Подготовка кдаров "Кто лучший за рулем Scania?"



Второй раз в России и 10-й в Европе стартовал Европейский профессиональный Конкурс молодого водителя грузовика Scania Young European Truck Driver (YETD). Крупнейший среди водителей тяжелых грузовиков, он проводится с 1 января 2014 г. Финал традиционно состоится в Швеции в сентябре, а победитель получит главный приз – новый магистральный седельный тягач Scania R.

 

Александр КАЛУГИН

Фото SCANIA

 

Престижно. Масштабно. Солидно

Говорят, новичкам всегда везет. Как знать. Но Россия впервые принимала участие в конкурсе YETD в 2012 г., и дебют был чрезвычайно успешным: Дмитрий Семенов из Волгограда в европейском суперфинале занял второе место. Для победы не хватило не мастерства – опыта борьбы. И в этом году российские дальнобойщики собираются побороться за главный приз стоимостью 100 тыс. евро. наравне с европейскими коллегами.

Впервые эта грандиозная «примерка» сил и навыков профессиональных водителей на международном уровне прошла в 2003-м. Поначалу отношение к ней было скептическим из-за опасения возможной предвзятости. Но конкурс проводится честно, открыто, призы в нем реальные, а не заявленные. Неудивительно, что за годы существования Scania YETD его постоянными участниками стали представители 40 стран мира, а общее количество конкурсантов перевалило за 200 тыс. человек.

Впечатляющего масштаба удалось добиться благодаря тому, что конкурс не местечковый и не кустарный. Он проводится при поддержке Международного союза автомобильного транспорта МСАТ или IRU. Расчет авторов проекта оказался верным: мероприятие привлекло внимание не только самих водителей и руководителей транспортных компаний, но также отвечающих за вопросы безопасности дорожного движения государственных чиновников, общественных деятелей и представителей бизнес-сообщества.

Конкурс был задуман организаторами как мероприятие для поднятия престижа профессии водителей тяжелых грузовиков, совершенствования индивидуального мастерства и повышения безопасности на дорогах. Как итог он проводится для достижения лучшей эффективности транспортного бизнеса и, чего греха таить – популяризации бренда Scania. Несмотря на наличие других соревнований среди водителей коммерческого автотранспорта, именно Scania YETD является не только одним из самых престижных и известных, но и находящимся в обойме авторитетных.

Другой известный конкурс, проводящийся в Европе, называется Setra Grand Prix и охватывает водителей автобусов немецкой марки. Первенство водителей пассажирских транспортных средств собирает лучших из лучших раз в два года. Конкурс среди сидящих за рулем скандинавских грузовиков ежегодный. Но принципы отбора и проведения финальной борьбы в обоих случаях очень схожи. Если в автобусном первенстве ключевую роль в подведении итогов играют судьи, то в грузовых баталиях человеческий фактор сведен к минимуму: роль ведущего инструктора и главного судьи выполняет электронная система поддержки водителей Scania.

Обладатели водительской лицензии или, по-нашему, «прав» сдают теоретический и практический экзамены и проходят отбор на конкурсной основе, а далее – очная борьба с коллегами. В рамках Scania YETD навыки молодых водителей проверяют в несколько приемов. Стартовыми испытаниями является проверка знаний Правил дорожного движения. Затем следуют практические упражнения на мастерство вождения и маневренность, контроль перед рейсом и навыки крепления груза.

 

Кому не занимать смелости

Всем, кто не участвовал в Scania YETD, но мечтает стать обладателем нового магистрального тягача Scania R, надо набраться решимости и включиться в борьбу. Набранный опыт сослужит хорошую службу и в повседневной практике, и в борьбе на следующем конкурсе. Давайте вспомним, как это было в России два года назад, когда конкурс впервые отметился в РФ.

Национальный финал проводили на площадке дилерского центра «Скания-Сервис», в г. Голицыно Московской области. Поддержку организаторам оказали официальные спонсоры в лице представительств Shell и Michelin.

По традиции начало соревнований отнесено на раннее утро. Конкурсанты садятся за руль автопоезда и отправляются в контрольную поездку на маршрут протяженностью более 30 км по дорогам общего пользования. В этом упражнении оценивается стиль вождения (спокойный или рваный), количество ускорений и торможений (предвидение дорожной ситуации), но во главу угла ставится эффективность вождения (минимальный расход топлива).

Пока одни претенденты на победу доказывают свою профессиональную состоятельность за рулем магистральной сцепки тягача и фуры, другие проходят обкатку упражнением «Проверка перед рейсом». Как следует из названия, здесь важно продемонстрировать алгоритм контрольного осмотра автомобиля перед рейсом. Тут некоторые водители то ли от волнения, то ли от спешки допускают ошибки: забывают замерить давление воздуха в шинах, не проверяют исправность световых приборов, не сливают конденсат из фильтра-отстойника и т. д. Но тем, у кого эти операции отработаны до автоматизма, бояться нечего.

Для успокоения нервов и восстановления физических сил делается перерыв на обед. После этого начинается испытание в виде задания «Заезд в бокс». Упражнение не для новичков. Его надо начинать со змейки задним ходом с последующим направлением автопоезда в ограниченное фишками пространство. В импровизированном боксе сидящему за рулем нужно так поработать педалью акселератора и «баранкой», чтобы сбить среди трех фигур «Красного короля», подъехать к мишени и поставить автопоезд в створ обозначенного коридора. Именно это задание для многих стало камнем преткновения и последним пунктом в борьбе с коллегами в рамках Scania YETD.

«Сбить короля» – задание не для слабонервных. В ограниченном по периметру пространстве двум конкурсантам за рулем автопоездов, установленных друг напротив друга, требуется одновременно сбить красную фигуру, стоящую между двумя синими, не задев последних. Фигуры расставлены по углам, и здесь как нигде требуются глазомер, хладнокровие и навыки.

Решающей битвой считается параллельный слалом или «Суперзигзаг». Конкурсанты стартуют одновременно и проходят извилистый маршрут одинаковой протяженности. Побеждает тот, кто финиширует первым и совершит минимум ошибок. Простота названия не должна никого вводить в заблуждение: тут и опытные дальнобойщики нет-нет, да дают сбой. В конечном итоге из шестерки лучших молодых водителей Scania, побеждавших на региональных этапах, единоличным обладателем первого места становится только один участник. Ему и доверяют право представлять страну в Европейском суперфинале в числе 24 коллег из разных государств.

 

Каждый – кузнец своего счастья

Правила Scania YETD просты и демократичны. Стать участником конкурса может любой водитель в возрасте до 35 лет, обладающий правом на управление транспортными средствами категорий «С», «Е» и имеющий стаж работы от одного года. У представителей транспортных компаний шансов взойти на пьедестал своей мечты значительно больше, чем у индивидуальных предпринимателей, хотя никаких разграничений в положении о проведении конкурса не прописано.

Чтобы приблизить мечту обладания новым тягачом шведского производства, для начала нужно было зарегистрироваться на сайте www.scania.ru/yetd. Регистрацию можно осуществить не только по электронной почте, но и посредством создания учетной записи на Facebook. Данные участника будут храниться в компании «Скания-Русь».

С января по март 2014 г. включительно проводится теоретический тест в режиме он-лайн, это своего рода четвертьфинал. В мае-июне состоятся шесть региональных полуфиналов, которые выявят сильнейших. В июле в российской столице пройдет Национальный финал. В нем участвуют победители региональных финалов, которые и определят «делегата» на заключительную часть Scania YETD. Пиком соревнований станет Европейский финал. По традиции его место проведения не меняется: г. Сёдертелье, Швеция, где находится штаб-квартира Scania.

Два года назад, во время первой пристрелки к конкурсу, на начальной стадии в России зарегистрировалось более 500 участников. Сейчас, когда по итогам 2013 г. Scania реализовала в России свыше 6 тыс. ед. новой коммерческой техники и заняла первое место среди европейских импортеров грузовиков, конкурс набирает обороты. Всем участникам от России желаем в рамках Scania YETD холодной головы, твердой руки и удачи.