Спецтест "«Карьеристы» элитного покроя"


 

Валентин Ожго

Фото автора и производителей

 

Группа фронтальных погрузчиков для тяжелых и сверхтяжелых операций в условиях карьеров, стала активно пополняется машинами глубокой модернизации, порой и премьерными моделями. Сегодня на российский рынок карьерных «фронтовиков» пришла техника даже тех производителей, которые этой темой отродясь не занимались…

 

Кто на новенького?

Специалистов горнодобывающей отрасли в нынешнем сезоне приятно удивил John Deere, который предложил своего новичка для карьерных работ – фронтальный погрузчик 844К-ll. Впрочем, удивляться не нужно – в прошлом году на российском рынке появились шарнирно-сочлененные самосвалы John Deere 370Е и 410Е с двигателями в 422 и 443 л. с. и объемом кузова 20,8 и 23,1 куб. м соответственно. В первом случае грузоподъемность составляет 33,6, а во втором – 37,7 т. Эта техника относится к сегменту тяжелых транспортных технологических машин и нынешнее появление тяжелого фронтального погрузчика 844К-ll вполне закономерно – производитель создал многообещающий тандем спецтранспорта, который в ГОКе или асфальтовом заводе может стать весьма эффективным инструментом.

 

Размерность ковша погрузчика 844К-ll и емкость кузова John Deere 370Е/ 410Е идеальны в совместных операциях. Для заполнения транспортной машины достаточно всего 3–4 порции сыпучего груза, поскольку погрузчик за один прием забирает в ковш 5,5 куб. м материала.

Новый погрузчик комплектуется двигателем PowerTech Plus 6135H мощностью 380 л. с. (при 1600 об/мин). Силовой агрегат адаптирован с пятискоростной трансмиссий SmartShift, которая дает плавное переключение скоростей. Автору этих строк одному из первых журналистов специализированных изданий России удалось сесть за руль фронтального погрузчика 844К-ll и провести его тест.

 

Говорить о том, что тест-драйв исполинской машины прошел за рулем, будет не совсем правильно, т. к. оператор может сам выбирать схему управления ходовой базой при маневрировании. Это может быть классический способ с помощью рулевой колонки (с чего начал автор обзора), или с помощью джойстика (по такой схеме управления тест-драйв завершался).

Джойстик рулевого управления на рабочих операциях снижает утомляемость оператора. Уже через 20–30 минут работы можно убедиться, что такая система рулевого управления очень удобна для V-образной схемы погрузки в прицепы. При этом фронтальный ковш тоже управляется многофункциональным джойстиком.

 

Вопреки ожиданиям, машина массой в 34 т необычайно легка в управлении. Если сравнить усилие, прикладываемое на руль обычного трактора и здесь, то 844К-ll существенно легче. При всей своей массивности, в управлении он кажется просто пушинкой – только подуй в нужную сторону (поверни руль или сдвинь джойстик) и погрузчик тут же переместиться.

Его маневренность тоже подкупает. Угол поворота сочленения составляет 40 град., что вполне достаточно чтобы вписаться из поворота в узкий проезд. К габаритам машины привыкаешь легко, поскольку хорошее остекление обеспечивает прекрасный обзор впереди, по сторонам и за кормой. Гидротрансформатор с блокировкой показывает хорошее ускорение со второй по пятую передачи.

 

Подкупает система плавности хода, которая обеспечивает не только комфортное и быстрое перемещение по рабочей площадке, но и предотвращает просыпание материала. При этом функция автоматического переключения на нужную скорость хода настраивается оператором: он дает бортовому компьютеру установку на нужную скорость в диапазоне от 3,2 до 24,1 км/ч.

С интеллектуальной составляющей

В машине 844К-ll разработчики John Deere использовали для операционного цикла систему Smart-Shift. Эта технология позволяет обеспечить плавное переключение передач с пустым и полным ковшом, а также освобождает оператора от лишней работы.

К примеру, на операциях с однообразной цикличностью рабочей зоны оператор задает с помощью функции отключения подъема стрелы необходимую максимальную высоту разгрузки и в дальнейшем ему не нужно контролировать ход вывода стрелы на высоту, к примеру, крайней кромки борта самосвала – автоматика сама остановит ход гидроцилиндра, когда ковш окажется на заданной отметке.

 

Аналогично происходит и в обратном движении, когда оператор с помощью функции возврата (в положение перевозки) определяет нижнее положение стрелы, а бортовая автоматика сама регулирует ход цилиндра до нижней отметки.

Сегодня многие разработчики фронтальных погрузчиков стремятся «обучить» свои машины простейшим операционным действиям, которые освободили бы оператора от однообразной работы и снизили его утомляемость. Оператору оставляют самые простые задачи, а на операционные действия – подробно расписанные программные установки бортового компьютера. Только работай, наладкой, обслуживанием машины будут заниматься другие специалисты, в т. ч. и в удаленном режиме.

К примеру, имеющаяся на погрузочной машине 844К-ll система JDLink™ позволяет специалисту сервиса посредством удаленного доступа к машине считывать диагностические коды, записывать эксплуатационные данные и даже обновлять программное обеспечение без выезда к месту работы машин.

Все ПО фронтального погрузчика переведено на русский язык. На многофункциональном ЖК-мониторе русскоязычный интерфейс даст огромное количество информации о машине. Соответственно, оператор, чтобы работать производительно и разбираться в предоставленных возможностях, как минимум должен изучить основы владения бортовым ПК. Только в этом случае он сможет настраивать нужные параметры управления и оперативно реагировать на обновленные данные.

Потому непродолжительное тестирование такой машины на производственной площадке John Deere в Подмосковье вряд ли можно назвать тест-драйвом в полном значении этого слова. Скорее, это было знакомство с новинкой в сегменте карьерных погрузочных пневмоколесных машин, поток которых на наш рынок активно возрастает…

 

А парк «карьеристов» множится

Упомянутый выше JD 844К-ll по своим рабочим характеристикам близок к уже присутствующему на российском рынке южнокорейскому погрузчику Doosan DL550-3. Они практически «одноклассники». Мощность силовых агрегатов у этих машин одинаковая – 380 л/с. Если John Deere ставит в моторную нишу собственный движок PowerTech Plus 6135H, то южнокорейская машина комплектуется шведским движком Scania DC13 SCR с трехрежимным интеллектуальным выбором силовой нагрузки – Eco, Normal, Power.

Эксплуатационная масса почти одинакова, хотя американская машина на 2500 кг тяжелее. Емкость стандартного ковша у 844К-ll, 5,5 куб. м, а у DL550-3 чуть меньше – 5,4. Потому уже можно говорить, что у «южнокорейца» на нашей торговой площадке появился достойный конкурент в лице «американца».

 

Впрочем, JD 844К-ll в этой размерной группе придется конкурировать с еще некоторыми ранее пришедшим на рынок карьерными фронтальными погрузчиками. Взять, хотя бы 35-тонный фронтальный погрузчик Volvo L220 с ковшом такого же объема – 5,5 куб. м.

Традиционно сильный в сегменте карьерной техники Komatsu линейку тяжелых погрузчиков открывает более легким «фронтовиком» WA500-3 массой 28,6 т, емкостью ковша 4,3 куб. м и мощностью мотора 315 л. с. Следующая его модель проскакивает нишу 380-сильных машин с ковшом 5,5 куб. м и становится на порядок выше – Komatsu WA600-3 имеет уже массу 45,2 т, 6-кубовый стандартный ковш и 478-сильный дизельный двигатель.

 

Аналогично складывается ситуация у большинства известных производителей. Предприятие «Четра-Промышленные машины» сделало акцент на исполине «Четра ПК-120» с 7-кубовым ковшом и движком (Cummins QSK19-C525 ) на 474 л. с.

В нынешнем сезоне каких-то больших прорывов в группе тяжелых погрузчиков фронтального исполнения не наблюдалось. Многие премьеры базировались на среднем и легком классе фронтальных погрузчиков, в т. ч. и строительного сегмента. К примеру, «Кировский завод» показал колесный погрузчик с бульдозерным оборудованием К-702МВА-УДМ 2.3. Машина получилась удачная и в дальнейшем может стать востребованной на песчаных, гранитных карьерах, асфальтовых заводах, не говоря уже о строительных или эксплуатационных дорожных предприятиях.

 Потому «Кировец» К-702МВА-УДМ 2.3 с реверсным постом управления «погрузчик/бульдозер» не столько карьерная, сколько дорожная машина. В нынешнем исполнении ее стандартный цикл с 22–24 сокращен до 12–16 секунд. Машина получила современную трансмиссию фирмы ZF,  гидротрансформатор, который обеспечивает благоприятный режим эксплуатации коробки переключения передач и двигателя при работе машины в карьерах, расчистке дорог от снега.