашняя стиралка, заправляется нужными дезинфицирующими растворами, моющим средством и даже имеет подогрев воды до +70 оС. В среднем качественная помывка, обработка одного контейнера продолжается около двух минут. Одной заправки хватает на обработку до 150 евроконтейнеров объемом 1,1 м3.

В Новокузнецке импортную  машину для мойки контейнеров на шасси Scania приобрела местная компания «Сороежка». В Петропавловске-Камчатском (МУП «Спецтранс») по программе комплексного благоустройства  города взяли бюджетную версию мойщика ТГ-100 на шасси КАМАЗа, которая  успешно справляется с задачей по санации тары ТБО.