Спецобзор "Шасси всякие важны, шасси всякие нужны…"


 

Валентин Ожго,

фото автора и производителей

В нынешнем сезоне отчетливо просматривается желание наших краностроителей освоить нишу тяжелых кранов. В сверхтяжелую группу спецмашин они уже не спешат, хотя наработки есть, а вот диапазон грузоподъемностью 50–60 т и чуть выше осваивают.

По курсу освоения и покорения

Ивановский «Автокран» сделал ставку на шасси высокой проходимости БАЗ-690902 с колесной формулой 8х8, смонтировав на нем КС-69731 с 60-тонной грузоподъемностью. Здесь стоит независимая торсионная подвеска, дизельный двигатель ЯМЗ-7511.10 с газотурбинным наддувом мощностью 400 «лошадок» и ярославская механическая КПП на 9 ступеней.

Крановая надстройка комплектуется 40-метровой телескопической стрелой овоидного сечения с пятью секциями выдвижения. Впрочем, длина здесь может быть увеличена на 9 или 15 м  за счет «гуська». Овоидное сечение позволяет делать стрелу легче по массе, но при этом увеличить ее прочностные характеристики (большое сопротивление местной устойчивости, уменьшение местных напряжений и деформаций), что дает рост грузоподъемности.

 Галичский завод в этой размерной группе показал помимо своих 60-тонников КС-65721 на шасси МЗКТ автомобильный кран КС-74721-2 грузоподъемностью 63 т  на 5-осном шасси МЗКТ-750120-121 (10х4) с «подкатной» тележкой (BPW). Привлекательность машины в приемлемой для наших дорог развесовке колесных пар. В этой схеме первая, вторая и самая крайняя задняя пятая оси берут на себя нагрузку по 9 т каждая, а находящиеся между ними третья и четвертая держат по 8 т.

Надстройка крана получила привод по чувствительной к нагрузке LS-схеме с электрогидравлическим пропорциональным управлением. Здесь используется всего один регулируемый АПН (объем 80 см3) и шестеренный насос (25 см3).

Выводя на рынок автокраны 63-тонной грузоподъемности, Галичский крановый завод планирует через 2–3 года свернуть производство 60-тонных машин. Предполагается, что ориентировочно в первом полугодии 2014-го под такую надстройку адаптируют КАМАЗ (10х4), а еще через полгода для 63-тонников освоят МЗКТ (8х4 и 8х8).

Здесь надо упомянуть еще одну новинку сезона и тоже на шасси Volvo FM, но с 330-сильной моторной комплектацией – кран КС 65715. Машину «Галичанин» 50-тонной грузоподъемности уже прозвали городским краном, придав ему статус крана-такси: длина стрелы во втянутом положении транспортного режима составляет всего 10,4 м, а общий габарит машины по длине не превышает 12 м. В полностью выдвинутом положении длина 5-секционного телескопа составляет 40 м, что практически сопоставимо со стрелой 63-тонного крана, у которой она 42 м.

В массивном автокране стоит маленький руль


В кабине крановщика можно провести диагностику шасси и кранового оборудования

 

 

Все выше, выше и выше

Зарубежные производители автокрановой техники в нынешнем сезоне ставку сделали на машины сверхвысокого и сверхтяжелого классов, представив российскому потребителю только-только показанные новинки на Bauma-2013. Исполинскими размерами поразил вседорожный автокран Grove GMK 6400 на 6-осном шасси. Нашему журналу первому среди специализированных СМИ предоставили возможность познакомиться с этой машиной.

Появление в России автокрана Grove GMK 6400 знаковое. Даже в транспортном состоянии его размеры и габариты впечатляют – полная масса составляет почти 72 т (71 999 кг). Здесь не только уникальная надстройка, но и шасси. Разработчики реализовали в этой спецмашине (колесная формула 12х8х12) однодвигательный концепт и комбинированную трансмиссию с редкой, но очень выигрышной схемой.

Дизельный 6-цилиндровый двигатель Mercedes-Benz OM502LA мощностью 405 кВт (551 л. с.) и автоматическая КПП ZF AS Tronic  приводят в движение только два передних моста. Они используются в магистральном режиме на дорогах общего пользования. На первый взгляд здесь налицо все атрибуты переднеприводного типа машины.

Однако не следует забывать, что пятый и третий мосты оснащены гидростатической трансмиссией с гидромоторами в колесах. Они тоже приводные и обеспечивают трогание машины с места под большой нагрузкой. Две оси с гидростатическим приводом (силовая установка MegaDrive) автоматически активируется на малых скоростях для плавного маневрирования и лучшей управляемости на территории рабочей площадки.

Андрей Скуратов, инженер технической поддержки компании «Универсал спецтехника»:

Система привода здесь действительно уникальная, как и рулевое управление машиной. В обычном магистральном режиме задействован классический жесткий привод от мотора и коробки передач через карданный вал на передние две оси. Как только скорость движения автокрана падает до отметки 20 км/ч, автоматически подключается третья и пятая оси с приводом от гидромоторов.

В рулевом управлении автокрана задействована система steer-by-wire, т. е. управление по проводам. Рулевыми тягами оборудована только передняя ось, которая жестко связана через рулевой механизм с рулевым колесом. Потом по проводам на исполнительные цилиндры остальных осей передается команда повернуть колеса на тот же угол поворота, которое проделало рулевое колесо.

Как и на всех сверхтяжелых машинах GMK, здесь используется гидропневматическая подвеска всех колес MEGATRAK® с гидравлической блокировкой. Эта система самостоятельно контролирует продольный и поперечный уровень положения машины и автоматически выравнивает ее на неровностях дороги. Диапазон таких смещений  колеблется от +170  до -130 мм. Для управления поворотами используется двухконтурная гидравлическая схема с аварийным насосом системы управления. При массивных габаритах автокран получился довольно маневренным:  оси 1, 2, 5 и 6 управляют движением по дороге (управление при помощи электроники).

Стрела исполина достигает длины 60 м. Она состоит из пяти секций, в максимальном выдвижении высота оголовка с учетом высоты шасси доходит до отметки 63 м, которые не являются окончательными. При использовании удлинителей в виде решетчатых вставок с секциями по 6 или 12 м можно приплюсовать к имеющейся длине еще 64 м от фиксированного или 79 м от маневрового гуська.

При грузоподъемных операциях в полной мере задействовано оборудование ограничителей грузового момента и высоты подъема крюка. Поступающая от датчиков и сенсоров информация в режиме реального времени обрабатывается бортовым компьютером и передается на дисплей. Туда выведены данные по углу наклона стрелы, длине, радиусе, высоте оголовка стрелы, указывается относительный грузовой момент, максимально допустимая нагрузка, текущая нагрузка и предупреждение о возможности перегруза, которое повлечет за собой блокировку управления краном.