Спецтест "Автокран для фермера"


 

Виталий КОТВИЦКИЙ

Фото автора и производителей

 В группе грузоподъемных машин самая маленькая популяция в сегменте тракторных кранов. Как и тракторные подъемники, они уже не одно десятилетие пробиваются к своему признанию, но вырваться на пик популярности не могут. Правда, в некоторых отраслях и ведомственном применении у них уже есть почитатели и весьма солидные перспективы развития…

 

Все познается в сравнении

В парке небольшого коммунального предприятия или фермерского хозяйства автокран встречается редко – не тот масштаб. Работа ему нашлась бы, но приобретение грузового колесного шасси с крановой надстройкой для скромного бюджета весьма дорогостоящее удовольствие. Частично грузоподъемные работы в легком диапазоне можно выполнить фронтальным погрузчиком или же экскаватором-погрузчиком, когда зуб ковша или фронтальные вилы выполняют функции кранового крюка. Однако в полном объеме механизировать грузоподъемный процесс упомянутыми подручными способами не получится. К примеру, смонтированный на тракторе МТЗ-82.1 фронтальный манипулятор ПРМ-0,4, который в основном предназначен для операций с тюками соломы или сена, может работать с грузом в 400 кг. Погрузчик ПКУ 0,8 на таком же тракторе в любом исполнении рабочих органов может оперировать с грузом не более 800 кг. Такая же грузоподъемность и у популярной навески Frontlift-800, многих других зарубежных аналогов.

В любом случае все перечисленные установки и их аналоги будут совместителями, поскольку кран или кран-манипулятор в полном объеме заменить не смогут. Схема тракторного крана-трубоукладчика не прижилась, она больше подходит для нефтегазового строительства, а вот позаимствованная в лесозаготовительном сегменте схема кран-манипуляторов пришла в сельское хозяйство и коммунальную сферу оправданно. Выбор уже есть, начиная от сравнительно доступных в цене конструкций и заканчивая более дорогими установками с расширенными рабочими возможностями.

К настоящему времени в сегменте тракторных крановых механизмов наиболее простенькой и доступной является разработка ООО «Диапазон» из г. Антрацит (Украина). Установка получила аббревиатурано-цифровой индекс ГСТ-1000, т. е. гидравлическая стрела тракторная с 1000-килограмовой подъемной способностью.

Здесь налицо не крановая надстройка, а навеска – конструкция крепится к 3-точечному кормовому сцепному устройству трактора. Такая схема крепежа позволяет быстро переводить тракторное шасси с кранового исполнения в транспортный тягач или же приспосабливать его под другие навесные орудия – сеялки, лущильники, корпусные плуги и т. д.

Имеются и тракторные крановые надстройки. Для их размещения используют надрамник в кормовой части. Здесь налицо монтажный аналог смонтированного в закабинной нише грузовика кран-манипулятора (КМУ). Этот сегмент в России практически застолбил за собой Михневский ремонтно-механический завод (Московская область). В его линейке имеется весьма современный телескопический кран-манипулятор ДЭМ-151 Unik на базе трактора «Беларус».

 По такому же принципу монтажа свой тракторный кран-подъемник ОПТ-9195 на базе все того же МТЗ выпускает Мозырский машиностроительный завод. У него тоже, как и в ДЭМ-151 Unic, на корме стоит поворотная колонна с телескопической стрелой. Правда, конструкция менее массивная. Соответственно, грузоподъемность такой установки меньше. Если ДЭМ-151 Unik на минимальном вылете стрелы может оперировать с грузом в 3 030 кг, то ОПТ-9195 поднимет лишь 2 025 кг. Крюк на 4-секционной телескопической стреле у крана Unik уходит вверх на 10,2 м, а у ОПТ-9195 на 8,9 м.

Свой универсал в статусе подъемника, экскаватора, бульдозера и частично крана и продвигает на наш рынок шведская компания Huddig. В ее линейке есть уже знакомый россиянам и нашим читателям экскаватор-погрузчик Huddig1260. Там в одном случае экскавационная стрела заменятся 2-метровой крановой стрелой, а в другом потребитель получает подъемник опор ЛЭП за счет применения комбинированного свободно вращающегося вокруг оси экскавационного ковша. В его верхней части имеется гидравлический захват в виде двух клещевидных зубьев. На экскавации они складываются и не мешают земляным работам, выводятся в операционный режим только на монтаже или демонтаже опор, превращаясь в крановую установку.

 

Чем проще – тем доступнее

Навесная крановая установка ГСТ-1000 специально разработана под наиболее популярное на постсоветском пространстве шасси МТЗ-82 или его аналоги. Главное, чтобы гидравлическая система трактора могла выдавать скорость прогона жидкости не менее 75,0 л/мин., а давление находилось на уровне хотя бы 180 атм. К новинкам крановую стрелу причислять не стоит, поскольку это разработка средины нулевых годов. Правда, продвижению этого крана  на рынок помешали кризисные события. Но в последние два-три года спрос появился. В первую очередь это вызвано тем, что аграрный сектор начал активно внедрять новые технологии с применением минеральных удобрений, расфасованных для транспортировки от производителя к потребителю в мешки типа «Биг-Бег». В такой удобной таре перевозятся также комбикорма для птицефабрик, гранулированные или сыпучие добавки и кормовые компоненты для животноводства, семена.

Если для доставки в хозяйство оптовой партии такого груза раз в месяц-другой можно использовать грузовик с кран-манипулятором, то в повседневной работе держать на погрузочно-разгрузочных операциях возле кормоцеха или на ферме магистральную технику заведомо убыточно. Здесь на первый план выходит более доступный трактор с прицепом. Привлекать к ним в спарку еще и погрузчик или кран тоже накладно. А вот иметь трактор-кран, который может грузить, разгрузить да при этом еще и тащить прицеп с грузом в самый раз – удобно, доступно и по стоимости владения такой универсальной спецтехникой приемлемо.

Привлекательность тракторного крана ГСТ-1000 в том, что максимум за полчаса манипулятор с выдвижной стрелой можно навесить на кормовой 3-точечный узел крепления, подсоединив за это время даже фитинговые замки гидросистемы. Конструкция подъемника в навесном положении не ограничила возможности трактора как тягача, позволяя использовать популярный в аграрном секторе прицеп 2ПТС-4.

Если изначально тракторный гидравлический подъемник ГСТ-1000 был единственной моделью в линейке производителя, то в нынешнее время на ее основе имеется три модификации. К имеющейся навеске прибавился кран-стрела ГСТм-1000. Это – манипулятор с гидромагистралью, которая проложена на концевик стрелы для соединения с рабочими гидромеханизмами. Это может быть грейфер (ГПУ-0,4) объемом 0,4 куб. м, захват для леса-кругляка (ЗБ-1,0), вилочный захват, щипцы-захваты для рулонов или же тюкованного сена (ЗВ-1,0). Согласитесь, весь этот набор инструментария в том же фермерском хозяйстве или в небольшом коммунальном предприятии всегда востребован.

Научно-производственному объединению «Диапазон» нужно отдать должное, что не остановились на достигнутом. К нынешнему времени разработчики расширили рабочую атрибутику тракторного манипулятора, сделав  ГСТм-1000 многооперационистом. Налицо действительно универсал, а появление в инструментальной номенклатуре экскаваторного ковша (ЭКТ-012) с 40-сантиметровой шириной для рытья траншеи добавило привлекательности. Впрочем, не лишним для подъемных работ оказался и гидротельфер, и ямобур для строительных операций.

Правда, этим перечнем тоже не ограничились. Сами потребители навели разработчиков на мысль, что для тракторного манипулятора не лишним будет грузопассажирская корзина. Таким образом, в номенклатуре навесной атрибутики появилась корзина грузоподъемная садовая КГС-300. И применять ее начали не столько для сбора урожая фруктов, сколько на ремонтных работах и в строительстве.

Что касается рабочих характеристик, то у ГСТм-1000 максимальная высота подъема крюка в 6,5 м и максимальный вылет стрелы на 5,5 м намного превышает возможности привлекаемого для подобных операций какого-либо фронтального или складского «совместителя». Имея паспортную подъемную способность (по ТУ) заявленные в индексе названия те самые 1 000 кг, реальная грузоподъемность на минимальном вылете стрелы составляет 3 000 кг, а в максимальном выдвижении телескопа – 1 500 кг. По сути, это полноценный кран малой размерной группы.

Третья модификация ГСТо-1000, где маленькая буква «о» в названии указывает на облегченную версию тракторного крана, позволяет перевозить груз на крюке. Если в ГСТ-1000, ГСТм-1000 выносные опоры фиксации машины на погрузочно-разгрузочных операциях имеют стандартные лапы упора в землю, то здесь в виде опции к стреле поставляются колеса опорные поворотные (ОК-2). Их крепят вместо опорных стоек. Такое исполнение позволяет свободно перемещаться с грузом на стреле в пределах двора, склада или внутри фермы.

Крановая стрела ГСТ сейчас на пике популярности не только на внутреннем украинском рынке, но и в России, Казахстане. Правда, многие эксперты при моделировании ситуации сходятся во мнении, что при всем уважении к разработке «Диапазона» популярность эта временная, ее хватит на 3–4 года, поскольку перспектива развития тракторных кранов видится не в 3-точечной навеске грузоподъемной установки, а в надстройке с использованием КМУ разных размерных групп.

Привлекательность будет в том, что трактор с кран-манипулятором сохранит все свои классические функции. А это не только тяговый крюк для прицепа, но и 3-точечное навесное сцепное устройство, а также узел вывода вала отбора мощности. Такое исполнение добавит трактору универсальности как на транспортных операциях, так и на полевых работах за счет погрузочно-разгрузочных операций собственной крановой установкой телескопического типа.