Спецобзор "В статусе mini"


 

Валентин Ожго,

фото автора

Забытый советским машиностроением сегмент мини-тракторов в современной истории тракторостроения все так же без внимания. Однако назвать эту нишу пустующей не получится - на торговой площадке изобилие техники малого тягового класса. Правда, в большинстве своем это трактора с клеймом made in

 

Вместо лошади для подворья

На постсоветском пространстве в группе тракторов тягового класса 0,2 долгое время было затишье, отсчет начинался в классе 0,6 с легендарного трактора Т-25, а также Т-30, ХТЗ-2511, Т-16, СШ-25, ТТз-30. С начала 70-х, когда началось укрупнение колхозов и совхозов, даже они начали терять популярность, поскольку все делалось с размахом...

В группе тяги 0,2 таких примеров нет. Лишь в 1978 г. Минский тракторный завод разродился малолитражкой «Беларус-082» (МТЗ-082). Позже (1989 г.) Харьковский тракторный завод начал производить Т-08, а потом Т-010 и Т-012 мощностью 8, 10 и 12 «лошадок». «Курганмашзавод»   выпустил 12-сильный малолитражный трактор КМЗ-012.

Правда, к началу нулевых годов портфель заказов на эту технику практически иссяк, поскольку на рынке появились менее энергоемкие малолитражные трактора дальнего зарубежья. Уральские, белорусские заводы тоже начали комплектовать свои малолитражки импортными двигателями. Тот же Минск  раньше всех вывел на рынок (1992 г.) МТЗ 132Н с импортной агрегатной базой (GX390 Honda, LF188FD Lifan), что позволило заводу вполне сносно себя чувствовать на торговой площадке до настоящего времени.

Однако устоять перед экспансией зарубежной малоформатной тракторной техники не получилось: вначале пришли Т-30, ХТЗ-2511, Т-16, СШ-25, ТТз-30 – европейская малогабаритная техника, а потом более доступные по стоимости китайские тракторные малолитражки. На импортные мини-трактора вначале купились не фермеры, а службы озеленения и коммунальные предприятия мегаполисов, которым понадобилась малогабаритная техника для замены энергоемких машин на уборке и всевозможных подсобных работах с механизацией ручного труда.

Главный фактор привлекательность тех же европейских малолитражек был в том, что к мини-трактору зарубежный производитель сразу предлагал помимо прицепа целый перечень рабочего инструментария в виде газонокосилки, малой экскавационной установки, газосварочного оборудования, ямобура и т. д. Предложи тот же ХТЗ или другой наш завод подобную номенклатуру рабочего инструмента, оборудования и ремонтно-сервисных систем, удержаться на рынке в условиях такой конкуренции было бы легче. Увы, этого не произошло, что и стало, как предполагают эксперты, главной причиной сдачи позиций в этой сегменте рынка.

 

Трактор КМЗ-012 комплектовался моторами СК-12, Vanguard, Hatz и других производителей

 Еще в 2010 г. наш журнал прогнозировал такую ситуацию в статье «Конек-горбунок для… парка». Тогда к мнению обозревателя не прислушались, а зря. Ведь в сравнительном анализе отечественных и зарубежных машин, конкретно указывалось, что ввозимые на таможенную территорию малогабаритные трактора постоянно совершенствуются, путем частичной или глубокой модернизации, они «…обрели более совершенное силовое наполнение, у них изменена конструкция, дизайн. О мини-тракторе из Кургана такого не скажешь, его развитие и усовершенствование в последние 4–5 лет практически не просматривается. Если сегодня это еще не сильно сказывается на спросе, то при таком темпе обновления продуктовой линейки топтание на месте через год-два аукнется». Как в воду глядели…

Бум на зарубежные малагабаритные машины начался лишь во второй половине нулевых годов. Тогда экспансия поставщиков такого сегмента машин на наш рынок зашкаливала. Даже учреждения культуры, которые никогда не отличались активностью в приобретении зарубежной техники, начали приобретать для своих хозяйственных служб зарубежные мини-трактора. В той же Москве практически все историко-архитектурные заповедники, парки обзавелись малогабаритными тракторами, укомплектованными прицепами, рабочим инструментарием и даже мобильным вспомогательным оборудованием для уборочных, ремонтных работ в зоне отдыха людей.

 

Набережная Москва-реки в зоне отдыха историко-архитектурного заповедника Коломенское и универсальный трактор Husqvarna YTH 150 Twin с гидростатической трансмиссией задней колесной пары

 

10=IMG_4132

Трактор в сцепке с прицепом и мобильной электростанцией в кузове для рабочего электроинструмента

 

Husqvarna YTH 150 и сегодня на пике популярности у потребителей. У этой машины такой же тяговый класс, что и у белорусского трактора. Здесь стоит двухцилиндровый V-образный двигатель Kawasaki мощностью 15 л. с. Это всего на две «лошадки» больше, чем у МТЗ 132Н (Honda GX390) с сочлененной рамой и колесной формулой 4х4. Сравнивать их не будем, поскольку белорусский мини-трактор больше «аграрник». Он – гномик-силач с плугом на пахоте или с отвалом на снегоуборочных работах. На хорошей дороге привод колесной пары задней полурамы отключается и расход топлива меньше.

Husqvarna YTH 150 больше «паркетник», хотя широкопрофильные шины позволяют трактору передвигаться по мягким грунтам. Они же и менее агрессивны для травяных покровов газонов в парковых зонах. Однако Husqvarna остается более современной машиной со многими инновациями и хорошими инженерными решениями. К примеру, здесь имеется система круиз-контроля. С одной стороны это можно назвать излишеством, направленным на удорожание техники, но с другой стороны нововведение напрямую касается удобств работы и пользуется хорошим спросом.

 

11=DSC01536

Набережная в Волгограде. Такая же Husqvarna, но с декой газонокосилки и бункером для сбора травяной массы на заднем свесе…

 

Торговая площадка сейчас пестрит предложениями на малолитражные машины. Спрос, конечно же, ниже, чем в докризисный период, но продавцы техники с клеймом Xingtai XT 220, DongFeng, Europard-Foton, Jinma, CHERY, JOHN DEERE, Foton, KIOTI, Shibaura и других марок надежды не теряют. Львиную долю предложений дают китайские проивзодители, которые амбициозно продвигают свои мини-трактора на постсоветский рынок.

 

12=DSC01539

13=DSC01541

Для  доставки мини-трактора с одного объекта на другой достаточно бортовой «Газели» и двух досок-«сороковок» для самопогрузки

 

Какая ж песня без… Китая

Поднебесная сыграла на опережение спроса и пошла ва-банк: в отличие от многих производителей, китайские предприятия нашли хорошие контакты с российскими предпринимателями и наладили сборку своих мини-тракторов на территории РФ. Здесь пример показал Урал. Теперь там столица не только тяжелого, но и малогабаритного тракторостроения – в небольшом городке Еманжелинск рядом с Челябинском расположена самая крупная в РФ российско-китайская площадка по изготовлению и сборке мини-тракторов.

Практически ООО «Трактор», больше известное под торговой маркой «Уралец», стало центром продвижения малолитражной тракторной техники в нише, где раньше свою долю удерживали отечественные КМЗ-012, харьковские Т-08, -10, -12, белорусский МТЗ 132Н и их аналоги.

 

14=IMG_5206 или 15=IMG_5207

16=IMG_4599

«Уралец» 180-й модели с подметальной щеткой и отвалом еще в Поднебесной получает российское клеймо

 

Наиболее популярными и востребованными являются 18-сильный «Уралец 180», 16-сильный «Уралец 160», а также модели Jinma 240 (24 л. с.) и полноприводная Jinma 244 (24л. с.). Как и другие модели, они идут к потребителю как в «чистом» виде, так и в комплекте с рабочей атрибутикой. В основном это аграрный и коммунальный наборы – плуги, культиваторы, картофелекопалки и сажалки, сегментные и роторные навесные косилки, грабли, пресс-подборщики, снегоочистители роторные, самосвальные прицепы, передние и задненавесные лопаты.

Все основные узлы и агрегаты китайского производства. Правда, есть исключения. К примеру, батареи приходится ставить российские – аккумуляторного завода «АКОМ» (г. Жигулевск). Как показал опыт, на сегодняшний день у этих батарей самый высокий пусковой ток. Особенно это важно зимой: даже в сильные морозы дизельный двигатель заводится с первого толчка стартера. Вся электропроводка тоже российского производства, поскольку химический состав изготовленных у нас проводов  намного чище китайского. Они из меди без примесей, на морозе лучше гнутся, не ломаются, не окисляются, к тому же у них сечение меньше. Шины передней колесной пары здесь нижнекамские, а вот задние колеса – китайские. У российских производителей есть шестислойная резина нужного размера, но нет сельскохозяйственного исполнения рисунка протектора «косая елка».

 

17=DSC09383

18-сильный «Уралец» (2х4) в нынешнем исполнении по дизайну, ресурсу и малой энергоемкости получился на славу

 

К настоящему времени около 70 % малогабаритных тракторов предприятия идет в индивидуальное хозяйство, 10 % приобретает коммунальная сфера, а остальную часть – разные ведомства. Соответственно, по каждому направлению эксплуатации заказчик подбирает и рабочий инструментарий, номенклатура которого довольно обширная. Это тоже подкупает. Как, впрочем, и стоимость…