Подвижной состав "Автобусное пополнение"


 

 Сложная экономическая ситуация, в которой оказались производители и импортеры пассажирских транспортных средств, сказалась и на выпуске новинок. В 2013-2014-м гг. их стало меньше, чем в прежние годы. Но рог изобилия полностью не иссяк: на автобусном рынке появляются свежие модели разных классов и назначения.

Александр ТРОХАЧЁВ

 Фото автора

 

 КАМАЗ-Марко

В одном из обзоров мы уже упоминали о продукции совместного предприятия из Нефтекамска (Республика Башкортостан) ОАО «КАМАЗ» и компании Marcopolo S.A. – «КАМАЗ-Марко». Но планы выхода на проектную мощность в 2016 г. в объеме 3 тыс. ед. техники выглядят утопическими: за весь минувший год коллектив смог изготовить и продать всего 71 автобус.

 Недавно СП представило новую модификацию пригородной модели среднего класса Bravis-11 или по заводской маркировке НефАЗ-3297КМ. С учетом специфики изменилась планировка салона. В частности, в тыльной части теперь нет накопительной площадки. На этом месте установлены дополнительные, причем более комфортабельные, чем у городского аналога, кресла с поясными ремнями безопасности. Общая пассажировместимость выросла с 20 до 26 человек. В остальном пригородный вариант, по сути, повторяет городскую версию и внешне отличается тонированными боковыми стеклами.

 Новинкой 2014 г. стал городской автобус Bravis КПГ с двигателем мощностью 190 л. с., работающим на компримированном природном газе. Это совместный продукт ООО «КАМАЗ-Марко» и ООО «РариТЭК», официального дистрибьютора Камского автозавода по продукции с газовыми силовыми установками. В качестве платформы для этого транспортного средства используется базовое шасси КАМАЗ-3297 (4х2). Бразильский кузов с эффективной антикоррозионной защитой «сшит» из оцинкованных стальных листов и алюминиевых панелей.

 На презентации новинки было озвучено специальное предложение с привлекательными условиями финансовой аренды Bravis КПГ от лизинговой компании КАМАЗа. Авансовый платеж установлен в размере 20 %, срок лизинга – 48 месяцев, удорожание – от 6,6 %, льготное страхование КАСКО – 1,1 %. Такая лояльность по отношению к перевозчикам призвана стимулировать розничные продажи.

 

 

Обновление малого класса

 

 Новинка – это не всегда рестайлинг кузова и трансформация салона. Это еще и модернизация агрегатной базы. Наглядный пример подобного совершенствования – автобус малого класса ПАЗ-320402 общей вместимостью до 53 пассажиров, предназначенный для городских и пригородных маршрутов.

 Павловские «середняки» получили обновленные мосты производства Канашского автоагрегатного завода (КаАЗ), усовершенствованные системы охлаждения и отопления. Улучшенные тормозные механизмы с колодками увеличенной до 160 мм ширины позволили обеспечить ресурс колодок барабанных тормозов до 30 тыс. км. В мостах КаАЗ используются новые манжеты и шпильки повышенной износостойкости, которые дополнены подшипниками с повышенным ресурсом. В итоге межсервисный интервал для городских версий нового «пазика» с двигателем Cummins Евро-4 увеличился с 12 тыс. км до 15 тыс. км. Агрегатная модернизация позволила снизить стоимость владения ПАЗ-320402 более чем на 20 %, что для отрасли на примере одного производителя большая редкость.

 Еще одна новость от Павловского автобусного завода – ПАЗ-320414-05 для междугородных перевозок. В конструкции этой модификации много импортных комплектующих и, в частности, передний и задний мосты Dana Spicer с дисковыми тормозными механизмами. Но костяк силовой линии остался прежним: дизельный двигатель Cummins мощностью 168 л. с. и механическая коробка передач производства ZF. Модернизацию мостов провели с прицелом на вывод ПАЗ-320414-05 на зарубежные рынки.

 

 Метановый МАЗ-203965 с автоматической трансмиссией Allison

 

Не только «маршрутка»

 Лишь несколько месяцев назад в продаже появились пассажирские версии на базе «Газель NEXT» – 18-местная модель A63R42 и 19-местная A64R42 с дизелем Cummins Евро-4 мощностью 121 л. с., крутящим моментом 295 Н.м и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Это так называемые каркасные автобусы малого класса. Их основная сфера применения – маршрутные, пригородные, корпоративные, экскурсионные и туристические перевозки.

 После шасси-«головастика», бортовой платформы и грузопассажирской версии со сдвоенной кабиной автобус с колесной базой 3 745 мм стал третьей базовой моделью в линейке легких коммерческих машин Горьковского автозавода. Его полукапотный кузов образован путем обшивки наружными панелями силового каркаса из высокопрочных стальных труб. Панели выполнены из оцинкованной стали  и стеклопластика, что делает кузов устойчивым к коррозии и не восприимчивым к образованию мелких повреждений лакокрасочного слоя.

 Удобство входа в салон высотой 190 см обеспечивает поворотная дверь с электромеханическим приводом и заниженная подножка. Дверь управляется с водительского места, отделенного от пассажирского салона с атермальным остеклением. Все комфортабельные сиденья установлены лицом по ходу движения. Боковые панели обработаны специальными материалами для поглощения шума. В пассажирской зоне используются два эффективных отопителя, поддерживающие приятный микроклимат даже при частых остановках в морозы.

 У каждой из новинок есть свои особенности. Скажем, автобус NEXT для городских перевозок оборудован блокировкой дифференциала заднего моста, предпусковым подогревателем, тахографом, рейсоуказателем, громкоговорителем и спутниковой системой ГЛОНАСС. Модель для корпоративных перевозок выделяется противотуманными фарами, круиз-контролем, креслами повышенной комфортности, полками для хранения вещей, багажным отсеком и дополнительным независимым отопителем. Наконец, есть «школьник»: автобус для перевозки детей с ограничителем скорости, звуковым сигналом открывания двери, креслом сопровождающего, громкоговорящим устройством и специальными ремнями безопасности.

 

 Редеющие «вахтовки»

 

Удивительно, но факт: несмотря на высокий спрос на вахтовые автобусы, их производство (а значит, и сбыт) в последнее время тают. Например, в 2013 г. на шасси КАМАЗов было изготовлено на 115 ед. или на 13,1 % «вахтовок» меньше, чем годом ранее – всего 765 ед. Производство грузовиков с пассажирским модулем упало и на автозаводе «Урал»: минус 150 ед. или 28,4 % – до 378 ед. Но падение производства еще не означает исчезновение новинок.

 Одна из них – спецавтобус на шасси КАМАЗ-431184 (6х6) от ООО «ПСП-НН». Шасси для него традиционное – полноприводное трехосное, с односкатной ошиновкой и рессорной подвеской. А вот надстройка не совсем стандартная. Скажем, у нее не прямоугольные, а скошенные углы крыши, двойные стеклопакеты с раздельными окнами и форточками. Дверей две: традиционная распашная в тыльной стенке справа со входной ступенькой стременного типа и прислонно-сдвижного типа во фронтальной части справа с заниженным уровнем входа и выдвижными ступеньками. Внутри используются раздельные сиденья с трехточечными ремнями. К услугам пассажиров открытые багажные полки и откидной столик в передней части салона. Целевая группа этой новинки – предприятия, у которых есть потребность в доставке рабочих бригад к месту назначения по разбитым проселкам и в условиях полного бездорожья.

 ООО «Автодизайн» отметилось выпуском вахтового кузова на платформе КАМАЗ-535001 (6х6). Его отличительные особенности: герметичный коробчатый кузов из сэндвич-панелей, пневматическая задняя подвеска, тонированные стеклопакеты. Кузов снабжен двумя дверями по правому борту – одной основной в колесной базе, ближе к кабине, и второй, запасной, в заднем свесе. В корме сделаны наплывы, в которых спрятаны инструментальные ящики. Запаска традиционно крепится в «подбрюшье», в легко доступной зоне. Главным достоинством новинки с индексом НефАЗ-4208-20-30 считается пневмоподвеска, существенно повышающая комфорт пассажиров.

 Служебный автобус с кузовом, собранным по бескаркасной технологии, на грузовом шасси изготовил Нижегородский автомеханический завод. В качестве базовой платформы был выбран двухосный IVECO Eurocargo MLL 150 с полным приводом и односкатными шинами с агрессивным рисунком протектора. Автомобиль укомплектован 280-сильным двигателем IVECO Tector 6 и механической 6-ступенчатой коробкой передач ZF 6S1000TO. В компактном кузове из сэндвич-панелей с верхними угловыми скосами установлены сиденья для 22 пассажиров. Еще двое могут разместиться в трехместной кабине со спальной полкой. Запаска крепится к тыльной стенке на внешнем металлическом каркасе. Стандартное оснащение включает кондиционер, автономный отопитель, электрические стеклоподъемники и тахограф. В качестве опций доступны предпусковой подогреватель, спутниковая навигация, буксирные приспособления.

 

 

 

В школьном автобусе на шасси «ГАЗель NEXT» есть верхние полки

 

Сочлененные «горожане»

 Автобусные новинки с полуприцепом – большая редкость на рынке РФ. Тем приятнее констатировать, что недавно такая премьера состоялась. На регулярный маршрут в подмосковной Коломне вышел сочлененный низкопольный лайнер MAN Lion’s City A23 габаритной длиной 18,75 м и общей пассажировместимостью до 199 человек. Он передан Автоколонне 1417 в тестовую эксплуатацию в усиленном двухсменном режиме. Ежедневно автобус будет находиться на линии с 4 утра до 12 ночи. Это делается для того, чтобы определить способность немецкой техники выдерживать высокие эксплуатационные нагрузки.

 Отличительная особенность данного лайнера от европейских аналогов – специальный «холодный пакет», позволяющий использовать технику в условиях русской зимы. Он включает подогрев топливных фильтров, предпусковой подогреватель, отопитель и двойные стеклопакеты. Лайнер оснащен двигателем MAN экологического стандарта EEV (Евро-5) и автоматической трансмиссией с режимом переключения, оптимизированным для частых остановок и возобновления движения.

 

 Изысканное соло

 С конца прошлого года на российский рынок вышел обновленный НефАЗ-5299 с улучшенной отделкой экстерьера. Она характерна как для городской, так и для междугородной модификации. Параллельно был презентован низкопольный городской НефАЗ-5299-40-51, но еще со старой облицовкой фронтальной части.

 В прямом смысле слова яркой новинкой стала огненно-рыжая «Лиса» – пригородный автобус Fox 22501 на платформе IVECO 70C15, разработанный специалистами компании «Интех» из Нижнего Новгорода. В отличие от предсерийной версии, «конвейерная» отличается упрощенной отделкой интерьера. Очевидно, создатели пошли на этот шаг в целях уменьшения отпускной цены и повышения коммерческой привлекательности пассажирской машины.

 Новинки иностранных производителей не столь многочисленны, как техника их российских коллег, зато каждая из них достойна отдельного обзора. Чего только стоит впервые показанная минувшей осенью люксовая версия 49-местная Setra S515HD с багажными отделениями объемом 9,7 м3. Представителя новейшего семейства ComfortClass 500 комплектуют двигателем Mercedes-Benz OM 470 с потенциалом 428 л. с. и механической коробкой передач Mercedes-Benz GO 210 с сервоусилителем. Лайнер может быть оснащен всеми новейшими системами активной и пассивной безопасности, доступными для фирменной продукции немецкого производителя.

 Южнокорейский «турист», обслуживавший Всемирную универсиаду в Казани в 2013 г., Hyundai Universe представлен транспортному сообществу с новым оформлением передка и опционной коробкой-«автоматом». Для применения в режиме перевозки спортсменов и гостей Игр это хорошее дополнение, позволяющее бережнее эксплуатировать лайнер и экономить в расходах на сервисное обслуживание.

 На этом список пассажирских новинок не заканчивается. Мы продолжим обзор автобусной техники в следующем номере, когда станут «рассекречены» последние модели, представленные в конце апреля на традиционном фестивале «Мир автобусов» в Коломне.