Спецобзор "Когда сани на телегу меняют…"


 

Когда сани на телегу меняют…

Главная положительная особенность нынешнего поколения дорожной уборочной спецтехники в ее универсальности и всесезонном применении: склонить наших хозяйственников к приобретению машины только с одной операционной возможностью уже не получится...

 В сегменте дорожных уборочных машин группу однооперационной техники представляют, пожалуй, только снегопогрузчики лапового типа на специальном шасси. Они – хорошее исключение из правил: в условиях города лучшей альтернативы перевалки снега из образованных снегочистелями валков на обочине или у тротуара не найти. Частично их могут заменить привлекаемые для таких работ фронтальные погрузчики, но они из-за усложненной технологии процесса подбора снега, дальнейшего маневрирования к самосвалу, выгрузки и снова перехода на подбор  экономически убыточны – слишком дорого и долго.

Наиболее ходовым и востребованным товаром для содержания дорог и улиц, конечно же, остаются комбинированные дорожные машины (КДМ), машины комбинированные дорожные уборочные (МКДУ), а также ДМК, МКДС и т. д. По сути, это все та же КДМ. Есть еще и собственные имена, прибавляемые к индексу модели. Нашим хозяйственникам безразлично, каким именем или сокращением эту машину разработчики нарекут, главное – такой машиной владеть и пользоваться ею круглый год.

 

В содружестве с хорватской компанией Rasco Кременчуг построил КДМ на своем бескапотном шасси КрАЗ С20.2R с колесной формулой 6х4

 

 Действуя по принципу «готовь сани летом, а телегу зимой», только наш «ТоМеЗ» (Тосненский механический завод) к зимнему сезону 2013–2014 еще весной 2013-го показал три «комбинашки» – МКДУ-10, МКДУ-3 и КДМ «Сокол». Если «десятка» и «тройка» у наших хозяйственников уже начали завоевывать доверие, хотя еще и новички, то «Сокол» является премьерной машиной.

Все спецавтомобили из категории «зимой и летом…». И это подкупает, поскольку при смене рабочей атрибутики и надстройки техника будет востребована соответственно сезону. Тосненцам нужно отдать должное: базовым шасси для такой спецтехники во всех трех премьерах 2013-го послужила самая востребованная колесная база автомобиля КАМАЗ в его различных модификациях.

К примеру, очень перспективная машина МКДУ-3 обосновалась на удлиненном 3-осном шасси КАМАЗ-6520. Посредине у нее стоит высокопроизводительная зимняя щетка, которая не забивается снегом. Ее ширина впечатляет – 3,8 метра. При необходимости щетку можно демонтировать и поставить вместо нее центральный снежный плуг. По окончанию сезона разработчик все-таки рекомендует зимнюю щетку сменить на аналог летнего применения с другим наполнением ворса.

 Однако главная привлекательность в съемной надстройке Epoke Sirius Combi AST-SH3800 с емкостями для сухих (7 куб. м) и жидких (5 тыс. л) реагентов. Здесь совсем другой принцип работы, чем на аналогичных надстройках отечественного производства. В наших кузовах загруженный материал всем весом как бы давит на транспортерную ленту, а в Epoke этой и других моделей такой нагрузки на транспортер нет.

Здесь более щадящая конструкция в виде двух синхронных перемешивающих валов, которые дозируют смесь и только потом подают материал на конвейерную ленту. В среднем на ленте находится 20–25 кг материала. При такой нагрузке срок службы конвейерной ленты увеличивается в несколько раз, как и ресурс ее привода.

 Принцип «с миру по нитке» все-таки оправдан

При разработке МКДУ-3 использовали шасси КАМАЗ, надстройки Epoke, фронтальную навеску в виде поворотного снежного плуга Riko RSP-5P (ширина 3,6 м), в результате появился вполне перспективный продукт. При этом нужно учесть, что клеймо «ТоМеЗ» на выставочной модели МКДУ-3 было чисто символическим: машину собирали на производственной площадке в Москве. Туда привезли шасси, комплекты Epoke Combi, отвал Riko. Специалисты центра произвели монтаж, гидрофикацию, испытания и – получай «конфетку».

Премьерная для нынешнего сезона КДМ «Сокол» тоже является представителем группы многооперационных машин всесезонного применения. Ее создали на шасси КАМАЗ-53229. Если внимательнее присмотреться, то здесь налицо хорошо знакомый нашим хозяйственникам мультилифт со всеми его атрибутами, включая гидравлический крюковый механизмом для быстрой замены кузовов, контейнеров, цистерн. Впрочем, надстройка, оборудование могут быть разными, все зависит от выполняемой работы.

Сразу нужно сказать, что собственная система мультилифт  Тосненским механическим заводом разработана давно, и к ней решено было вернуться именно в сегменте уборочных дорожных машин. Так и появился «Сокол». В классическом варианте основная надстройка поливомоечной машины ставится на раму шасси или в самосвальный кузов. Здесь же использовали мультилифтовую конструкцию. Такое исполнение позволяет за 5–7  минут спустить емкости поливомойки и затянуть «пескач», другую надстроечную систему.

Имеющиеся пластиковые бочки прямоугольного сечения могут использоваться летом в режиме влажной уборки для полива дорожного полотна с фронтальной рейки, а зимой через форсунки на той же фронтальной рейке на поверхность дороги подается жидкий реагент.

 Палитра сменного рабочего оборудования здесь довольно широкая, включает инструментарий полива, мойки, в т. ч. удаленной с помощью намотанного на барабан рукава с пистолетным распылителем регулируемого по давлению и рассеиванию потока воды, щеточного подметания, плужно-бульдозерного сгребания, планирования и т. п.

 

Когда топтаться на месте не принято

На обновление парка дорожной уборочной спецтехники России работает много заводов и конкуренция здесь довольно высокая. Помимо упомянутых выше «Дормаша» и «РСМ Тракс» свою нишу в рыночной емкости держат Кемеровский опытный ремонтно-механический завод, заводов «Комплексные дорожные машины им. М. И. Калинина» (Смоленск), «Коммаш» (Арзамас), «По ЕлАЗ» (Татарстан) и ряд других маститых производителей.

В основном используется шасси КАМАЗ, ЗиЛ, МАЗ. В последнее время для собираемой из зарубежных комплектов и узлов уборочной спецтехники пошли заказы на импортную колесную базу Volvo, Scania, Mercedes-Benz и др. Однако их удельный вес пока маленький.

Экспорт российских комбинированных дорожных машин в ближнее зарубежье за последние годы снизился. К примеру, Украина сейчас себя полностью обеспечивает такой спецтехникой, найдя альтернативу шасси КАМАЗа в своем КрАЗе.

Нашлась там альтернатива и шасси МАЗа, поскольку Кременчуг начал выпускать хорошие и экономичные машины с компоновкой «кабина над двигателем». Таким образом, автомобили с берегов Днепра в исполнении КДМ перекрыли потребности не только внутреннего рынка, но и пошли на экспорт.

В прошлом году АвтоКрАЗ в партнерстве с фирмой RETECН – ведущим корейским производителем многофункционального всесезонного оборудования для содержания дорог – разработал и изготовил новый специализированный автомобиль КрА-63221 «Дорожник» с роторным снегоочистителем. Машину создали по техническим условиям контракта с ООН. Эта организация постоянно выступает заказчиком техники «КрАЗ» для пополнения автопарка своих миротворческих миссий или же технической помощи развивающимся странам.

Спецмашина-вездеход с колесной формулой 6х6, 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 (330 л. с.), 2-диапазонной коробкой передач 9JS150ТА, однодисковым сцеплением  MFZ 430 оборудована грузовой платформой и роторным снегоочистителем с гидравлическим приводом от автономного двигателя (290 л. с.). За час «Дорожник» может убрать с проезжей части 1 500 т снега, ширина рабочей полосы составляет 2,4 м.

В прошлом году правительство Японии закупило партию комбинированных дорожных автомобилей КрАЗ и передало их в дар Афганистану для обеспечения безопасных дорожных условий и уборки снега на перевале Саланг и в отдаленной провинции Гор. В тех условиях эксплуатации альтернативы КДМ украинского производства просто нет. Заказ был настолько срочным, что первую партию машин японцам пришлось переправлять в Афганистан грузовыми самолетами, сразу после разгрузки перегонять в горы и запускать в работу: другая техника   не справлялась с задачами.

 Управление рабочим оборудованием осуществляется из кабины водителя, в которой установлен пульт дистанционного управления. И хотя основная специализация у машины зимняя, по техусловиям ООН здесь поставили кондиционер: после зимнего сезона роторный снегоочиститель легко демонтируется и машина переводится в летнюю эксплуатационную тематику.

Правда, внутренний украинский рынок, как и российский или белорусский, такой техникой обделен, поскольку для коммунальных служб и дорожников кондиционер считается излишеством, за которое придется переплачивать. А тот же автономный двигатель в кузове КДМ им вообще ни к чему, поскольку в автопарках есть достаточное количество силовых агрегатов на 2-осных прицепах, которые используются для компрессорных установок, электросварочных аппаратов, насосных станций и т. п.

Впрочем, в российском машиностроении автономные двигатели для рабочих органов КДМ тоже не используются. А вот импортный рабочий инструментарий, надстройки для сезонных операций востребованы очень активно. Сразу следует уточнить, что многие российские компании весьма амбициозно настроились на локализованное производство с использованием лицензионной документации, а в некоторых случаях пытаются сами разрабатывать навесные и надстроечные системы, в которых угадываются черты зарубежных аналогов.

 Самый простой и по стоимости подходящий вариант зимнего исполнения дорожной уборочной машины строится на базовом шасси самосвала. Если в снегопады это хороший уборщик, то с приходом тепла такой машине за час-другой можно вернуть первоначальный облик и задействовать ее на строительстве, ремонте дорог для подвоза песка, асфальта, щебенки или других материалов. Добрых две трети российского, украинского и белорусского парка снегоочистителей базируются именно на самосвальной технике. Остальная часть – это поливомоечные, вакуумно-уборочные и др. машины, переведенные в режим зимней эксплуатации.

 С внедрением новых технологий зимнего содержания дорог пришлось активизировать переход на машины более совершенных рабочих показателей. Сезонная атрибутика, конечно же, осталась, но теперь акцент делается на качественной подготовке, дозировке используемых сухих смесей и жидких реагентов, размерных группах машин, расширении операционных возможностей техники. Без наработок европейских производителей не обошлось, к нам пришли маститые Schmidt International GmbH (Германия), Arctic Machine Oy (Финляндия), Ероке (Дания), Boschung и Bucher (Швейцария), Gilefta (Италия), Swenson (США), Acometis (Франция), Rasco (Хорватия), Tellefsdal AS (Норвегия) и много других.

Все они без исключения нацелены на многооперационное  круглогодичное   применение техники. А еще – на удобство монтажа и демонтажа оборудования, надстроек без привлечения дополнительных грузоподъемных машин и специалистов. Правда, многие из них грешат, указывая   в паспортах продолжительность монтажа или демонтажа   едва ли не 3–4 минуты.

Для наглядности рекомендуем весной подойти в любое ДРСУ или автохозяйство коммунальной службы и наглядно посмотреть демонтажный процесс. Только на разъединение рукавов гидрофикации фронтальной навески, кузовной надстройки у водителя уйдет не менее 20–30 минут. Еще столько же, если не больше, понадобится для разблокировки замков и систем крепежа. Прибавьте к этому время на маневр того же самосвала на площадку летней консервации для выгрузки упомянутой выше зимней атрибутики.

А сама выгрузка той же надстройки из кузова действительно произойдет за 3–4 минуты, и бункер для распределения смесей, ингредиентов встанет на опорные лапы. В общем зачете вся демонтажная работа займет не менее часа, если, конечно, не устраивать перекуры. Впрочем, это второстепенная и сугубо техническая деталь. Главное, чтобы такое сезонное оборудование в хозяйстве было. И желательно последнего поколения…