Аналитика "Сбыт LCV-2013: грядет рецессия?"


 

Разговоры о том, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снижаются, начались еще зимой  и вот теперь получили официальное подтверждение. По данным Ассоциации Европейского бизнеса, за январь-июнь 2013 г. в сравнении с таким же периодом прошлого года, рынок показал снижение на 6 %. Еще стремительнее было падение в июне: минус 11 %.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Тревожный звоночек прозвенел еще в I квартале. В марте 2013-го по сравнению с мартом 2012-го рассматриваемый сегмент достиг отметки 244 030 ед. и впервые за последние три года просел на 4 %. В течение января-марта было продано 616 770 ед. легковых и легких коммерческих автомобилей, что соответствовало показателям годичной давности.

При этом рынок малотоннажных транспортных средств в марте текущего года составил 14 242 ед., практически на уровне годичной давности. По итогам января-марта был даже «плюс»: заказчикам отгружено 35 709 ед. или на 3 % больше, чем годом ранее. Но далее пошло замедление продаж.

Самым провальным за первые шесть месяцев стал июнь. Объем реализованных новых легковых и легких коммерческих машин уменьшился на 31 254 ед. или на 11 % и зафиксирован на уровне 241 346 ед. Слабым утешением служит тот факт, что в десятке лидеров среди новых марок легковых автомобилей десять моделей местного производства. Положение среди «коммерсантов» легкого класса почти отчаянное: первая тройка несла ощутимые потери. Например, ГАЗ сумел реализовать только 7 446 ед. техники, что на 887 ед. или на 11 % меньше результатов продаж в июне 2012 г. Показатели июньского сбыта-2013 УАЗа (4 509 ед.) на 909 ед. или на 17 % скромнее прошлогодних. Volkswagen Nutzfahrzeuge потерял от объемов реализации годичной давности 51 ед. или 4 % и смог продать только 1 369 ед. Даже идущий следом Mercedes-Benz Vans (449 ед.) не сохранил динамику июня 2012-го и не досчитался 15 ед. или 3 %.
Положение среди тех, кто находится в нижней части «турнирной таблицы», тоже оставляет желать лучшего. Среди малотоннажников исключение составляют марки BAW и Isuzu: в июне продажи китайских машин выросли на 6 ед. (до 142 ед.) или на 4 %, а японских – на 10 ед. (до 12 ед.). В то же время  сбыт автомобилей других брендов падал.

Так, продажи автомобилей производства ТагАЗ в июне 2013 г. упали на 229 ед. или на 95 %, до 13 ед. (в 2012 г. – 242 ед.). «Богдан» проиграл себе же 553 ед. или 77 %, сумев реализовать только 163 ед. техники против 716 ед. годом ранее. «ИЖ» не досчитался 106 ед. или 59 %, поставив заказчикам 73 автомобиля против 179 ед. в июне 2012-го. Результаты продаж за полугодие отражены в таблице.
Так ли все плохо, как может показаться на первый взгляд? Ответ на этот вопрос в своем комментарии дает Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «Я думаю, стало очевидно, что в целом российский автомобильный рынок в настоящее время находится не в лучшей форме. Второй квартал завершился с результатом на 10 % ниже прошлогоднего, и уже ясно, что это не то, на что надеялись участники рынка после сбалансированного первого квартала. Сейчас вопрос заключается в том, сможет ли улучшиться ситуация на рынке во второй половине года. Я лично верю в то, что такое возможно, и шансы на это возросли после объявления планов правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля. Мы надеемся, что эти планы быстро воплотятся в жизнь, и положительный эффект от их внедрения скажется в ближайшие месяцы».

 

Продажи легких коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т в России, ед. (выборочно, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ)

 

Автомобильный бренд

Доля рынка 2013/2012 гг., %

Январь-июнь 2013 г.

Январь-июнь 2012 г.

Динамика, %

ГАЗ

2,9/ 2,8

38 180

39 738

–4

УАЗ

1,9/ 2,0

24 983

27 922

–11

Volkswagen Nutzfahrzeuge

0,6/ 0,6

7 698

8 029

–4

Mercedes-Benz Vans

0,2/ 0,1

2 005

1 734

16

Богдан

0,1/ 0,3

1 349

4 093

–67

BAW

0,1/ 0,1

883

853

4

ИЖ

0/ 0,1

530

1 037

–49

ТагАЗ

0/ 0,1

112

793

–86

Isuzu

0/ 0

53

123

–57

Foton

0/ 0

6

73

–92