Спецрепортаж "Дни стройтеха марки MAN"



 

Грузовики MAN с самосвальными кузовами, миксерами и другими надстройками в России не редкость. Но встретить большое скопление разных машин в одном месте можно только на крупной выставке или на Днях строительной техники – таких, например, что прошли со 2 по 4 июля на автополигоне ФГУП «НАМИ» в подмосковном Дмитрове.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото Владимира ВЛАДМИРОВА

 

Территория автополигона научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ» чего только не видела: и сравнительные тесты предсерийных образцов, и сертификационные испытания иностранных автобусов, и каскадерские трюки на съемках сериалов. Даже прибытие Президента Российской Федерации с последующим заездом за рулем гоночного грузовика здесь тоже было. Но такой подборки автомобильного «стройбата», как на Днях строительной техники MAN, полигон не видел давно!

На «дегустацию» представителям прессы и «гурманам» строительной индустрии были представлены в общей сложности 15 автомобилей. При разной колесной формуле, типах кабин, силовых агрегатов и полной массе они способны решать самые разнообразные и сложные задачи. По отзывам гостей, особый интерес вызвал экскаватор-планировщик и кран-манипулятор на грузовом шасси. А на пике внимания оказалась немецкая техника для работы в условиях Севера.

Классику жанра представлял самосвал MAN TGS (6х4) полной массой 40 т с 18-кубовым кузовом Meiller. Шасси самосвала оснащено 16-тонными ведущими мостами, шинами 12R24 и имеет исполнение с высоким дорожным просветом.

Популярным в сфере строительства является и обладатель колесной формулы 8х4 – самосвал MAN TGS полной массой 41 т. На тесте был автомобиль с кузовом фирмы «RJ Group» объемом 20 м3. Он оснащен роботизированной трансмиссией MAN TipMatic, которая облегчает труд водителя и позволяет экономить топливо.

​Нашлось место и самосвалу на шасси MAN TGA со всеми ведущими колесами. При полной массе 40 т «строитель» с кузовом Meiller объемом 16 м3  разработан для работы в суровых условиях Крайнего Севера. Уникальная предпусковая система двигателя обеспечивает подогрев не только рубашки охлаждения, поддона картера двигателя и аккумуляторного отсека, но также топливоприемника. В сочетании с применением хладостойких сталей и специальных низкотемпературных материалов это обеспечивает надежный запуск и эксплуатацию при температурах до –50 ºС. Постоянный полный привод, односкатные шины размером 16R20, пониженная передача в раздаточной коробке и возможность блокировки всех дифференциалов обеспечивает этому транспортному средству непревзойденную проходимость на низконесущих и песчаных грунтах.

 

Другой представитель полного привода, самосвал MAN TGS полной массой 33 т с кузовом фирмы «Бецема» объемом 13 м3 также создан для эксплуатации на бездорожье. Он оборудован роботизированной трансмиссией TipMatic со специальным алгоритмом переключения передач, и тоже обладает завидной проходимостью.

Еще один перевозчик материалов на Днях строительной техники – среднетоннажный самосвал MAN TGM полной массой 18 т. Двухосный (4х2) автомобиль оснащен кузовом Meiller объемом 7 м3 с трехсторонней разгрузкой и предназначен для работы в стесненных городских условиях. У него экономичный 6-цилиндровый двигатель объемом 6,9 л уровня Евро-5 и проверенные временем агрегаты.

Большой популярностью у участников заездов пользовались не столько одиночные автомобили, сколько сцепки, и организаторы подготовили для тестов сразу четыре. Одна состояла из тягача MAN TGS (4х2) и самосвального полуприцепа фирмы «Бецема» с платформой из стали Hardox 450 объемом 32 м3. Другую сцепку составили из аналогичной двухосной «головы» MAN TGS с 440-сильным двигателем и самосвального полуприцепа Wielton объемом 33 м3. Тягач оснащен полностью рессорной подвеской, задним планетарным мостом, передней прямой балкой и специальными внедорожными шинами.

Для пробы руля был подготовлен и автопоезд в составе тягача MAN TGS (6x4) и самосвального полуприцепа Schmitz Cargobull объемом 28 м3. Тягач полной массой 26 т оснащен двигателем мощностью 440 л. с., «роботом» TipMatic и рессорно-пневматической подвеской и может работать в составе автопоезда допустимой массой до 65 т. Его тормозная система включает декомпрессионный моторный тормоз с электронным управлением и противонакатным механизмом.

​Два немецких образца подвижного состава оказалось в сцепке 480-сильного тягача полной массой 33 т с самосвальным полуприцепом Schmitz Cargobull с кузовом объемом 31 м3. Тягач оборудован полностью рессорной подвеской и роботизированной трансмиссией TipMatic. Тормозная система также включает декомпрессионный моторный тормоз с электронным управлением и противонакатный тормоз. Работать на таких машинах не только комфортно, но и безопасно.

Картину мускулистых «строителей» удачно дополнил полноприводный седельный тягач MAN TGS (8x8). Для него вообще нет непреодолимых направлений и нацелен он на работу в составе сверхтяжелых автопоездов в особо тяжелых условиях. Применение четырехосной схемы позволяет существенно снизить осевую нагрузку, а односкатная ошиновка в сочетании с постоянным полным приводом и блокировкой всех дифференциалов существенно расширяет диапазон проходимости автопоезда.

Представители строительной отрасли и транспортные журналисты протестировали и другую спецтехнику. Например, автобетоносмеситель Liebherr на шасси MAN TGS (8х4) полной массой 41 т. Геометрический объем колбы равен 18 м3, что позволяет перевозить до 10 «кубов» бетона. Привод АБС традиционный – от основного двигателя шасси.

​Палитру эмоций вызвал и экскаватор-планировщик для выемки грунта в стесненных условиях и точных планировочных работ. Шасси MAN выбрано для него по результатам испытаний как наиболее прочное и обеспечивающее лучшую проходимость. Кроме того, база MAN позволяет реализовать уникальную функцию данной машины, так называемый «микроход». При выполнении технологических операций за счет особого гидростатического привода водитель может управлять движением автомобиля из кабины экскаватора.

В довесок к самой мощной строительной гвардии со львом в эмблеме на полигон выкатили и другую спецтехнику. В частности, здесь презентовали кран-манипулятор Effer с грузовым моментом 74 тм. Он обеспечивает максимальную грузоподъемность 24 т на вылете 3 м. КМУ смонтирована с грузовой платформой на четырехосном шасси MAN TGS с двигателем Евро-5 и задней пневмоподвеской.

В арсенале немецкого производителя есть и шасси MAN TGA с колесной формулой 8x4. Именно на таком были сделаны два автомобиля-эвакуатора, представленных на полигоне. Эти машины не имеют прямого отношения к «стройбату», но могут стать спасателем при возникновении проблем на дороге.

Стоявшая в начале июля жара не снизила интерес к ходовым испытаниям техники. Груженые почти до полной массы автомобили со всеми ведущими колесами уверенно прошли по бездорожью и без труда преодолели крутые подъемы и спуски. Их однобрендовые «коллеги», предназначенные для перевозки строительных материалов, продемонстрировали свои лучшие качества на асфальтовом кольце полигона.

Не осталось неудовлетворенным профессиональное и обычное человеческое любопытство. На вопросы собравшихся ответили представители технических и сервисных департаментов MAN, а также специалисты компаний, выступавших партнерами мероприятия: ЗАО «Шелл Нефть», ООО «Майллер Восток», Российское отделение фирмы «Вельтон», завод коммерческого транспорта «Рускомтранс», ООО «Шмиц Каргобул Руссланд», ООО «МАН Файненшиал Сервисес» и др.

День большой стройки, как его негласно нарек кто-то из гостей, обязательно повторится. Но пройдет он нынешней осенью или будущей весной – зависит от организаторов. А они намекают: «За нами не заржавеет!».