Тест-драйв "Сороконожки» двойного назначения"


 

 

 

В бытность СССР существовало несколько предприятий, выпускающих специальные шасси и колесные тягачи для наиболее важных образцов вооружений и военной техники: СКБ МАЗ (МЗКТ) в Минске, КЗКТ в Кургане, БАЗ в Брянске. В истории современной России остался только БАЗ. Сегодня он отмечает 55-летие на фоне новых разработок и больших проблем…

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Пласт истории

Брянский автомобильный завод основали в добрежневскую эпоху, еще при Никите Сергеевиче Хрущёве. В 1958 г. его создали на мощностях тракторных цехов Бежицкого сталелитейного завода. Первоначально здесь развернули изготовление промышленных тракторов Т-140 и Т-180 и бронетранспортера БТР-152, так любимого нашими режиссерами от кино «про войну».

Целью такой реорганизации стала подготовка серийного производства специальных колесных шасси ЗИЛ-135ЛМ для первых мобильных ракетных комплексов тактического назначения «Луна» и реактивной системы залпового огня большой мощности «Ураган». В 1959-м здесь организовали СКБ – специальное конструкторское бюро, создавшее впоследствии шасси БАЗ-135МБ и БАЗ-135ЛТМ для противокорабельных ракетных комплексов «Редут» и беспилотных летательных аппаратов «Рейс».

В начале 70-х для обеспечения мобильности вновь создаваемых войсковых подвижных комплексов ПВО ЗРК «Оса» и тактических ракетных комплексов «Точка» и «Ока» был освоен выпуск корпусных плавающих шасси БАЗ-5937, БАЗ-5921, БАЗ-6944 и их модификаций. Для буксировки прицепных артиллерийских систем большого калибра «Гиацинт» на рубеже 80-х – 90-х гг. в Брянске организовали выпуск тягачей БАЗ-6953. Были созданы шасси для для радиолокационных и командных пунктов, пусковых установок и транспортных машин комплекса ПВО. До настоящего времени многие из этих машин (особенно плавающие) не имеют аналогов в мировом автомобилестроении, впрочем, как и ряд другой техники военного, а в современной России – и двойного назначения.

Под занавес существования Советского Союза, в 1990 г. в Брянске приступили к освоению серийного производства малотоннажных фургонов БАЗ-3778. Их экспонировали на выставках в Москве и, казалось, что планы выпуска 40 тыс. ед. в год не такие уж утопические. Но в 1994-м господдержка прекратилась, и объем производства не превысил 2 тыс. ед., а в 1996-м в связи с убыточностью проект и вовсе закрыли.

С 2003 г. на заводе налажен серийный выпуск унифицированного семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей «Вощина-1» грузоподъемностью 13–24 т. Их используют как для нужд армии, так и для народного хозяйства – под монтаж крановых стрел, буровых вышек, специальных платформ, агрегатов гидроразрыва геопластов, мобильных цементировочных комплексов, установок для капитального и текущего ремонта скважин и прочего оборудования. Сегодня ЗАО «БАЗ» остается единственным предприятием такого профиля в классе шасси и тягачей повышенной проходимости полной массой от 14 до 45 т.

Всего за 55-летнюю историю предприятия серийно изготовлено около 11 тыс. ед. техники БАЗ. На этих шасси смонтировано более 40 образцов вооружения и военной техники, состоящей под ружьем ВС РФ и более 20 стран мира, включая СНГ, Китай, Индию, государства Ближнего и Среднего Востока.

Гражданская продукция

С 2001 г. БАЗ является партнером «Независимой ассоциации машиностроителей» (НАМС), в которую также входит ОАО «Автокран». Вклад деловых партнеров в предприятие на тот момент превысил 1 млрд руб., что позволило реанимировать угасающие силы и планы коллектива. Результат тесного взаимодействия завода с НАМС отразился в серийном производстве специальных крановых шасси для монтажа гидравлических кранов грузоподъемностью 25, 32 и 50 т. Самый мощный из них, на платформе БАЗ-6909.8 с колесной формулой 8х8.1, недавно экспонировали в Москве. Он вызвал большой интерес представителей строительного комплекса не только из столицы, но и из других регионов страны.

Вообще насколько широк перечень военной техники БАЗ, настолько разнообразен и спектр продукции мирного назначения. Возможно, каких-то версий даже больше (кто же их считал!). Если для нужд Вооруженных Сил поставляют девять базовых видов армейских «сороконожек» с колесной формулой 6х6.1, 8х8.1, 10х10.1 и 12х12.1, то и для народного хозяйства в перечне выпускаемой продукции их столько же. Среди них есть трех-, четырех-, пяти- и даже шестиосные шасси. Два последних имеют колесную формулу 10х8.1 и 12х12.1. Палитру машин повышенной проходимости дополняют седельные тягачи – трех- и четырехосный, автомобиль-тягач и автоцистерна на пять осей.

Но кроме самих тягачей и шасси Брянский автозавод выпускает системы «мультилифт» МЛ для монтажа на автомобили-самопогрузчики КАМАЗ и «Урал». С 2007 года приказом начальника ГАБТУ МО РФ две модели – МЛ-6 и МЛ-10 приняты на снабжение ВС РФ. Модель МЛ-20 планируется к принятию на снабжение российской армии. Но эти системы найдут применение и на гражданской ниве. Они хорошо справляются с транспортировкой унифицированных платформ с грузами различного назначения, кузовов-контейнеров и их механизированной перегрузки на специальные прицепы. «Эмэльки» быстро производят самопогрузку и выгрузку и легко справляются с подъемом грузовых платформ в самосвальном режиме.

Кризис 2008 года ударил предприятие прямо под дых: объем производства в 2009-м упал почти на 85% и составил всего 88 ед. техники. Для сравнения: в лучшие годы советского периода он был в 10 раз больше и достигал 850-900 ед. Но в 2009-м завод собрал первые образцы крановых шасси модели 8031 и 80311 (6х4) с опорно-ходовой рамой, узлами и агрегатами китайского производства. Знаковым стал выпуск и крановых шасси модели 8033 грузоподъемностью 28, 55 и 80 т. В разгар кризиса, в том же 2009-м дебютировало шасси общего назначения модели 7941 (6х4) грузоподъемностью 18,3 т с лонжеронной рамой и двигателем Cummins мощностью 285 л.с. Оно является перспективным с точки зрения развития фирменной линейки специализированных шасси, преимущественно под бортовые платформы, самосвальные кузова и бетоносмесители.

Трудная судьба «Вощины»

В настоящее время производственные мощности БАЗа составляют порядка 190 ед. техники в год, и практически всю ее забирают военные. Как это ни парадоксально, эта продукция приносит убытки: контрактная стоимость строго фиксированная, фактически без учета инфляции, повышения тарифов на энергоносители и цен на комплектующие других производителей. И ситуация патовая: государство не может поддерживать частное предприятие, а у владельца опускаются руки из-за необходимости вливать все новые и новые средства, не ощущая отдачу.

В 2005–2006 гг. НАМС сделал инвестиции в реконструкцию производства и «заточил» его под выпуск крановых шасси и шасси для монтажа специального оборудования для нефтегазового комплекса. Семейство «Вощина-1» оценили и гражданские, и военные, только предприятию от этого легче не стало. Производственные мощности фактически исчерпаны, а заказы Минобороны то и дело растут. На выпуск машин двойного назначения практически не остается ни места, ни потенциала, ни сил. И неудивительно, что на рабочей конференции минувшим летом звучали не столько поздравительные юбилейные речи, сколько поднимался пласт проблем.

Парадокс заключается и в том, что техника «Вощина-1» удовлетворяет запросы военных не в полной мере, а на разработку узкоспециализированных армейских грузовиков «Вощина-2» Министерство обороны денег не дает. У завода их нет, да и где гарантии постоянства заказов хотя бы на пять лет вперед? Неровен час – военные переключатся на продукцию Минского завода колесных тягачей и Камского автозавода, а в этом случае загрузка сборочной линии военными грузовиками под большим вопросом.

В настоящее время «Вощина-1» представляет собой унифицированное семейство, в котором каждый автомобиль с независимой торсионной подвеской собирают по модульному принципу. Степень унификации разных типов машин доходит до 85%. Базовыми моделями являются балластный тягач БАЗ-6306, седельный тягач БАЗ-6402, специальные колесные шасси БАЗ-6909 и БАЗ-69092. Новейшим пополнением семейства недавно стал «широкофюзеляжный» БАЗ-6403.01 габаритной шириной 2750 мм, т.е. больше допустимых для дорог общего пользования 2500 мм.

И вброд, и вплавь…

Во время посещения завода руководство БАЗа организовало показ техники на небольшом участке импровизированного полигона с преодолением глубоких ям и рытвин, «вспахиванием» песчаного пляжа и заплывом по участку реки с быстрым течением. Смысл демонстрации был прост: подтвердить феноменальную проходимость брянских «сороконожек» двойного назначения.

Мы все привыкли видеть такие машины при полном марафете – на параде в военных гарнизонах и на Красной площади, на демо-шоу и выставках техники двойного назначения, на глянцевых фото и в рекламных буклетах. Но то, что я увидел под Брянском, достойно объектива видеокамеры и как минимум размещения на Youtube!

Независимо от того, песок, земля, трава или каменистый грунт под колесами, БАЗы прут как танки! Разница в том, какая колея остается позади и насколько сильно сидящему за рулем приходится давить на педаль газа. Но вот впереди водная преграда и – о чудо! – многотонная машина пускается вплавь. Проплыв по руслу реки с сотню метров, она без труда выползает на берег, причем не с черепашьей скоростью! После этого понимаешь, за что таких «пловцов» и «вездеходов» ценят газовики и нефтяники.

То же самое справедливо в отношении систем «мультилифт». Как в ускоренной съемке, к месту выгрузки подъезжают – нет, подлетают два КамАЗА (трех- и четырехосный) и через несколько секунд, поставив сменный кузов на землю, мчатся прочь. Потом все происходит в обратной последовательности. Грузовики с системами МЛ стремительно приближаются туда, где оставили контейнеры. Маневр для подъезда задним ходом, подбор крюковым захватом – и через короткий отрезок времени груз снова на закорках военных машин.

Повторюсь: БАЗ является уникальным предприятием, и было непростительно дописать в его истории последнюю главу. Особенно с учетом его пользы и для армии, и для народного хозяйства.