Автокомпоненты и шины "Дворник на стекле"



 

 

Павел КРАЕВ

Фото автора и производителей

Прозрачность лобового стекла имеет установленные характеристики, снижать которые не позволено ни производителю, ни водителю. Правила дорожного движения (разд. 2, п. 2.3.1) запрещают движение на автомобиле во время дождя или снегопада, если не работает стеклоочиститель со стороны водителя.

 

На переднем крае

Полосы, оставленные щетками стеклоочистителя на лобовом стекле, затрудняют обзор, а это, в свою очередь, вызывает повышенную утомляемость и негативно влияет на безопасность вождения. Поэтому ничто не заменит для водителя качественные исправные дворники.

После недельного мониторинга состояния щеток, установленных на грузовиках, посещающих один из подмосковных технических центров, есть над чем призадуматься: бюджетные каркасные щетки со сменными резиновыми чистящими лезвиями, установленные на абсолютном большинстве автомашин, побывавших на СТО, уже давно следовало бы заменить.

Весь период эксплуатации дворники подвергаются механическим, температурным и химическим воздействиям. Под прессом этой агрессивной среды в течение всего эксплуатационного срока щетки должны отвечать принятым стандартам, т. е. обеспечивать равномерную и качественную очистку от загрязнений всей охватываемой поверхности плоского или выпуклого стекла в широком диапазоне скоростей автомашины и температурных режимов, работая без создания механических повреждений лобового стекла, а также иметь установленную износостойкость. Срок службы качественной щетки при соблюдении условий эксплуатации составляет не менее года или 2 млн рабочих циклов.

К щеткам стеклоочистителя грузовых автомобилей предъявляются более жесткие требования, чем к щеткам легковых автомобилей. Произведенные легально щетки имеют маркировку и каталожный номер. Цифры, в маркировке обозначают длину щеток в дюймах. Для современного грузового автотранспорта предусмотрены следующие размеры: 28 дюймов (700 мм); 32 дюйма (800 мм); 36 дюймов (900 мм); 40 дюймов (1000 мм).

Устанавливать более длинные каркасные щетки, чем предусмотрено регламентом, в надежде, что они будут очищать больший сегмент лобового стекла, не рекомендуется, поскольку в этом случае снижается давление резинового лезвия на стекло, что приведет к ухудшению качества его очистки. С бескаркасными щетками подобные эксперименты так же противопоказаны, так как они не универсальные и предназначены строго для определенной марки автомобиля. Щетки такой конструкции более 28 дюймов (700 мм) в длину пока не производят.

Хорошее качество щеток определяется по внешним признакам:

  • плоский край и отсутствие закруглений рабочей кромки ленты;
  • однородная фактура и цвет резиновой ленты, отсутствие на ней заусенцев и задиров;
  • отсутствие заеданий перемещения ленты в зажимах при изгибании каркаса для каркасных моделей.

 

 

Каркасная и бескаркасная конструкции

Преобладающее число грузовых автомобилей в России оборудованы щетками каркасного типа. Их простая конструкция включает узел крепления, прижимной блок, резиновое лезвие (резинка).

Во всех современных щетках узел крепления съемный – на штифт в основании щетки надевается адаптер, обеспечивающий совместимость с креплениями поводков различных типов.

Прижимной блок включает систему сочлененных коромысел, наиболее распространены системы с пятью коромыслами. Чем больше коромысел в прижимном блоке, тем больше точек прижима к ветровому стеклу, соответственно и выше качество очистки. Но при этом стоит учитывать, что увеличение числа коромысел приводит к росту высоты щетки и увеличивает ее парусность при движении на больших скоростях. Щетка приподнимается над поверхностью стекла и ее работа ухудшается. Сегодня наиболее оптимальными являются системы с пятью и шестью коромыслами.

В зимнее время слабым местом каркасных систем является замерзание мест сочленения, из-за чего щетка фиксируется в одном положении и выводится из него только разморозкой или механической очисткой.

Резиновое лезвие – сменный элемент, который крепится в лапках коромысел. Составные части резинового элемента – нож и система пружинных элементов, соединенных тонкими резиновыми перемычками.

Для качественной работы «резинка» должна одновременно иметь достаточную гибкость и жесткость, мягкость и твердость.

В результате творческих поисков разработчики предложили принципиально новую щетку без системы коромысел бескаркасную. Если не гениально, то во всяком случае, просто – резино-пластиковый корпус в форме спойлера, в котором помещены две тонкие металлические пластины (сила встречного потока воздуха для прижима дворника используется по максимуму). Резиновая щетка крепится между пластинами. На концы дворника установлены пластиковые заглушки, а по центру – кронштейн крепления. Прижимной блок с коромыслами отсутствует.

Гибридная щетка имеет такую же конструкцию, как бескаркасная, а пластиковый спойлер представляет собой кожух, внутри которого та же классическая система коромысел. Получившийся в результате гибрид обладает всеми преимуществами каркасных и бескаркасных щеток и нивелирует недостатки обеих конструкций.

Каждая конструкция щеток имеет свои сильные и слабые стороны.

У каркасных щеток низкий ценовой диапазон, они универсальны, т. е. подходят к нескольким маркам автомобилей. При этом каркасные щетки подвержены обледенению, имеют низкие аэродинамические показатели и быстро изнашиваемые узлы прижимного механизма.

Бескаркасные щетки лучше очищают благодаря равномерному давлению по всей длине щетки и плотному прилеганию к стеклу, устойчивы к обледенению, имеют лучшие аэродинамические характеристики и бесшумно перемещаются по стеклу. Они дольше служат, а благодаря использованию более низкого профиля улучшена обзорность. Но при всех достоинствах, бескаркасные щетки дорогие, подходят только для определенной марки автомобиля) и системы их крепежа не унифицированы между производителями.

Гибридная щетка имеет большой срок службы, у нее небольшая высота кожуха-обтекателя, больший срок службы, но высокая цена

 

Бренд

Нужно понимать, что щетки неустановленных изготовителей не могут конкурировать с продукцией известных фирм-производителей. Даже по небывало низкой цене не стоит покупать копию, подделку, поскольку известные мировые бренды вкладывают огромные средства в инновационные работы и постоянно совершенствуют свой продукт.

Наиболее известные производители щеток стеклоочистителя, используют уникальные разработки в производстве своей продукции.

Компания Вosch производит чистящие элементы из трехкомпонентной резины для бесшумной работы, при этом рабочая поверхность чистящих элементов жесткая с микрокромкой, что способствует качественной очистке стекла. Компания продает свою продукцию более, чем в 60 странах мира.

Компания Champion внедрила датчики своевременности замены, использует технологию производства резины с бромовым покрытием для повышения ее износостойкости, производит до 25 % всех стеклоочистителей в мире.

SWF применяет технологию Duotec, основанную на применении двух типов резины: синтетической и натуральной для увеличения продолжительности работы, снижения шума при работе, повышения качества очистки. Продукция компании покрывает более 85 % моделей автомобилей в мире.

Valeo использует технологию плоского стеклоочистителя, покрывает 87 % автомобильного рынка. Trico покрывает тефлоном резиновые элементы для улучшения скольжения и увеличения срока службы, 80 заводов на пяти континентах производят 900 тысяч щеток стеклоочистителя в неделю.

Конечно, это далеко не весь перечь брендов, продукции которых можно доверять. Технологии производства щеток и шагнули далеко вперед. Каркасным щеткам есть достойная и лучшая альтернатива – бескаркасные и гибридные, но для грузовых автомобилей российских грузоперевозчиков именно каркасные щетки еще долгое время будут оставаться основным средством противодействия осадкам на лобовом стекле автомобиля.