Подготовка кдаров "Выдача водительских прав оказалась вне правового поля "



Роман МУРАШОВ

Фото из архив журнала

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» вступил в силу в ноябре 2013 г. Однако сегодня на практике многие его положения не выполняются. В частности, из 16 категорий и подкатегорий, предусмотренных этим ФЗ в водительских правах, сегодня выдают удостоверения только по девяти. При этом, даже по этим категориям отсутствуют сертифицированные программы обучения… Как быть в такой ситуации, когда обучение водительскому мастерству оказалось вне закона?

В конце марта в РИА «Новости» прошел круглый стол на тему «Обучение водителей вне правового поля?» с участием представителей ГИБДД, Генпрокуратуры РФ, Министерства образования РФ, Межрегиональной ассоциации автошкол и Ассоциации юношеских автошкол России, других заинтересованных организаций.

В приказе Минобрнауки № 513 от 2 июля 2013 года «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» из списка нелепым образом исчезли такие профессии, как «Водитель автомобиля», «Водитель трамвая» и «Водитель троллейбуса». Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Лариса Шмелькова, пояснила, что произошло это вследствие технической ошибки, которую в департаменте в скором времени постараются устранить.

Вступившие в силу с ноября 2013 г. поправки к ФЗ «О безопасности дорожного движения», установили новые категории и подкатегории транспортных средств (ТС) для получения права управления ими. Среди них есть «Тm» – трамваи, «Тb» – троллейбусы, всего – 16 категорий и подкатегорий. В числе новшеств предусмотрена возможность сдачи экзамена на автомобиле с автоматической коробкой передач, введен запрет на работу в качестве водителей лицам с иностранными водительскими удостоверениями – все перевозчики пассажиров и грузов должны иметь национальное российское водительское удостоверение.

Дело с новыми программами обучения водителей обстоит сложнее. По словам Л. Шмельковой, разработчик – Министерство образования, выполнило свою задачу в срок: программы были направлены в Министерство юстиции на регистрацию ещё в конце 2013 г. Но почти через два месяца Минюст вернул программы без регистрации. Причиной отказа стало не содержание самих программ, а нарушение процедуры регистрации. Позвольте, но если дело в нарушениях процедуры регистрации, то почему высококлассные эксперты Минюста вернули программы лишь через 50 дней?

Представитель Генпрокуратуры РФ Анастасия Ефремова сообщила, что ситуация сейчас анализируется Генпрокуратурой, и действиям госорганов, из-за которых программы вовремя не были приняты, будет дана соответствующая оценка. А между тем, пока продолжается этот межведомственный спор, автошколы учат водителей по старым программам, а ГИБДД принимает экзамены по старым методикам.

Старший государственный инспектор по особым поручениям ГУ ОБДД МВД России Александр Лыткин признался, что ведомство принимает экзамены с нарушением федерального законодательства. Неизвестно, как долго будет сохраняться такое положение, но если последует предписание прокуратуры, незаконный прием экзаменов и выдача удостоверений новым водителям будет прекращена до того, пока новые программы не обретут юридическую силу. Но при этом без более веских причин останавливать работу экзаменационных подразделений ГИБДД пока никто не собирается.

Дальнейшее обсуждение сформировало мнение общественности, которое заключается в том, что куда важнее понимать, когда будут программы, нежели внимать объяснениям того, почему их нет. Но этот вопрос повис в воздухе: никто из представителей причастных госструктур не смог на него ответить.

На выдачу водительских удостоверений нового образца отсутствие программ пока никак не влияет: новые бланки с перечисленными на обороте новыми категориями и подкатегориями, как и планировалось, выдаются с 1 апреля 2014 г.

Как отсутствие программ и методик обучения отразится непосредственно на потенциальных водителях? Пока экзаменационные отделы ГИБДД принимают экзамены по старым программам, никакие революционные потрясения будущих водителей автомобиля не ждут, поскольку обучение ведется по ранее существовавшим категориям водительского мастерства, которые включают в себя новые подкатегории.

Фактически из утвержденных законом 16 категорий и подкатегорий – семь не действуют. В частности, 16-летние подростки по-прежнему не могут проходить обучение на право управления ТС категории «М» (мопеды) и подкатегории «А1» (мотоциклы малой мощности), хотя закон теперь это позволяет.

Итак, сегодня по закону ни одно учебное заведение не имеет права проводить подготовку водителей, пока не утверждены новые программы обучения, без которых нельзя получить лицензии на права нового стандарта. Остановлено лицензирование автошкол по регионам страны. В числе причин – несоответствие требованиям о наличии кабинетов горячего питания, медкабинетов и обеспечении условий занятий для лиц с ограничениями по здоровью.

Мнение эксперта

Мы попросили нашего эксперта президента ассоциации юношеских автомобильных школ России Ольгу Александровну Никонову прокомментировать сложившуюся ситуацию:

- Пока можно сказать только одно, пока есть кому садиться в кабину автомобиля и осуществлять перевозку грузов и пассажиров, серьезно о проблемах подготовки водителей власти не хотят говорить. Видимо нарыв еще не созрел. Там, где ощущается нехватка водителей, предприниматели пытаются решить эту проблему собственными силами. Находят кадры в других регионах, приглашают к себе на работу, создают условия чтобы люди закрепились.

А вот о профессиональной ориентации молодежи, привлечении их в данную профессию – вопрос пока не стоит вообще. Сегодня все озабочены получением водительского удостоверения лично для себя и совсем забыли, что огромная армия людей работает водителями и обслуживает население нашей страны. Эти кадры обязательно должны проходить профессиональную подготовку и только после этого приходить на смену старшему поколению. А для этого нужны грамотные законы, подзаконные акты и конечно программы, по которым должно проводиться обучение и сдача экзаменов на право управления автотранспортным средством. Как говорится, при всем многообразии выбора – другой альтернативы нет.