Проба руля "Перспективы синтетического жидкого топлива "ШЕЛЛ""



 

Роман МУРАШОВ

Во второй декаде апреля компания ООО «Шелл Нефть» собрала в Москве журналистов ведущих российских деловых и автомобильных изданий на пресс-завтрак с участием генерального директора Вильяма Козика и главного ученого концерна «Шелл», отвечающего за разработку новых видов топлива и смазочных материалов, доктора Вольфганга Варнеке.

Вольфганг Варнекс      Генеральный директор ООО "Шелл Нефть" Вильям Козик                                          

Генеральный директор ООО «Шелл Нефть» Вильям Козик отметил, что тема инноваций является для «Шелл» одной из самых важных, поскольку последние тенденции в области двигателестроения – уменьшение рабочего объема двигателей и повышение требований к эффективности их работы, что ставит перед производителями смазочных материалов трудные задачи. «Именно поэтому разработка новых технологий является для нас приоритетным направлением деятельности», – сказал Вильям Козик.

Доктор Вольфганг Варнеке отметил, что по оценкам специалистов, к 2050 г. население Земли вырастет до 9 млрд человек, в два раза вырастет спрос на энергоностители, доля городского населения достигнет 75 %, а число автомобильной техники достигнет 2 млрд единиц. Это приведет к увеличению потребления энергии и, следовательно, возрастет потребность в топливе и смазочных материалах. При этом будет необходимо соблюдать требования по охране окружающей среды. Эти факторы вместе представляют собой энергетическую проблему, решение которой будет невозможно найти без использования инновационных технологий.

По словам доктора Варнеке, в «Шелл» существует специальный механизм разработки инноваций. Отправной точкой для старта проекта в области НИОКР лежат бизнес-факторы – основные, передовые, перспективные. После их анализа запускаются научно-изыскательные работы, которые подразделяются на этапы: открытие, разработка, демонстрация и внедрение. Подобная схема очень эффективна, но требует значительных финансовых вложений. В частности, в 2013 г. инвестиции концерна в НИОКР составили 1,3 млрд долларов.

Внедрение инноваций в современную реальность занимает много времени: «Не стоит ждать, что, например, использование биотоплива в промышленных масштабах начнется через 2–3 года. Оно обязательно придет в нашу жизнь, но случится это через 20–30 лет», – подчеркнул доктор В. Варнеке.

По его мнению, наиболее перспективная технология ближайших лет – газожидкостная конверсия (Gas-To-Liquids (GTL), позволяющая конвертировать природный газ в синтетическое жидкое топливо, превосходящее по своим свойствам продукты нефтепереработки. «Шелл» как раз является мировым лидером в разработке и применении этой технологии, на разработку которой специалистам концерна потребовалось более 35 лет.

Первый завод, использующий технологию GTL, был построен концерном «Шелл» в 1993 г. в Малайзии. Объем производства синтетического жидкого топлива составлял тогда 14,7 тыс. баррелей продукции в сутки. В 2011 г. в Катаре «Шелл» открыл крупнейший в мире завод по производству синтетических жидких продуктов из природного газа. Это предприятие ежедневно уже производит около 140 тыс. баррелей синтетического жидкого топлива.

«Шелл» провел испытания в перенасыщенных транспортом мегаполисах – Лондоне, Берлине и Шанхае, и эксперимент показал, что транспорт, работающий на синтетическим жидком топливе, экологически чище. Со многими потребителями в крупных городах уже заключены контракты на поставки синтетического жидкого моторного топлива.