Автобизнес "Экономия топлива: правда и лукавство"


  

С выпуском новой модели едва ли не каждый производитель грузовиков заявляет, что топливная экономичность улучшилась на несколько процентов. Но если бы так было на самом деле, расход ДТ на траках давно бы сравнялся с расходом на легковых авто, но этого не случилось. Правда заключается в том, что добиться реальной экономии можно только путем принятия комплексных мер. При этом нужно нести дополнительные расходы на покупку оборудования, обучение персонала и контракты на обслуживание сложных электронных устройств. И такие бизнес-решения работают не только за рубежом, но также в России и странах СНГ.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Обещать – не значит жениться

Боясь получить судебные иски, производители подвижного состава стали осторожнее в формулировках. При описании нового продукта они уже не оперируют безапелляционными утверждениями, а делают фразы более обтекаемыми.

Например, в фирменном буклете не утверждается, что такая-то модель потребляет топлива на 5 %  меньше предшественницы. Зато отмечается: топливная экономичность улучшена до 5 % . Улавливаете разницу? Т. е. расход ДТ может быть снижен, а может и нет, попробуй потом докажи, что дело в самом грузовике, а не в водителе, дорожных условиях и т. п.

Недавно мне довелось пообщаться с владельцем одной из крупнейших транспортных компаний, осуществляющих доставку грузов в/из Уральского региона и Юга России в центральную, северо-западную часть страны и Европу. Я поинтересовался: на основе опыта приобретения магистральных тягачей одной и той же марки на протяжении более 10 лет можете вы отметить, насколько снизился расход дизтоплива? Знаете, каким был ответ?! Несмотря на то, что компания откатала уже три поколения грузовиков одной марки и теперь приобрела тягачи четвертой генерации, расход как был на уровне 32–34 л/100 км, так и остался. Это при том, что сменились сотни водителей, лучше стали дороги и качество солярки, используются средства объективного контроля.

Действительно, сегодня недостаточно рассчитывать на то, что только сам грузовик, пусть даже суперсовременный, позволит свести к минимуму затраты на топливо. Важную роль играет подготовка водителя, хотя и это не панацея от лишних расходов. Справедливости ради отметим: человеческий фактор – ключевое звено в данном процессе. Что же касается производителей, то они предлагают собственные бизнес-решения, направленные в помощь владельцам транспортных компаний. У Renault Trucks такая программа называется Opti Fuel, у Volvo Trucks – Fuel Advice и т. д. Чтобы разобраться, в чем соль данного коммерческого предложения, я посетил семинар по Fuel Advice – новой услуге консультирования перевозчиков по топливной эффективности.

 

 

Старший инженер-аналитик ЗАО «Вольво Восток» Сергей Радьков

Есть, за что бороться

Борьба за снижение транспортных расходов существует с самого начала коммерческого использования автомобиля. За последнее десятилетие она приобрела особый смысл. Мировой финансовый кризис больно ударил транспортников под дых, и кто-то даже продал или перепрофилировал свой бизнес.

Обратить пристальное внимание на экономию дизтоплива бизнесменов обязывают низкие ставки фрахта, дорогой подвижной состав, жесткие условия финансирования в рамках тех же договоров лизинга, увеличение автопарка и ужесточение конкуренции. Некоторые операторы даже идут на риск, формируя мультибрендовый парк и в дальнейшем оставляя в нем только технику с минимальными эксплуатационными затратами.

Почему потреблению топлива уделяется столько внимания? Да потому что это наиболее затратная часть всех расходов. Исследования показывают, что на коммерческом транспорте «аппетит» машины более чем на треть (на 35 %) зависит от манеры вождения сидящего за рулем. В то же время, от 20 до 40 %  затрат автопарков составляют отчисления денег на закупку дизтоплива. Стоимость 1 л ДТ за минувший год выросла более чем на 10 % . В разное время на АЗС встречалась сезонная «солярка» стоимостью от 19,60 до 32,20 руб. При этом на ряде российских АЗС реальный недолив составляет от 5 до 10 % . Компании даже ведут черные списки (стоп-листы) нечестных заправок. И у датчиков в топливных баках есть погрешность.

На фоне замороженных ставок фрахта, резкого уменьшения количества заказов на перевозки грузов, выросших штрафов и увеличения числа ограничений проблема приобретает поистине чрезвычайное значение. Конкуренты расслабляться друг другу не дают: на международных маршрутах поджимают польские, литовские, белорусские коллеги, а на внутренних российских демпингуют частники-одиночки. Порой «дикие» дальнобойщики везут груз на грани рентабельности – лишь бы не стоять и хоть что-то заработать для семьи. Солидные перевозчики позволить себе такую вольность не могут, и пытаются выжить, принимая заказы из тех регионов, с которыми раньше дел не имели. И отсрочка платежа за перевозку на три месяца для многих становится если не фатальной, то критической: по сути, перевозчики кредитуют товароотправителей.

В таких условиях подготовка кадров играет особую роль, а курсы повышения водительского мастерства и повышения топливной эффективности не кажутся непозволительным барством.

 

Содержание курсов «ликбеза»

У каждого производителя грузовиков существует свой подход к проблеме повышения топливной эффективности. Но суть современных европейских решений один и тот же: электронный контроль за параметрами эксплуатации плюс анализ и советы экспертов. Разница кроется в нюансах.

Например, программа Fuel Advice действует по всей Европе, включая Россию, с весны прошлого года. До нее перевозчикам была доступна услуга Fuel Watch. К слову, это не единственный инструмент в арсенале повышения топливной экономичности Volvo Trucks – достаточно вспомнить акцию «Экономия в каждой капле» и продвижение транспортно-информационной системы Dynafleet. Зачем же понадобилось придумывать еще что-то?

Дело в том, что Fuel Advice является звеном в цепочке фирменной стратегии «Экономия в каждой капле». Для ее подключения необходимо наличие системы Dynafleet с пакетом «Топливо и окружающая среда». Сама услуга позволяет оценить качество работы водителя и выработать рекомендации по улучшению стиля управления автомобилем, а значит, и сокращения расхода топлива. Fuel Advice состоит из трех частей: ежемесячных отчетов по топливной эффективности (их четыре вида), портала с размещением информации для водителей (описание техники вождения, новейших разработок и опыта клиентов), персонального консультанта.

Система оценки действий сидящего за рулем Fuel Efficiency Score 100-балльная. Баллы начисляются с учетом количества торможений и остановок, времени движения на высшей передаче, использования круиз-контроля, продолжительности работы на холостом ходу. Кстати, холостой ход – бич российских водителей. Они не умеют, не могут или не хотят грамотно его использовать, допуская большой перерасход при работающем без нужды двигателе. Конечно, не нужно кидаться в крайности: важно соблюдать рекомендации завода-изготовителя и не забывать о безопасности, иначе возведенная в культ экономия топлива выйдет боком.

 

 

 

Магистральный тягач Volvo FH – хороший инструмент для оптимизации расхода топлива

 

Взрослые садятся за парту

Во время обучающего семинара, в котором я принял участие, всем раздали распечатки отчета системы Dynafleet Online по автопарку одного из перевозчиков Нижнего Новгорода, работающего в ЦФО. В нем значились три машины, и был дан подробнейший анализ за месяц эксплуатации на маршруте Москва – Казань. Данные приводились по грузовикам, а не по водителям, т. к. последние имеют привычку меняться.

В отчете содержалось 16 контрольных параметров, от затраченного времени, пройденного расстояния, общего и среднего расхода топлива до средней скорости движения, среднего числа остановок и торможений на 100 км пути. Ценным является то, что в распечатке приводятся другие важнейшие сведения: время работы в экономичном и неэкономичном режиме, время работы двигателя на холостом ходу и движения накатом, время использования круиз-контроля и движения с превышением скорости, время нагрузки двигателя и превышения нормы оборотов двигателя. Параллельно приводились рекомендации Volvo Trucks по конкретным параметрам.

Даже не имея специальной подготовки, я без труда определил лучшего и худшего водителя в подконтрольной тройке. Без аппаратуры таких данных точно не собрать, а помощь профессионального консультанта вообще становится неоценимой.

 

Экономить можно не только на магистральной, но и на строительной технике

 

Овчинка и выделка

Для достижения максимального результата в вопросах топливной экономичности эксперты Volvo Trucks рекомендуют проводить дополнительное обучение водителей два раза в год. Однодневный 8-часовой курс теории и практики стоит 5 000 руб. Стоимость услуги Fuel Advice составляет 1 000 руб. на одно транспортное средство в месяц. Проще говоря, в идеале затраты на одного сидящего за рулем перевозчика должны составлять 21 000 руб. (дважды по 5 000 руб., и по 1 000 руб. ежемесячно, минус один месяц на отпуск сотрудника).

Что дает применение Fuel Advice?

Практика показывает: после обучения водителя грузовика приемам эффективного вождения и применения услуги Fuel Advice реальной становится экономия топлива в объеме около 5 % . Что это означает в цифровом выражении? При годовом пробеге транспортного средства в 140 тыс. км, среднем расходе топлива в объеме 32 л/100 км и цене 32 руб. за 1 л ДТ затраты на горючее составят 1 433 600 руб. Экономия в размере 5 %  выльется в 71 680 руб. или по 6 000 руб. в месяц. Таким образом, в теории разница между затратами и экономией составит 50 680 руб. Неплохой резерв для формирования премиального фонда и материального стимулирования персонала. Как ни крути, получается, что овчинка стоит выделки!

У других производителей подвижного состава тоже есть эффективные инструменты, но они не бесплатные. Интуиция подсказывает, что чем больше парк компании, разношерстнее состав и подготовка водителей, тем выгоднее использовать услугу по повышению топливной экономичности. Но если в компании привыкли закрывать глаза на слив и продажу топлива водителями на трассе, если нет системы контроля расхода ГСМ, никакой технический прогресс не поможет. Ведь, как известно, спасение утопающего – дело рук самого утопающего!