Подготовка кдаров "Основные требования к пассажирскому автотранспорту со стороны перевозчиков Московского региона"


 

Роман МУРАШОВ

 

На территории Московской области проживает более 7 млн человек, более половины из них ежедневно пользуются общественным транспортом.

Московская область уже не первый год занимает 2 место в Российской Федерации по количеству перевезенных пассажиров. Ежедневно около 1 млн 700 тыс. подмосковных жителей пользуются услугами автобусного сообщения. Среднее расстояние перевозки одного пассажира составляет около 12,2 км.

Московская область занимает 4 место в стране по числу автобусов общего пользования на 100 тыс. человек. По данным на 1 января 2012 г. количество автобусов в области к уровню 1990 г. постепенно восстанавливается.

 В автобусном парке столичной области насчитывается около 39 тыс. автобусов различной вместимости, которые обслуживают 2 338 маршрутов. Преобладающее количество автобусов – иностранного производства.

Маршруты обслуживают государственные и муниципальные предприятия, перевозчики негосударственной формы собственности.

 Автобусы большой и особо большой вместимости находятся в основном на балансе ГУП «Мострансавто» и муниципальных предприятий. На балансе перевозчиков негосударственной формы собственности преобладают автобусы малой вместимости.

Автопарк государственных предприятий в основном состоит из автобусов иностранного производства, хотя в последнее время он стал обновляться отечественной техникой.

 По данным ГИБДД МВД Московской области, средний возраст подмосковных автобусов семь лет, автобусов в возрасте более 10 лет – 28%, автобусов в возрасте до 5 лет – 27,4 % и эти автобусы, в основном, малой и средней вместимости. Машины старше 15 лет уже исчерпали нормативный срок использования, их эксплуатация сопряжена с опасностью для пассажиров и большой нагрузкой на экологическую обстановку.

 Основной причиной медленного обновления областного парка пассажирского автотранспорта является нестабильное финансовое положение транспортных предприятий. Увеличение финансовой нагрузки в виде обязательного оснащения оборудованием ГЛОНАСС, тахографами, введения обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, отсутствие долгосрочной региональной программы развития пассажирского транспорта – все это отрицательно сказывается на инвестиционном климате области.

В настоящее время реальными представляются два основных способа модернизации пассажирского автопарка: прямое бюджетное стимулирование его обновления и государственная программа лизинга пассажирского транспорта.

Региональный закон Московской области о пассажирском транспорте, предусматривающий допуск перевозчиков на рынок регулярных пассажирских перевозок с опытом работы до 5 лет, обеспечил стабильность компаниям. Внесенные дополнения в этот закон, предусматривающее увеличение срока работы компаний в этом секторе рынка до 10 лет, существенно отразились на качественном состоянии автобусного парка частных компаний.

В 2011 г. частный бизнес инвестировал более 350 млн рублей в обновление парка, в 2012 г. – уже более 500 млн рублей.

Большую лепту в обновление парка внесла победа ГУП МО «Мострансавто» в аукционе на право обслуживания зимней Олимпиады в Сочи. В компанию поступили 996 единиц нового подвижного состава, в том числе 434 автобуса приспособленных для маломобильных групп населения.

Подмосковные пассажирские перевозчики в основном приобретают автобусы на газомоторном топливе, токсичность выхлопных газов которых в 5 раз ниже, чем у автобусов, работающих на дизельном топливе.

Министерством транспорта Подмосковья определены приоритеты развития пассажирского транспорта по следующим направлениям:

  1. Мобильность.
  2. Комфорт.
  3. Доступность.
  4. Экологичность и безопасность.
  5. Операционная эффективность.

Добиться мобильности и доступности пассажирского автотранспорта возможно внедрением организационно-технических мероприятий, но создать комфортные условия для пассажиров, обеспечить экологичность и безопасность перевозок, добиться операционной эффективности невозможно без автобуса принципиально нового типа.

Подмосковные пассажирские автоперевозчики и сегодня стремятся приобретать новые автобусы, приспособленные для перевозки всех групп населения, в том числе и маломобильных, наметилась явная тенденция замены автобусов малой вместимости на среднюю. Но автобуса средней вместимости, соответствующего требованиям потребителя, российские производители пока предоставить не могут. Вот и приходится перевозчикам пока закупать автобусы марки «Богдан», которые не могут похвастать комфортабельностью салона. Вместе с тем активно ведутся переговоры с белорусским производителем автобусов МАЗ.

Согласно федеральному законодательству для обеспечения безопасности пассажирских перевозок весь подвижной состав в 2014 г. должен быть оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАСС и тахографами.

К новым автобусам большой вместимости, приобретаемым перевозчиками области, Московский областной транспортный союз предъявляет более широкие требования:

  • наличие оборудования, предназначенного для перевозки маломобильных групп населения;
  • наличие аппаратуры ГЛОНАСС, тахографов (установка аппаратуры на заводе-изготовителе), а также системы Wi-Fi.

Для автобусов, осуществляющих межмуниципальные и междугородные рейсы, помимо соблюдения мер безопасности требуется:

  • большее количество сидячих мест для пассажиров (избегая расположения мест «друг против друга»);
  • установка отопителей салона, утепление кузова, уплотнения дверных проемов для обеспечения в салоне зоны температурной комфортности в зимний период времени вне зависимости от места нахождения пассажира в автобусе;
  • использование для внутренней отделки салонов экологичных видов материалов, облегчающих уборку подвижного состава;
  • наличие кондиционера в салоне автобуса.

Ранее Московский областной транспортный союз выдал рекомендации по основным техническим параметрам и характеристикам автобусов, в том числе по комплектации дополнительным оборудованием:

  • электронной системой информирования пассажиров с выводом информации на передний, задний и боковой маршрутоуказатели и табло в салоне автобуса;
  • микрофоном водителя с выходом на два динамика в салон и автоинформатор маршрута;
  • системой автоматического пожаротушения и огнетушителями;
  • видеосистемой для демонстрации пассажирам текущих новостей основных телеканалов РФ, кинофильмов, рекламных роликов.