Мировая премьера "Scania Streamline. Возрождение легенды"


 

 

 

В середине мая, когда Швеция жила Чемпионатом мира по хоккею, открытием музея АВВА и полуфиналов Евровидения, Scania устроила мировую премьеру второго поколения Streamline. Первое дебютировало еще в 1991-м, в год 100-летия компании. Тогда инженеры оптимизировали аэродинамику тягача третьей серии на 12–15 % и добились снижения расхода топлива на 4–5 %. На магистральных версиях Streamline G- и R-серии образца 2013 года потенциал экономии ДТ составил 5–8 %. Для знакомства с новинкой я отправился в родные пенаты Scania Streamline – город Сёдертелье.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Всё лишнее – долой!

По дороге на полигон Scania, с которого и должен был начинаться тест-драйв, я вспоминал, что же означает слово Streamline в переводе с английского. Дело в том, что все трактуют его по-разному: стремительная линия, напористый поток и так далее. В словарях тоже огромное число вариантов перевода, самые точные из которых применительно к новейшему грузовику Scania – направление воздушного потока, обтекаемая форма, линия обтекания.

В 1661 г. шведы первыми ввели в оборот бумажные деньги, а сегодня Швеция может стать пионером их полной отмены. Через 330 лет после введения бумажной наличности производитель тяжелых грузовиков решил оптимизировать аэродинамику магистральных грузовиков и вывел на рынок Scania Streamline. Сегодня обновленная модель с тем же названием заменит целую линейку G- и R-серии.

Из экстерьера первой Scania Streamline убрали все лишнее. Секции решетки радиатора сделали крупными, нижнюю часть бампера загнули, ликвидировали выступ арок колес. Streamline-1991 стала любимицей дальнобойщиков. До сих пор на ходу остаются тысячи Scania R113 и R143 Streamline, выпущенных в начале 90-х.

Streamline стала синонимом технических достижений. На модели 1991 г. стоял новаторский для своего времени 11-литровый 400-сильный турбонаддувный двигатель Евро-1 с электронным управлением. Позже появился 500-сильный V8 рабочим объемом 14,2 л. Был начат выпуск 8-, 9-, 12- и 14-ступенчатых трансмиссий с «ползущей» передачей и без нее. В 1993-м в серию пошел ретардер Scania с интегрированной тормозной системой и автоматическим контролем скорости на спуске. Основательницу «линии обтекания» производили до 1995 г., вплоть до появления 4-й серии с улучшенной аэродинамикой.

Второе поколение Scania Streamline образца 2013 г. призвано возродить славу предшественницы. У нее также оптимизирована аэродинамика и в экстерьере нет ничего лишнего. Солнечный козырек стал уже и короче, угловые части не «транслируют» шум ветра. Головная оптика получила светодиодные указатели поворотов и дневные ходовые огни. Как опция доступны задние светодиодные фонари – они позволяют экономить в год до 30 л топлива. С кабины убрали растопыренные «уши» угловых обтекателей: их заменили плоские элементы, адаптированные под разную высоту кабин. Новая Scania Streamline заменит на конвейере «ушастые» версии магистральных G и R уже с июля текущего года. Свежие дизайнерские решения не коснутся лишь серии Р (для коммунальной сферы и строительства), поскольку улучшение аэродинамических свойств на низко установленной кабине незначительное.

 

Заводская комплектация

Интерьер Streamline-2013 тоже посвежел. Здесь новая панель приборов, контрастные цвета, кресла анатомической формы и накладка на пороги из алюминия. Сиденья Scania Premium от Recaro с вросшими в спинки подголовниками и откидными подлокотниками имеют велюровую или кожаную обивку серого или светло-песочного цвета. Широкая подушка способна принять любую «пятую точку», а выраженная поясничная опора избавит от привычки подкладывать подушки. Ступенчатая регулировка возможна во всех направлениях.

В заводской комплектации спальных кабин серии R используется выдвижная кровать шириной 730–900 мм с толстым пружинным матрасом. Вторая полка снабжена алюминиевой лесенкой. Заводские шторки избавляют от необходимости разводить кустарщину собственными силами. Панели на стенках и потолке выполнены из приятного на ощупь нового материала. Комфортную обстановку создает цветовое разделение на зоны для работы и отдыха.

На борту может быть установлена аудиосистема с CD-проигрывателем, навигационным блоком и подключением телефона по Bluetooh. Она имеет выходы AUX, USB и скрытый разъем для карт памяти SD с обновлением данных навигатора. На монитор можно выводить изображение с шести видеокамер, воспроизводить форматы сжатого аудио (например, МР3) и звуковой сигнал от внешнего источника, подключать сабвуфер.

Обновленная эргономика радует простотой и удобством. Органы управления имеют подсвечиваемые обозначения, которые хорошо различимы при движении в туннеле или в темное время суток. В остальном это хорошо знакомая всем «Эрка».

 

Индивидуальные пакеты

Стандартным цветом Scania Streamline-2013 является синий металлик ocean blue, но автомобиль может быть окрашен и другими эмалями. При этом нанесение декоративных полос осуществляется за дополнительную плату. В базовое оснащение включены Scania Opticruise, Scania Active Predition, фары Н7, центральный замок и выдвижная кровать. Желающим индивидуализировать свое транспортное средство предлагаются пакеты оборудования. Всего их семь.

Пакет водителя включает в себя сиденье премиум-класса с подлокотником, регулируемым амортизатором и подогреваемой подушкой. В нем также кожаное рулевое колесо и радиоприемник с управлением телефоном по протоколу Bluetooth на «баранке».

Пакет «Престиж» вобрал в себя дверные окна с двойным остеклением, электронный климат-контроль, цветной центральный дисплей Color+ и сиденья премиум-класса с вентиляцией.

Расширенный комплект освещения предусматривает наличие ксеноновых фар, струйных очистителей фар высокого давления, светодиодных задних фонарей, противотуманных и дополнительных фар в бампере.

Пакет «Комфорт» характеризуют внешние отсеки для хранения предметов с обеих сторон, откидной столик со стороны пассажира, дополнительные внешние отсеки, коврики песочного или серого цвета для защиты пола от загрязнения в центральной части кабины.

Пакет «Кожа» гарантирует наличие кожаной обивки песочного или черного цвета для обоих сидений, дверные панели из черной кожи и золотистую или хромированную отделку панели приборов. Есть аналогичный набор и для машин с двигателем V8. Он вобрал в себя обивку с символом V8 из натуральной кожи с серой строчкой на швах, рулевое колесо с отделкой из черной кожи и одной серой строчкой, дверные панели из черной кожи. Напольный центральный коврик выполнен из черной кожи с символом V8 и серой строчкой. Завершает эту линию золотистая или темная хромовая отделка приборной панели.

Наконец, для настоящих ценителей приготовлен пакет «Стиль». В нем собрана краска металлик с прозрачным лаковым покрытием, детали шасси в цвет кабины, передний логотип и полосы Scania Streamline, золотистая отделка приборной панели и черная контрастная полоса на боковых окнах.

 

Сгусток инноваций

Streamline вобрала в себя все новейшие технические достижения Scania.  Например, модернизированную систему Scania Opticruise с автоматическим сцеплением и тремя режимами эксплуатации. В целях увеличения экономии топлива в интеллектуальный круиз-контроль Scania Active Predition интегрирован новый режим Economy, позволяющий экономить до 2–3 % ДТ. На машинах 2013 г.в. используются 13-литровые двигатели Евро-6 второго поколения, которые экономичнее своих предшественников также на 2–3 %. Было уменьшено сопротивление в коробках передач. И хотя напрямую суммировать экономию некорректно, специалисты уверяют, что Streamline-2013 обладает потенциалом экономии топлива до 5–8 %.

Scania создала новую линейку баков для AdBlue. Емкости на 30, 60 и 90 л ставят в малозаметном месте в левом лонжероне рамы. Есть и скрытые баки объемом 58 и 100 л, а также 60 л для особо низкого шасси. Их объема хватает на неделю магистральных перевозок. Новая компоновка оставляет пространство для дополнительного топливного бака или другого оборудования и затрудняет хищение реагента.

На Streamline-2013 конструкторы применили новую систему с двумя наборами аккумуляторных батарей (опция). Вместо соединенных последовательно двух АКБ по 12 В использованы четыре необслуживаемых батареи разного типа: две пусковые щелочные и две гелевые. Заряд двух пусковых аккумуляторов поддерживается на высоком уровне и применяется только для пуска двигателя. Потенциал двух гелевых АКБ оптимизирован для питания осветительных приборов, отопителя и иных бортовых систем. Эти батареи полностью отделены от цепи стартера, что исключает проблемы в электропитании. При этом блок из четырех АКБ компактнее стандартного с двумя батареями.

Новинкой являются задние оси с усиленным одинарным редуктором R855 с дисковыми тормозами. Они прочнее прежних, на 25 кг легче и разработаны для транспортировки тяжелых грузов в сложных топографических условиях, где нагрузка при использовании ретардера одинаково высока при движении в гору и на спуске. Оси доступны с передаточным отношением 2,87; 3,09; 3,23; 3,42; 3,64 и 4,30.

В Scania Streamline применен новый электронный блок управления уровнем пневмоподвески. Пульт дистанционного управления имеет четыре кнопки памяти и два варианта работы: базовый и ускоренный. Второй используется с приложениями, требующими частой эксплуатации пневмоподвески при погрузке и разгрузке полуприцепа.

 

Еще одно новшество – новая противооткатная система для грузовиков с колесной формулой 6х4, 8х4 и 8х8, оснащенных барабанными тормозами. На тесте были тягачи 6х4, где я опробовал ее эффективность. Система включается клавишным переключателем и действует в течение трех секунд после отпускания педали тормоза. В принципе, этого времени достаточно, чтобы тронуться в гору без откатывания назад.

Новые функции Opticruise и Scania Active Predition объединены в систему интеллектуального управления трансмиссией. Чтобы добиться экономии топлива в 4–5 %, мало включить нужную кнопочку, важно знать, когда это сделать. Иначе эффект от использования новшеств может оказаться прямо противоположным или нулевым. Для России «умный» круиз-контроль Scania Active Predition пока не актуален потому, что из-за отсутствия оцифрованных карт местности система не может использовать данные GPS. Но в этом случае можно использовать версию Ecocruise и добиться экономии топлива в объеме не 8 %, а 4–5 %, что тоже ощутимо.

Из четырех заданных режимов эксплуатации на автомобилях с Opticruise (стандарт, экономичный, мощность и внедорожный) можно использовать максимум три. Параметры задают в соответствии с выбором заказчика в сервисном центре.

Появилась и Scania Opticruise Basic – упрощенная версия автоматических систем переключения передач. В ней ручное переключение передач на скорости свыше 50 км/ч полностью отключено, и доступны только два режима: стандартный и экономичный. Но главный хит Scania Streamline 2013 года – второе поколение двигателей Евро-6, оценить которые можно только в движении.

Выставленная на тест в окрестностях Стокгольма дюжина автопоездов полной массой от 40 до 60 т имела 13-литровые 6-цилиндровые моторы мощностью 410, 450 и 490  л. с., а также 16-литровые V8 с потенциалом 520 и 580  л. с. Свежие 450- и 490-сильные версии DC13 до 2 % экономичнее моторов Евро-6 первого поколения EGR+SCR с отдачей в 440 и 480  л. с. А «восьмерки» уровня Евро-6 – вообще пока единственные на рынке. У всех агрегатов хорошее соотношение крутящего момента и мощности, и все позволяют ехать по автомагистралям с крейсерской скоростью, когда на тахометре 1000–1200 об/мин.

 

Технические характеристики Scania Streamline с двигателями Евро-6

 

Параметры моделей

R410 LA4x2MNA

G450 LA4x2MNA

R490 LA4x2MNA

R490 LB6x2*4MNB

R520 LA4x2MNA

R580 LA6x2MNA

Тип кабины

CR19H

CG19H

CR19Т

CR19H

CR19Т

CR19Т

Мощность двигателя,  л. с. / об/мин

410/ 1900

450/ 1900

490/ 1900

490/ 1900

520/ 1900

580/ 1900

Макс. крутящий момент, Н.м / об/мин

2150/ 1000–1300

2350/ 1000–1300

2550/ 1000–1300

2550/ 1000–1300

2700/ 1000–1300

2950/ 1000–1350

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

130х160

130х160

130х160

130х160

130х154

130х154

Степень сжатия

17,3:1

17,3:1

17,3:1

17,3:1

17,4:1

17,4:1

Мощность моторного тормоза, кВт / об/мин

256/ 2400

256/ 2400

256/ 2400

256/ 2400

320/ 2400

320/ 2400

Тип коробки передач

GRS905R

GRS895R

GRS905R

GRS905R

GRSO905R

GRSO905R

Число передач

12+2

12

12+2

12+2

12+2

12+2

Радиус поворота по колесу, мм

6757

6757

6757

6757

6757

6796

Высота рамы спереди / сзади, мм

890/ 951

890/ 951

890/ 951

890/ 951

890/ 951

890/ 951

Ширина / толщина рамы, мм

770/ 7

770/ 8

770/ 7

770/ 9,5

770/ 7

770/ 9,5

Высота ССУ, мм

1150

1150

1150

1150

1150

Колесная база, мм

3700

3700

3700

4700

3700

3100

Высота шкворня, мм

660

660

660

660

660

Полная масса, кг

40 000

40 000

40 000

60 000

40 000

40 000