Выставки "Грузовые новинки 2013 года"


 

 

 

 

 

Уходящий год оказался богатым на премьеры российских и зарубежных брендов в области коммерческого автотранспорта. Новинок столько, что впору составлять энциклопедию. Многие из них будут в продаже несколько лет, а каким-то суждено быстро сойти с дистанции. Чем же нас радуют производители и импортеры?

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Эксклюзив на любой вкус

Весь сезон радовал транспортное сообщество большим количеством новых образцов малотоннажников. Новинки появлялись как из рога изобилия. Особый интерес представляют эксклюзивные образцы автомобильной техники, собранные небольшими партиями.

Такую продукцию выпускали «Нижегородец», «Луидор», «Самотлор-НН», «Чайка-Сервис» и многие другие российские компании. Речь идет не только о VIP-шатлах, каретах «скорой помощи», мобильных штабах МЧС, катафалках, «маршрутках», но и о штучном товаре вроде передвижных лабораторий, транспортеров мотоциклов спасателей и т.п. Львиную долю этих новинок транспортники могли видеть на выставках и презентациях, но что-то «осталось за кадром».

Одну из оригинальных разработок осенью подготовил Московский завод специализированных автомобилей. При содействии специалистов немецкой компании AL-KO Kober его конструкторы создали бортовую платформу на удлиненном шасси Volkswagen Transporter. В двухосном исполнении оно может иметь колесную базу от 3850 до 4100 мм, оснащаться двигателем мощностью 75, 103 или 132 кВт, обладать кузовом длиной до 6000 мм и грузоподъемностью до 1500 кг. В трехосном варианте расстояние между задними осями составляет 640 мм, а колесная база – от 3500 до 4725 мм. Максимальная длина надстройки доходит до 4700 мм, а грузоподъемность – до 2500 кг. Рама обработана методом горячего цинкования. Помимо бортового кузова может быть установлена платформа с тентом, промтоварный или изотермический фургон, модуль специального назначения, эвакуаторная площадка, автовозная надстройка или специальное оборудование.

 

Русский напор

Бесспорный лидер по числу новинок – КАМАЗ. Главные козыри сезона-2013 у российского лидера по продажам грузовиков – автомобили с компонентами Daimler: магистральный тягач КамАЗ-5490, тягач КамАЗ-65802, самосвалы КамАЗ-65206 и КамАЗ-65207. Модель 5490 стоит особняком. Она создана с использованием агрегатной базы Mercedes-Benz, и в частности, двигателя Евро-5 мощностью 428 л.с. Но в арсенале завода есть уйма других грузовых премьер, о которых мы обязательно еще расскажем.

В Миассе готовят серийный выпуск модернизированного «Урал-44202-3511-80» (6х6) повышенной грузоподъемности (до 13 т) с мотором нового поколения ЯМЗ-536. Он может быть как в капотном, так и бескапотном исполнении. Правда, его «тиражирование» начнется только в 2014 году. А бескапотный «Урал-4320-4971-80» (6х6) грузоподъемностью 16 т уже сейчас на конвейере. В скором времени капотные грузовики из Миасса получат кабину от «ГАЗели NEXT», и это не блеф!

Не за горами и производство среднетоннажника «ГАЗон NEXT» грузоподъемностью 5 т в длиннобазной версии габаритной длиной 7910 мм и 4,7 т в обычной версии длиной 6435 мм. И хотя кабина трехместная, она просторнее, чем у предшественника, и ГАЗ уверяет, что уровень шума и вибраций стал меньше, а коррозионная стойкость – выше. Машина получила дисковые тормоза спереди и сзади, новую переднюю подвеску с удлиненными рессорами, рулевое управление интегрального типа, модернизированную КПП с синхронизаторами на всех передачах. «ГАЗон NEXT» получит дизельные двигатели ЯМЗ-534 и Cummins ISF 3,8, сцепление ZF, усиленную раму, крепление колес по стандарту ISO, необслуживаемую карданную передачу, стабилизаторы передней и задней подвески.

На новой модели межсервисный интервал увеличат до 15 тыс. км, а заводскую гарантию расширят до двух лет или 80 тыс. км. «ГАЗон NEXT» будут выпускать в двух базовых модификациях: со стандартной и удлиненной колесной базой (3770 мм в первом случае и 4515 мм во втором). В обоих случаях габаритная высота составит 2418 мм, передний свес – 970 мм, а величина заднего (1695 или 2425 м) станет зависеть от колесной базы. Клиентам будут доступны двухрядная кабина и версия с полным приводом. Старт производства намечен на второе полугодие 2014 года.

Белорусская рать

По-прежнему плодовит на новинки Минский автозавод. В этом году он показал в Москве дюжину разработок, включая гоночный МАЗ-5309 RR и «техничку» МАЗ-6302 В5. Белорусские производители не в первый раз козырнули магистральником МАЗ-5440Е9 Евро-5 «Простор», но на этот раз с обновленным интерьером кабины и впервые применяемой на МАЗах распределенной бортовой системой управления электрооборудованием ActiMux. Одно из новшеств – интегрированный в щиток приборов цветной дисплей с интеллектуальным интерфейсом. Он отображает информацию о состоянии бортовых систем, возникающих неисправностях, подсказывает способы их устранения и в процессе эксплуатации дает интерактивные указания. Суммарный объем топливных баков МАЗ-5440Е9 Евро-5 достигает 1200 л, а привлекательность тягача усиливают новые импортные системы и агрегаты, включая немецкий 435-сильный двигатель ОМ501 и даймлеровскую 12-ступенчатую роботизированную трансмиссию G211, больше известную как PowerShift.

Сегмент среднетоннажников минчане закрыли бортовым МАЗ-4371 W2 Евро-4. Грузовик с кузовом объемом 35 м3 укомплектован дизелем Cumins мощностью 130 кВт и 6-ступенчатой трансмиссией Fast Gear. Акцент сделан и на самосвал МАЗ-6501 В9-8420-000 с двигателем ЯМЗ-651 и кузовом U-образной формы объемом 20 м3. Два других «строителя» – МАЗ-6516 W8 (8х4) с 400-сильным мотором Cummins и 21-кубовым кузовом и МАЗ-6517 Х9 грузоподъемностью 19 т с двигателем ЯМЗ-6585.10 с потенциалом 309 кВт. Огромные кузова с высокими бортами на самосвалах появились в угоду строителям.

 

Большая семерка

У представителей европейской Большой семерки новинок тьма, но большинство из них уровня Евро-6, а из-за проблем с топливом эта тема пока не про нас. Тем не менее, новинки то и дело мелькали на различных мероприятиях.

Осенью Mercedes-Benz привез в Москву «Черный лайнер» Actros Black Liner красного цвета. Это эксклюзивное исполнение выполняется только по заказу и во флагмане третьего поколения включает все самое лучшее. Впервые в столицу пригнали балластный тягач Mercedes-Benz Actros SLT для транспортировки сверхтяжелых негабаритных грузов и работы в составе автопоезда полной массой до 250 т. В его моторном отсеке установлен двигатель мощностью 653 л.с., что больше, чем у любого из серийных носителей трехлучевой звезды на грузовиках.

В сентябре прошла российская премьера магистрального тягача TGX 18.480 4x2 BLS уровня Евро-6. Был показан и тяжелый тягач TGS 26.440 6x6H BLS с подключаемым приводом MAN HydroDrive. Но самая неожиданная новость: еще летом MAN официально приступил к сборке тяжелых грузовиков в Санкт-Петербурге! Подтверждением сказанному стал автомобиль с маркировкой «Сделано в России» модели TGS 33.440 6x4 BBS-WW для работы в составе автопоезда полной массой 65 т. В сентябре его в торжественной обстановке передали директору ООО «ПКФ Стройбетон», в парке которого свыше 200 грузовиков.

В 2013 году Scania вывела на рынок РФ новые модели сразу в нескольких сегментах, включая магистральники Streamline с кабинами G- и R-серий, 6-цилиндроыми рядными двигателями Евро-4 и Евро-5 мощностью 400 и 440 л.с., а также с 500-сильным V8. У них на борту есть приложение Scania Fleet Management. Оно предоставляет оператору возможность с помощью удаленного доступа со смартфона или планшета мониторить автопарк в режиме он-лайн. Заметно расширен и сегмент строительной техники для российского рынка с кабинами Р- и G-серий с пакетом Off-Road. Грузовики оснащены 13-литровыми двигателями Евро-4 с более высокими показателями мощности и крутящего момента. Сюрпризом для многих стал «Черный янтарь» – эксклюзивный тягач Scania Black Amber R560 с 16-литровым двигателем V8 мощностью 560 л.с. Его приобрела питерская компания «Нордленд», специалист в области доставки рыбы из Норвегии. Как настоящее открытие москвичи восприняли показ тягача Олимпийской сборной России Scania R420 с полуприцепом для обслуживания (смазки) лыж.

С осени 2014 года на заводе в Калуге начнут собирать флагманский Volvo FH – «Грузовик 2014 года» по версии европейского и российского конкурсов. В сентябре россияне очно познакомились с полностью обновленным магистральным Volvo FM и строительным Volvo FMX. Они тоже будут калужской сборки, но не раньше конца 2014-го. Некоторые из них доступны с новой системой динамического рулевого управления Volvo Dynamic Steering (VDS).

Через несколько недель после мировой премьеры во сей красе в России был представлен новый флагман Renault T-Series Евро-6, пришедший на смену Magnum Евро-5. Его будут выпускать с колесной формулой 4х2 и 6х2, и четырьмя типами кабин: дневной, низкой спальной, спальной и высокой спальной. Российских перевозчиков особенно заинтересовали две последних. В базовой комплектации «тэшки» оснащают тремя моделями роботизированных механических 12-ступенчатых коробок передач Optidriver, а за доплату – четырьмя механическими 12-ступенчатыми В14. Доступных двигателей два с шестью настройками мощности: 10,8-литровый DTI 11 Euro 6 (380, 430 и 460 л.с. при 1800, 2050 и 2200 Нм) и 12,8-литровый DTI 13 Euro 6 (440, 480 и 520 л.с. при 2200, 2400 и 2550 Нм). Ведущих мостов два, и они рассчитаны на использование в составе автопоезда полной массой 50 или 70 т.

Недавно своего флагмана в российской столице презентовал и DAF. Оранжевый XF Euro 6 сразу приглянулся перевозчикам, которые заключили договора на приобретение, невзирая на проблемы с качеством российского дизтоплива. Пройдет немного времени, и к нам доедут новые CF и LF.

Москва и регионы увидели «Грузовик 2013 года», новый IVECO Stralis Hi-Way и обновленный IVECO Trakker. О многих из них мы рассказывали на страницах «АП. СТ».

Капотная «Америка»

До недавнего времени в РФ были доступны американские капотные тягачи с пробегом. Новой техники из-за океана фактически никто не предлагал. Но усилиями корпорации Navistar положение может измениться. В сентябре было объявлено о начале продаж адаптированных для рынка России магистральных грузовиков International ProStar (6х4). Их комплектуют 13-литровым двигателем мощностью 430 л.с., 10-скоростной механической трансмиссией Eaton Fuller, топливными баками общей емкостью 757 л.

Япония рядом!

Сезон 2013 года запомнится рядом японских новинок, и среди них –обновленными среднетоннажными Mitsubishi Fuso Canter с двигателями Евро-4. Кстати, их выпускают в России.

Осенью на рынке РФ были представлены самые распространенные версии, включая изотермический фургон полной массой 8,5. Он укомплектован холодильным агрегатом Carrier Xarios 600, поддерживающим заданный температурный режим при транспортировке продуктов питания и медикаментов. Дополнительно установлен гидроборт BAR Cargolift 1500S4, ускоряющий и упрощающий погрузочно-разгрузочные работы. Российский климат вынудил смонтировать и предпусковой подогреватель Webasto.

Интересен и автопоезд полной массой 12 т в составе тентованной бортовой платформы с аналогичным прицепом. Грузовик укомплектован тентом со сдвижной крышей, что на машинах такого класса в России встречается нечасто. Кузов имеет боковые шторки и задние распашные ворота. Это расширяет возможности по загрузке и выгрузке товаров, и избавляет от необходимости совершать лишнее маневрирование около торговых центров и на складских терминалах.

Целую линейку новинок подготовила компания Hino. Впервые в РФ показан развозной грузовик 300-й серии полной массой 3,5 т для внутригородских перевозок и полной массой 7,5 т с мусоровозной надстройкой «Автобау» и с широкой двухрядной семиместной кабиной с бортовой платформой производства «Техпро».

Тремя моделями представлена обновленная в текущем году серия 500. Модификации GD полной массой 12 т теперь доступны с четырьмя вариантами колесной базы как с рессорной, так и с пневматической задней подвеской. Новой для российского рынка является модификация GH полной массой 17,5 т. Ее предлагают перевозчикам с тремя вариантами колесной базы, двумя вариантами коробок передач (6-ти и 9-ти ступенчатой), двумя вариантами подвески заднего моста. Возможный объем кузова может достигать 60 м3. Грузоподъемность шасси достигает 12 т, что позволяет японцам в той же весовой категории конкурировать с двух- и трехосными моделями других фирм. Для российских перевозчиков ценно то, что двигатели новых моделей соответствуют экологическому классу Евро-4 с системой рециркуляции отработавших газов EGR, а значит, мочевина (AdBlue) не нужна.

Настоящий дебютант для РФ – самосвал FM с 20-кубовым кузовом на базе 500-й серии полной массой 26 т и грузоподъемностью 19 т. Обновлен и тягач 700-й серии с колесной формулой 6х4 и седлом, пригодным для транспортировки самосвальных полуприцепов, тяжелых тралов и других типов полуприцепов.

Корейский вектор

Самую серьезную заявку среди импортеров сделал южнокорейский Hyundai, представив флагманский Hcient. Производители открыто сравнивают его с аналогичной продукцией Большой семерки. Hcient показали сразу в двух версиях – магистрального тягача 4х2 с прицелом на международные перевозки и шасси с колесной формулой 6х4 для внутрироссийских перевозок и доставки грузов в/из стран ближнего зарубежья. Эксперты рассматривают его и как платформу для монтажа самосвальных кузовов, бетономиксеров и другого строительного оборудования. У «корейцев» свой 410-сильный рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель и механическая 16-ступенчатая коробка ZF.

Нынешней осенью компания «АВТОТОР» и TATA Daewoo презентовали линейку коммерческих автомобилей экологического класса Евро-5, которые с января 2014 года станут производить на заводе в Калининграде. Среди них – флагман модельного ряда седельный тягач Prima, а также модель Novus с бортовой и самосвальной платформой. Флагманский TATA Daewoo Prima получил 440-сильный дизельный Cummins ISM Euro 5 и механическую 16-ступенчатую трансмиссию ZF. Автомобиль адаптирован для эксплуатации в России и получит несколько вариантов спецификации: для использования в качестве автовоза, контейнеровоза и перевозки грузов общего назначения. Novus также поступит в торговую сеть с марта 2014 года. Объем производства этих машин составит до 2000 грузовиков в год.

Автомобильный «чайна-таун»

За весь год в России представлено много китайских новинок, и среди них – марки Dongfeng. Это относится к самосвалам DFL3310 (8х4) и DFL3251 (6х4). Их продажи стартовали еще в январе, но многие увидели эту технику впервые только в октябре. Четырехосник полной массой 31 т оснащен лицензионным двигателем Cummins китайского производства мощностью 375 л.с., 16-ступенчатой коробкой передач ZF и кузовом внутренними размерами 7000х2300х1500 мм. У трехосника 340-сильный дизель, такая же коробка и укороченный до 5600 мм внутри аналогичный кузов.

Кроме самосвалов Dongfeng вывел на рынок бетономиксер на шасси DFL1250 (6x4) и седельный тягач T38H-708 (6х4).

Год еще не закончился, а это значит, что парад премьер продолжается!