Спецобзор "Майна и вира"


 

Валентин Ожго,

 фото автора

 

Все отечественные производители грузоподъемной техники на автомобильном шасси отмечают повышенный спрос на крановую продукцию. Даже аграрный сектор начал проявлять интерес к этой группе спецмашин…

 

Опять двадцать пять

Наиболее ходовым товаром оказалась группа 25-тонных машин, в которой отечественное краностроение вне конкуренции. В эту грузоподъемную нишу даже не пытаются войти зарубежные производители, поскольку Ивановский, Галичский, Клинцовский, Челябинский заводы весьма уверенно удерживают позиции.

К настоящему времени в автокрановой рыночной емкости России три четверти объема занимают 25-тонники. В суммарном подсчете наши заводы выпустили в прошлом году 3,6 тыс. таких автокранов. Основной спрос на машины с клеймом «Ивановец», «Клинцы», «Галичанин». ОАО «Автокран», к средине июня выпустивший тысячу кранов, имеет 15 моделей 25-тонников «Ивановцев». На их долю припадает более 80 % продаж. В прошлом году выпущено более 600 ед. 25-тонных машин серии АК, что почти в два раза больше, чем в 2011 г. (323 ед.). Солидной линейкой 25-тонников располагают Клинцовский и Галичский заводы, работающие под патронатом «Кудесника». Автокраны «Челябинец», «Ульяновец», «Мотовилиха» и «Юригинец» в этой размерной группе тоже имеют свои продукты, хотя их показатели и скромнее.

Нужно сказать, что конструкторская мысль наших разработчиков шагнула далеко вперед. К сегодняшнему дню овоидный профиль стрелы, начало массового производства которого в прошлом году заложил «Автокран» на своих «Ивановцах», успешно освоили «Кудесник» на своих кранах «Галичанин» и «Клинцы», а также Челябинский механический завод. Весьма интересна наработка Клинцовского завода по комбинации автокрана и телескопического автоподъемника. Эта идея в мировом краностроении не новая, но в нише отечественных кранов попытка «скрещивания» двух сегментов грузоподъемных машин оказалась успешной и перспективной: потребитель получает сразу два продукта «в одной упаковке».

 

 

 

Автокраны «Клинцы» засветились очень современной и эргономичной аутсорсинговой кабиной оператора, сделанной в Могилеве. Однако мнения потребителей разделились – уж очень хрупкой кажется конструкция…

 

 

  Речь идет о совместной разработке с ООО «Концерн «Все краны» –  автокране на шасси КАМАЗ-43118 с грузопассажирской решетчатой люлькой КС-55713-1К. Машина соответствует сразу двум основополагающим документам: Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) и Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03).

 

 

 Российский гибрид автокрана «Клинцы» и автоподъемника «Северянин» сделан в соавторстве двух производителей спецтехники, один из которых силен в крановых надстройках, а другой – в автовышках

 

 

Так разработчики юридически обосновали работу спецмашины в двух режимах. В первом случае это кран для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ, а во втором – подъемник грузопассажирского исполнения для обслуживания зданий, производства ремонтных и строительно-монтажных работ. Все зависит от задействованного рабочего инструмента на оголовке стрелы – грузоподъемного крюка или люльки. Соответственно этому задействуется и нужные настройки прибора безопасности.

 – Если в обычном кране стоит ограничитель нагрузки ОНК-160 44-й комплектации, то комбинированную машину «кран-подъемник» пришлось оснащать 96-й версией ОНК для выполнения задач безопасности операций в режиме крана и при переключении – в режиме подъемника. Он наделен расширенными характеристиками, которые в автокранах чистого исполнения не используются, но в комбинации двух видов такой спецтехники обязателен, поскольку речь идет о безопасности людей, работающих на высоте в пристегнутой к оголовку стрелы люльке. Этот прибор безопасности имеет ряд добавочных систем, в т. ч. немецкий блок пропорционального электрогидравлического управления Thomas magnete, а также дополнительные датчики и платы.

Для перехода из автокранового режима в режим подъемника и наоборот прибор переключается на нужный операционный параметр. Это происходит автоматически при подсоединении люльки к узлу крепления на стреле.

Мы также поставили переговорное устройство между люлькой и кабиной крановщика, анемометр. Непосредственно в люльке для более точного позиционирования корзины на высоте установили дублирующий пульт управления.

Десять лет назад Ульяновский механический завод № 2 тоже «засветился» с краном-подъемником МКТ-25 грузоподъемностью в 25 т, который трансформировался из крановой установки в телескопический подъемник. Машину сделали в соавторстве с конструкторами ВКТИ «Монтажстроймеханизация», но тогда особого спроса на технику такого исполнения не появилось. Нынешняя разработка КС-55713-1К была изготовлена в двух экземплярах, один из которых сразу был продан.

В группе 25-тонников Клинцовский завод представил еще одну новинку сезона – кран КС-557113-К-4 с овоидной стрелой на 31 м. Ранее в его номенклатуре были краны этой серии на 21, 24 и 28 м, но в последнее время потребитель начал предъявлять запросы на стрелы увеличенной операционной зоны. Разработчики даже загордились своей 31-метровой стрелой на этой машине, поскольку «одноклассник» «Ивановец» имеет всего 30,7 м. Но у ивановского аналога стрела в транспортном положении короче, что удобнее.

 

Космическая одиссея уральских автокранов

У ОАО «Челябинский механический завод» не только инженерные решения, но и дизайнерские ноу-хау и даже очень смелые маркетинговые многоходовые комбинации.

Во-первых, в группе серийных 25-тонников они увеличили опорный контур, доведя его до размера до 6,1х6 м, что добавило устойчивости кранам на грузоподъемных операциях с дальним вылетом стрелы. Во-вторых,  изменилась сама надстройка. Усиленная конструкция поворотной рамы имеет двукратный запас прочности. В-третьих, 25-тонник КС-55732 получил более удлиненную стрелу – 32,7 м. Так «Челябинец» этой размерной группы установил рекорд среди аналогичных российских автокранов по длине телескопической стрелы.

ЧМЗ на фоне других автокрановых заводов выглядит несколько нестандартно. Если уже упомянутый «Автокран» фиксирует основной спрос в группе 25-тонных «Ивановцев», то «Челябинец» в прошлом году имел прирост 80 % и 37 % в сегменте кранов грузоподъемностью 32 и 40 т соответственно. А 25-тонные машины относительно 2011-го прибавили только 15 %.

Челябинский механический завод под впечатлением от февральского метеорита предпринял дизайнерско-маркетинговый ход: все привезенные на летнюю выставку автокраны были в граффити на космическую тематику. Это привлекало на экспозицию завода даже тех, кто не очень-то интересовался грузоподъемной техникой.

 Благодаря необычному окрасу 25-тонный КС-55732 получил название «Посланник космоса», имя «Небесный странник» получил не имеющий аналогов в России кран КС-65717. Необычность этой спецмашины в том, что впервые крановая надстройка грузоподъемностью 50 т смонтирована на трехосном внедорожном шасси. Автокран КС-55733 (грузоподъемность 32 т) назвали «Ловец метеоров». Надстройка с четырехсекционной стрелой длиной 32,7 м впервые появилась на магистральном шасси.

 Дизайнеры завода создали опционный вариант индивидуальной окраски кранов. Это могут быть не только корпоративные цветовые гаммы заказчика, но и тематические граффити. Прорабатывается тематика Олимпиады-2014, футбольного Чемпионат мира-2018 и других важных событий.