Обзор "Автокемперный отдых"


 

Валентин Ожго,

фото автора и производителей

 

Европа таким видом автодосуга начала увлекаться не менее полувека назад, Америка – с тридцатых годов прошлого столетия. Мы пока этому учимся. Рай в шалаше-палатке постепенно уходит в прошлое, уступая место более комфортным условиям для автотуристов…

Дачу на колесах заказывали?

Слово «автокемпер» (дом на колесах), вошло в наш обиход недавно, но уже стало привычным.  Автокемпер и буксируемый трейлерный домик на колесах постепенно становятся привычным атрибутом отдыха наших автотуристов. Правда, для них требуется дорога с твердым покрытием. Самоходные кемперы в основном имеют тот же клиренс, что и микроавтобусы, легкие коммерческие грузовики. Иногда дорожный просвет у них даже чуть меньше: увеличенная высота салона, спальная надстройка над кабиной, мебельная комплектация внутри прижимают машину к земле.

Цены на рынке кемперов пока не в пользу широкого автотуризма. К примеру, стоимость прицепа Hymer Sporting тянет минимум на 16 990 евро (≈747 276 руб.).   Впрочем, рынок предлагает и более доступные   варианты, в основном за счет бывшей в употреблении техники.

 

Кемпер является сезонным транспортным средством, хотя зимний автотуризм ему тоже по плечу, поэтому возраст в 5–7 или даже 10 лет при хорошем уходе для такого домика на колесах является «юношеским».

К примеру, ухоженный дачный прицеп Fendt Diamant 540 TG 10-летнего возраста на одноосном шасси с полной массой 1 600 кг (длина 7,2 м, ширина 2,3 м, высота 2,56 м) можно приобрести за 8 350 евро, т. е. ≈ 369 892 рубля. В салоне такого трейлера  есть  зона отдыха с П-образными диванами вокруг стола в кормовой части, два раздельных спальных места, навесная мебель и антресоли на глухой стене переднего борта, кухонный блок с мойкой, холодильником, тумбочками и 3-комфорочной газовой плитой, закрытый совмещенный санузел с рукомойником, душем, унитазом. Есть дополнительные багажные отсеки разного объема с внешней стороны, которые герметично закрываются откидными крышками и запираются на замки, а в передней части внешнего борта над дышлом есть румпельная стойка для крепежа двух велосипедов или другого груза. Оборудование салона зависит от пожеланий заказчика. Потому одна и та же модель может иметь разную цену, в зависимости от комплектации, ухоженности, износа и товарного вида.

 

Наши предприниматели больше присматриваются к шасси и кузову, которые являются главной ценностью трейлера. Их физический износ из-за сезонной эксплуатации минимален, что позволяет при необходимости уже растаможенный кемпер поставить в спецмастерской на переделку салона. Из «бэушного» салона убирается старая мебель, половое покрытие, сдирается обшивочная ткань или листовой материал. Остается только теплоизоляционная сэндвич-панельная основа. Потом делается салон с новой обшивкой, мебелью, атрибутикой. И, понятное дело, с новой ценой.

Предлагаемая палитра техники для комфортного отдыха автотуристов разнообразна по номенклатуре и производителям: Hymer, Knaus, Weinsberg, Tabbert, Dethleffs, Carthago, Concorde, Vario, Phoenix, Buerstner и другие. Практически каждый из производителей располагает обширной номенклатурной линейкой прицепных, самоходных кемперов, начиная от недорогих и заканчивая гламурными версиями. Практически все они предпочитают индивидуальные заказы «под клиента», когда каждая мелкая деталь прописана, согласована и ведется не конвейерная, а практически ручная сборка.

Правда, при созданном и приобретенном комфорте для путешествия у нас практически отсутствует инфраструктура для приема такой техники в местах отдыха. С появлением автокемпингов и мотелей количество владельцев транспортного «рая в шалаше» будет увеличиваться, но пока большинство таких площадок больше соответствуют парковке, чем кемпингу.

  Крым, к примеру, мог бы получать немалую прибыль от прибывающих автотуристов, но на всем побережье не отыскать специальных площадок для канализационного слива использованной воды или опорожнения биотуалетов. Зачастую владельцам кемперов вообще приходится отказываться от пользования туалетами внутри кемпера. К примеру, летом 2013-го на берегу Черного моря в палаточном городке возле города Южный для отдыхающих «дикарями» предусмотрели многое: бесплатно  подвозили пресную воду, контейнерные площадки для мусора регулярно убирали, но мест слива сточных вод из кемперов не предусмотрели. И так было практически на всем побережье.

 В Европе сегодня более 10 тыс. кемпингов и площадок с полной инфраструктурой обслуживания автотуристов и их кемперной техники.

 

 

 

 Рай в «автошалаше»

В автокемпере или прицепной даче на колесах предусмотрено все для полноценного отдыха. В зависимости от класса и модели есть отопление и газовая плита с духовкой, раковина, холодильник, мягкий уголок, горячее и холодное водоснабжение, душ, биотуалет. Для многодетных семей предусмотрены варианты с 2-ярусными кроватями.

В летний зной или зимнюю стужу корпус кемпера или прицепа-дачи держит заданный температурный режим благодаря особенностям применяемых теплоизоляционных материалов. Для зимнего путешествия автокемпер более удобен, он прогревается уже в ходе движения автомобиля, а вот трейлер по прибытию на место следует «раскочегарить». То же самое происходит и с горячим водоснабжением – оно здесь от бойлера. В Европе уже начали постепенный переход на самоходные дома на колесах разных размерных групп. У нас на рынке пока лидерство за прицепо-дачами, спрос на которые в Европе упал где-то на 30 %. На автокемперы (алковенмобили) он там вырос на добрых 20 %.

Слово «алковенмобили» в нашем лексиконе не встречается вовсе, хотя обозначает все тот же автокемпер на автомобильном шасси, но с нависающим спальным или багажным отсеком над крышей кабины. В основном там расположены спальные места. Как правило, такой отсек рассчитан на два места. В основном «домики на колесах» строят на базе небольших коммерческих грузовиков.

К настоящему времени самый большой парк кемперов имеет Германия. Родоначальник такого транспорта – немецкая компания Dethleffs, которая еще в начале 30-х годов прошлого столетия создала прицепной домик на колесах, служивший жилищем лесорубов, строителей, а позже и военных. Что касается самоходных кемперов, то первыми предположительно были финны.

У финнов интерес к таким транспортным средствам со временем как-то угас, а вот у американцев с развитием автопрома этот сегмент превратился в настоящую индустрию досуга. Тогда толчок дали доступные по цене автомобили Ford, с ростом продаж которых развернулось производство прицепных кемперных систем. По приблизительным подсчетам в 2013 г. почти каждая десятая американская семья владела кемпером.

Кемперы условно можно разгруппировать по классам А В, С и жилые минивены. Кемперы класса А, если не дворец, то близко к элитной даче, у них длина от 7 до 14 метров, масса такого дома колеблется от 7 до 20 тонн. О внутренней комплектации можно не говорить. Кемперы классов В и С габаритами, массой и убранством классом пониже.

К настоящему времени Америка держит первенство по роскошным автокемперам. В Европе исполинских кемперов немного, в основном они принадлежат корпорациям и крупным компаниям как мобильные комплексы для экзотического приема гостей или для обслуживания ведущих топ-менеджеров или владельцев.

 

 

 

 

Есть у эволюции начало, нет у эволюции конца…

В Германии в цене простота, практичность и максимальная отдача каждого квадратного дециметра внутреннего пространства салона.

Летом 2013 г. компания Knaus презентовала новое поколение прицепных кемперов CARAVISIO, которые ломают все общепринятые стереотипы и практически создают новую конструкторскую школу. Здесь налицо наработки из авиастроения, придающие трейлеру аэродинамические свойства. Это позволяет экономить на каждой сотне километров 1,5 литра топлива.

 К тому же на месте парковки и отдыха задний борт прицепа откидывается и превращается подмостки террасы, которая отделена от жилого блока полупрозрачной дверью. Она скрывает от внешнего мира все происходящее внутри и выполняет функцию экрана для просмотра программ спутникового ТВ, видеофильмом или фотографий.

 В группе самоходных машин по-прежнему популярны мобильные автокемперы категории Campingbus на шасси микроавтобусов. В основном это Mercedes Sprinter с высокой крышей. Распространены алковенмобили (Alkovenmobil) – легкие коммерческие автомобили на шасси малолитражных грузовичков Fiat Ducato или их аналогов. У европейских производителей кемперов шасси Fiat Ducato наиболее популярно.

Визуально Alkovenmobil отличается от версии Campingbus спальным отсеком над крышей. Они дешевле микроавтобусной базы, а рассчитаны на проживание как минимум шести человек. Правда, у них есть недостаток – плохая аэродинамика, что не позволяет держать высокий скоростной режим, затрудняет маневрирование в плотном потоке.

В ходу кемперы Teilintegrierter тоже на базе легких коммерческих грузовиков, у них нет спального отсека над крышей водительской кабины, как на алковенмобилях. Для управления трех перечисленных категорий самоходок достаточно прав категории «В», т.к. все они, за редким исключением, не превышают в снаряженной массе 3,5 т. Эта особенность делает популярными такие машины и у нас. Правда, есть на наших дорогах и дорогие автокемперы, классифицирующиеся у немцев как Integrierter. Они сделаны по принципу автобусов средней или большой размерной группы, когда кабина и салон интегрированы между собой и являют собой одно целое. Масса такого ТС превышает 3,5 т, но из-за малой пассажировместимости «автобусные» права здесь не нужны, достаточно категории «С», т. е. допуска для управления грузовыми автомобилями.

 

 У наших потребителей популярностью пользуются автокемперы на шасси Fiat Ducato, Mersedes Sprinter модели 313, 416 или 616. К примеру, кемпер Hymermobil S-Class 740 или 820 «сидит» на базе Mersedes Sprinter 616. У него максимальное количество мест для сидения во время движения – 4 человека. Столько же и спальных мест. Это может быть обычный диван, L-образный диван или софа.

Сантехнические отсеки в автокемперах миниатюрные, но вполне пригодные для принятия водных или других процедур. В моделях S-Class стоят 120 или 160-литровые резервуары для чистой воды. В машинах B-Star Line емкости могут быть на 70, 120 или 135 л. Кабина для принятия душа в моделях S-Class размера 83х63 см, а в B-Star Line-630 – 63х77 см. А вот «гальюн» почти квартирный – 1,22 кв. м (1,42 х0,86 м), унитаз пластиковый, что существенно влияет на полезную нагрузку всего шасси.

Автокемперы имеют в кормовой части сквозной багажный отсек с дверками по обоим бортам, куда можно втянуть даже небольшую лодку или двухколесный скутер. В зависимости от класса кемпера объем багажного отсека колеблется от 2 тыс. до 3,3 тыс. л. В прицепах-дачах стандартные багажные отсеки располагается в подкроватных нишах.

 

 

 И автокемперы, и прицепы-дачи дают автотуристам полную независимость: в любой момент можно переехать в другое место, меняя не только страну, но и климатическую зону. Мобильным туристическим приютам не страшны ни холод, ни жара. Автокемперы, конечно же, более практичны, т. к. правила дорожного движения запрещают перевозку людей в прицепах, поэтому весь «экипаж» необходимо размещать в тягаче. К тому же с прицепом на автомагистрали не очень разгонишься, а вот на автокемпере можно держать 100 и более км/ч. Правда, здесь тоже есть предел: автокемпер имеет большой «парус», и 110 км/ч для него тоже является почти что максимальным.

Есть еще один фактор, как бы аккуратно водитель не ехал, а резких торможений и маневрирования по полосам движения ему не избежать. Так что толчки от трейлера на тягач неизбежны, что уменьшает ресурс автомобиля.

  Специалисты отечественного рынка прогнозируют рост спроса на прицепы-дачи из-за их более низкой стоимости по сравнению с самоходками. Есть еще один фактор: располагающая капиталом часть населения предпочитает зарубежный отдых по турпутевкам, а для населения со средним доходом покупка «кемперной экзотики», тем более «с нуля», проблематична из-за высокой стоимости. В странах СНГ суммарное количество автокемперов и прицепов-дач не дотягивает даже до 4 тыс. единиц, а в Германии более 4 млн человек ежегодно совершают вояжи на автокемперах…