Подвижной состав "КАМАЗы XXI века "


 

 

Почти 40 лет Камский автозавод выпускал хорошо узнаваемые во всем мире грузовики. С конца прошлого года на конвейере в Набережных Челнах появились автомобили, созданные в партнерстве с Daimler Trucks. Их главные отличия от предшественников – более просторная кабина и импортная агрегатная база. Первым в серию пошел двухосный магистральный тягач М1842 (по старой индексации – КАМАЗ-5490). Во втором полугодии перевозчикам будут доступны другие представители свежего модельного ряда: седельный и бортовой тягач с колесной формулой 6х4 и автосамосвал 6х6.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Долой тесноту!

Для середины 70-х и 80-х бескапотный КАМАЗ был великолепен. Он выглядел современно и отвечал требованиям грузоперевозчиков всей страны и даже ряда зарубежных государств. Но время шло, а каркас кабины не менялся. Росли требования к эргономике, экологическому классу, агрегатной базе, а конструкция машин из Набережных Челнов, по сути, не менялась. Неудивительно, что завод стали ругать, прежде всего, за отсутствие современной просторной кабины на моделях для межрегиональных и международных перевозок. Если на коммунальной и строительной технике с узким «скворечником» еще можно было мириться, то при доставке грузов на большие расстояния отсутствие полноразмерного спального места, высокой крыши и дополнительных вещевых боксов было настоящей головной болью дальнобойщиков.

КАМАЗ много лет пробовал решить проблему малой кровью, находясь в поиске фирм, готовых дать лицензию на производство своей кабины. Например, в конце 80-х состоялась попытка посадить на камазовское шасси кабину от финской Sisu SM. В 90-е на челнинскую платформу в порядке эксперимента нахлобучили «голову» от голландского DAF 95. В середине 2000-х на базе перспективного семейства появилась кабина MAN TGA. В качестве альтернативы рассматривался и бюджетный вариант от Shaanxi (лицензионная версия MAN F2000). Но проекты не получили поддержки и остались всего лишь «пробой сил».

В недавнем прошлом заводчане пробовали заказать кабину у южнокорейской инжиниринговой фирмы DMEC. Она получилась красивой, но осталась опытной. Не забыты и потуги в ее разработке собственными силами. В итоге выбран промежуточный вариант: новому семейству «прописали» перелицованную кабину Mercedes-Benz Axor. Правда, это не панацея на все времена: соглашение с Daimler Trucks предусматривает поставку 20 тыс. каркасов кабин. Что будет дальше – сказать трудно. Впрочем, повода для серьезного беспокойства нет: этого количества хватит на два года – 2014-й и 2015-й, а в 2016-м должен состояться полномасштабный переход на новый модельный ряд, скорее всего, с собственной новой кабиной.

Упоминание так называемой «корейской кабины» у руководства КАМАЗа вызывает раздражение. Комментируя эту тему, генеральный директор Сергей Когогин недавно отметил, что предприятию нужны кабины шириной и 2 350 мм, и 2 500 мм. С первой найден самый простой вариант – взята даймлеровская кабина модели Axor. Более широкая версия нужна для модельного ряда «4308», и ее можно создавать как с «Даймлером», так и самостоятельно. В любом случае кабина шириной 2500 мм проектируется КАМАЗом. У нее будет оригинальный дизайн и новый интерьер.

Первые шесть каркасов «аксоровских» кабин были собраны на прессово-рамном заводе КАМАЗа из комплектующих Daimler в декабре 2013 г., а всего до Нового года сварили 45 каркасов. Если старая кабина варится на автоматических линиях, где рабочие только закладывают детали, то новая линия полностью ручная. Планируемый объем производства – 11,5 тыс. в год. На потоке три вида высоких кабин для магистрального тягача: с двумя спальными полками, с одним спальным местом и без спального места. Для других типов грузовиков предусмотрен выпуск кабин с низкой крышей, одним спальным местом и без него. Новые кабины нельзя отправлять по подвесному толкающему конвейеру, и их будут возить на участок сборки автомобильным транспортом.

 

Что за новым фасадом?

Визитная карточка магистрального тягача нового поколения – большая кабина. Ее главное достоинство не столько в современном дизайне, сколько в увеличенном внутреннем пространстве и улучшенной эргономике. Расстояние от пола до потолка в высоком варианте такое же, как на версии L у Axor с двумя спальными местами– 1 910 мм, а внутренняя ширина – 2 000 мм. На кабине с низкой крышей и одной полкой внутренняя высота 1 510 мм.

Над ветровым стеклом встроены закрывающиеся вещевые отсеки, рядом –цифровой тахограф и автомагнитола. В крыше расположен вентиляционный люк с электроприводом. Место для отдыха габаритами 2 040х645 мм не предел мечтаний дальнобойщика, но для региональных перевозок вполне подходящее. У изголовья со стороны водителя есть пульт управления освещением, люком и предпусковым жидкостным подогревателем. Под кушеткой есть выдвижной бокс. По бокам находятся две ниши для сменной обуви, верхней одежды, постельного белья и запаса продуктов.

По периметру кабины много светло-серого пластика. Немецкие кресла Grammer на пневмоподвеске снабжены подогревом и откидным подлокотником. Комфортную среду создает штатный кондиционер. Радует обилие открытых кармашков, полочек и утопленных держателей чашек. Наличие фирменной эмблемы с несущимся мустангом в ступице четырехспицевого рулевого колеса не может ввести в заблуждение: перед нами кнопочная «баранка» от Mercedes-Benz. Инструментальная панель с приборами от Continental Automotive загнута к сидящему за рулем. Клавиши и кнопки сгруппированы в удобной зоне. В общем, почти «Европа».

 

Магистральный двухосник М1842

Первым в новой линейке путевку в жизнь получил магистральный КАМАЗ М1842 (по старой индексации КАМАЗ-5490). Новый индекс адаптирован к международным стандартам, что призвано упростить продвижение продукции на зарубежные рынки сбыта. Первый серийный экземпляр собрали еще в октябре, а всего до Нового года с заводского конвейера сошли 96 таких тягачей. В 2014 г. планируется выпустить 2 тыс. М1842, способных перевозить до 60 т груза. Кстати, машины первой партии были раскуплены еще до схода с конвейера.

Непривычный для КАМАЗов индекс М1842 читается так: «М» «магистральный», 18 – полная масса в тоннах, 42 – мощность двигателя в «лошадиных силах», которую нужно умножить на 10 (т. е. 420 л. с.). У магистральника 6-цилиндровый рядный дизель Mercedes-Benz OM 457LA мощностью 428 л. с. уровня Евро-5. В перспективе его сменит мотор собственного производства. С прицелом на такую рокировку новую кабину посадили на раму, приподняв на 30 мм и сместив вперед на 35 мм. В результате кроме рядной мерседесовской «шестерки» в моторный отсек можно упаковать и камазовскую V-образную «восьмерку».

На магистральном тягаче применяется 4-точечная пневмоподвеска кабины, электропривод механизма ее опрокидывания, ведущий гипоидный мост Daimler HL6, дисковые тормоза всех колес и два топливных бака по 400 л. Серийно идет 16-ступенчатая механическая коробка передач ZF 16S 2221 с интардером, как опция – 12-ступенчатая автоматизированная КПП ZF AS-Tronic. Седельно-сцепное устройство Jost литое, с двумя степенями свободы. Диаметр сцепного шкворня – два дюйма (50,8 мм).

Серийно применяется пневматическая подвеска ведущего моста с системой контроля уровня платформы ECAS. Она позволяет изменять положение рамы относительно уровня земли, что значительно облегчает и ускоряет сцепку и расцепку. Достойным является и набор современных систем: тягач оснащен электронными тормозами EBS, программой стабилизации ESP и противобуксовочной ASR.

Как дополнительное оборудование предлагаются аэродинамический комплект (верхний спойлер и боковые обтекатели), предпусковой подогреватель, датчик критического износа тормозных накладок, электронный тахограф, радиоприемник с USB-разъемом и способностью воспроизведения файлов МР3.

 

Т2642 и Т2640: трехосники для регионов

Индекс КАМАЗ Т2642 (ранее КАМАЗ-65206) означает: транспортный автомобиль полной массой 26 т с двигателем мощностью 420 л.с. Он будет доступен с низкой крышей и одним спальным местом. Сфера применения – региональная доставка грузов, транспортировка нефтепродуктов и строительный сектор.

Двигатель Mercedes-Benz такой же, как на магистральном тягаче, но коробка передач ZF – только механическая 16-ступенчатая. Ведущие мосты производства Daimler или Dana с гипоидной главной передачей высокой грузоподъемности (10 т). Перечень электронных систем и дополнительного оборудования такой же, как на флагмане. Правда, объем двух емкостей для ДТ скромнее – по 300 л.

Техническое оснащение практически такое же, что не на седельном, а на бортовом тягаче с тентом КАМАЗ Т2640 (КАМАЗ-65207). Разница кроется в нюансах. Например, в другой настройке мощности двигателя: здесь на 27 «лошадок» меньше, и пик крутящего момента на 10 Нм ниже. Топливный бак всего один, 400-литровый. Заднее тягово-сцепное устройство Orlandi GE506AO имеет шкворень диаметром 50 мм.

Погрузочная высота бортовой платформы составляет 1 280–1 480 мм, высота трехсекционных металлических бортов – 750 мм. Вместе с тентом «ростовой» габарит составляет 3800 мм, но он может достигать и законодательно допустимых 4 000 мм. Задний противоподкатный брус ограничивает угол съезда до 12º, длинная колесная база в 5100/1440 мм уменьшает угол геометрической проходимости. Подразумевается, что автомобиль будет эксплуатироваться на дорогах с твердым усовершенствованным покрытием, а не на ухабистых грунтовках.

 

К3340: самосвал со всеми ведущими

Полноприводный самосвал модели К3340 (КАМАЗ-65802) комплектуют низкой кабиной с одним спальным местом. «К» в индексе означает «тяжелый», а не «карьерный», как говорят в среде перевозчиков. Цифровой набор отображает полную массу в 33 т и силовой агрегат с отдачей в 400 л.с. Кстати, он не мерседесовский, а камазовский. Здесь экологический класс не Евро-5, а Евро-4, что для строительной техники в РФ вполне приемлемо.

По данным производителя, система питания Common Rail позволила добиться снижения топливного аппетита на 5 % и увеличить межсервисный пробег на 10 %. Уровень шума работающего двигателя снижен на 2 дБ, а ресурс увеличен на 10 %. В общем, конкурентоспособность челнинских грузовиков растет буквально на глазах.

Машину оснащают механической не синхронизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF 12 AS 1931 с автоматизированным управлением. Решение почти европейское. Ведущие мосты от Daimler (передний AL7 и задние HL7/ HD7 высокой грузоподъемности – 13 т). Подвеска на стальных параболических рессорах, причем передняя – обновленная, с улучшенными рабочими характеристиками и увеличенным сроком службы. Из бортовой электроники применяются антиблокировочная система ABS и противобуксовочная ASR. Есть автономный воздушный отопитель – сухой фен Eberspächer.

Автосамосвал К3340 (65802) прямо с завода поставляют в комплектном виде. Шасси со всеми ведущими колесами «женят» с самосвальной установкой НЕФАЗ. Кузов с задней разгрузкой объемом 12 или 16 м3 с овальным сечением оборудован устройством дистанционного управления открыванием и закрыванием тента. На машине 350-литровый топливный бак и барабанные тормозные механизмы спереди и сзади. Из-за полного привода у «строителя» внушительный габаритный радиус поворота – 11 м, зато дорожный просвет выше, чем у любой из моделей нового семейства – 290 мм.

 

«Секреты» на посошок

Расчетный ресурс магистрального тягача составляет 1 млн. км, розничная цена – от 2,9 млн. руб. Как сообщалось, сейчас его комплектуют двигателем Mercedes-Benz, но позже (очевидно, не ранее 2016 г.) появится и свой собственный. Автоматизированная КПП ZF AS-Tronic в качестве опции будет доступна только со второго полугодия текущего года. С этого же времени начнутся и отгрузки заказчикам всех версий, кроме магистрального тягача, который уже есть в дилерских салонах.

КАМАЗ намерен совершенствовать продукцию по мере развития нового семейства. В частности, «выставочные» фары с «глазками» прожекторного типа будут заменены на полноценную оптику с прозрачными рассеивателями. Рычаг автоматизированной коробки «переедет» с моторного тоннеля на правый подрулевой переключатель. Но есть и вещи, которые на нынешнем варианте кабины MB Axor останутся неизменными, например, расположенный только с левой стороны наружный вещевой ящик.

С пылу с жару новые КАМАЗы могут страдать «детскими болезнями», но завод предпринял все меры, чтобы их исключить. Скажем, в целях повышения надежности и устранения подтеков масла и запотевания ряда агрегатов взамен российских манжет применяются импортные. Впрочем, доказать свои преимущества новый модельный ряд сможет только в условиях реальной эксплуатации. А за перевозчиками дело не станет – они давно присматривались к опытным образцам и готовы принять новинку Камского автозавода как инструмент ведения транспортного бизнеса.

 

 

Технические характеристики нового модельного ряда КАМАЗ

 

Параметры моделей КАМАЗ

Седельный тягач (4х2)

Седельный тягач (6х4)

Бортовой тягач (6х4)

Самосвал (6х6)

Новое обозначение

М1842

Т2642

Т2640

К3340

Старый индекс

КАМАЗ-5490

КАМАЗ-65206

КАМАЗ-65207

КАМАЗ-65802

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

6090

7270

10600

7970

Ширина/ по зеркалам, мм

2500/ 2950

2464/ 2950

Высота по кабине/ спойлеру (тенту), мм

3395/ 3745

3030

3100 (4000)

3440

Колесная база, мм

3570

3300/ 1440

5100/ 1440

3600/ 1440

Передний/ задний свес, мм

1475/ 1035

1475/ 1055

1475/ 2585

1475/ 1455

Колея передних колес, мм

2040

2005

Дорожный просвет, мм

220

190

290

Высота ССУ, мм

1100

1300

Угол въезда/ съезда, град.

13/ 28

17/ 38

17/ 12

28/ 27

ВЕСОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ И НАГРУЗКИ

Снаряженная масса, кг

- нагрузка на переднюю ось, кг

- нагрузка на задний мост, кг

7900

5300

2600

9325

4800

4525

11000

4900

6100

13950

5950

8000

Нагрузка на ССУ/ грузоподъемность, кг

10550

16650

15000

13550

Полная масса, кг

- нагрузка на переднюю ось, кг

- нагрузка на задний мост или тележку, кг

18600

7100

11500

26000

7000

19000

27500

7500

20000

Буксируемый прицеп, кг

36100

34600

14000

20000

Полная масса автопоезда, кг

44000

40000

47500

ДВИГАТЕЛЬ

Модель и экологический класс

Mercedes-Benz OM 457 LA Евро-5

КАМАЗ-740.73-400 Евро-4

Тип

Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением

Число и расположение цилиндров

6, рядное

8, V-образное

Рабочий объем, л

11,97

11,76

Максимальная мощность, л. с./ об/мин

428/ 1900

401/ 1900

400/ 1900

Максимальный крутящий момент, Нм/ об/мин

2100/ 1100

2000/ 1100

1764/ 1300

ТРАНСМИССИЯ

Модель КПП

ZF 16S 2221 или ZF 12AS 2131

ZF 16S 2221

ZF 16S 2220 TD

ZF 12S 1931

Тип КПП

Синхрониз. 16-ступ., несинхрониз. 12-ступ.

Синхрониз. 16-ступ.

Несинхрониз. 12-ступ.

Управление КПП

Механич. дистанц. или автоматизир.

Механическое дистанционное

Автоматизир.

Тип сцепления

Диафрагменное, однодисковое

Привод сцепления

Гидравлический, с пневмоусилителем

Тип главной передачи

Гипоидная

Коническая

Передаточное отношение главной передачи

3.077

3,73 (Daimler) или 3,70 (Dana)

5,143

ТОРМОЗА, КОЛЕСА И ШИНЫ

Привод тормозов

Электропневматический

Пневматич.

Тип передних/ задних тормозов

Дисковые/ дисковые

Барабанные/ барабанные

Тип шин

Пневматические, бескамерные

Размер дисковых колес

9.00-22.5

8.5-20

Размер шин

315/ 60 R22.5

315/ 80 R22.5

12.00 R20

СИСТЕМА ПИТАНИЯ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Число и объем топливных баков, л

2х400

2х300

400

350

Бортовое напряжение, В

24

Аккумуляторы, В/Ач

2х12/ 190

Генератор, В/Вт

28/ 2000

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОПОЕЗДА ПОЛНОЙ МАССЫ

Максимальная скорость, км/ч

110

90

90

90

Угол преодолеваемого подъема, % (град.)

18 (10)

18 (10)

25 (12)

30 (13,5)

Внешний габаритный радиус поворота, м

8,5

9,5

11,0

11,0