Обзор "Золотая середина"


 

Рынок коммерческого транспорта в России переживает не лучшие времена. Но даже в условиях падения темпов продаж новой техники легкий сегмент (полной массой до 3,5 т) не отмечен тотальным снижением объемов. В дилерские салоны продолжает поступать новая техника. Мы взяли на тест грузовую и пассажирскую версию свежеиспеченного Peugeot Expert и сравнили ее с конкурентами сегмента К1 – между «каблуками» и большими фургонами.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Объем продаж – не главное?!

Когда бизнесмены уверяют меня в том, что объемы продаж для них – не главное, они явно лукавят, и я им не верю. Но иногда именно такие заявления имеют право на жизнь, с одной пометкой: в текущий момент времени. Оказывается, говоря так, представители бизнес-сообщества имеют в виду воспитание покупательского вкуса (а значит, и спроса) с прицелом на перспективу. Ведь не было когда-то машин класса «Нивы» – комфортабельных хэтчбеков повышенной проходимости с полным приводом. Отсутствовали «паркетники», люксовые внедорожники, пикапы, остекленные фургоны и целые семейства других машин, которые зачастую занимали промежуточные рыночные ниши. То же самое справедливо и в отношении техники сегмента К1, который сегодня в прицеле нашего внимания.

В декабре 2013 г. российский рынок LCV получил пополнение в виде двух версий Peugeot: фургона Expert VU грузоподъемностью 1 000–1 200 кг и минивэна Expert Tepee вместимостью до 8 человек и с багажником до 520 кг. Они занимают промежуточное положение между французскими «каблуками» Peugeot Partner грузоподъемностью до 800 кг и фургонами Peugeot Boxer, перевозящими 1 400–1 900 кг. Но, несмотря на коммерческую привлекательность, торить дорогу к сердцам и банковским счетам покупателей будет непросто: именно у них в РФ мощные конкуренты немецкого, французского и корейского производства. Тем не менее, российское представительство рассчитывает продавать от 100 до 200 ед. таких машин в месяц. Для сравнения: лидер продаж в данном сегменте, Volkswagen ежемесячно реализует около 400 ед. техники.

Например, за 10 месяцев 2013 г. в сегменте К1 было отгружено 7 635 ед. новой техники, из которой более половины пришлось на VW Transporter – 4 435 ед. Вторую строчку с большим отставанием от лидера сбыта занял Hyundai H-1 – клиентам передано 979 ед. Первую тройку замкнул VW Multivan с результатом 964 автомобиля. И если Peugeot планирует продавать минимум по 100 машин ежемесячно, значит, он метит в призовую тройку, а то и вообще намерен занять второе место!

На первую тройку в сегменте К1 (VW Transporter, VW Multivan, Hyundai H-1) приходится более 85 % продаж. Кроме них одноклассниками считаются Mercedes-Benz Vito, Toyota Hi-Ace, Ford Torneo Custom и Renault Trafic. Между тем, доля данного сегмента среди коммерческих автомобилей составляет всего 5 %. Прямых конкурентов у Peugeot Expert в ценовом диапазоне до 1 млн руб. нет: фургон VU стоит от 899 тыс. руб., минивэн Tepee – от 999 тыс. руб., тогда как прайс-листы конкурентов – семизначные. Есть, правда, полный клон «француза» – Citroen Jumpy, но он показателями продаж не блещет…

 

 

Fiat Doblo Panorama хорош, но быстро теряет начальую стоимость

Молодость – сила!

С точки зрения свежести кузовных форм Peugeot Expert выглядит предпочтительнее многих конкурентов – фэйслифтинг проведен совсем недавно, хотя базовая европейская версия (до рестайлинга) появилась почти пять лет назад. Тем не менее, именно эта «подтяжка» выгодно отличает его от конкурентов, выпущенных ранее.

Новый Peugeot Expert предлагают с дизельными двигателями мощностью 90 и 120 л. с. (рабочий объем 1,6 и 2,0 л), 5- и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Это полностью отвечает потребительскому спросу в России, где 88 % всех продаж составляют дизельные версии, и только 12 % – бензиновые. По типу трансмиссий картина еще более однородная: 97 % автомобилей сегмента К1 выбирают с «механикой» и только 3 % с «автоматом». Даже у лидера сбыта – пассажирской версии VW Transporter и VW Caravelle доля в продажах с механической коробкой передач доходит до 82 %.

Фургон Expert VU доступен в трех типах кузова длиной 4,8 м и высотой 1,94 м, а также длиной 5,13 м с высотой 1,94 или 2,28 м. Колесная база короткой версии составляет 3,0 м, а длинной – 3,12 м. Грузоподъемность достигает 988 кг для короткой и 1 188 кг для длинной версии. При наличии багажника на крыше можно разместить груз массой до 170 кг. Объем отсека для груза отражен в значениях 5; 6 и 7 м3.

В базе у всех фургонов спереди двухместная банкетка для пассажиров и кресло водителя. На заказ ставят отдельное кресло пассажира. В стандарте нет перегородки между кабиной и грузовым отсеком, но на заказ она доступна, как и обшивка влагостойкой фанерой. В наличии 8 крепежных металлических колец, препятствующий смещению груза нижний бортик, сдвижная правая дверь и открывающиеся на 180º задние створки. За доплату они могут быть остеклены, снабжены электрообогревом и дворником. Пол может быть пластиковым или фанерным.

Expert Tepee имеет длину 5,13 м и высоту 1,94 м. В комплектации Active у него 9 сидений (включая водительское) и тканевый салон. В исполнении Allure 5 сидений (опционально – 6; 8 или 9) и велюровая обивка. Базовое оснащение очень скромное – даже кондиционера нет, а в первой партии машин для России отсутствует и бортовой компьютер! Зато в списке опций есть кондиционер для пассажиров второго и третьего ряда с индивидуальными блоками.

 

 

Белый короткобазный фургон Peugeot Expert- пример практичного минимализма

На фоне конкурентов

Автомобиль 2014 модельного года имеет переднюю независимую подвеску со стойками McPherson и стабилизатором поперечной устойчивости, а также заднюю полунезависимую U-образную с тягой Панара. Она хорошо отрабатывает неровности и не создает дискомфорта. А вот в заявленный расход топлива Expert не укладывается: в смешанном цикле и при полной загрузке он потребляет около 10 л/100 км, что выше паспортных данных. Впрочем, то же самое можно сказать и о его конкурентах. Сами производители объясняют это тем, что показывают параметр, который автомобиль может достичь при целом ряде дорожных, погодных и человеческих факторов. Отсюда и разница с заводскими значениями.

Основными соперниками фургона Peugeot Expert VU в российском представительстве Peugeot считают VW Transporter, Mercedes-Benz Vito (ключевые конкуренты), а также FIAT Ducato L1H1 и VW Caddy Maxi (конкурентное окружение). У пассажирской версии Expert Tepee такими являются VW Transporter, VW Caravelle и Renault Trafic, а также Ford Torneo Custom, Hyundai H-1 и Mercedes-Benz Vito.

В ходе тест-драйва за рулем нового Peugeot Expert довелось побывать не только в Москве, но также в Казани, Нижнем Новгороде, Владимире. Время суток было разное – от раннего утра, когда еще не рассвело, до позднего вечера, когда темень на дороге – хоть глаз выколи. Дорожные условия – от идеально ровного асфальта до участков ремонта  выбоин, плюс съезд на грунтовку. Да и с погодой был разносол: от солнечного неба до  снега с дождем.

Не скажу, что я в восторге от поведения автомобиля, но и упрекнуть его особенно не в чем. При полной загрузке 90-сильный двигатель объемом 1,6 л для быстрых обгонов слабоват, а 5-ступенчатая «механика» не способствует экономии топлива: на скорости 100–110 км/ч стрелка тахометра стремится к 3 000 об/мин, тогда как на «шестиступке» в тех же условиях она не пересекает рубеж 2 300 об/мин.

Растянутой как байдарке машине не хватает парктроника, особенно сзади. Металлическая защита масляного картера сильно съедает запас пространства над землей, и на неровностях вне асфальта нужно держать ухо востро. Честно говоря, в этом классе машин то же самое справедливо и применительно к ряду других представителей сегмента К1. И если уж выбирать транспортное средство не сердцем и эмоциями, а умом и трезвым расчетом, нужно просто сравнить его с аналогами других фирм. В приведенных здесь таблицах выделены лучшие значения. И они говорят о том, что на фоне именитых соперников французский вариант выглядит весьма убедительно. Он, может, и не лучший, но точно и не худший.

 

Портрет клиента

Эксперты составили портрет клиента, приобретающего автомобиль в рассматриваемом нами секторе К1. Это исключительно мужчины в возрасте 30–50 лет, из которых 82 % женаты и 64 % с детьми. Их привлекает возможность за один раз перевезти массу вещей и груза, включая холодильник, стройматериалы, домашнюю мебель, личные вещи. Определенный интерес есть для охотников, рыболовов и сторонников других видов активного отдыха. В случае с остекленным фургоном резон в выборе – способность перевезти большую компанию любителей пикников, офисных работников, родственников и друзей.

Девять из 10 покупателей грузовой версии – владельцы мелкого и среднего бизнеса. Клиенты пассажирской версии делятся в соотношении 60/40: большую часть представляет бизнес-аудитория (шаттлы в аэропорт, междугородние перевозки сотрудников), а меньшую – частники, выбирающие недорогой транспорт для перевозки большой семьи.

В сегменте, который на рынке часто называют «золотой серединой», в любом случае с появлением Peugeot Expert всем придется считаться: автомобиль не настолько «сер» и «неубедителен», чтобы его можно было игнорировать. Ну а что выбрать – каждый решает сам, в полном соответствии с индивидуальной системой ценностей. 

 

 Сравнение фургонов в классе К1

 

Сравниваемые параметры

Peugeot Expert VU L1H1

VW Caddy Maxi

VW Transporter

(короткая база, низкая крыша)

Длина, мм

4805

4876

4892

Ширина, мм

1895

1794

1904

Высота, мм

1942

1836

1990

Объем грузового отсека, м3

5,0

4,2

5,8

Грузоподъемность, кг

988

813

838

Рыночная стоимость, руб.

899 000

876 700

1 148 400

 

Сравниваемые параметры

Peugeot Expert VU L2H2

Mercedes-Benz Vito

VW Transporter

(длинная база, низкая крыша)

Длина, мм

5135

5238

5292

Ширина, мм

1895

1901

1904

Высота, мм

2276

1994

1990

Объем грузового отсека, м3

7,0

6,2

6,7

Грузоподъемность, кг

1188

1120

1070

Рыночная стоимость, руб.

1 029 000

1 319 000

1 437 500

 

Сравнение минивэнов в классе К1

 

Сравниваемые параметры

Peugeot Expert Tepee 1.6

Hyundai H-1

Renault Trafic

VW Transporter

Длина, мм

5135

5125

4782

4892

Ширина, мм

1895

1920

1904

1902

Высота, мм

1942

1925

1952

1970

Пассажировместимость, чел.

8

7

8

8

Рыночная стоимость, руб.

999 000

1 319 000

1 211 500

1 224 500

 

Сравнение расхода топлива фургонов в классе К1

 

Сравниваемые параметры

Peugeot Expert L1H1

Mercedes-Benz Vito

VW Transporter

Двигатель

1.6 HDi

2.0 HDi

2.1 CDI

2.0 TDI

Макс. мощность, л. с.

90

120

95

102

Макс. крутящий момент, Нм

180

300

250

250

Коробка передач

МТ5

МТ6

МТ6

МТ5

Разгон 0-100 км/ч, с

16,5

12,8

15,5

15,3

Расход топлива в городе, л/100 км

8,4

9,1

9,3

9,7

Расход топлива на трассе, л/100 км

6,6

6,3

6,6

6,5

Расход топлива средний, л/100 км

7,2

7,2

7,6

7,7

 

Сравнение расхода топлива минивэнов в классе К1

 

Сравниваемые параметры

Peugeot Expert Active

VW Caravelle

Renault Trafic

Hyundai H-1

Mercedes-Benz Vito

Двигатель

1.6 HDi

2.0 HDi

2.0 TDI

2.0 dCi

2.5 CRDi

2.1 CDI

Макс. мощность, л. с.

90

120

102

114

116

95

Макс. крутящий момент, Нм

180

300

250

290

343

250

Коробка передач

МТ5

МТ6

МТ5

МТ6

МТ5

МТ6

Разгон 0-100 км/ч, с

17,7

14,7

17,9

15,0

22,5

15,9

Расход топлива в городе, л/100 км

8,6

9,3

9,5

9,2

10,7

9,4

Расход топлива на трассе, л/100 км

6,8

6,5

6,1

6,8

6,9

6,7

Расход топлива средний, л/100 км

7,5

7,5

7,3

7,7

8,3

7,7