Выставки "АСМАП-2013"



В Москве 22–24 мая 2013 г. в рамках Общего Всероссийского годового собрания членов Ассоциации международных автоперевозчиков прошла конференция, тематика которой была посвящена нормативно-правовому обеспечению международных автомобильных перевозок, и 21-я Международная профессиональная выставка «Автомобильная и прицепная техника для международных автоперевозок АСМАП-2013».

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Тамара ЕРЕМИНА

Фото авторов

 

В эпоху глобализации

В конференции АСМАП приняли участие представители национальных государственных органов и Европейской экономической комиссии, а также специалисты АСМАП. Они проинформировали присутствующих перевозчиков об основных нормативно-правовых актах, регулирующих осуществление международных автомобильных перевозок, особенностях формирования и совершенствования национального и международного законодательства в этой сфере. Заместитель руководителя Юридического управления АСМАП А. Аксенов рассказал о работе по внесению изменений в закон № 16-ФЗ от 9.02.2007 г. «О транспортной безопасности», в частности исключения из сферы его действия грузовых автомобильных транспортных средств в том случае, если на балансе у перевозчика нет зданий и объектов инфраструктуры.

Интерес у собравшихся вызвал доклад представителя Департамента транспорта и инфраструктуры Европейской экономической комиссии Д. Дуйсенбая о формировании нормативно-правовых актов, регулирующих условия предоставления услуг автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве. Процесс либерализации в рамках Единого экономического пространства не будет носить молниеносный характер, а пройдет поэтапно. В частности, отмена разрешительной системы для перевозок грузов в/из третьих стран в рамках Таможенного союза, инициированная белорусской стороной, находится в стадии обсуждения и будет воплощена в жизнь после того, как к этому будут готовы Россия и Казахстан.

Большое внимание было уделено вопросу обеспечения справедливой конкуренции в области международного автотранспорта и совершенствования механизмов регулирования национального рынка международных автомобильных перевозок. В частности, руководитель Группы мониторинга рынка Департамента организации перевозок АСМАП А. Пинсон рассказал о разрешительных системах, предусмотренных двухсторонними межправительственными соглашениями России и договорами министров группы европейских стран.

Наша страна заключила 52 двухсторонних соглашения о международном автомобильном сообщении в отношении грузовых перевозок. Кроме того, Россия, являясь членом Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), имеет доступ к многосторонним разрешениям. На данный момент эта система распространяется на 43 государства. Количество разрешений ЕКМТ распределяется на основе расчетной базовой квоты, к которой добавляется часть неиспользуемых отдельными странами базовых разрешений и зависит от коэффициента, который получает страна на основе уровня экологичности транспортных средств, используемых на ее территории. Для нормы Евро-5 действует максимальный коэффициент 10. В 2012 г. было выдано 38 тыс. разрешений ЕКМТ. Но поскольку некоторые страны (в основном входящие в Евросоюз) не используют выделенную им квоту разрешений, невостребованными в прошлом году остались 24 % разрешений.

По словам А. Пинсона, у российских международных автоперевозчиков существует минимальная потребность для работы на рынках третьих стран. Даже если она возрастает, эту проблему можно решить за счет использования разовых спецразрешений по конкретным странам. Отечественные транспортные компании на протяжении последних нескольких лет испытывают существенное давление со стороны европейских конкурентов, которые активно работают на нашем рынке. Поэтому Россия добровольно ограничила для себя квоту разрешений ЕКМТ для того, чтобы одновременно оградить свой рынок от иностранных перевозчиков.

Практические меры по усилению транспортного контроля за соблюдением иностранными перевозчиками требований разрешительной системы были представлены в докладе начальника Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ю. Нежемлина. В частности, он заявил, что зачастую проблемы несоблюдения транспортного контроля иностранными перевозчиками связаны с нехваткой пунктов транспортного контроля. В связи с этим на белорусской границе в ближайшее время появятся дополнительные стационарные посты.

Большой интерес вызвало выступление первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по транспорту М. Брячака о подготовке нормативно-правовых актов, направленных на упорядочение организации перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов автомобильным транспортом. Он рассказал о законопроекте, в котором находит решение ряд проблем, связанных с перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов. В частности, предоставляется право осуществления таких перевозок без оформления специального разрешения в случае, если превышение установленных допустимых весовых параметров находится в пределах погрешности взвешивания 2 %. После первого чтения в Госдуме эта погрешность может быть увеличена. Предполагается рост количества пунктов выдачи специальных разрешений и максимальное приближение их к местам дислокации транспортных предприятий. Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие возложение на грузовладельцев административной ответственности за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов.

В ходе живой дискуссии участники конференции обсудили также ряд других актуальных вопросов транспортного бизнеса, в том числе налоговые условия обновления парка подвижного состава, проблемы осуществления перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов, ограничения движения грузового автотранспорта.

 Магистральные тягачи

В настоящее время свыше 2,1 тыс. автотранспортных предприятий АСМАП с парком свыше 30 тыс. ед. подвижного состава, из которых 18 тыс. ед. занято в доставке грузов за границу и оттуда в Россию, оказывает услуги более чем 6 тыс. российских организаций. Огромный парк регулярно нуждается в обновлении и пополнении, отсюда и интерес к профессиональной выставке мобильных средств производства, на которой импортеры представили новейшие образцы магистральных тягачей и полуприцепов, адаптированных для грузоперевозок на дальние расстояния.

Пока руководство и члены транспортного сообщества из десятков регионов России обсуждали важнейшие вопросы профессиональной деятельности, гости выставки знакомились с экспозицией. В ней свои стенды заняли более 35 экспонентов. В их числе – «Инфорком», «Автоперевозчик. Спецтехника», «Газпром-нефть», «РН-карт», «ВЭБ-лизинг», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Мегапейдж», «ТТ Клаб», «Спедимек», «Консенсус» и другие.

Новейшие модели магистральных тягачей представили Volvo, Scania, MAN, IVECO. При входе на открытую площадку сверкал хромом и свежей краской новый флагман Volvo FH16.540. Компания Volvo Trucks Russia экспонировала его рядом с «Эф-эйч» третьего поколения, и при желании нетрудно было найти различия в экстерьере. Кроме того, баннер за «спинами» шведских тягачей сообщал о том, что тест-драйв нового магистральника можно провести в рамках Дней Вольво в столичном районе Хорошево-Мневники. Кстати, о новом Volvo FH четвертого поколения наш журнал подробно рассказал в № 4-2012. Из важнейших событий сезона стал выпуск 10-тысячного грузовика Volvo в январе на заводе в Калуге. Это же предприятие с осени может освоить и производство новейшей модели FH.

В этом году представительство Scania в РФ отмечает свое 20-летие. Официальный дистрибьютор работает здесь с 1998 г., так что у компании богатые традиции. На выставке, буквально через неделю после первого показа и тест-драйва в шведском Сёдертелье, ООО «Скания-Русь» представила тягач Scania R440 Streamline. Подробный материал о новинке читайте в этом номере «АП. СТ». Уже с июля текущего года российским перевозчикам поставляются магистральные грузовики скандинавской компании серий G и R в исполнении Streamline с двигателем Евро-4 и Евро-5 с системой SCR. Автомобили с кабиной R Highline доступны с моторами мощностью 400, 440 и 500 л. с., а с кабиной G Highline – мощностью 400 и 440 л. с. На заказ поставляют и более высокую двуспальную кабину Topline с высотой между полками 700 мм.

Стандартные модели Streamline для рынка РФ оборудованы коробкой передач Scania Opticruise GRS 905 или GRS 905R (для R500). В комплектацию включен охладитель масла коробки передач, боковые обтекатели шасси высотой 580 мм и 730 мм (для тягачей R500). На борту есть кофе-машина, задний вещевой ящик с холодильником на 19 л в G и на 27 л в R. С завода поставляются занавески, раскладной столик, наружные вещевые ящики и места хранения в боковых стенках кабины (в G – с одной стороны, в R – с двух сторон).

Предусмотрена специальная отделка дверей, высокие вещевые полки над ветровым стеклом, новые блок-фары – противотуманные и дальнего света с галогенными лампами. В оснащение включен люк в крыше с электроприводом, ключ с брелоком с функцией дистанционной проверки внешних световых приборов. Перевозчики получат также музыкальную систему Medium для G- и Premium для R-кабин, приборную панель с мягким покрытием и декоративными пленками. Радиаторная решетка G-серии будет окрашена в цвет кабины. Все опции в стандартных моделях бесплатные. По сравнению с прежней линейкой магистральных тягачей удорожание составит всего около 3 %, и то за счет введения утилизационного сбора.

Сразу два седельных тягача MAN TGX18.480 4x2 BLS в рестайлинговом исполнении выкатила компания «МАН Трак энд Бас РУС». Обновление модельного ряда немецкого производителя осуществлено еще в прошлом году, но только сейчас появилась возможность увидеть машины «живьем». Наш журнал уже рассказывал об изменениях в конструкции немецких машин (см. «АП.СТ» № 1-2013). Интерес к ним обусловлен не только высокими эксплуатационными свойствами, но и лидерством в продажах на рынке СНГ. Приобретение грузовиков одной из самых востребованных перевозчиками марок означает, что не будет проблем со сбытом на вторичном рынке. Хотя большинство компаний сейчас предпочитают сдавать технику по системе trade-in, обменивая бэушный подвижной состав на новый с доплатой.

Бренд IVECO представлен в нашей стране с 1975 г. В 2013-ом новую модель Stralis в исполнении Hi-Way и Hi-Road привезло ООО «Ивеко Руссия». Одна из машин с высокой двуспальной кабиной Hi-Way экспонировалась уже с логотипом российской транспортной компании. А о самом автомобиле мы подробно рассказывали в журнале «АП. СТ» № 3-2012 сразу после июльской мировой премьеры в Турине.

Renault Trucks Russia порадует новинками после официальной премьеры обновленного ряда во Франции, а пока привезло свой ходовой товар – тягач Premium DXi430. Поставки грузовиков с ромбом на решетке радиатора в Россию начались в 1992 г., и импортер хорошо знает, что нужно рынку. Подтверждением сказанному служит производство автомобилей на заводе в Калуге.

Дилер голландского производителя грузовиков, столичная компания «VH-DAF Moscow» не стала удивлять перевозчиков новым флагманом XF Euro 6 (см. «АП. СТ» № 4-2012), а выставила самый продаваемый XF105.460 Space Cab. Он не уступит место последней модели еще долго – по крайней мере, до тех пор, пока в РФ не станут заправлять автомобили моторным топливом европейского качества. Дальнобойщики любят этот тягач за просторную кабину, минимум электроники, неприхотливость и самые большие топливные баки.

Еще одна любовь российских перевозчиков – Mercedes-Benz Actros 1841 LS. Сразу две версии такого тягача, с кабиной L и топовой MegaSpace, выставило ЗАО «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Автомобили третьего поколения собраны на производственных мощностях в Набережных Челнах. Четвертая генерация флагмана в РФ пока не импортируется, но это ограничение временное. И третье, и четвертое поколение были представлены нашим читателям в разные годы, и недостатка информации по ним нет.

 

Полуприцепы TIR

Палитра коммерческой техники на данной выставке в очередной раз осталась обделенной автобусами, хотя пассажирские перевозки в международном сообщении имеют место. Но объем таких перевозок довольно скромен, для демонстрации пассажирского транспорта есть другие выставки (например, фестиваль «Мир автобусов»).

Вторым по значимости разделом после магистральных тягачей по традиции стал прицепной состав. Он оказался очень скромным: свою продукцию очно представили ООО «Шмитц Каргобулл Рус» (Schmitz), ООО «РКС Нутцфарцойге» (Krone), ООО «Когель Трейлер Ру» (Koegel), ООО «Великолукский опытный машиностроительный завод» (Steelbeer).

Заочно была представлена продукция Fliegl (ООО «Автотранспортные средства»), Манак-Авто (ООО «Манак-Авто»), Kassbohrer (ООО «Кассборер»). Последняя сделала упор на тралы. Новинкой-2013 стала модель K.SPL 4 с погрузочной платформой длиной 11 700 мм стоимостью 3,175 млн руб. с НДС. Она позволяет перевозить крупногабаритные грузы, например, холодную дорожную фрезу с одним или двумя катками. В этом году на рынке РФ представлена и платформа K.SPL 3 Standard с бортами высотой 765 мм с покрытием KTL ценой 1,15 млн руб. По 2 млн руб. будут стоить две новые модели: стальная бочка на 30 м3 и трехосный нераздвижной трал.

Но и их ассортимент не отразил всей специфики перевозок между странами. Не было изотерм и рефрижераторов, автовозов и прицепного состава для транспортировки металлолома. Впрочем, данная выставка не претендует на исчерпывающий охват. Она, скорее, является дополнением к клубу джентльменов, осуществляющих международные грузоперевозки. А в этом плане претензий к ней нет.

Импортеры подвижного состава на этот раз отреагировали на рыночный спрос и выставили на суд транспортников шторные и тентованные полуприцепы. Это хорошо знакомые дальнобойщикам модели с проверенными агрегатами и комплектующими. И здесь перевозчики не гоняются за новинками: это тот самый случай, когда старый «друг» лучше новых двух. Следующий смотр транспортных средств для дальнего боя в рамках собрания членов АСМАП состоится уже после Сочинской Олимпиады, в мае 2014-го.