Автобусный-парк "Сочинская комплектация"


 

Подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи получила обратный отсчет. Россия готовит не только спортивные объекты, но и транспорт для обслуживания гостей и спортсменов XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. Один из поставщиков – Группа ГАЗ – вышла на финишную прямую и начала отгрузку пассажирской техники.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

В гостях у ГолАЗа

Журналистов редко пускают в цеха заготовки, сварки, окраски, сборки и в пункт приема клиентом готовой продукции. Но накануне передачи заказчику первой партии лайнеров в «Сочинской комплектации» компания «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» позвала гостей в деревню Малые Вяземы Одинцовского района Московской области, где расположен Голицынский автобусный завод.

Заказчику в лице ГУП МО «Мострансавто» и гостям пресс-тура показали две из трех моделей завода на самоходном шасси Scania, выбранных для Сочи-2014: ГолАЗ-5251 «Вояж» и ГолАЗ-6228 «Вояж». В Голицыно приехали генеральный директор «Мострансавто» Сергей Разумный и директор Автоколонны 1417 Николай Сиделёв, которому предстоит эксплуатировать данную технику перед отправкой на Олимпийские игры. Презентацию первой партии автобусов провели директор дивизиона «Автобусы» Группы ГАЗ Николай Одинцов и управляющий директор ГолАЗа Вадим Неверов. Технические подробности сообщили директор по развитию Виктор Маковецкий и начальник службы качества Сергей Калинин.

Размах подготовки впечатляет: заводские дворы заставлены готовыми шасси и автобусами, нуждающимися в доукомплектовании всякой мелочью вроде противооткатных башмаков, домкрата и знака аварийной остановки. В числе несущественных замечаний – отсутствие декоративных колпаков на колесах и руководства по эксплуатации двигателя на русском языке, автоматического включения фар ближнего света при повороте ключа в замке зажигания и комплекта противогололедных цепей.

Есть и более серьезные замечания приемщиков: не установлен ящик водителя, отсутствуют аптечки и шесть аварийных молоточков, при включении заднего хода не работает звуковой сигнал. А как вы оцениваете установку 5-литрового бачка омывателя стекол вместо положенного по техническому заданию 15-литрового?! Все вышеперечисленные замечания в количестве 16 штук не собраны «до кучи», а отмечены на одном автобусе ГолАЗ-525110. Претензии по комплектации разные. Обычно их не больше пяти-шести на лайнер, а есть и безупречные экземпляры. Но предъявлять претензии пока рано: это не переданные клиенту автобусы, а всего лишь подготовленные для окончательной доводки.

 

Лайнеры «Вояж» и не только

Контракты с ГУП МО «Мострансавто» на поставку лайнеров для Олимпиады в Сочи «Группа ГАЗ» заключила в начале 2013 г. Они предусматривают поставку транспортному оператору Олимпиады 709 автобусов ГолАЗ стоимостью более 6 млрд руб. Но до этого они пройдут эксплуатационный цикл в Московской области.

Голицынский автобусный завод «Группы ГАЗ» изготовит для олимпийских перевозок 282 автобуса большого класса ГолАЗ-5251 «Вояж». В это количество включены 150 машин в специальном исполнении для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. Кроме того, будут переданы 370 автобусов особо большого класса ГолАЗ-6228, включая 77 двухосных машин в специсполнении, и 57 длиннобазных трехосных туристических ГолАЗ-52911 «Круиз». Поставка техники будет завершена до конца 2013 г.

Scania и Группа ГАЗ стали партнерами в рамках олимпийского проекта осенью 2011-го, а подготовку лайнеров со «спортивным» уклоном начали в 2010-м. Всего в РФ бегает более 600 отечественных автобусов на шасси Scania. Для выполнения международных стандартов на лайнерах для Олимпиады Группа ГАЗ инвестировала в инновационные модели автобусов и модернизацию производства автобусных предприятий 1,3 млрд руб. Поставляемые для Сочи пассажирские машины отличаются от серийных, предназначенных для внутренних маршрутов.

Автобусы ГолАЗ выпускают на шасси Scania Евро-4 и Евро-5 с роботизированной коробкой передач Opticruise в специальной комплектации. Применяемая ESP и круиз-контроль позволяют сохранять устойчивость на дороге и регламентировать заданную скорость. Лайнеры оснащены навигаторами ГЛОНАСС, электронными информаторами пассажиров на русском и английском языках, беспроводным интернетом Wi-Fi. Дополнительно установлен климат-контроль, сиденья с откидными столиками и багажные полки с индивидуальными сервис-блоками. В автобусах появятся видеокамеры обзора салона и маршрутные видеокамеры с возможностью передачи данных на пульт диспетчерской.

Первые 10 междугородних автобусов ГолАЗ-5251 «Вояж» Группа ГАЗ передала ГУП МО «Мострансавто» на фестивале «Мир Автобусов-2013». В церемонии приняли участие директор дивизиона «Автобусы» Группы ГАЗ Николай Одинцов, директор департамента продаж автобусов и двигателей «Скания-Русь» Хокан Юде, генеральный директор «Мострансавто» Сергей Разумный. Они выразили уверенность в том, что «Мострансавто» как транспортный оператор Игр достойно представит и Московскую область, и Россию.

 

 

Ликинская поставка

Пассажирскую технику транспортному оператору Олимпийских игр отгружает не только ГолАЗ. К октябрю 2013 г. Ликинский автобусный завод Группы ГАЗ поставит 30 автобусов большого класса ЛиАЗ для транспортного обслуживания гостей и спортсменов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. Общая стоимость техники составляет около 250 млн руб. Если автобусам из Голицыно предстоит обслуживать магистральные маршруты между олимпийскими объектами, то лайнеры из Ликино-Дулёво будут обслуживать городские маршруты в прибрежном кластере Сочи.

Контракт на поставку 30 низкопольных автобусов ЛиАЗ-5292 был подписан между поставщиком Игр 2014 г. ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» и петербургским ГУП «Пассажиравтотранс» в декабре 2012-го. Он стал вторым контрактом Группы ГАЗ на поставку техники для предстоящей Олимпиады после январского подписания с ГУП МО «Мострансавто» на поставку 709 автобусов ГолАЗ. Первые 15 лайнеров ЛиАЗ-5292 переданы заказчику в апреле, а с августа начинается отгрузка непосредственно в Сочи.

Новая модификация автобуса ЛиАЗ-5292 разработана Группой ГАЗ совместно с компанией «Скания-Русь», поставщиком Игр 2014 г. Все машины оснащают двигателями Scania Евро-4, мостами и автоматическими коробками передач ZF. Общая пассажировместимость составляет 112 человек, включая 27 посадочных мест и от трех до пяти мест для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. Для облегчения доступа пользователей инвалидных колясок в салон автобусы оборудуют автоматическими аппарелями.

У автобусов новые передняя и задняя маски, головная оптика Hella, увеличенное панорамное ветровое стекло и большие боковые окна. Место водителя оснащено электронной комбинацией приборов и боксом для допоборудования. Салон ЛиАЗ-5292 укомлектован кондиционером, спутниковым комплексом ГЛОНАСС, светодиодными маршрутоуказателями с бегущей строкой на русском и английском языках. В кабине имеется электронный цифровой тахограф с возможностью считывания персональных карточек. Есть DVD-проигрыватель с двумя ЖК-мониторами. Внутри установлены видеокамеры обзора салона с видеорегистраторами с возможностью передачи данных в онлайн-режиме на пульт диспетчерской. Их использование позволяет гарантировать безопасность пассажиров и оперативно реагировать на изменение пассажиропотока.

 

Курортная база

Для транспортного обслуживания зимней Олимпиады будут задействованы большие ресурсы. Только ГолАЗ поставит в Сочи 709 автобусов и 2 тыс. водителей. Будут созданы три базы с инженерно-техническим составом. Такие ресурсы привлекаются неспроста: средний темп движения пассажирского транспорта будет составлять 4,5 автобуса в минуту или каждые 12–15 секунд!

Поставка сочинских лайнеров начнется с августа, а обучение водительского состава – с ноября. Но уже весной первые автобусы были заняты по прямому назначению: обслуживали в Сочи спортсменов, тренеров и другой персонал Чемпионата мира по хоккею с шайбой среди юношеских команд. Российские автобусы будут обслуживать и другие крупные соревнования и, в частности, летнюю Универсиаду в Казани (туда направляют 100 автобусов ГолАЗ). Первая сотня пассажирских машин готовится и для отправки в Санкт-Петербург.

Стоимость олимпийских автобусов составляет от 8 до 9,5 млн руб. Федеральный бюджет профинансировал 30 % от стоимости техники, остальное составили кредитные средства коммерческих банков. Лайнеры в сочинской комплектации делают с резервом, который позволит быстро произвести замену автобуса в случае серьезной поломки или повреждения. Все «олимпийцы» изготовлены в рамках пяти контрактов, отвечают нормам Евро-4 и Евро-5 и выполнены в соответствии с требованиями экспертной комиссии Международного Олимпийского Комитета. За их качество можно не беспокоиться: на том же ГолАЗе рабочая группа находится круглосуточно и пристально следит за тем, чтобы все было на должном уровне.