Спецрепортаж "С полной загрузкой"


 В конце июня Дмитровский полигон испытательного центра НАМИ наполнился звуками мощных моторов и клубами пыли. Впервые в России здесь прошел тест-драйв новых моделей строительной техники Scania. Грузовики серий P и G повышенной проходимости загружались, разгружались, преодолевали бездорожье и крутые подъемы. Целью акции стал показ возможностей шведских «строителей» в российских условиях.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

У Scania P420 высокий дорожный просвет

Тест-драйв прошел при поддержке деловых партнеров ООО «Скания-Русь». Генеральным спонсором выступил лидер шинной индустрии компания Michelin. Генеральным партнером стал крупнейший в мире производитель строительных машин Liebherr. Официальное спонсорство на себя взял SSAB, мировой лидер в производстве высокопрочной стали. Но в центре внимания оказались шведские грузовики.

Испытания были выстроены на разных участках дорог. Например, станция Drive предусматривала движение груженых автосамосвалов по дороге с участками горного серпантина и уклонами, где перепад высот достигал 10 %. Самый маленький подъем составлял 4 %, но и его за глаза хватило, чтобы оценить большой потенциал четырехосных самосвалов с грифоном на фирменной эмблеме. Имитация горного серпантина позволила дать оценку мощности и эластичности двигателей и трансмиссий Scania. Здесь были задействованы автосамосвалы Р440 и G440 с колесной формулой 8х4 и кузовами Half-pipe объемом 18 и 20 м3, а также самосвал Р440 8х4 с адаптацией под прицеп. Грузоподъемность этих «шведов» достигает 33 и 34 т, угол подъема платформы – 49 и 51 град. Кроме того, по маршруту можно было провести самосвальный автопоезд, где «головой» стал тягач Scania Griffin P400 (6x4), а «хвостом» – трехосный самосвальный полуприцеп Schmitz S.KI 24 SL8.2 Light.

Особой популярностью у участников тест-драйва пользовалось упражнение «Трогание на подъеме». Остановить груженую до полной массы многотонную трехосную машину и возобновить движение без скатывания назад не так-то просто. Но установленные в моторных отсеках машин P- и G-серии двигатели мощностью 400 и 440 л. с. позволяли выполнить задание без помарок. Шведские силовые агрегаты развивают крутящий момент до 2 100 и 2300 Н.м при довольно низких оборотах – всего 1 000–1 300 об/мин.  

 

На станции Off Road имитировались условия маршрута с разбитой грунтовкой, на которой глубокая колея вязкого грунта чередуется с участками рыхлого песка. В принципе, такие условия очень схожи с подъездными путями стройплощадок, где слабонесущий грунт – не редкость. Именно поэтому сюда поставили автомобили с колесной формулой 6х6: самосвалы G400 и P380 с кузовами объемом 13 и 15 м3, в том числе с трехсторонней разгрузкой. Грузоподъемность таких «строителей» составляет по 20–22 т.

Но полный привод еще не означает «танковую» проходимость. Нужно уметь пользоваться блокировками, правильно выбирать нужную передачу и оптимальную траекторию. Маршрут чередовал подъемы и спуски с уклоном до 6%, езду в глубокой колее и повороты с малым радиусом. Желающие смогли опробовать остановку в колее и потренировать начало движения в гору. Некоторым гостям шоу в таких условиях понадобилась не только вся мощь и внедорожный потенциал скандинавской техники, но и подсказки инструктора.

Одолевать бездорожье шведским грузовикам помогают не только силовые узлы и агрегаты повышенной прочности, но и другие элементы конструкции: выступающий на 135 мм стальной бампер, цельный стальной картер, металлические решетки на фарах. Угол переднего въезда благодаря новому бамперу увеличен до 25 град., новая задняя тележка рассчитана на нагрузку 30/32 т, усилен карданный вал. Для четырехосных машин, эксплуатируемых на хороших дорогах, предлагается 10-тонная передняя ось, чей вес не превышает аналогичную ось, рассчитанную на нагрузку в 9 т.

Самой динамичной оказалась станция Load с упражнениями разгрузки и погрузки как на реальном строительном объекте. Сюда направляли не только трех-, но и четырехосные самосвалы Р400 и Р420 с кузовами объемом 16, 20 и 23 м3. Объем топливных баков на данной технике – 350, 400 и 500 л. По устоявшейся традиции баки не стальные, а алюминиевые. Коробки отбора мощности имеют крутящий момент в 700 Н.м. Грузоподъемность достигает 24 т на автомобилях 6х4 и 33–34 т на грузовиках 8х4. Угол подъема самосвальной платформы составляет 50 град. на трехосной технике и 51 град. на четырехосной. Наряду с механической коробкой была представлена и техника с автоматизированной КПП Scania Opticruise. В этой коробке добавлена новая функция – внедорожный режим Off Road.

С разгрузкой никаких проблем, но выполняется она медленно

 

Наряду с динамическим показом состоялась и статическая презентация. В модельном ряду были представлены автобетоносмеситель Scania P400 CB6x4EHZ с миксером Liebherr, Scania Р380 СВ6х4EHZ с платформой и краном-манипулятором, карьерный самосвал Scania G440 CBx4EHZ с автоматизированной КПП Opticruise и ретардером, самосвал Scania Р440 СВ8х4EHZ Off Road с адаптацией под прицеп. Спецтехнику представляли колесный фронтальный погрузчик Liebherr L556 и гидравлический полноповоротный гусеничный экскаватор Liebherr R934.

К характерным чертам обновленных «строителей» Scania следует отнести высокое автомобильное шасси. Его поставляют клиентам в сочетании с пневмоподвеской, рассчитанной на нагрузку в 19, 21 и 26 т. В середину бампера встроено мощное сцепное устройство на 35 т, которое позволяет буксировать машину без предварительной разгрузки. Под пальцем буксирного устройства вмонтирована откидная ступенька, упрощающая доступ к ветровому стеклу. В верхней части бампера находится широкая сервисная ступенька с защитой от скольжения, а нижнее «стремя» закреплено на резиновых ремнях.

В арсенале Scania есть несколько одиночных ведущих мостов, а также задних двух- и трехосных тележек, которые могут быть оснащены ступичными редукторами. Ведущие мосты рассчитаны на нагрузку 11,5; 13; 15 и более тонн. Выдерживать ее помогают в том числе и параболические рессоры размером 5х48 или многолистовые рессоры 8х30.

Несмотря на большое разнообразие выставленных на тест-драйв автомобилей, на полигоне оказались далеко не все «шведы» строительной гаммы. Например, не было двухосных самосвалов с задними ведущими колесами и полным приводом, а также грузовиков с колесной формулой 6х2, 8х2, 8х6, 8х8 и 10х4 с управляемой задней осью. Но и представленный ряд показал, что Scania способна решать самые сложные задачи и в карьерах, и на стройплощадках, и на бездорожье.