Автобусный парк "Пассажирские новинки"


 

В 2014-й год российские и зарубежные производители автобусов вошли, имея в своей линейке не только новые двигатели и комплектации пассажирских машин, но и совершенно свежие модели. Многие из них были представлены в российской столице минувшей осенью. Мы совершим обзорную экскурсию по новинкам, чтобы понять: чем пополнился рынок пассажирских транспортных средств?

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Незаменимый «второй эшелон»

Наиболее многочисленная категория автобусных новинок – те, что созданы в России на шасси малотоннажников – так называемый «второй эшелон».

Живой интерес транспортного сообщества вызвали автобусы на базе «Газель NEXT» – 18-местный A63R42 и 19-местный A64R42, спроектированные самим ГАЗом. Они созданы для внутригородских и пригородных маршрутов. Отсюда – салон высотой 190 см, панорамное остекление, богатое базовое оснащение. Полукапотный кузов каркасного типа габаритной длиной чуть больше 6 м и шириной 2,2 м имеет высоту 2,72 м и посажен на рессорную подвеску. Дверей две: передняя служебная с электромеханическим приводом и задняя запасная на накладных петлях с ручным открыванием. Колесная база – 3 745 мм, передний свес – 875 мм. Передние тормозные механизмы дисковые, задние – барабанные. В моторном отсеке установлен дизель Cummins Евро-4 мощностью 121 л.с. и крутящим моментом 295 Н.м. Коробка передач – 5-ступенчатая «механика».

Откровением стал полноприводный микроавтобус ГАЗ-22177 «Соболь БИЗНЕС» на 6 и 10 пассажирских мест с низкой и средней крышей, бензиновым или дизельным двигателем. Отличительные особенности новой трансмиссии – подключаемый полный привод, карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), блокируемый дифференциал заднего моста. На шоссейных и грунтовых дорогах автомобиль может двигаться только на заднем приводе. А при необходимости проехать по песку, грязи, снегу можно подключить передний мост. Для преодоления тяжелого бездорожья служит понижающая передача и блокируемый дифференциал заднего моста ELocker производства американской компании Eaton. Машина в серии с ноября 2013 года.

СТ «Нижегородец» выпустило маршрутное такси модели 2227UU-704 на платформе IVECO Daily 50С14V CNG. Салон высотой 1,9 м рассчитан на 18 посадочных и 8 мест для стоящих пассажиров и снабжен сдвижной дверью с автоматическим открыванием. Сиденья с высокими спинками обиты велюром и перфорированной кожей. В задней части салона установлен независимый автономный отопитель и дополнительный бак. Трехлитровый двигатель работает на сжатом природном газе (метане) и стыкуется с механической 6-ступенчатой коробкой. В смешанном цикле расход топлива составляет 14,5 м3 газа на 100 км, что обеспечивает низкую себестоимость одного пассажирокилометра – 5,5 копеек! Немудрено, что новинку стали приобретать транспортные компании. Например, в августе прошлого года первые 10 газовых автобусов были поставлены в Магнитогорск предприятию ООО «Курорт-Транс».

Важная локальная премьера – дебют Mercedes-Benz Sprinter Classic российской сборки. Того самого, из Нижнего Новгорода. Мы о нем подробно рассказывали, поэтому просто напомним о богатом серийном оснащении. Оно включает адаптивную ESP, ABS, ASR, Airbag водителя.

Чуть больше года назад в Нефтекамске, Республика Башкортостан, началось серийное производство автобусов малого класса Marcopolo Bravis на шасси грузовиков КАМАЗ. Их выпускают на «КАМАЗ-Марко», совместном предприятии ОАО «КАМАЗ» и компании Marcopolo S.A. Пока на рынках России и СНГ такие автобусы в диковинку, но уже в 2016 г. СП намерено выйти на проектную мощность в 3 тыс. ед. в год.

Заметной премьерой стал выход 44-местного КАВЗ-4238 CNG на сжатом природном газе. Опытный образец курганского автобуса на 35–39 посадочных мест появился весной 2013 г., но к концу года модель прошла сертификационные испытания. Она оборудуется расположенными под полом пятью баллонами по 123 л, которые обеспечивают запас хода до 530 км. В оснащении предусмотрена автоматическая система пожаротушения, камеры заднего вида и обзора салона, TV-тюнер, DVD-проигрыватель, аудиосистема и сиденья с откидными спинками и столиками.

Под занавес года в серию пошел ПАЗ «Вектор». Этот представитель среднего класса ориентирован на пригородные и междугородные перевозки. Его характеризует новая агрегатная база: двигатель Cummins Евро-4, задний мост и передняя ось Dana с дисковыми тормозами, рулевой механизм интегрального типа и регулируемая рулевая колонка ZF, рабочее место Continental и система мультиплексного управления бортовым оборудованием с электронной комбинацией приборов.

 

 

«Школьник» на шасси «ГАЗель NEXT»

Иномарки и средний класс

Это и лайнеры для сочинской Олимпиады, и работающие на природном газе мидибусы, и другие пассажирские машины на импортном шасси.

Классический пример повышения спроса на автобусы среднего класса – «Ритмикс» от Volgabus. Причем модель с индексом 4298G8 работает на сжатом природном газе. Его потребляет китайский мотор YuChai Евро-4с искровым зажиганием. Запас голубого топлива хранится в трех баллонах по 123 л под полом салона и обеспечивает автономность до 400 км.

Сезон отмечен российской премьерой Mercedes-Benz Sprinter очередного поколения. В базовую комплектацию включены ESP, Airbags, адаптивные стоп-сигналы и система стабилизации при боковом ветре Crosswind Assist. Аудиосистему нового поколения можно подключать через Bluetooth. Для перевозчиков ценно то, что на заказ доступен навигационный комплекс Becker Map Pilot с картами российской территории и 7-ступенчатая автоматическая КПП 7G-Tronic Plus (в стандарте идет 6-ступенчатая механическая коробка Eco-Gear).

Одновременно три новых лайнера представила турецкая фирма Anadolu Isuzu Otomotiv: полунизкопольный городской CitiBus на 67 или 74 места при 17-27 сиденьях, междугородный NovoUltra с 27- или 29-местным салоном, городской NovoCiti на 41 или 55 пассажиров с числом посадочных мест от 16 до 25. На них установлены двигатели Isuzu мощностью 155 л. с. (NovoCiti), 190 л. с. (NovoUltra) и 204 л. с. (CitiBus). На последней модели применяется трансмиссия Allison, на других – собственного производства.

 

 

Газомоторный мидибус «Ритмикс» из г. Волжского

Большие и очень большие

Самые заметные дебютанты сезона – те, что были призваны обслуживать маршруты Сочи во время XXII Олимпийских Зимних Игр 2014 г. В их числе – 112-местный ЛИАЗ-5292.30 с двигателем Scania (275 л.с., 1283 Нм) Евро-4 и эксплуатационным ресурсом более 1 млн  км. На шасси Scania построен и ГолАЗ-5291 «Круиз» с 400-сильным мотором Евро-5 и багажными отсеками увеличенного до 10 м3 объема. В этом списке и 15-метровый 95-месный ГолАЗ-6228 «Вояж L» на скандинавском шасси с 310-сильным двигателем.

Минувшей осенью в российскую столицу прикатили 49-местный лайнер Setra S515HD ComfortClass 500 с 428-сильным двигателем Евро-6 и новой автоматизированной 8-ступенчатой КПП 250-8 PowerShift. Автобус оснащен системами активной и пассивной безопасности ESP, BAS, ASR, ART, ABA-2, ATAS. Его кузов отвечает самому жесткому стандарту на опрокидывание, который вступит в силу лишь в 2017 г. Объем багажных отделений без WC и спального места водителя достигает 9,7 м3, а с ними – на 1,2 и 1,6 м3 меньше.

Компания «НЕФАЗ», дочернее предприятие КАМАЗа, выпустила междугородный НЕФАЗ-5299 в рестайлинговом исполнении, а также полунизкопольные версии с дизельными и газовыми моторами.

 

 

VIP-шаттл от Esref Kaporta на базе Mercedes-Benz Sprinter

Презентуют минчане

Сезон-2013 показал, чем Минский автозавод попытается заинтересовать транспортных операторов России и стран СНГ в 2014-м. Упор сделан на три базовые модели автобусов: МАЗ-203965 с газовым двигателем, МАЗ-203058 и МАЗ-241.

Метановый МАЗ-203965 оснащен двигателем Mercedes-Benz M906 LAG EEV мощностью 279 л. с. и автоматической коробкой передач Allison T310R. Метана в баллонах на крыше должно хватать на 500 км без дозаправки. При 12 м габаритной длины общая вместимость составляет 90 мест, из которых 26 – для сидения. Его конструкция унифицирована с узлами и агрегатами дизельного «двести третьего». Опытный образец, показанный в сентябре 2013 г. в Москве, стал заявкой на создание целой линейки МАЗов, работающих на компримированном природном газе.

Дизельный МАЗ-203058 для городских перевозок тоже с заимствованным силовым агрегатом – MAN D0836 LOH64 Евро-5 мощностью 290 л. с. Коробка передач – ZF 6AP 1200B. Низкопольная конструкция позволила установить на средней накопительной площадке оборудование для перевозки людей с ограниченными возможностями передвижения. Кроме того, это хороший аргумент при поставках на экспорт.

МАЗ-241 создан для пригородных и междугородных перевозок. Не менее успешно он может использоваться для служебных и туристических поездок. Правда, в силу высокой конкуренции пробиться на российском рынке именно этой модели непросто.

 

 

 

 

Изготовленные в Китае

Новинок китайского производства в минувшем году было не так много, как до кризиса, но они заслуживают внимания.

Взять, например, междугородный Golden Dragon XML6127JR габаритной длиной 12,2 м. Он рассчитан на перевозку от 47 до 53 пассажиров, в распоряжении которых 5,5 м3 багажных отсеков, бортовой холодильник, автомат с питьевой водой, DVD с откидными экранами и кондиционер с функцией поддержания заданной температуры. Производитель комплектует автобус тремя вариантами двигателей Cummins: мощностью 290, 301 и 340 л. с. с максимальным крутящим моментом соответственно 1050, 1100 и 1425 Н.м. В конструкции используется сцепление Sachs, напольные педали тормоза и газа, 6-ступенчатая механическая КПП китайского производства. Цена лайнера – 4,5 млн  руб.

На полмиллиона рублей меньше стоит более компактный дебютант – Golden Dragon XML6957JR габаритной длиной 9,545 м. Его вместимость – 35,  37 или 39 пассажиров плюс водитель и его сменщик. Оборудование салона аналогично модели большого класса. На крыше установлен кондиционер без индивидуальной разводки, но с раздельным генератором. На выбор имеются два двигателя, тоже уровня Евро-4: с параметрами 230 л. с., 900 Н.м и 245 л.с., 925 Н.м. Трансмиссий две, и обе 6-ступенчатые «механики».

Сезон-2014 тоже обещает стать богатым на премьеры, и не только китайские. Первое подтверждение этому должен сделать международный автотранспортный фестиваль «Мир автобусов» в Коломне. Ждать осталось недолго – до 23–25 апреля 2014 г.