Универсальная спецтехника "Специалисты по вывозу мусора"
Пестрая палитра. Именно так можно охарактеризовать российский рынок коммунального транспорта, где все чаще правят бал иномарки с зарубежными надстройками. Бескапотные европейские мусоровозы с задней загрузкой и прессовой плитой постепенно вытесняют отечественные ЗИЛы с боковой загрузкой. Конкурентное сопротивление оказывают только отечественные кузовные надстройки на шасси КАМАЗ и МАЗ, но и им сопротивляться импорту все сложнее.
Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора
Базовая выгода
Помните фильм «Клан Сапрано» об итальянской мафии в Америке? Легальным видом бизнеса у представителей преступного сообщества был… вывоз мусора. Оказывается, на этом виде трудовой деятельности можно неплохо заработать.
Подсчитано: один человек производит в год около четырех кубометров мусора. На 40 млн жителей столичного региона ежегодно приходится 160 млн м3 твердых бытовых отходов (ТБО) или 438 тыс. кубометров в день. В среднем один автомобиль с мусоровозной надстройкой за смену выполняет три рейса, перевозя 100 бачков мусора суммарным объемом 300 м3. Теоретически парк спецмашин должен составлять 1,5 тыс. ед., но практически транспортных средств меньше.
Если отечественный ЗИЛ со старой советской системой боковой загрузки способен брать 20–25 бачков с ТБО, а КАМАЗ – 60, то иномарка с современной надстройкой при задней загрузке – значительно больше, около 120, а трехосный MAN с кузовом GeesinkNorba или его аналог – до 200. Регулировать интенсивность вывоза мусора можно с помощью двух- и трехосных модификаций грузовых автомобилей, скажем, таких, как MAN TGM 18.250 4x2 BL и MAN TGS 33.360 6x4 BB-WW, выбранных заказчиком Московской области в лице компании «Эко-Транс».
Представители бизнеса по вывозу мусора утверждают, что не принимают решений о выборе техники с кондачка. Перед заключением сделки оператор обязательно берет спецтехнику на тест в реальных условиях эксплуатации. Обычно трех-пяти дней движения по рабочему маршруту хватает, чтобы рассчитать и «пощупать» выгоду. В случае необходимости к расчетам может подключиться эксперт отрасли, который способен скалькулировать срок амортизации оборудования и лизинговые платежи, если транспорт приобретен за счет заемных, а не собственных средств.
Иномарки предпочтительнее
Практика использования различной техники показывает, что в ряде случаев иномарки предпочтительнее. Во-первых, импортное шасси более долговечное: реже ломается и медленнее ржавеет. Оно же и экономичнее с точки зрения расхода топлива и эксплуатационных расходов. Во-вторых, зарубежная надстройка, как правило, обладает большей производительностью при компактных габаритах и относительно небольшой массе. На выходе потребитель имеет меньшую стоимость владения с более высокой остаточной стоимостью на вторичном рынке.
Я поинтересовался у директора «ЭкоТранс», почему выбрали мусоровозы GeesinkNorba на шасси MAN? Оказалось, что немецкие грузовики с голландской надстройкой порадовали удобством выполнения операций, быстродействием гидравлики и небольшим временем рабочего цикла. Там, где три КАМАЗа набивали до отказа, MAN уходил полупустой. Несмотря на большое количество точек подбора, и водитель, и оба оператора из экипажа отмечают высокую маневренность автомобиля, минимальную утомляемость из-за отсутствия лишних манипуляций. Отдельно отмечается высокий уровень безопасности, в частности, обилие блокировок (защита от дураков) по пресс-плите.
Специалисты разработали оптимальную комплектацию машин для работы в Домодедовском районе, который по площади равен площади российской столицы. Были учтены дорожные, климатические и производственные особенности эксплуатации. Отсюда – наличие защиты картера двигателя, подбор резины с усиленными боковинами для противостояния порезам, масляный поддон для преодоления подъемов крутизной до 30 %, дополнительный обогреваемый фильтр Separ с влагоотделителем и другие полезные опции.
Практика использования спецмашин данной компании показывает, что применение импортной техники в процессе вывоза мусора предпочтительнее. Например, КАМАЗ в процессе эксплуатации в городском цикле «привозил» расход дизтоплива на уровне 55–56 л/100 км. У MAN этот показатель на разных маршрутах составляет 42–45 л/100 км, т. е. почти на четверть меньше. На отечественном грузовике из-за интенсивного износа российская надстройка через год эксплуатации уже не прессует так, как положено, тогда как импортная остается работоспособной. Розничная цена отечественной и иностранной надстройки примерно одинакова, а остаточная стоимость немецкого грузовика на вторичном рынке – существенно выше!
На маршруте протяженностью от 200 до 300 км до приобретения новых MAN работали КАМАЗы с боковой загрузкой. За три рейса в день отечественный грузовик перевозил 10–11 т мусора, а сейчас MAN с задней загрузкой за один рейс транспортирует 12–13 т. Разница в эксплуатационных затратах более чем трехкратная в пользу MAN.
Шведский вариант
В многочисленной когорте мусоровозов иностранных брендов есть и те, что изготовлены в России. Например, Volvo FM330 (6х2) с надстройкой Kobit KBR- P22V (торговое наименование Presko-22). По эффективности один такой мусоровоз идентичен трем аналогичным отечественным мусоровозам с боковой загрузкой. Цифра 22 в индексе указывает на полезную вместимость кузова – 22 кубометра.
Автомобильное шасси Volvo FM оборудовано дневной кабиной с низкой крышей. Оно изготовлено на заводе Volvo Group в Калуге и ни в чем не уступает аналогичному шасси из Швеции. Передняя подвеска на параболических рессорах повышает грузоподъемность. Задний мост на пневмобаллонах дает очень важную плавность хода. Управление уровнем пневмоподвески осуществляется с выносного пульта. Инженеры применили прямую балку переднего моста, которая обеспечивает необходимый на полигонах ТБО дорожный просвет. Ведущий мост с блокировкой дифференциала гарантирует стабильность движения.
Сиденье водителя Comfort на пневмоподвеске, а пассажирское попроще –Standart. В кабине есть кондиционер, стояночный отопитель, электрические стеклоподъемники, CD-магнитола и однодневный аналоговый тахограф на двух водителей. Имеется люк в крыше, домкрат 12 т и 20-метровый шланг для подкачки шин.
Кузов мусоровоза Presko-22 выполнен в Чехии по бескаркасной технологии из низколегированной стали 09г2с. Он крепится к раме через мощный надрамник со швеллерами высотой 160 мм и полкой шириной 65 мм. Основное тело кузова гладкое, без усиливающих ребер жесткости. При производстве приемного ковша загрузочного бункера используется износостойкая сталь Hardox 400. Дополнительную прочность придает закругленная форма бортов и усиление в местах их стыковки с днищем и крышей.
Устойчивый к износу материал применен в конструкции кормы, и в частности, в направляющих элементах двутаврового сечения и выталкивающей плиты. Сама плита сделана с уплотнениями из вулканизированной резины, защищающей рабочие органы пресса от просачивания влаги и жидких отходов и их проникновению наружу. В зависимости от типа мусора, применяется различный коэффициент уплотнения, от 2,5 до 7.
Опрокидыватель закрытого типа VKO 290 позволяет разгружать гребенчатым захватом различные мусорные контейнеры объемом 110, 120, 240, 330 и 660 л. С контейнерами объемом 1 100 л работает откидной рычажный захват. Такая универсальность оборудования упрощает его эксплуатацию и не требует дополнительных расходов обслуживающей организации. Тип опрокидывателя позволяет выстраивать маршруты без оглядки на типы установленных по пути емкостей для сбора мусора.
Общие черты
Независимо от марки и модели грузового шасси, многие импортные надстройки имеют много общих деталей в конструкции. Например, наружная электропроводка уложена в гибкие пластиковые шланги. Стопорные пальцы посажены на фиксирующие металлические цепочки, так что утеря им не грозит. Резиновые демпферы крепятся через алюминиевые пластинки четырьмя болтами, и при необходимости их легко заменить за несколько минут. Гидропроводы проложены без скрывающих кожухов, значит, на ремонт и замену потребуется меньше времени и сил. Наружный блок управления размещен в герметичном корпусе, защищающем уязвимую начинку от пыли, грязи и влаги.
Особое внимание уделено гидравлике. Рукава высокого давления находятся там, где они не сломаются на изгибах и не перетрутся подвижными элементами. С учетом российских климатических условий гидробак заполняют маслом, рассчитанным на сохранение физических свойств при сильных морозах. Для контроля за состоянием гидравлической жидкости в системе предусмотрен прозрачный индикатор – по нему можно контролировать уровень.
Многое продумано с точки рения эргономики. Например, в кабине расположена традиционная камера заднего вида, облегчающая маневрирование на площадках с мусоросборочными контейнерами. Внутри кабины есть и блок дистанционного управления надстройкой – он дублирует ручное управление. Оно нередко установлено как по левому, так и по правому борту. Оператору удобно контролировать процесс загрузки и прессования отходов, стоя на алюминиевой подножке с регулируемой высотой над уровнем земли.
В последнее время все большим спросом пользуются мусоровозы с системой динамического взвешивания. Оно не прерывает и не задерживает процесс погрузки, передает данные в режиме реального времени на компьютер в офисе компании и обладает точностью 2 кг для маленьких контейнеров и 5 кг для больших (0,7 и 1,1 м3). Это позволяет исключить перегруз и точно вести учет собранного и вывезенного мусора.
Кто на новенького?
Сезон-2014 отмечен большим количеством мусоровозных новинок на российском рынке. Яркая российская новинка – мусоровоз CMZL-9G с задней загрузкой на шасси КАМАЗ-4308 (4х2) с газовым двигателем мощностью 190 л. с. Полезный объем кузова составляет 9 м3. Его основное назначение – автоматизированная и ручная выгрузка ТБО из стандартных контейнеров емкостью 0,12 и 1,1 м3 в кузов, их уплотнение, транспортировка и механизированная разгрузка в местах утилизации. Автомобиль с колесной базой 3 500 мм очень компактен: его длина равна всего 7 380 мм, а высота по надстройке – 2 791 мм. Для тесных дворов это то, что нужно.
Есть несколько моделей компактных мусоровозов на шасси Scania P230 (4x2) с кузовами объемом от 10 до 16,5 м3, но отдельных презентаций по ним в этом году не проводили. Однако большая часть востребованных клиентами мусоровозов имеют три оси и, в частности, на платформе Scania P310 (6x2). Такие машины комплектуют надстройками объемом 18-24 м3 и усиленной по всей длине рамой «лонжерон в лонжероне». Изготовители утверждают, что такое шасси безотказно служит, как и надстройка, в течение 20 лет.
Свой вариант компактного мусоровоза построен и на шасси производства СП «IVECO-AMT». Автомобиль с индексом 493961 имеет колесную формулу 4х2 и оснащен газовой версией двигателя Tector рабочим объемом 5 880 см3. Он обладает мощностью 200 л.с. при 2 700 об/мин и выдает максимальный крутящий момент 650 Нм при 1 250 об/мин. Надстройка коробчатого сечения имеет заднюю загрузку и усилена поперечными лонжеронами. В остальном ее конструкция схожа с конструкцией кузовов других фирм.
Одна из новинок китайского производства – мусоровоз с задней загрузкой на шасси Shacman (6х4) от компании «Спецавтотехника». У него утепленная кабина F2000, дизельный двигатель Евро-4 мощностью 336 л. с., коробка передач Fast Gear, колесная база 3800+1350 мм. Масса в снаряженном состоянии – 15 000 кг, допустимая полная – 33 500 кг.
Обилие предложений на российском рынке мусоровозов оставляет транспортникам большой выбор. В 2014 г. он большой, как никогда прежде. С учетом экономической ситуации конкуренция только усиливается, и на коне окажется тот, кто сможет предложить лучшую технику по лучшей цене и на лучших условиях.