Спецвыставки "Спецтехника против огня и дыма"


 

С 21 по 24 мая 2013 г. во Всероссийском выставочном центре состоялся VI международный салон «Комплексная безопасность». Крупнейшая государственная выставка средств обеспечения безопасности собрала свыше полутысячи экспонентов из двух десятков  стран. Новинки вызвали профессиональный интерес специалистов правоохранительных органов, научно-исследовательских учреждений и предприятий промышленности РФ и СНГ. В этом обзоре мы рассмотрим только некоторые из экспонировавшихся образцов противопожарной техники.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Красно-белая «Россия»

По традиции самый массовый раздел выставки – «Пожарная безопасность». Здесь свою продукцию демонстрируют десятки российских и зарубежных предприятий. В нынешнем году раздел  пополнился новинками сезона, готовящимися к серийному производству или уже поставленными на поток.

Как всегда впечатляющей оказалась подборка лидера отрасли Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования ОАО «ВзППСО». Из Курганской области в Москву привезли новинку – пожарную автоцистерну АЦ-7,0-70 (КамАЗ-43118)-62ВР. Наряду с ней (в основном, заочно) специалисты представляли спецтехнику на базе полноприводных отечественных и трехосных импортных грузовиков с колесной формулой 6х4. В этом списке – пожарные автоцистерны АЦ-4,0-40 (Урал-5557)-98Р и АЦ-5,0-40 (КамАЗ-43118)-24АВР, а также пожарный пеноподъемник ППП-48 (Ивеко-АМТ)-141ВР. Кроме них завод выпускает более 50 моделей пожарных машин на шасси «Урал», ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ и Ивеко-АМТ. Помимо автоцистерн объемом до 12 т воды предприятие выпускает автолестницу АЛ-52, аэродромные автомобили АА-8,5, АА-9,0, АА-12 и другую спецтехнику.

Постоянный участник выставки, ОАО «Великолукский завод Лесхозмаш» в этом году отмечает свое 60-летие. Из Псковской области в столицу он мог доставить освоенные в серии двухосные пожарные автоцистерны АЦ-2,2-40 (ГАЗ-33086) ВЛ и АЦ-3,0-40 (КамАЗ-4326)-1 ВЛ, но решил показать новинки. В частности, к показу подготовили АЦ-3,0-40 (КамАЗ-43253)-ВЛ. Автоцистерну с габаритной высотой 2,9 м проектировали для пожарных депо Санкт-Петербурга, чья техника отвечает за районы со старой застройкой. Речь о жилом секторе, где дворовые арки не позволяют использовать новейшую спецтехнику с надстройками «высокого роста». «Лесхозмаш» привез в столицу и АЦ-2,5-40 (КамАЗ-43501)-ВЛ на шасси полноприводного «Мустанга». Наряду с ними завод специализируется на разработке и изготовлении автоцистерн на платформе автомобилей «Урал» и техники для борьбы с пожарами.

Из г. Великие Луки прибыл и другой участник – машиностроительный завод ООО «Велмаш-С». Его специализация – выпуск спецтехники для пожаротушения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Специалистам известны насосно-рукавные комплексы «Шквал» и «Поток», аварийно-спасательные контейнерные погрузчики АСКП, стационарные манипуляторы-перегружатели и многочисленные спецмашины на базе КамАЗ, «Урал», IVECO, КрАЗ и МАЗ.

Впервые в рамках форума компанию коллегам на ВВЦ составило и смоленское ОАО «Завод Спецмаш». Оно известно как производитель пожарных автоцистерн объемом от 1 до 9 м3, аварийно-спасательной и специальной техники на шасси КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, «Урал», МАЗ. В прошлом году завод выполнил несколько госконтрактов на поставку пожарных автомобилей для подразделений МВД, ФСБ, МЧС, лесных хозяйств и предприятий нефтегазового комплекса. В текущем году были показаны серийные АЦ-3,0-40 (4326) и АЦ-5,0-40 (43114) на базе КамАЗов.

 

Интересные разработки подготовило ЗАО «Научно-производственное объединение «Современные пожарные технологии» (СОПОТ) из Санкт-Петербурга. На уличном стенде были выставлены установки комбинированного тушения пожаров «Пурга» производительностью до 400 л/с и дальностью подачи пены средней кратности до 160 м. В центре внимания посетителей оказалась «Пурга» на платформе электромобилей (электрокаров) «Балканкар». Новинка ориентирована преимущественно на тушение локальных пожаров в цехах, на внутренней и прилегающей к предприятиям территории.

Российско-итальянское предприятие «Ивеко-АМТ» тоже не пропускает такие форумы. Объектами демонстрации являются автоцистерны АЦ-70, АЦ-100 и АЦ-150, автомастерские, а также аэродромные и пожарно-спасательные автомобили на «закорках» IVECO-AMT Eurocargo и IVECO-AMT Trakker.

Из г. Миасса Челябинской области свою спецтехнику привезло и ООО «Завод пожарной техники «Пожавто». Это дебютант «Комплексной безопасности». Модельный ряд составляют пожарные автоцистерны объемом от 1 до 15 м3, аварийно-спасательная техника, рукавные и насосно-рукавные автомобили, машины пенного тушения и дымоудаления, связи и освещения и т. д. Представить все их «натурой» невозможно, и потому в Москву привезли лишь отдельные образцы. Однако конек фирмы – технология модульного конструирования UniMod, позволяющая выбрать нужную комплектацию спецмашины по принципам конфигуратора.

Миасское ООО «Приоритет» выстроило на открытой площадке пожарные «Уралы». Но кроме них в ассортименте есть образцы спецтехники на шасси АМУР, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, УАЗ. Особый интерес у огнеборцев вызывают автоцистерны с емкостью для воды объемом от 1 до 10 м3.

Челябинское ОАО «УралПожтехника» не отстает от коллег по цеху и в очередной раз демонстрирует в российской столице пожарные насосные станции, рукавные автомобили, машины порошкового и пенного тушения на базе грузовиков КамАЗ.

Урало-Сибирская пожарно-техническая компания (УСПТК) со штаб-квартирой в Челябинске тоже не упускает случая заявить о своей продукции, и прежде всего о пожарных автоцистернах и автолестницах. Предмет особой гордости компании  АЦ 7,5-40 (КамАЗ-43118) и АЦ 3,5-40/2 (КамАЗ-43253), и не только. В уличной экспозиции УСПТК интерес профессионалов вызвала модель АЦ-5,5-40 (5557)-005МИ на модернизированном шасси «Урал». У автомобиля расставленная до 3 800 мм колесная база и дизельный двигатель нового поколения ЯМЗ-536.

Направление пожарной техники в московском ЗАО «Коминвест-АКМТ» было открыто в 2010 г., но даже за небольшой срок оно уже на слуху. На «Пожарной безопасности-2013» предприятие, являющееся эксклюзивным дистрибьютором Gimaex, показало серийные образцы на шасси европейских грузовиков.

Более 500 наименований техники и оборудования производит ООО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Предметом гордости на этот раз стали новые модели автолестницы и автоподъемника.

 

Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» из Екатеринбурга на рынке уже 15 лет, и такие выставки не пропускает. В его активе более 65 разработанных базовых моделей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей и более сотни их модификаций. Хит в линейке – система тушения пожаров компрессионной пеной Natisk. Она может быть стационарной, на собственной колесной базе или прицепе. Но самые популярные – Natisk на шасси «Урал», КамАЗ, «Валдй», «Газель» или Silant. Эти системы позволяют усилить мощность пожарного автомобиля в 5–7 раз. Тушить огонь можно с расстояния до 30 м, при этом управление проще, чем у обычного пожарного насоса, а обучение приемам работы занимает всего 2 часа.

ЗАО «ПО «Спецтехника пожаротушения» из Москвы считает «Комплексную безопасность» домашней площадкой, на которой демонстрирует ЗИЛы и КамАЗы с надстройками австрийской фирмы Rosenbauer. В нынешнем сезоне москвичи козырнули автоцистерной АЦ-6,0-70/4, установленной на мощную раму двухосного MAN TGM 18.290 со всеми ведущими колесами.

Из Подмосковья на ВВЦ прибыл автомобиль первой помощи АПП-0,2-30/170 на базе пикапа УАЗ-23632 (4х4). В его арсенале средств пожаротушения 200 л воды и 30 л пенообразователя. Сдвоенная кабина позволяет перевозить экипаж из пяти человек, включая водителя. С крупным пожаром такая «неотложка» не справится, но локализовать очаг возгорания или ликвидировать небольшую площадь горения – вполне.

Среди региональных участников оказался Тульский механический завод. В отрасли он  хорошо знаком по пожарным прицепным модулям для Федерального агентства лесного хозяйства РФ, переоборудованным в «пожарки» для МЧС России авторазливочным станциям АРС-14 на базе ЗИЛ-131 и быстровозводимым пожарным депо для Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.

 

Участником 2013 г. стало ООО ТПП «Пеленг» из Нижнего Новгорода. Оно производит пожарные и аварийно-спасательные автомобили на базе IVECO и КамАЗ. Кроме того, предприятие производит сборку спецтехники из импортных комплектующих. На выставке темой переговоров с потенциальными заказчиками стала поставка в Россию спасательного и поискового оборудования американского, немецкого и японского производства.

Поставками высокотехнологичного пожарного оборудования, используемого в США и странах Евросоюза, занимается и санкт-петербургское ООО «Чибис». Кроме того, его сильная сторона – проектирование пожарных автомобилей, комплектование и размещение в них оборудования по запросам клиентов, причем не в ущерб эргономике и техническим характеристикам техники. На выставке к фирме была причастна АЦ-5,0-50/7 с насосом Godiva WTA-3000 на базе IVECO Eurocargo (4х4). «Женитьбу» надстройки и шасси провели на предприятии «Ивеко-АМТ».

Относительно новое направление – спасательные вездеходы, которые предназначены для оперативного прибытия персонала к месту тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, разведки и подготовки действий основных сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Его представило ООО «Мираж-Авто».

 

«Пожарки» из СНГ

ООО «Пожснаб» из г. Борисова Минской области знакомо специалистам по автоцистернам на шасси МАЗ, КамАЗ, ГАЗ, «Урал», IVECO, MAN, VW. Кроме них оно производит аварийно-спасательную технику, автомобили быстрого реагирования, газодымозащитной и водолазной службы, аэродромные машины, грузовики химической и радиационной безопасности, мобильные пункты управления и т. п. на базе IVECO Trakker и Eurocargo. Многие из них уже трудятся в пожарных частях РФ. В Москву своим ходом прибыла новая автоцистерна «Пожснаба» АЦ-5,0-50/4 с насосом Godiva P2 и лафетным стволом Protek 611 на шасси IVECO Trakker (4х4). Кабина и баки из армированного стеклопластика изготовлены нидерландской фирмой Plastisol. Потенциальные заказчики на данную технику есть как в РФ, так и в странах Содружества.

Украинские производители тоже активно участвуют в «Комплексной безопасности». Взять хотя бы ООО «Прилукский завод противопожарного и специального машиностроения «Пожспецмаш» из Черниговской области. Его амплуа – изготовление противопожарной, аварийно-спасательной и специализированной техники. Хитом 2013-го стало оборудование на шасси трех- и четырехосных грузовиков КамАЗ.

 

Европейские огнеборцы

«Комплексную безопасность» можно представить без кого угодно, только не без ООО «Компания Витанд», официального представителя и авторизованного сервисного центра IVECO-Magirus в России и СНГ. В нашей стране продукция знакома по пожарным и аварийно-спасательным  машинам на гусеничном шасси Kessbohrer, а также автолестницам на двухосных шасси КамАЗ. Наряду с автолестницей АЛ-55 гостям форума была представлена АЛ-42 с новой люлькой RC400, рассчитанной на нагрузку в 400 кг. Кстати, сама немецкая компания IVECO-Magirus поставляет в РФ оборудование, сертифицированное по ГОСТ-Р.

Турецкое предприятие Volkan, экспортирующее свою продукцию в 35 стран мира, считает Россию одним из важнейших рынков сбыта. На этот раз оно представило гидравлическую платформу модели В55 на четырехосном шасси Mercedes-Benz Actros.

В выставке принял участие официальный уполномоченный дилер и сервисный центр финской компании Bronto Skylift Oy Ab, ООО «Альфа-Инжиниринг». Он известен тем, что осуществляет поставку, техническое обслуживание и ремонт гидравлических телескопических подъемников Bronto Skylift высотой подъема от 17 до 101 м. В нынешнем году в Москве был показан коленчатый подъемник F54 RLX на шасси Scania и пеноподъемник F42 WFT.

Компания  DOK-Ing из Загреба (Республика Хорватия)  выставила многофункциональный противопожарный робототехнический комплекс MVF-5 для тушения пожаров в особо опасных условиях на недоступных участках местности. Он управляется по радиоканалу на удалении до 1 500 м и оптимизирует защиту индустриальных объектов высокого уровня риска. По сути, это улучшенная версия робототехнических комплексов среднего и тяжелого класса «Ель-4» и «Ель-10», разработанных и поставленных в МЧС РФ в 2007–2008 гг.

Свою продукцию показала компания Renault Trucks Defense, входящая в Volvo Group по госзакупкам. В Европе она известна как производитель бронированных автомобилей массой от 7,9 до 42 т. В Москве честь группы отстаивала компания ACMAT Defense, которая производит легкие тактические и бронированные автомобили массой 3,5–17 т, тактические машины ALTV, разведывательные и вспомогательные автомобили VLRA и бронированный внедорожник Bastion. На суд зрителей был выставлена вспомогательная машина VLRA 4.43 CCF (4х4) полной массой 15 т.

В рамках форума «Комплексная безопасность-2013» самая яркая пожарная техника в красно-белой окраске стала не просто наиболее заметной и массовой, но и послужила магнитом, притянувшим на ВВЦ несколько тысяч посетителей. В следующем году все должно повториться.