Тест-драйв "Аристократ в каменоломне"


 

Дебютант сезона-2013 Mercedes-Benz Arocs уже познал и свет софитов, и грязь карьеров. Его тестировали дилеры, клиенты, эксперты. В конце мая настала очередь журналистов. Для демонстрации возможностей своего «строителя» Daimler AG выбрал каменоломню фирмы Rheinkalk в Дорнапе близ Дюссельдорфа. На испытания выкатили двух-, трех- и четырехосные машины с различными кузовами как в одиночном, так и в прицепном исполнении. Это была демонстрация мощи!

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Строительный «Шварценеггер»

Если бы автомобили можно было сравнивать с людьми, то в когорту Arocs пришлось бы зачислять самых сильных людей планеты – Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне, Жана Клода ванн Дама, Брюса Ли и им подобных. У новой гаммы строительных грузовиков Mercedes-Benz нет мускулов, но способны они на многое.

Предыдущая гамма Actros Bau тоже была хороша, но с нынешней линейкой она не идет ни в какое сравнение. В модельном ряду Mercedes-Benz Arocs 15 разновидностей седельных тягачей, 18 вариантов шасси, 17 модификаций самосвалов и 10 бетономиксеров. В семействе четыре двигателя рабочим объемом от 7,7 до 15,6 л, образующих линейку из 16 вариантов мощности, от 238 625 л.с. Заказчикам доступно пять типов кабин в 14 вариантах.

Семейство Mercedes-Benz Arocs создано для европейского рынка, где 45% строительных грузовиков эксплуатируется на стройплощадке, до 30% занято в сфере снабжения возводимых объектов, 15% специализируется на доставке готового бетона. Примерно 5% приходится на технику со спецнадстройками, 4% автомобилей занято в смешанных перевозках и 1% составляет тяжелый специальный транспорт.

Исходя из специфики, семейство Arocs разделено на машины для дорожной и внедорожной эксплуатации. У первых в основе конструкции рама шириной 834 мм, у вторых – шириной 744 мм. Дорожная серия объединяет грузовики с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4 и 8х6. Внедорожная вобрала полноприводные 4х4, 6х6, 8х8 с межколесными и межосевыми блокировками. Предусмотрено три типа полного привода: постоянный, подключаемый и вспомогательный гидравлический Hydraulic Auxiliary Drive (HAD). Принцип действия последнего напоминает аналогичные решения MAN (HydroDrive, 2006 г.) и Renault Trucks (Optitrack, 2010 г.), а доступен он будет с середины 2014-го.

Новая гамма призвана упрочить лидирующие позиции Mercedes-Benz на строительном рынке Европы. По итогам 2012 г., доля компании в сегменте тяжелых грузовиков Евросоюза составляет 23%, а в сегменте седельных тягачей – 19,4%. По большей части это заслуга прежнего «строителя» Actros Bau полной массой свыше 16 т. Преемнику предстоит упрочить это лидерство.

 

Для настоящих мужчин

Брутальность Arocs не вызывает сомнений, потому что она реальная, а не показная. Все детали сделаны добротно, на совесть. Ни в одной части автомобиля нет «соплей» и «ахиллесовых пят». Надежность агрегатов не вызывает сомнений.

Вход в кабину для настоящих мужчин: чтобы занять место за рулем, нужна определенная сноровка и небольшие физические усилия. Но сюда без проблем взберется и представительница слабого пола. Эргономика настолько продумана, что особенностей конструкции не замечаешь – просто пользуешься нужными элементами, и все. Процесс входа и выхода из кабины облегчает распахиваемая на большой угол дверь, ступени с антискользящим покрытием и прочные как скобы альпиниста вертикальные поручни.

Даже в самой узкой дневной кабине рабочее место продумано до мелочей. Расположение приборов и переключателей выбрано в самых удобных зонах так, чтобы водитель находил их интуитивно. Монитор борткомпьютера четко отображает нужную информацию, которую позволяют вызывать кнопочные переключатели на руле. Кстати, многофункциональный руль поставляется без доплаты. Селектор автоматической КПП Mercedes-Benz PowerShift 3 посажен на рулевую колонку и прост в обращении.

Брутальность читается в каждой детали интерьера: встроенном подстаканнике, крючке для одежды, клавишных переключателях. При этом намек на строительную принадлежность внутри практически не прослеживается: оформление кабины сравнимо с отделкой магистральных грузовиков, чего только стоит светлая обивка потолка.

Тщательный осмотр машин убеждает в том, что подготовка всей серии к эксплуатации на стройплощадках и вне их была очень тщательной. Вся проводка добротно изолирована, аккуратно собрана в жгуты и надежно скреплена пластмассовыми хомутами. Агрегаты крепятся к раме так прочно, будто автомобилям предстоят соревнования на выносливость. И компоновка выполнена – лучше не придумаешь. Не удивлюсь, если Arocs станет киногероем одного из блокбастеров: брутальность ему очень идет.

 

Силач, а не качок

На Mercedes-Benz Arocs можно встретить как уже используемые моторы для моделей Actros и Antos, так и совершенно новые. К числу первых относится, например, самый скромный по рабочему объему (7,7 л), мощности (238, 272, 299, 320 и 354 л.с.) и крутящему моменту (1000, 1100, 1200, 1300 и 1400 Нм) ОМ 936. Пик мощности достигается при 2200 об/мин, а максимальный крутящий момент – в диапазоне 1200-1600 об/мин. Кстати, львиная доля силового потенциала (около 90% мощности) находится в распоряжении водителя уже при 1600 об/мин, а хорошая тяга присутствует и при 1000 об/мин.

Все моторы этой серии имеют турбонаддув и распредвал с механизмом регулирования фаз газораспределения. На двигателях мощностью до 299 л.с. турбонаддув осуществляет асимметричный турбокомпрессор с двухканальной турбиной. На более мощных моторах задействован двухступенчатый турбонаддув от двух турбокомпрессоров. С ними машина тянет как паровоз, только намного быстрее. Такие агрегаты ставят не только на двух- или трехосные, но и на четырехосные автомобили.

Второй ряд по величине рабочего объема (10,7 л) образуют двигатели ОМ 470. Это тоже рядные «шестерки», но уже с отдачей мощности в 326, 360, 394 и 428 л.с. при 1800 об/мин и способностью развивать максимальный крутящий момент в 1700, 1800, 1900 и 2100 Нм всего при 1100 об/мин. Работают они устойчиво, вытягивая даже на очень малых оборотах. Например, на низших передачах нормой являются 600-700 об/мин.

Третья группа силовых агрегатов – ОМ 471 рабочим объемом 12,8 л. Они доступны перевозчику с мощностью 421, 449, 476 и 510 л.с. при 1800 об/мин и вершиной крутящего момента в 2100, 2200, 2300 и 2500 Нм при 1100 об/мин. На тест всей линейки не хватило времени, но опробованные 449- и 510-сильный варианты очень понравились. Даже с предельной загрузкой до полной массы самосвалы без натуги одолевали крутые подъемы. И если на первых порах, когда при подъеме в гору в ветровое стекло видишь только небо, присутствовало чувство дискомфорта, то очень скоро оно сменилась уверенностью.

На вершине моторного изобилия находятся 15,6-литровые дизели ОМ 473. Наивысшая мощность (517, 578 и 625 л.с.) здесь достигается при более низких оборотах – 1600 об/мин. А пологая вершина крутящего момента находится на большей высоте (2600, 2800 и 3000 Нм) при тех же скромных 1100 об/мин. 

В базовом оснащении теперь 12-ступенчатая автоматическая коробка передач Mercedes-Benz PowerShift 3, а 16-ступенчатая «механика» является опцией. Коробка «умная», выбирающая передачу для начала движения в зависимости от установленного режима, степени загрузки и даже угла наклона. Искусственный интеллект позволяет не перебирать передачи последовательно, а переходить через одну и даже через две ступени. Например, при разгоне коробка может переключиться с третьей передачи сразу на шестую, и буквально тут же – на восьмую. А при торможении или перевале через гребень холма происходит то же самое, но наоборот. Например, при резкой смене подъема на спуск коробка может с пятой или шестой передачи мгновенно перейти на первую или вторую.

На спусках на помощь коробке приходит моторный тормоз. Их несколько видов, разной мощности, и любой из них эффективен. Полезная отдача у них такая же, как от 10-цилиндровых атмосферных двигателей грузовиков недавнего прошлого.

В программе управления КПП зашиты три рабочих режима: стандартный, ручной и мощностной (он же внедорожный). В наследство от Actros Bau достался и режим раскачки. Я опробовал его в карьере и остался очень доволен: на участке с низкой несущей способностью долго буксовать не пришлось.

 

 

 

От монопривода ко всем ведущим

В конструкции немецких машин появился электрогидравлический усилитель рулевого управления ServoTwin. Пока он доступен на автомобилях с колесной формулой 8х6 и 8х8 серийно, а на 8х4 – опционально. Усилие на руле зависит от скорости транспортного средства, а при выходе из поворотов срабатывает возвратный механизм, раскручивающий «баранку» в обратную сторону.

Эффективность работы ServoTwin было предложено опробовать на стоящем автомобиле. Сперва предложили выкрутить колеса от упора до упора на Actros Bau, где понадобилось прилагать большие усилия. Потом я сел в Arocs и ту же самую операцию выполнил кончиками пальцев. Разница колоссальная!

Новый модельный ряд радует легкой педалью сцепления без большого отрезка свободного хода и отзывчивой педалью акселератора. Напольных конструкций нет: все педели подвесные, и это грамотное решение.

В распоряжении водителя программируемая «горячая» клавиша на руле, которую можно привязать к определенному подменю бортового компьютера. Я сделал это с помощью инструктора, завязав «запросы» на данные о поездке: пройденном расстоянии, времени в пути, средней скорости и расходе топлива. И на разных машинах данные были противоречивыми.

Например, на одном из самосвалов расстояние в 63,2 км было преодолено за 2 часа 56 минут со средней скоростью 22 км/ч при расходе 47 л/ 100 км. На самом сложном отрезке с жутким бездорожьем и подъемом в 30% расстояние в 30,2 км было покорено за 2 часа 28 минут со средней скоростью 12 км/ч и расходом 124,3 л ДТ на сотню. Причина такого непомерного «аппетита» четырехосника кроется не только в большой мощности двигателя, но также в использовании блокировок, частых остановках и длительной работе на холостом ходу.

Зато в смешанном карьерно-шоссейном режиме Arocs проявляет лучшие качества, показывая расход топлива, близкий к магистральным грузовикам. Я не поленился и заглянул на одной из тестовых машин с колесной формулой 6х4 в меню борткомпьютера. Он выдал такие данные: общий пробег – 1844,9 км, время работы двигателя – 48 часов 19 минут, средняя скорость – 38 км/ч, средний расход топлива – 39 л/ 100 км. При полной загрузке в условиях карьерного бездорожья и перепада высот это близко к истине!

При всех достоинствах Mercedes-Benz Arocs у него есть один недостаток: его выпускают только с двигателями Евро-6, а значит, российские транспортники смогут его эксплуатировать нескоро, и в лучшем случае уже как сэконд-хенд…

 

Основные технические характеристики

тестовых автомобилей Mercedes-Benz Arocs

 

Технические характеристики  

1852 S (4x2)

3345 K (6x4)

3235 K (8x4/4)

Колесная база, мм

3600

3300

4550

Тип кабины Classic Space

S

M

S

Габаритная ширина кабины, мм

2300

2300

2300

Высота моторного туннеля, мм

170

170

170

Модель двигателя

OM 473

OM 471

OM 936

Рабочий объем двигателя, л

15,6

12,8

7,7

Мощность, л.с./ об/мин

517/ 1700

449/ 1800

354/ 2200

Макс. крутящий момент, Нм/ об/мин

2600/ 1100

2200/ 1100

1400/ 1200-1600

Модель КПП PowerShift 3

G281-12

G230-12

G211-12

Передаточные числа КПП

14.93-1.0

11.7-0.78

14.93-1.0

Мощность моторного тормоза, кВт/ об/мин

360/ 2300

400/ 2300

302/ 3000

Нагрузка на передний/ задний мост, т

7,5/ 11,5

8,0/ 13,0

7,5/ 9,5

Размер шин

315/70 R22,5

13R 22,5

315/80 R22,5

Передаточное отношение главной пары

2,733

3,565

4,333

Объем топливного бака/ бака AdBlue, л

290/ 60

290/ 60

260/ 25

Снаряженная масса, кг

7220

13 040

14 040

Полная масса, кг

18 000

33 000

32 000

 

 

НА СНИМКАХ:

 

ЗАСТАВКА: 9517 или 8790, 8823, 8867, 8965, 8966, 8970, 8975, 8985, 9020, 9141, 9161, 9196, 9604

 

РЕЗЕРВ: 8713, 8792, 8803, 8829, 9151, 9156, 9162, 9164, 9167, 9176, 9197, 9455, 9497, 9587, 9622

 

ИНСТРУКТОРЫ

9456 Инструктор Daimler AG Дирк Штранц очень высокого мнения о новом продукте.

9521 или 9523 Входные поручни надежны и удобны, их никакой ручной силой не свернуть.

9579 Йохан Зэнс протестировал сотни машин со звездой и считает, что такой удачной строительной гаммы еще не было.

 

ЭКСТЕРЬЕР

8838 или 8849 При поднятой кабине двигатель как на ладони: обслуживай – не хочу.

8841 или 9291 Ведущий мост с V-образной тягой имеет несколько значений передаточного отношения.

8842 или 8846 Плиту ССУ можно переустанавливать с небольшим шагом.

8843 На некоторых модификациях емкость с AdBlue и топливный бак разнесены.

8847 Рамка с электрическими розетками очень мощная, способная выдержать большое количество жгутов.

8848 или 9227, 9228, 9695 Карданная передача рассчитана на высокие эксплуатационные нагрузки.

8851 В подвеске, как и во всей конструкции Arocs, используется лучшая сталь.

8853 (влево) или 9668 Пружинная подвеска кабины с механическим замком.

8873 Arocs и в студии смотрится величественно, хотя это не его стихия.

8887 или 9610, 9611 За металлической решеткой фара живет дольше, чем без нее.

9193 или 9685, 9686 Топливный бак с металлической защитой от механических повреждений.

9292 или 9318 Задние фонари тоже с металлической защитной решеткой.

9293 или 9295 Сзади стоят трехлистовые стальные рессоры.

9313 или 9414 Шины с развитым рисунком протектором предназначены для внедорожной езды.

9321 или 9684 Усиленная 9-миллиметровая рама как дуршлаг – вся в отверстиях.

9337 или 9338, 9346 Смотровая площадка из нержавейки должна прослужить долго.

9340 Сферические зеркала заднего вида спрятаны в ударопрочные корпуса.

9341 Цифровой индекс означает полную массу 32 т и мощность 420 л.с.

9373 Емкость с мочевиной закрыта от ударов металлической пластиной.

9397 Закрытый аккумуляторный ящик крепится внутри рамы.

9412 Снизу встроена неширокая, но удобная алюминиевая подножка.

9460 или 9461 Наружные зеркала обзора задней полусферы очень практичны.

9697 или 9691 Проводка собрана в пучки и зафиксирована жгутами. Практично!

9703 Кабина откидывается на большой угол и открывает свободный доступ к ряду агрегатов.

9519 или 9520 Задняя подвеска имеет большую конструктивную прочность.

9538 На дне бывшей каменоломни – огромное озеро глубиной 120 м.

9571 или 9575, 9576 (оба влево) Откинутые ступени и ручки здорово помогают.

9607 У Arocs очень мощный головной свет – он ярок даже днем.

9655 Сферическое зеркало контроля фронтальной мертвой зоны.

9659 Повторители поворотов остаются чистыми в любую погоду.

9660 Пластмассовые ступени почти не загрязняются.

9661 (влево) Запасное колесо крепится на кузове: на раме грузовика места для него нет.

9676 Тыльный противоподкатный брус сделан откидным.

 

АГРЕГАТНАЯ БАЗА

9212 или 9213 Тандемные ведущие оси позволяют увеличить грузоподъемность.

9222 или 9223, 9225, 9229 Дисковые тормозные механизмы повышают эксплуатационные свойства.

9236 или 9238 Раздаточная коробка MB VG2800-2G с крутящим моментом 28200 Нм для машин массой 60 т.

9244 или 9247 Трансмиссия MB G230-12 с крутящим моментом 2400 Нм для автомобилей массой 45 т.

9249 или 9252 (влево) Раздаточная коробка MB VG3000-1G для грузовиков массой 60 т развивает крутящий момент 33000 Нм.

9259 или 9260 Шестицилиндровый дизель ОМ 473 объемом 15,6 л имеет диапазон мощности 517-625 л.с. и пик крутящего момента 2600-3000 Нм.

9266 или 9268 Дизельный 7,7-литровый двигатель ОМ 936 выпускают в вариантах мощности 238-354 л.с. и крутящим моментом 1000-1400 Нм.

9283 или 9289 Моторы становятся все сложнее и сложнее.

ВАЖНО: 9362 или 9369 Блок охлаждения и маслобак системы HAD закреплены на лонжероне рамы.

ВАЖНО: 9311 или 9349, 9361 Подключаемый полный привод Hydraulic Auxiliary Drive (HAD) предусматривает наличие гидромоторов, встроенных в ступицы передних колес.

9693 или 9694 Все силовые агрегаты, включая КПП и «раздатку» маркированы клеймом Mercedes-Benz.

 

ИНТЕРЬЕР

9009 или 9011, 9060, 9501, 9502, 9564 Комбинация приборов отличается мерседесовской лаконичностью и четкостью.

9062 или 9064, 9074, 9503 Дисплей бортового компьютера невелик, но удобочитаем и информативен.

9077 Сиденье на пневмоподвеске имеет богатый набор регулировок.

9079 или 9633, 9654 Потолок в светлых тонах зрительно увеличивает внутренний объем.

9112 или 9113 Алюминиевая штанга с «плавающими» крюками для одежды.

9553 Вычисления борткомпьютера после езды по гористой местности впечатляют…

9555 или 9559 Электронная шпаргалка отражает задействованные и не используемые блокировки.

9464 или 9534 За рулем Arocs не испытываешь ни малейшего дискомфорта.

9566 Передняя панель с массой пустых клавиш для дополнительного оборудования.

9637 Двигатель оживляют с помощью чипованного ключа и кнопки Start.

9647 Между сиденьями крепится удобный бокс с интегрированными подстаканниками.

9649 В передней части много колодцев для бутылок и банок.

9653 Под потолком – привычные блоки радиостанции и тахографа.

9656 На передней панели отштампован поднос для мелочевки.

 

ДВУХОСНИКИ

8988 или 8991, 8993, 9008 Двухосный самосвал с одной ведущей осью. Но есть и версия с полным приводом.

9170 или 9194, 9546 Мелкий кузов с невысокими бортами – чтоб уменьшить массу и чтобы не перегружали.

9665 или 9670, 9675 У двухосного шасси высокий дорожный просвет.

9681 Даже на маленьком шасси аккумуляторный ящик тоже на замке.

 

ТРЕХОСНИКИ

8986 или 9200, 9619 Сцепка 6х4 с двухосным прицепом – типичная для ЕС.

9118 или 9122, 9124 У нового немецкого «строителя» внушительные ходы подвески.

9131 или 9132, 9133, 9146, 9148 У тандемной тележки есть сплошные арки колес.

9168 или 9169, 9174, 9543 Arocs в камуфляже – неужто прямо сейчас готовится фэслифт?!

9195 Трехосники принадлежат к когорте наиболее востребованных «строителей».

 

ЧЕТЫРЕХОСНИКИ

8961 Actros Bau 8x4, предшественник серии Arocs 2013 года.

8977 или 8982, 8983 Самосвал 8х4 с кузовом Meiller-Kipper с трехсторонней разгрузкой.

9002 или 9003, 9586 Патриотизм в действии: немецкие самосвалы с немецкими кузовами.

9188 или 9189, 9614, 9616 Две передние оси в версии 8х4 управляемые.

9190 или 9192 Щиток над задними колесами может быть и из рифленого алюминия.

9377 или 9380, 9383 Односкатная ошиновка задних осей на миксере 8х4.

9479 или 9486 Разгрузка выполняется легко и главное – быстро и безопасно.

9489 или 9490 (оба – влево) Подъем самосвальной платформы осуществляют два гидроцилиндра.