Тест-драйв "Российские надстройки на импортном шасси"


 

Производство грузовых иномарок на территории РФ и импорт шасси из-за рубежа придал импульс развитию отечественного кузовостроения. Надстройки «Сделано в России» сегодня можно встретить во всех сегментах рынка и практически на любом автомобиле. Японские бренды – не исключение. Год назад ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» презентовало новые для рынка РФ модели Isuzu серий N и F с японскими кузовами. И вот теперь в Подольском районе состоялся тест-драйв этих же машин, но уже прошедших сертификацию и с надстройками российских заводов. Мы протестировали новинки и делимся впечатениями.

 

Текст и фото

Александр ТРОХАЧЁВ

 

Кузова на любой вкус, размер и объем

Дилерский центр Isuzu – компания «Авто-М» – базируется на 41-ом километре Федеральной автомобильной дороги М2 «Крым» (Симферопольское шоссе). Именно сюда пришлось отправиться для знакомства с комплектными автомобилями в динамике.

Один из прошлогодних знакомых, Isuzu NPR 75M, был представлен модификацией 333В01 с бортовой платформой и кран-манипуляторной установкой Unic V370. Автор доработки – ЗАО «Машиностроительный завод» из Сергиева Посада. Надо отдать должное создателям комплектации: подобное сочетание нынче весьма популярно как у компаний, так и у частных лиц, приобретающих подобную технику для себя или для сдачи в аренду. КМУ компактно, а потому полезного пространства съедает немного. В то же время, наличие такого механизма сокращает простои и время на поиск и использование сторонних подъемных механизмов.

Любопытное сочетание – автоцистерна ЯДИШ-ВМ модели 560327 на платформе Isuzu NPR 75К. Его создало ООО «Вологодские машины» с прицелом для поставок в разные регионы и реализации через дилерскую сеть. Емкость выполнена из алюминиевого сплава, и при достаточно компактных габаритах имеет довольно внушительный объем – 3 000 л! Насосное оборудование российского производства имеет гидропривод от коробки отбора мощности. Это дает возможность не только производить перекачку большими объемами, но и выполнять дозированный слив малыми порциями. Смех смехом, а это очень удобно и практично.

Как и на других моделях серии, здесь предусмотрена двухбалочная боковая противоподкатная защита и тыльный противоподкатный брус. В нашем случае «бочка» предназначена для транспортировки технического спирта, но с таким же успехом на японскую базу можно смонтировать пищевую цистерну для перевозки кваса, молока или питьевой воды, равно как и для светлых и темных нефтепродуктов. Не исключаю, что в определенных случаях может быть создан и образец спецтехники под перевозку горячего битума, отработанного масла и других технических жидкостей. Кстати, низкая кабина позволят использовать такие машины на аэродромах – чем не вариант?!

 

 

Алюминиевую автоцистерну объемом 3 000 л на платформе Isuzu NPR 75К создало ООО «Вологодские машины»

 

Одно из самых распространенных применений для комплектования импортного шасси – установка промтоварных фургонов. Потребность в них велика как в больших, так и в средних городах, а уж о мегаполисах и речи нет. Фургон может быть изотермическим или рефрижераторным – такие тоже были представлены. Но самым внушительным по объему оказалось изделие ООО «Меткомплекс», пристыкованное к раме Isuzu NQR 90M. Не исключаю, что очень скоро новыми грузовиками заинтересуются специалисты различных предприятий, включая рязанский «ТрансТехМаш», и вариативность фургонных надстроек резко увеличится.

Интересное исполнение – шторник модели 3724F3 со сдвижными боковинами от московского ЗАО «Авто Эквипмент Плант». Его построили на платформе Isuzu FSR 90N с удлиненной колесной базой. Это своего рода городской «паровоз». И хотя шасси и кузов удачно «поженили», о таком практичном дополнении, как верхний спойлер, забыли. Вместе с тем, без него «чемоданная» часть над кабиной будет создавать сильное аэродинамическое сопротивление, а вместе с ним и разжигать аппетит к потреблению топлива. Выход из ситуации напрашивается сам собой: обязательно ставить козырек, и чем скорее – тем лучше. Впрочем, не помешали бы и боковые аэродинамические элементы, ведь новый кузов торчит не только сверху, но и «свешивает щеки».

В плане аэродинамики более гармонично смотрится традиционная бортовая платформа со съемным тентом от компании «РусТрак». Ее смонтировали на шасси Isuzu FVR 34 модификации 4389W2. Платформа металлическая, тент синтетический (кстати, он может быть и с прозрачным потолком). В общем, классика жанра – как и сам автомобиль стандартного белого цвета, без излишеств и украшений. Судя по тому, какой высокий интерес на рынке не только России, но и СНГ к таким автомобилям проявляют предприниматели, за судьбу новинки можно не беспокоиться: будет востребована.

А вот судьба автопоезда с прицепом на тандемных осях не так очевидна. По логике, это относительно молодой и весьма перспективный сектор в перевозках на просторах Содружества, хотя в Европе – самый обычный и довольно распространенный вид транспорта. Речь о Isuzu NQR 90M и прицепе МЗСА-872264, на шасси которых используется автофургон производства ЗАО «Авто Эквипмент Плант». Полная масса такой сцепки может составлять 13 000 кг, из которых 9 500 кг приходится на грузовой автомобиль и 3 500 кг на прицеп. И дело не в том, что концепция не хороша. Напротив, она очень привлекательна. Но нужно быть реалистами: где в Питере или Москве на таких сцепках курсировать по спальным районам и как маневрировать около точек выгрузки?

 

 

 

Шторник модели 3724F3 от ЗАО «Авто Эквипмент Плант» на платформе Isuzu FSR 90N

Как ведут себя японские шасси

Я не буду расписывать, как водил автомобили. Признаюсь честно: проведенную на картодроме динамическую презентацию даже с натяжкой назвать полноценным тест-драйвом сложно. Во-первых, времени на детальное ознакомление мало: программа спрессована по минутам, для заезда выделен буквально один-два круга. Если бы не прошлогодний тест-драйв в Сорочанах, делиться впечатлениями было бы непосильной задачей. Во-вторых, кольцо картодрома хотя и изобилует крутыми поворотами, все-таки не одно и то же, что загородная трасса или улицы с транспортным потоком. В-третьих, нет реальной загрузки, а значит, объективно оценить расход топлива и динамику непросто. И все-таки это лучше, чем статическая презентация.

Грузовое шасси NQR90 (4х2) по полной массе 9 500 кг не имеет аналогов в России. Производимая в Ульяновске с апреля 2013 г. модель привлекательна своими транспортными возможностями. Она способна везти 6 500 кг груза и у нее три варианта колесной базы: 3 815, 4 175 и 4 475 мм. С ними габаритная длина автомобиля может достигать 6,8 м, а рама готова принять бортовые кузова, эвакуаторные платформы, фургоны и широкий спектр специального оборудования. Преимущество перед ранее представленной в РФ моделью NPR75 с аналогичными габаритами в том, что ее грузоподъемность на 2 000 кг больше. Кроме того, пневматическая тормозная система позволяет применять ее в сцепке с 3 500-килограммовым прицепом.

Именно такой автопоезд и был на тест-драйве. Наружные панели кабины просты по геометрии (значит, удобнее рихтовать) и удачно поделены на сегменты (следовательно, при повреждении их можно быстро и легко заменить). Ветровое стекло для чистки доступно прямо с земли, но если понадобится, можно встать на бампер, благо рядом с поводками стеклоочистителей есть прочные ручки.

Вход в кабину удобный, приноравливаться к нему не надо. Двери закрываются хорошо. Внутри, конечно, не «Европа»: ни тени намека на излишества. Стиль практичного азиатского «извозчика» угадывается в каждой детали. Кабина трехместная, но даже в верхней зимней одежде здесь не приходится сидеть боком. Для защиты от низкого зимнего солнца не хватает наружного тонированного козырька. Регулировать кресло некуда: узкая дневная кабина не позволяет перемещать его вперед-назад.

На маленькой скорости акустический комфорт приемлемый: наружные шумы не досаждают. Японский 5,2-литровый дизельный двигатель уровня Евро-4 работает покладисто. Его 155 сил при 2 600 об/мин и 419 Н.м максимального крутящего момента при 1 600–2 600 об/мин за глаза достаточно для городских перевозок. К 6-ступенчатой механической КПП претензий нет: переключается четко, хотя ходы могли быть короче.

Цена шасси стартует с отметки 1,74 млн руб., и странно, что за такие деньги кондиционер с ручным управлением, электрические стеклоподъемники и даже подстаканники поставляют за дополнительную плату. Уж больно суровым кажется рачительный минимализм!

 

 

 


Посадка за рулем удобная, и эргономика соответствующая

Дорожный просвет с запасом: при необходимости грузовик легко съедет с асфальта на грунт

 

 

Две базовые ипостаси серии F

Пробу руля прошли и две разновидности Isuzu F (Forward) – FSR90 и FVR34. До недавнего времени в российской линейке они отсутствовали. Правда, их не собирают в Ульяновске на мощностях УАЗа, а импортируют из Японии.

Модель FSR90 полной массой 12 т рассчитана на доставку груза в 8 200 кг. У нее кабина шириной 2,32 м со спальным местом, что делает ее пригодной для междугородних и региональных перевозок с одним водителем. Под кабиной 5,2-литровый дизель Isuzu максимальной мощностью 210 л. с. при 2 600 об/мин с пиком крутящего момента 706 Н.м при 1600 об/мин. Он работает в паре с механической 6-ступенчатой коробкой передач, и это сочетание нареканий не вызывает.

В Россию FSR90 поставляют с двумя вариантами колесной базы – 4 860 и 5 160 мм. В движении разница по габаритной длине ощутимая: при маневрировании приходится то и дело поглядывать в зеркала. Но управление легкое, и контроль дорожной обстановки не вызывает проблем – площадь остекления внушительная. Во время парковки в помощь сферическим зеркалам заднего вида приходят фронтальное и боковое бордюрное зеркала. Хват руля оптимален, посадка удобна, все органы управления под рукой, и управлять «японцем» не сложнее, чем «европейцем». Купить FSR90 можно по цене от 2,45 млн руб., что примерно на уровне конкурентов того же класса.

Положительное восприятие применительно и к Isuzu FVR34, хотя особых эмоций спокойный дизайн не вызывает. Если на FSR90 фары расположены над бампером и верхние сегменты похожи на вскинутые реснички, то замурованная в бампер фронтальная оптика данного «самурая» воображение не будоражит. Зато эта модель полной массой 18 000 кг является самой тяжелой в серии F – она способна перевозить до 12 500 кг груза. В России Isuzu FVR34 доступен с таким же мотором, как на FSR90, плюс 7,8-литровый дизель Евро-4 мощностью 280 л.с. при 2 400 об/мин с пиком крутящего момента 882 Н.м при 1 450 об/мин. При этом цена шасси дороже – от 2,7 млн руб.

Именно такую версию и пришлось тестировать. Используемая здесь механическая 9-ступенчатая КПП включена в базовую комплектацию, и перевозчикам наверняка понравится. Она отрабатывает заложенные возможности, включая передачи без запаздываний. У FVR34 тоже два варианта колесной базы: 4 650 и 5 550 мм, и смею предположить, что для целого ряда транспортных компаний выгоднее покажется длинная.

Эргономика продукта Made in Japan без нареканий. Не беря во внимание эстетический аспект (вкус, как известно, дело индивидуальное), отмечу: кабина спроектирована неплохо. По конструкции серьезных замечаний нет. Впрочем, судить о достоинствах и недостатках в полном объеме я бы взялся после первого года эксплуатации. Пока же можно констатировать, что японское пополнение постепенно вливается в рынок. Радует, что теперь это происходит с российскими надстройками. И хотя время для этого не самое удачное, доставку грузов автомобильным транспортом никто не отменял: людям по-прежнему нужно есть, пить, покупать бытовую электронику, мебель, а без современной техники сделать это невозможно.