Спецобзор "Универсалы"


 

Валентин Ожго,

Операционисты копающего формата

В сегменте тракторной строительной техники экскаваторы-погрузчики остаются универсальными машинами. Привлекательности добавляет то, что отечественное и зарубежное машиностроение постоянно что-то добавляет в конструкцию этих машин, расширяя их функциональные возможности и увеличивая производительность …

 

Устали не знающие

Если проанализировать номенклатуру отечественных экскаваторных заводов, то за последние 20–30 лет экскаваторы-погрузчики стали наиболее востребованной продукцией общестроительной группы машин. В классике это – трактор МТЗ или ЮМЗ с фронтальной навеской погрузчика, кормовым экскавационным оборудованием и быстрой тематической трансформацией рабочей атрибутики в узкоспециализированную спецтехнику для конкретных задач. Погрузочный ковш для сыпучих грузов бысто меняется на вилы или силосно-клещевой захват, что тут же превращает трактор в стогометатель сена, соломы или погрузчик корма. Если требуется работа с сортиментом леса-кругляка, то вместо ковша навешивается бревнозахват. Аналогично видоизменяется эксплуатационная номенклатура для кормовой экскаваторной навески, когда вместо экскавационного инструментария используется гидромолот, кусторез, грузовой крюк, ямокопатель и т. д. Линейка фронтального и кормового рабочего инструментария достаточно широкая.

В последнее время она мало изменилась. В основном разработчики уделяли внимание совершенствованию конструкции фронтальных и кормовых механизмов и гидравлической системы. Базовое шасси трактора тоже модернизировалось и совершенствовалось, но это больше удел конструкторов колесных машин, нежели узкоспециализированных экскавационников. К примеру, в нынешнем сезоне еще раз прекрасно засветился новизной «Дорэлектромаш» из г. Жодино (Беларусь). Его экскаватор-погрузчик ДЭМ-310 в рамной конструкции исполнения ходовой базы был представлен в прошлом году. Если поначалу к этой машине потребители отнеслись настороженно, то уже сейчас спустя год после серийного запуска (2012 г.) и практического использования интерес к этому универсалу повысился.

Главная особенность в конструкции стрелы. Если первоначально «310-я» машина шла с конвейера к потребителю с обычной рукоятью стрелы, у которой глубина копания составляет 4,34 м, то в нынешнем исполнении появилась рукоять телескопического типа. Это позволило расширить рабочую зону и довести максимальную глубину копания до 5,41 м. Согласитесь, при одних и тех же параметрах шасси, силового агрегата, гидравлической системы и опорного контура аутригеров получить на добрый метр увеличенную зону копания весьма заманчиво.

В телескопической версии вылет режущей кромки ковша от оси вращения поворотной колонки с втянутой рукоятью практически соответствует максимальной глубине копания – 5,4 м. А вот в положении выдвинутого на максимальную длину телескопического механизма ковшовая кромка резки в горизонтальном вылете уходит еще на целый метр и достанет до отметки в 6,4 метра. Близка к этому и максимальная операционная высота обратной лопаты по зубьям ковша, которая составляет 6,27 м.

Конечно, грузоподъемность из-за увеличения рабочей зоны на больших вылетах будет иметь расхождения со стандартным исполнением. Она уйдет в сторону уменьшения, поскольку даже не очень существенное увеличение вылета всегда увеличивает грузовой момент и сказывается на устойчивости экскавационной машины во время операций. Однако потеря грузоподъемности из-за появившейся телескопической рукояти для основной работы помехой не стала. Во-первых, это не крановая установка, где фактор весовых возможностей играет значительную роль, а все-таки экскаватор. Во-вторых, здесь используется ковш на 0,25 м3, в который даже при максимальном заполнении вряд ли войдет больше оперируемой массы грунта, чем указано в паспортных величинах заводом-изготовителем.

 Машина получилась современной как по дизайну, так и по комплектации. Практически белорусы приблизили свой экскаватор-погрузчик к аналогичным машинам зарубежных производителей. Как и в «иностранцах», управление экскаваторным оборудованием гидравлическое, используется джойстиковая схема с возможностью одновременного выполнения до четырех технологических операций. Гидросистема с рабочим давлением 240 МПа выполнена на базе комплектующих ведущих европейских производителей Walvoil, Filtrec, Маnulli.

Гидромеханическая 4-скоростная трансмиссия, передний и задний мосты от Carraro (Италия) тоже подкупают. К слову, их мы встречаем на экскаваторах-погрузчиках Volvo, Terex, Komatsu. Так что можно спокойно говорить о сравнительных характеристиках с зарубежными аналогами такой же размерной группы. Обсуждать усилие копания, силовой потенциал базового шасси не будем, поскольку практически все производители таких машин на базе рамной конструкции трактора (закрытого коробчатого профиля) держатся в одинаковом диапазоне. Для наглядности составим графическую модель глубины копания экскавационных установок (см. Таблица 1), где величины указаны в метрах, и сравним параметры рабочей зоны «одноклассников» в классическом исполнении рукояти и в предлагаемой белорусами телескопической версии.

К слову, тракторное шасси собственного производства с мостами от Carraro ставит на свои экскаваторы-погрузчики и «Амкадор». Его «732-я» машина, которая тоже относится к недавним разработкам, комплектуется узлами этого производителя, в т. ч. и гидромеханической передачей. Помимо этого завод успешно освоил комплектацию гидрораспределителей погрузочного и экскавационного оборудования от компании Parker (США). В стандартной комплектации «732-я» оснащается белорусским мотором Д-245С2 мощностью (80 кВт, Stage II).

 Если в классическом исполнении конструкции стрелы с рукоятью ДЭМ-310 держится почти на одинаковом уровне с заокеанскими машинами аналогичного класса, то в телескопической модификации он на две головы выше. В силовом наполнении большого разрыва с конкурирующими машинами нет (см. Таблица 2). Белорусы ставят на ДЭМ-310 знакомый нашим потребителям движок Д-245 (70 кВт) Минского моторного завода. По ресурсу он уступает заокеанским и европейским моторам, по энергоемкости прожорливее и чаще ломается, но его ремонт не столь затратный, как для импортного силового агрегата, и к тому же он может ремонтироваться в полевых условиях силами того же тракториста. Однако при желании можно брать это же шасси с не менее популярным мотором Perkins 1104D (75 кВт).

Когда все свое…

Производители экскаваторов-погрузчиков постсоветского пространства не имеют собственного шасси, трактор закупается с первичного рынка завода-изготовителя для дальнейшего монтажа фронтальной и кормовой навесной конструкции. Это своего рода аутсорсинг. Наиболее востребованной оказалась база универсальных колесных тракторов тягового класса 1,4. Здесь несомненное лидерство принадлежит тракторам «Беларус» Минского тракторного завода, хотя нередки случаи использования их «одноклассников» ЮМЗ, ЗТМ. Лишь недавно некоторые заводы взялись за изготовление собственного шасси, как тот же упомянутый выше «Амкадор». А вот большинство зарубежных производителей экскаваторов-погрузчиков имеют собственное тракторное производство. Это дает им несомненный карт-бланш в продвижении своей техники на торговую площадку России, поскольку у них получается не симбиоз, а целостная брендовая машина.

При более детальном анализе российского рынка экскаваторов-погрузчиков оказалось, что импортная интервенция этого сегмента машин прорисовывается в динамически развивающейся регрессии для отечественного машиностроения. В посткризисные годы налицо явные признаки угасания спроса на технику с российским клеймом, которое уступило место более известным мировым брендам JCB, Volvo, Terex, Caterpillar, New Holland, Case, John Deer, Hidromek и другим производителям. Поскольку итоги 2013 г. появятся не раньше конца января или даже в феврале, будем оперировать статистикой первого полугодия. Она, заметим, не в пользу нашего машиностроения.

Удельный вес только одной упомянутой выше компании JCB (Великобритания) на рынке экскаваторов-погрузчиков РФ по итогам полугодия составляет 43,97%. Если учесть, что за весь 2012 г. доля этого производителя на нашей торговой площадке составляла 43,1%, то пусть и небольшой, но все-таки рост имеется. На фоне прошлогоднего рейтинга ТОП-5 относительно нынешнего полугодия это даже очень хороший результат, поскольку позиции со второго по пятое места оказались серьезно перетасованы, а некоторые игроки вообще сместились, уступив место более амбициозным брендам. Но первое место все-таки осталось за JCB.

 А вот находившиеся на второй ступеньке по итогам 2012 г. Volvo с долей 8,2 % и на третьей John Deer с нишей на нашей торговой площадке в 7,8 % покинули тройку призеров первого полугодия 2013-го. В рейтинговой таблице за этот период на второе место пробился Caterpillar, доля которого поднялась до 9,81%. Занимавшие в прошлом году лишь седьмое место (5,7 %) турецкие экскаваторы-погрузчики Hidromek взлетели сразу на третью позицию.

Таким образом, экскаваторы-погрузчики Volvo со второй рейтинговой позиции переместились на четвертую, но остались в ТОП-5 на престижном четвертом месте с долей в 7,6 % рынка. Terex сохранил свое место в пятой строчке хит-парада. Правда, по сравнению с результатами 2012-го у него в первом полугодии не 6,9 %, а всего лишь 5,6 % российской рыночной емкости экскаваторов-погрузчиков. В составленной редакции графической схеме российского рынка экскаваторов-погрузчиков (см. Таблица 3) хорошо видно, как позиции основных игроков в первом полугодии закрепились за брендами. Однако все еще впереди и занятые ниши не являются окончательными для итогов 2013-го в целом.

Многие аналитики склоняются к мысли, что сезон осенних продаж и особенно Рождественские акции, скидки и программы лояльности могут серьезно поменять дислокацию основных игроков. Бесспорным остается только то, что с первой рейтинговой ступеньки экскаваторы-погрузчики JCB никому потеснить не удастся.

Новизна всегда привлекает

В нынешнем году сегмент экскаваторов-погрузчиков существенно обновился. Упомянутый выше JCB снова дал информационный повод и заставил наших строителей «сглотнуть слюнки» от презентованного в Москве своего самого мощного и производительного экскаватора-погрузчика 5CX из всех когда-либо созданных компанией. Ранее популярному у нас его «собрату» 3CX далеко до новичка. Полноприводная машина с приводом на все одноразмерные колеса и дизельным двигателем JCB Dieselmax мощностью 118 л. с. (Tier 2) сделана с упором на уменьшение энергоемкости. Во-первых, серводжойстики гидравлики с аксиально-поршневым насосом по сравнению с предыдущей машиной обеспечивают экономию топлива до 10 %. Во-вторых, новая система блокировки гидротрансформатора TorqueLock собственной разработки дает относительно ранее выпускаемых машин еще 25 % экономии топлива, поскольку она для сокращения потерь при передаче мощности включается на высших передачах.

 Нельзя обойти стороной продукцию завода «Тверской экскаватор», который в сентябре отметил свое 70-летие со дня основания. Сейчас он работает под патронатом компании «РМ-Терекс», благодаря инвестициям которой здесь модернизировали цех для сборки экскаваторной техники, в т. ч. и набирающего популярность экскаватора-погрузчика TerexTLB 825. Это – тоже новинка 2013-го. Здесь стоят популярные у наших машиностроителей мосты Carraro, которые впереди качающиеся с полностью разгруженными полуосями и планетарными бортовыми редукторами в ступицах колес, а позади неподвижные. Как и все аналогичные машины нынешнего поколения, «825-я» имеет телескопическую рукоять стрелы. Это позволяет расширить операционную зону копания по радиусу до 7 м, а по глубине до 5,78 м.

Какой же рынок без Китая…

Если экскаваторы-погрузчики и примкнувшие к ним экскаваторы-бульдозеры, отличающиеся от первых лишь тем, что вместо фронтальной погрузочной конструкции имеют фисксированный или поворотный земляной (снежный) отвал, для наших хозяйственников более привычны в пневмошинном исполнении ходовой базы, то в версии гусеничного бульдозера экскаваторы кормового размещения явление редкое. Между тем на российской торговой площадке гусеничные экскаваторы-бульдозеры уже появились и начали внедряться в аграрный сектор, предприятия строительного направления, в т. ч. и дорожного.

Бульдозер YTO-С602 с гусеничным движителем в кормовой комплектации навесного экскаватора BHSM-225 используется для землеройных работ в тех труднодоступных местах, куда колесной машине не войти. Нашим потребителям «225-й» землекоп больше знаком по комплектации пневмошинных тракторов. На «чистокровном» бульдозере такая навеска используется крайне редко. Ее появление вызвало поначалу недоумение, а потом и восторг – просто, практично, удобно и, главное, доступно в стоимости владения.

Привлекательность здесь в том, что машина с массой всего 3,7 т имеет мощность 60 л. с. В этой размерной группе к нам на рынок не поступает ни один гусеничный трактор. Довольно близко к нему патриарх российского конвейера маленький ДТ-75 с 90-сильным дизельным мотором, который весил в два раза больше. Был еще в свое время ДТ-60 мощностью 60 л. с., но он по массе доходил до 5,7 т. Здесь же при ширине трака гусеницы в 31 см и благодаря небольшой массе удельное давление на грунт составляет 34,5 кПа. Зато тяговые возможности на мягких, вязких почвах, колоссальные.

Как и у обычного экскаватора, здесь стоят гидравлические аутригеры. Правда, сама установка питается не от базовой гидравлической системы трактора, а от автономной гидравлической станции с приводом через кардан от заднего вала отбора мощности. Глубина копания BHSM-225 ковшом шириной 42 см при общем радиусе копания 3,3 м составляет 2,25 м, которого вполне достаточно для вытеснения ручного труда: за час такой экскаватор выполняет объем копания сопоставимый с ручной работой целой бригады на протяжении смены.