Тест-драйв "Русский Sprinter"


 

 

 

Свершилось! Автомобили Mercedes-Benz с маркировкой «Сделано в России» – уже не розыгрыш: в России начата сборка модели T1N с коммерческим названием Sprinter Classic. Изготовление машин методом контрактной сборки ведет одна из арендованных линий Горьковского автозавода. Продажа малотоннажников через дилерские центры начнется 1 сентября, а пока принимаются заказы на автомобили с высокой крышей в кузове фургон и микроавтобус. Наш журнал в числе первых протестировал новинку на автодроме «Нижегородское кольцо».

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Старый знакомый на новый лад

Для производства в России выбрали не новейшую, а предпоследнюю модель Mercedes-Benz Sprinter. Очевидно, хотели сэкономить на производственной оснастке и упростить жизнь перевозчикам в плане наличия запчастей и подготовленного сервиса. Впрочем, на качестве это не сказалось: тестовые образцы не уступают немецким аналогам из Дюссельдорфа.

О состоятельности Sprinter говорить нет нужды: за 17 лет серийного производства в более чем 100 странах мира продано свыше 1,5 млн ед. – почти по 90 тыс. в год. И нынешняя версия T1N внесет свой вклад в общую статистику: за 10 лет в Нижнем Новгороде планируется изготовить 200 тыс. ед., в том числе 6 тыс. – до конца текущего года. Возможно ли такое «планов громадье, размахов шаги-саженьи»? Не знаю. Знаю только то, что из всех продаваемых в России Mercedes-Benz на долю фургонов приходится 2 %, а в 2014-м этот показатель хотят увеличить до 10 %. Большие надежды на сбыт у компании связаны с тем, что они начинают продажи в среднем ценовом сегменте, где потенциальное число покупателей в разы больше.

Сам автомобиль в кузове цельнометаллический фургон смотрится привычно. Но еще адекватнее он воспринимается как микроавтобус: тысячи таких машин колесят в разных регионах и в качестве корпоративного транспорта, и как маршрутные такси. Я осмотрел разные версии малотоннажников, и отличий от немецких образцов не нашел. Правда, первые тестовые машины были еще не российской, а аргентинской сборки.

В общей сложности Daimler AG инвестировал в проект 130 млн евро. Еще 100 млн евро заимствовал у Группы ГАЗ. Последующие финансовые инъекции зависят от спроса. На начальном этапе в Нижнем Новгороде будут собирать фургоны средней и большой длины с высокой крышей. Часть из них на мощностях компании «Луидор» переоборудуют в бюджетные автобусы для маршрутных такси и богаче оснащенные – для корпоративных перевозок. На данной стадии основной упор сделан на маршрутки, а в среднесрочной перспективе – на скорую помощь и специальные фургоны.

Техника с маркировкой «Сделано в России» получит две базовые линии отделки плюс «продвинутый» Advance. Кроме того, вводятся шесть пересекающихся пакетов опций: пять для фургонов и три для автобусов. Двигатель пока один: 4-цилиндровый рядный дизель Mercedes-Benz OM 646 Евро-4 мощностью 109 л. с. Его будут собирать на Ярославском моторном заводе, а 5-ступенчатую механическую коробку передач станут импортировать из Германии.

На тестовых машинах стояли силовые агрегаты, изготовленные в Германии. После получения в Нижнем Новгороде партии из 500–600 моторов планируется перейти на комплектацию Sprinter Classic лицензионными двигателями, собранными на ЯМЗ. Вся «мебель» (сиденья, обивка), руль, панель приборов достанутся русскому Sprinter Classic от так называемого 906-го семейства. На первых порах «черные» кузова импортируют с головного завода в Дюссельдорфе, затем станут привозить панели и варить кузов уже в России. Окраску кузовов начнут на двух поточных линиях. Смену цвета станут осуществлять раз в неделю, и пока доступны шесть: три обычные эмали и три «металлика».

 

И короткий, и длинный фургоны собирают на одной заводсткой нитке

 

Фургоны. Классика жанра

Изготовление цельнометаллических фургонов средней (5 640 мм) и большой (6 590 мм) длины с колесной базой соответственно 3 550 и 4 025 мм – это только первый шаг на пути к массовому производству. Минимальная комплектация, при которой нет даже электрозеркал и подогрева сидений, выбрана не от бедности, а исходя из пожеланий перевозчиков. Версий с низкой и средней крышей не будет: в серии только высокие.

Для тех, кому нужно возить большие объемные грузы, альтернативой стандартному фургону грузоподъемностью 1 435 кг и кузовом объемом 10,4 м3 предлагается удлиненная версия на 13,4 «куба», позволяющая перевозить 1 315 кг груза. Грузовой отсек в обычном варианте вытянут на 3 265 мм, а в удлиненном – еще на дополнительные 950 мм, достигая внушительные 4 215 мм (больше, чем габаритная длина «Жигулей»). В свое время я с коллегами провел пробную загрузку около магазина бытовой электроники, и нам не хватило коробок, чтобы заполнить грузовое чрево Sprinter!

Ошиновка обеих версий фургонов односкатная, за счет чего колесные арки съедают меньше грузового пространства. Двухстворчатая задняя дверь распахивается на 180 град. с промежуточной фиксацией на 90 град. Боковая сдвижная дверь широкая, с низким уровнем пола. Между кабиной и грузовым пространством практичная сплошная перегородка. В общем, классика жанра.

В базовую комплектацию включен рулевой механизм с гидроусилителем, Airbag водителя, механическая 5-ступенчатая КПП. Здесь же предусмотрено двухместное сиденье переднего пассажира, атермальное остекление кабины, асферические наружные зеркала заднего вида, центральный замок с дистанционным управлением и иммобилайзером. Галогенные фары идут с предупреждением о не выключенном свете, а переключение света фар в стояночный режим выполняется автоматически. Без доплаты ставят усиленные амортизаторы и стабилизаторы, дисковые тормоза всех колес. В базу включены электронная система стабилизации движения Adaptive ESP, антиблокиовочная ABS и антипробуксовочная ASR. Багажное отделение по высоте наполовину обшито панелями из твердого волокна.

Отделка стенок грузового отсека твердоволокнистыми панелями до крыши включена в дополнительную комплектацию Advanced. Она предусматривает установку обогреваемых наружных зеркал с электрорегулировкой со стороны водителя и пассажира, электрические стеклоподъемники, подсветку входа и выхода, индикатор температуры за бортом  и аудиоподготовку: антенну, кабель плюс два динамика. Тем, кому и этого мало, может приобрести опционный пакет Cargo. Он предоставляет деревянное покрытие пола по всей площади грузового отделения, крепежные рейки и стальные проушины в стенах.

Пакет Trailer обеспечивает хозяина Sprinter Classic тягово-сцепным устройством для увеличения массы буксируемого прицепа. В стандарте автомобиль может тянуть за собой не оборудованный тормозами прицеп полной массой 750  кг, а с тормозами – уже массой 2 800 кг.

Пакет Bodybuilder Electrical включает вторую аккумуляторную батарею, разделительное реле и панель клемм для дополнительных потребителей энергии.

Пакеты Comfort (сиденье водителя с обогревом и подлокотником) и Driver Aircondition (кондиционер в кабине с регулировкой температуры) доступны как для фургонов, так и для автобусов. И этот выбор – на усмотрение покупателя.

Фургон со средней колесной базой рулится неплохо, а вот при управлении удлиненной машиной нужно помнить, что диаметр разворота у нее на 1,5 м больше. Обзор по фронту и по зеркалам идентичный, но при маневрировании задним ходом проявлять излишнюю самонадеянность не стоит: длина кормы и расстояние до препятствия могут быть обманчивыми. Заботливый хозяин не поскупится на парковочные датчики, а без них тыльная часть всегда будет в зоне повышенного риска.

Отпускная цена за цельнометаллический фургон Sprinter Classic с учетом 18 % НДС стартует с отметки 1,177 млн руб. Удлиненная версия обойдется заказчику в 1,218 млн руб. Для сравнения: фургон нового поколения MB Sprinter 210 CDI с 95-сильным двигателем продается за 1,27 млн руб.

 

Основные технические характеристики фургонов Mercedes-Benz Sprinter Classic

 

Технические параметры

Средняя база

Длинная база

Длина кузова, мм

5640

6590

Колесная база, мм

3550

4025

Длина грузового отсека, мм

3265

4215

Ширина грузового отсека, мм

1736

1736

Расстояние между арками колес, мм

1270

1270

Высота грузового отсека, мм

1850

1850

Площадь загрузки, м2

5,2

7,0

Полезный объем, м3

10,4

13,4

Собственная масса, кг

2065

2185

Грузоподъемность, кг

1435

1315

Полная масса, кг

3500

3500

Макс. нагрузка на крышу, кг

150

150

Масса буксир. прицепа без тормозов, кг

750

750

Масса буксир. прицепа с тормозами, кг

2800

2800

Диаметр разворота, м

12,8

14,3

Тип привода

Задний

Задний

Розничная цена с НДС, руб.

1 177 000

1 218 000

 

 

 

Хоть на работу, хоть на пикник

Наиболее массовым должен стать Sprinter Classic в исполнении «маршрутное такси». В этом амплуа он выходит в двух вариантах длины (6 590 и 6 995 мм) при одинаковой колесной базе в 4 025 мм. У него широкая сдвижная дверь, удобный входной поручень и подножка с подсветкой. Практически такое же решение у «Газелей», с той лишь разницей, что вместимость русифицированного «немца» чуть больше: 17 или 20 мест (не считая водителя) против 13 и 18 мест у аналогичных продуктов марки ГАЗ. Но схема расположения принципиально другая: на Sprinter Classic нет боковых или развернутых друг к другу сидений: все пассажиры едут строго лицом по ходу движения.

В силу генетической предрасположенности Sprinter Classic подвеска жестковата, особенно при полном отсутствии пассажиров. Впрочем, и с полной загрузкой ожидаемой мягкости не добиться. Но если дорога без ям, выбоин, трещин, колдобин и волн, особой жесткости и дискомфорта не чувствуется. Зато тормоза хваткие и управляемость отличная.

Точно такое же – 4 025 мм – расстояние между осями у Corporate Bus. При габаритной длине 6 590 мм вместимость салона составляет 16 пассажиров. Сиденья расставлены, как и на «маршрутке»: по два слева от прохода и по одному справа по направлению движения. В зависимости от места расположения, они снабжены двух- или трехточечными ремнями безопасности. Салон и кабина водителя с термоизоляцией. В пассажирской зоне установлены дополнительный отопитель и теплообменник.

В отличие от «маршрутки», Corporate Bus не имеет поручней под крышей. Зато он располагает сиденьями пассажиров с регулировкой наклона спинки и подлокотниками со стороны прохода. Оконные проемы с обивкой «люкс», которую на «маршрутках» не встретишь. Исполнение Advanced здесь является стандартным.

Базовая комплектация пассажирских версий один-в-один дублирует базу грузовых фургонов. Отличия кроются в термоизоляции пассажирского салона и кабины водителя, дополнительном отопителе и теплообменнике в салоне. Есть подсветка входа у сдвижной двери, аварийный люк, сдвижные окна. Опционных пакетов три: ранее упоминавшиеся Comfort, Driver Aircondition и Bus Aircondition с кондиционером повышенной мощности в салоне и вторым аккумулятором. Обивка сидений износостойкая, но без вариантов.

За 17-местное маршрутное такси Sprinter Classic продавцы намерены брать 1,458 млн руб. «Маршрутное такси» MB Sprinter 515 CDI MRT Plus с двигателем мощностью 150 л. с., числом мест 19+1+7 и колесной базой 4 325 мм составляет 1,83 млн руб.

Сказать, какая из представленных модификаций получит наибольший спрос, сейчас трудно. Но наличие выбора между разными вариантами длины, числом мест и отделкой салона на фоне пакетных предложений позволяет выбирать перевозчикам то, что лучше подходит для их бизнеса. И если закрыть глаза на то, что это не новейшая модель, а ее предшественница через поколение, то Sprinter Classic выглядит весьма достойным транспортным средством.

 

Основные технические характеристики микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter Classic

 

Технические параметры

Corporate bus

Маршрутное такси

С удлиненным свесом

Длина кузова, мм

6590

6590

6995

Колесная база, мм

4025

4025

4025

Количество пассажиров, чел.

16+1

17+1

20+1

Собственная масса, кг

2970

2930

3065

Полная масса, кг

4600

4600

4600

Диаметр разворота, м

14,3

14,3

14,3

Тип привода

Задний

Задний

Задний

Розничная цена с НДС, руб.

1 592 000

1 458 000

1 544 000