Аналитика "Итоги-2013: горькая правда"


 

Рынок развивается подобно тому, как плавает кит: то вверх, то вниз. Но в последнее время нижняя часть синусоиды слишком превалирует над верхней. За пять лет со времени последнего мирового финансового кризиса производство грузовых автомобилей в России выросло более чем вдвое. Но открывать шампанское рано: по предварительным оценкам, в 2013 г. падение объемов выпуска по сравнению с 2012 г. составило 2,5 % (свыше 5 тыс. ед.) и с учетом легких коммерческих машин достигло 201 тыс. ед. против 206,14 тыс. ед. годом ранее. В наступившем году, в лучшем случае, рубеж останется прежним, о худшем и думать не хочется. Отмечен спад по выпуску и продажам автобусов, а о сбыте техники с пробегом и говорить нечего: утилизационный сбор на корню подорвал импорт «бэушек» как вид бизнеса…

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Худа без добра не бывает!

У французов есть поговорка: «не нужно быть курицей, чтобы понять, как она чувствует себя в кастрюле». То же самое можно спроецировать и на основные итоги работы автомобильной промышленности в России в минувшем году. Еще задолго до боя Курантов на Спасской башне Кремля было ясно, что рынок коммерческой техники просел. О том, насколько сильно, показала январская пресс-конференция ОАО «АСМ-холдинг» и круглый стол НП «Объединение автопроизводителей России».

Основные итоги автопрома имеют как положительные, так и отрицательные аспекты. К первым относится принятие бюджета РФ с субсидиями в размере 70,7 млрд руб. кредитным организациям для предприятий отрасли. Наконец-то сократились поставки на внутренний рынок контрафактной и фальсифицированной автомобильной техники. Наметилась стабилизация численности занятых в отрасли специалистов (до 280 тыс. человек) на фоне скромного роста персонала в сегменте выпуска автокомпонентов.

Вместе с тем, есть и повод для серьезного анализа. Выпуск автомобильной техники заметно сократился. Локализация производства коммерческих ТС и автокомпонентов в запланированных объемах не обеспечена. Вывоз капитала из России за счет продажи автомобильной техники и компонентов составил около 65% совокупного оборота рынка. Не решены задачи по совершенствованию национального законодательства по обновлению автопарка. Есть и другие барьеры.

 

Реалии против надежд и прогнозов

В самом начале прошлого года все были полны оптимизма, и ждали, что рынок вырастет. Но вскоре стало ясно, что сезон предстоит непростой. Вслед за просадкой сбыта (а значит, и производства) в Южной и Восточной Европе спад продаж стал характерен для стран Центральной и Западной Европы. В России дела поначалу шли более-менее стабильно, но в середине года страна влилась в общую тенденцию. Производство грузовиков отечественных марок в РФ сократилось почти на 4,3 тыс. ед., а иностранных моделей – почти на 0,9 тыс. ед. В процентном отношении изготовление иностранных грузовиков в сравнении с остальными практически осталось без изменений (отрицательная динамика составила всего 0,05 %).

На момент подготовки данного обзора официальная статистика охватывала полные данные за январь-ноябрь 2013 г. По ним нетрудно составить общую картину рынка, сопоставляя полученные данные со статистикой производства коммерческого транспорта за 11 месяцев 2012 г. Весь рынок съежился более чем на 50 тыс. ед., что эквивалентно падению на 15,4 %. По оценкам аналитиков ОАО «АСМ-холдинг», оптовые отгрузки коммерческих машин в январе-ноябре 2013 г. в годовом исчислении упали до 275 тыс. ед. Спад зафиксирован во всех сегментах рынка, включая благополучные ранее малотоннажники. Исключение составляют иномарки российской сборки, по которым отмечен небольшой рост продаж.

Удивительно, но факт: несмотря на количественное уменьшение поставок новых грузовиков отечественных брендов почти на 3,7 тыс. ед. или на 2,5% (до 142,5 тыс. ед.), их рыночная доля выросла с 45 до 51,8%. В ближайшее время этой доминанте ничто не угрожает.

Производство грузовых иномарок российской сборки выросло на 1,1 тыс. ед. или на 4,2 %, до 27,1 тыс. ед., что на фоне общего спада позволило «отъесть» у конкурентов без малого 2 % и занять 9,8 % в общей массе. Совокупный объем всех изготовленных в РФ грузовых автомобилей вырос с 53 до 61,6 %.

За неполный отчетный год российский рынок автобусов пережил самое существенное падение продаж среди всех секторов коммерческой техники.

За 11 месяцев минувшего года приток автобусов, включая микроавтобусы, снизился на 16,5 %, до 51,8 тыс. ед. Парадоксальная ситуация здесь как под копирку повторяет тенденции в грузовом секторе. Доминирующие отечественные марки в количественном выражении потеряли свыше 4,6 тыс. ед. или 12 пунктов, опустившись до 34 тыс. ед., но в процентном отношении выиграли 3,4 пункта и заняли долю в 65,6%.

С января по ноябрь включительно «поголовье» автобусных иномарок российской сборки выросло более чем на 2,1 тыс. ед. или на 24,4 %, до 10,8 тыс. ед. При этом их доля разрослась более чем на треть (+6,9 %) и зафиксирована на уровне 20,9 %. Самый весомый вклад в это внесли не крупные предприятия отрасли, как можно было ожидать, а специализированные заводы нижегородского кластера.

Совокупная доля продаж всех изготовленных в России автобусов за год выросла на 10,3 пункта и составила 86,5 %. В производственной структуре сбыта пассажирской техники с маркировкой «Сделано в России» продолжали преобладать автобусы особо малого класса (микроавтобусы) с долей рынка в 57,7 %.

 

Ввоз иномарок: прощай, былое изобилие?!

Импорт новых грузовых иномарок обрушился на 38,4 тыс. ед. или на 28,3 % (до 97,2 тыс. ед.), а доля в рыночном пироге усохла с 41,7 до 35,4 %.

Введение утилизационного сбора губительно сказалось на ввозе грузовых бэушек. Импорт грузовиков с пробегом уменьшился более чем вдвое и зафиксирован на отметке чуть более 8,1 тыс. ед. При этом сегмент данного вида транспортных средств тоже ощутимо пострадал, сузившись с 5,3 до 3,0 %.

Импорт новых автобусов показал стремительное падение в 1,7 раза. Почти с 11,6 тыс. ед. в январе-ноябре 2012 г. он упал до менее чем 6,8 тыс. за тот же период 2013-го. Присутствие иностранных лайнеров, ввезенных из-за рубежа, растаяло с 18,7 % до 13,1 %.

По импорту подержанных автобусов ситуация даже не схожая, а просто катастрофическая: объемы упали в 14 раз! По большому счету, данное направление бизнеса фактически сошло на нет в силу низкой рентабельности и колоссальных проблем со сбытом. Если в 2012-м в Россию было ввезено почти 3,2 тыс. автобусов с пробегом, то в 2013-м – всего 218. В процентном отношении потери зафиксированы с отметки в 5,1 % до 0,4 %.

 

Кому война, кому мать родная

В структуре оптовых продаж (отгрузки) коммерческих автомобилей, включая поставки на экспорт, относительная стабилизация. В январе-ноябре 2013 г. по отношению к такому же отрезку предыдущего года весь рынок составил 189,3 тыс. автомобилей (–0,3 %). Горьковский автозавод упрочил лидерство, расширив свое присутствие до 44,6 % (+3,0 %). Доля идущего следом КАМАЗа, напротив, снизилась менее чем до 20,3 % (–1,5 %). Замыкающий первую тройку Ульяновский автозавод фактически остался при своих 11,8 % (+0,09 %). Почти на 0,7 % увеличилась доля «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» и без малого на 0,3 % – доля ПСА «ВИС Авто». Всего 0,2 % потерял автозавод «Урал», а среди импортеров «недостачи» существеннее. Например, ЗАО «Вольво Восток» не досчитался почти 0,9 %. Все прочие участники рынка суммарно потеряли около 1,5 %. И в этом состоянии рынок не замер, напротив, он находится в стадии постоянных корректировок.

В структуре оптовых продаж автобусов, произведенных на территории РФ, отмечен спад более чем на 5,6 %, до 47,4 тыс. ед. Лидеры и аутсайдеры прежние, но с изменившимся процентом присутствия на рынке. Так, Горьковский автозавод остался на первой строчке итогового протокола. Он потерял более 2,5 пунктов и довольствуется долей в 24,2 %. Наступающий ему на пятки Ульяновский автозавод тоже подрастерял активы почти на 1,9 пункта, удержав 22,5 %. Не обошлось без минуса и у Павловского автобусного: после растраты более чем 2 %, его доля зафиксирована на отметке без малого 18 %.

За счет кого динамика лидеров стала отрицательной? Прежде всего – за счет активности кузовных производителей, переделывающих стандартные цельнометаллические фургоны в маршрутки, мобильные штабы, скорые, передвижные лаборатории и тому подобную технику индпошива. Существенный рывок более чем в 2,8 % сделало СТ «Нижегородец», добившись доли в 15,5 %. Впечатляют и успехи ПКФ «Луидор», прибавившего 3,8 % и перемахнувшего рубеж 10,4 %. Практически на прежних позициях с долей 3,1 % остался Ликинский автобусный завод и прочие производители с долей в 6,3 %.

У предприятий по выпуску пассажирского и специального транспорта на базе импортных фургонов тоже своя специфика. Львиную долю в 96,9 % среди микроавтобусов заняли Ford Transit, Volkswagen Crafter и Mercedes-Benz Sprinter. По мере увеличения выпуска немецких малотоннажников, в том числе и на мощностях ГАЗа (речь о MB Sprinter Classic), их присутствие на рынке неуклонно будет расти.

 

Транспортный поток на дороге и на бумаге

Если верить официальной статистике, в настоящее время в России зарегистрировано 53,7 млн транспортных средств, в том числе свыше 4,4 млн грузовых автомобилей, более 4 млн легких коммерческих машин и без малого полмиллиона автобусов большого класса.

В то же время, экспертная оценка существенно отличается. По данным независимых аналитиков, реально занятых в перевозочном процессе единиц техники гораздо меньше, а именно – 46,6 млн ед., включая 3,2 млн грузовиков, почти 3,8 млн ед. LCV и около 0,4 млн  ед. больших автобусов. При этом парк подвижного состава достаточно возрастной.

Например, количественный состав грузовиков до 1988 г. в. включительно насчитывает более 1,4 млн ед., правда, из них на ходу не более 15 % или 200 тыс. ед. Из всех стоящих на учете в ГИБДД легких коммерческих автомобилей в количестве около 291 тыс. ед. реально эксплуатируется лишь каждый десятый. Примерно то же самое с автобусами: из переживших четвертьвековой юбилей (около 103 тыс. ед.) в рейсы выходит до 10 тыс. ед.

Приведенные цифры говорят о том, что российский рынок пока еще далек от насыщения, и в свете предстоящего омоложения ему есть, куда расти. Другое дело – макроэкономическая ситуация в стране, в отдельно взятом регионе и у каждого предприятия или частного лица в отдельности.

 

2014-й: ставки сделаны!

Говорят, прогнозы – дело неблагодарное. Но прогнозы – это своеобразные ориентиры, без которых двигаться вперед очень сложно. Примечательно, что прогноз ОАО «АСМ-холдинг» на 2014 г. предусматривает падение суммарных объемов выпуска грузовиков на 3 %, до 195 тыс. ед. Просадка отечественных машин может достичь почти 8 тыс. ед. (до 163 тыс. ед.). Производство грузовых иномарок с маркировкой «Сделано в РФ», напротив, ждет рост без малого на 2 тыс. ед., до 32 тыс. ед. При этом доля зарубежных брендов российской сборки по отношению к грузовикам отечественных марок должна вырасти с 14,9 до 16,4 %. Импорт новых и подержанных автомобилей будет неуклонно падать.

Производство автобусов тоже ждет «усушка и утруска» как по общему количеству, так и по отдельным группам транспортных средств. Например, суммарное падение выпуска пассажирских машин оценивается прогнозным значением более чем в 2 %. При этом выпуск микроавтобусов будет расти, а изготовление автобусов большого и особо большого класса – снижаться. Более того, в структуре строящихся лайнеров намечается тенденция уменьшения количества российских моделей на фоне прироста иностранных брендов. Если два года назад доля иностранных моделей в общем объеме производства в РФ составляла 17,3 %, то в минувшем году она выросла до 22 %, а по оценкам экспертов, в 2014-м составит и вовсе более четверти всех выпущенных автобусов – на уровне 27,4 %. В любом случае рынок-2014 будет существенно отличаться от рынка-2013.

 

Рынок грузовых автомобилей в России, тыс. ед. (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

 

Категория транспортных средств

2012

2013 оценка

2014 прогноз

Всего продаж, включая легкие грузовики

(динамика, %)

359,92

(+9,5)

306,4

(–14,9)

291,0

(–5,0)

В том числе:

 

 

 

- отечественные модели

162,63

159,5

154,0

- иностранные модели

197,29

146,9

137,0

В том числе:

 

 

 

- произведенные в России

28,76

29,5

40,0

- импортные новые

150,43

108,5

93,0

- импортные подержанные

18,1

8,9

4,0

 

Производство автобусов в России, тыс. ед. (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

 

Категория транспортных средств

2012

2013 оценка

2014 прогноз

Всего, включая микроавтобусы

(динамика, %)

57,25

(+32,0)

54,73

(–4,4)

53,6

(–2,1)

Из них микроавтобусы

33,14

29,62

33,7

В том числе:

 

 

 

- отечественные модели

47,37

42,68

38,9

- иностранные модели

9,88

12,05

14,7

 

Продажи автобусов в России, тыс. ед. (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

 

Категория транспортных средств

2012

2013 оценка

2014 прогноз

Всего продаж, включая микроавтобусы

(динамика, %)

69,19

(+14,0)

66,1

(–4,5)

62,8

(–5,0)

В том числе:

 

 

 

- отечественные модели

43,69

41,5

39,0

- иностранные модели

25,5

24,6

23,8

В том числе:

 

 

 

- произведенные в РФ

9,98

16,5

17,0

- импортные новые

12,35

7,83

6,7

- импортные подержанные

3,17

0,27

0,1