Спецобзор "Эй, вы там, наверху!"


 

Валентин Ожго,

Фото автора и производителей

 

Автовышки  решетчатого, коленчатого, телескопического или же комбинированного исполнения стрелы и разной конфигурации грузопассажирской корзины в своем развитии так быстро совершенствуются, что наши хозяйственники едва успевают следить за техническими новинками…

Курсом на совмещение

Эра классического подъемника с одной операционной функцией в среде грузопассажирских подъемных машин завершилась. Они  по-прежнему на пике популярности, востребованы, но некоторые наши ведомства уже стремятся заполучить двух, а то и трехоперационную установку.  Энергетикам для полевых выездов на объекты потребовалась многофункциональная надстройка колесного шасси. Так с легкой руки разработчиков Алапаевского завода манипуляторов, более известного сейчас как «АЗМ-Стройдормаш», появилась автовышка МКМ-200 на шасси автомобиля «Урал» с дополнительными функциональными возможностями кран-манипулятора и буровой установки.

Это не новинка, поскольку выпуск такой спецтехники алапаевцы начали еще весной 2010-го. Первыми заказчиками таких машин выступили энергетики Министерства Обороны РФ. Позже к ним присоединились гражданские энергетики. Для ходовой базы использовано как шасси «Урал-4320», так и КАМАЗ-43114 с другими модельными аналогами. В прошлом году линейка такой спецтехники пополнилась моделью МКМ-70 на более легкой колесной базе ГАЗ-33081. Машину в условиях межсезонья сразу же протестировали энергетики Алапаевсего и Туринского РЭСов МРСК Урала. Полевая эксплуатация началась на объектах со снежным покровом, высота которого достигала 60 и более сантиметров.

 Эта машина вначале бурила ямы под опоры линии ЛЭП, сама же их поднимала и ставила, а потом монтажники с помощью подъемника монтировали наверху из грузопассажирской корзины кронштейны для натяжки проводов. Правда, рабочие характеристики этого универсала уступали предыдущей модели.

Если у «двухсотки» максимальная высота подъема люльки на головке телескопической стрелы составляет 13,5 м, то у «70-й» модели она на 2 метра меньше. Аналогично происходит и в максимальном вылете стрелы, где имеется 9,6 и 7,7 м  соответственно. У люльки подъемника на «ГАЗоновском» шасси грузоподъемность составляет 150 кг, что на центнер меньше, чем у МКМ-200.

Однако это достоинств новичка МКМ-70 не уменьшило. Во-первых, шасси ГАЗ-33081 менее габаритное и машина с такой надстройкой маневренней. Во-вторых, автоподъемник с такими габаритными размерами легче по массе и не такой энергоемкий, как тот же «Урал» или КАМАЗ. Потому к новичку сразу начали  присматриваться не только энергетики, но и связисты, дорожники, коммунальные службы. Этот универсальный автоподъемник помимо установки, замены опор, обслуживания приборов уличного освещения, может использоваться на операциях по кронированию деревьев, монтажу рекламных щитов и т. д.

 У МКМ-70 благодаря рабочим характеристикам вырисовывается хорошая перспектива. На тестовых испытаниях  этот «подъемник-кран-буровик» легко оперировал на погрузочно-разгрузочных и монтажных операциях с 11-метровыми бетонными и деревянными опорами. При этом он, не меняя инструментария, бурил под опоры вертикальные лунки глубиной до четырех метров и даже наклонные скважины для установок подкосов, поскольку узел бура может в операционном режиме смещаться под углом 70…45º к горизонту.

Интерес к МКМ-70 был подогрет на прошлогодней выставке СТТ, где он дебютировал после тестов у энергетиков. При  небольшом возрастании стоимости относительно однооперационных подъемников эта машина попутно может выполнять еще две функции. Впрочем, с учетом транспортных возможностей перевозки в кузове материалов, оборудования и других грузов можно оправданно добавить еще одну. С учетом этого даже специалистам трудно вывести правильную ранжировку функций такого спецавтомобиля. Сказать, что это автоподъемник и потом уже кран-манипулятор или ямобур не получится, поскольку обидятся энергетики, для которых основным рабочим атрибутом здесь будет кран и бур, а потом уже подъемник. Для коммунальщиков же наоборот, грузопассажирская люлька будет основным операционным инструментом, а остальные – вспомогательным. И так практически по любому ведомственному применению, когда что-то первоочередное, а что-то – второстепенное, но тоже нужное. Связисты, энергетики и коммунальщики попросту купились на «операциониста широкого профиля», которому гарантирован круглогодичный цикл работы

 

 От малого до великого не один шаг…

Симбиоз автовышки, кран-манипулятора и буровой установки на стреле одной надстройки начали осваивать и другие российские заводы. К примеру, в декабре на выставке «Электрические сети России – 2013» компания «Прогресс» (Екатеринбург) продемонстрировала свой то ли подъемник, то ли кран, то ли ямобур на полноприводном 3-осном шасси КАМАЗ-43114 с односкатной ошиновкой. Базовой надстройкой здесь стала корейская JunJin SA-040C. Правда, производитель позиционирует свою машину как ямобур, потом как кран и, наконец, как автоподъемник.

Эту  спецмашину готовили под конкретных потребителей – предприятия энергокомплекса. Рабочие характеристики здесь выше, чем у алапаевской модели МКМ-200,  пост управления оператора «прогрессовской» надстройки размещен в закрытой кабине, которая защищает от ветра, дождя и снега.

Бурильно-крановые машины JunJin, получившие еще аббревиатурное название БКМ, довольно часто мелькают в заказах именно за счет тройного статуса, где к упомянутым рабочим инструментам прибавляется грузопассажирская люлька. Впрочем, конфигурация кран-манипулятора Kanglim KS 2056H с буровой навеской и подъемной люлькой на камазовском шасси у нас тоже не редкость.

 

 По сути наблюдается одна конструкторская школа, но с собственными наработками по месту размещения каждого рабочего инструментария, его крепежа. Особенно это заметно в части конструкции и фиксации грузопассажирской люльки. Если тросовый (лебедочный) механизм КМУ имеет много общих конструкционных прорисовок, то корзина подъемника почти всегда эксклюзив. Впрочем, прикатила к нам и немножко другая новизна в лице Altec Worldwide (США). В прошлом сезоне это была хорошо продуманная пиар-атака с эксклюзивной линейкой машин разных размерных групп.

Главенствовала модель подъемника Altec DM-47 на миасском шасси Урал-4320 с двухрядной кабиной. Именно подъемника, а не крана или ямобура. Некоторые специалисты тут же дали спецмашине довольно емкое определение – «скорая помощь» для оперативного восстановления электроснабжения. Впрочем, эта машина не только для ликвидации аварийных случаев на ЛЭП. Машину позиционируют как для ремонта, так и для строительства, с выполнением грузоподъемных, монтажных, ямобурильных и транспортных операций.

Бросается в глаза исполнение телескопической стрелы. Здесь ярко выраженный симбиоз конструкции с применением коробчатого и круглого сечения телескопа. В нашем машиностроении такая комбинация практически не встречается, в основном идет 4- или 6-угольная конфигурация. Наши разработчики увидели здесь хорошую новизну и вполне вероятно, что уже прорисовывают на своих кульманах эскизы позаимствованных решений для своих будущих многоперационных подъемников-кранов-буров.

Рабочие характеристики DM-47 тоже подкупают. Вылет телескопической стрелы составляет от 1,5 до 11,5 м. Здесь заложен очень хороший диапазон по углу подъема и опускания стрелы, который составляет 80 градусов вверх и 20 градусов вниз (у нашей МКМ-70 30-градусный угол смещения стрелы вниз от горизонта). Это позволяет работать с возвышенной проезжей части дороги за обочиной при бурении лунок под столбы, их установке и монтаже проводов линии электропередачи или при строительстве придорожных рекламных конструкций. Поскольку  ямобур у DM-47 пристегнут не к наконечнику телескопической стрелы, а в зоне первой выдвижной секции, максимальная удаленность составит 8,1 м, а в минимальном вылете бурение возможно на расстоянии в 5,5 м.

 

В режиме подъемника максимальная высота подачи люльки превосходит рабочую зону всех аналогичных машин российского производства, поскольку 15-метровой отметки наши вышки-крано-буры пока не достигают. При этом не все наши установки подобного исполнения имеют круговой 360-градусный рабочий сектор вращения.

Люлька  автоподъемника Altec DM-47 выполнена из особо прочного композитного материала методом цельной штамповки, что позволяет монтажникам или ремонтникам свободно работать на высоте без отключения питания в электромагистрали. Подъемник получил диэлектрическую защиту до 46 кВ. Крепление люльки тоже необычное и своего рода является ноу-хау производителя, поскольку имеет боковое размещение относительно головки стрелы, а не центральное, как на большинстве наших машин.

В новичке Altec DM-47 мы имеем не прямой импорт готового продукта. К нам пришли только специально адаптированные под российские климатические условия эксплуатации и под наши шасси машинокомплекты надстройки. Их сборка произведена на производственных мощностях Алапаевского завода, что снизило стоимость продукта. Таким образом, Altec совместно с «АЗМ-Стройдормаш» сработал на опережение и максимально приблизил стоимость многофункциональной машины к финансовым возможностям российского потребителя.