Рынок "Рынок пассажирского транспорта: итоги-2013"


 

Пословица гласит: «Что русскому хорошо – то немцу смерть». Но если говорить серьезно, все участники бизнес-процесса находятся в одной лодке: и производители, и продавцы. Не только импортеры, но и российские компании столкнулись с проблемой сбыта готовой продукции из-за экономического спада и целого ряда других причин. В итоге на финише 2013 г. изготовлено пассажирских машин на 9 % меньше результатов годичной давности. Суммарный сбыт подрос на 1,8 %, но это не показательно из-за крупных проектов к Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Лидеры и аутсайдеры прежние

По сравнению с 2012 г. тройка лидеров осталась прежней: ГАЗ, УАЗ и ПАЗ. Все вместе в минувшем году они произвели свыше 33,2 тыс. ед. пассажирской техники, что на 7,3 тыс. или на 18,2 % меньше результатов годичной давности. Уж если лидеры теряют объемы, что говорить об остальных?!

Лидером по выпуску автобусов остался Горьковский автозавод с рыночной долей 21,2 %: здесь изготовили 12 148 ед. товарной продукции. Однако по сравнению с предыдущим отчетом годовое производство уменьшилось на 3 294 автобуса или на 21,3 %. Отчасти это объясняется выпуском новой «Газели NEXT» и отложенным покупательским спросом: зачем брать старье, когда есть возможность купить новье?! Не нужно сбрасывать со счетов и новые рыночные тенденции, в числе которых охлаждение интереса транспортных операторов к машинам малой вместимости. Даже удлиненные «маршрутки» на базе «Газели» уже мало удовлетворяют перевозчиков – все хотят получить максимальную вместимость за небольшие деньги.

На пятки ГАЗу активно наступает Ульяновский автозавод, чьи «буханки» и «таблетки» остаются незаменимыми в сельской местности и районах со сложным рельефом. Полный привод, небольшая цена, ремонтопригодность, наличие запчастей – вот ключевые факторы востребованности рынком. Всего за прошедший год здесь наштамповали 11 294 ед., благодаря которым у предприятия доля в 19,7 %. Однако хлопать в ладоши рано: за истекший год количественные показатели выпуска готовой продукции упали на 2 418 ед. или на 17,6 %. Пассажирские УАЗы устарели и морально, и физически, да и вместимость у них чересчур скромная. Пройдет несколько лет, и сбыт старых УАЗов уменьшится в несколько раз, но пока на них есть спрос.

«Бронза» по объемам производства-2013 у Павловского автобусного завода. С января по декабрь в Павлово изготовили 9 850 ед. пассажирской техники, что соответствует рыночной доле в 17,2 %. В то же время, и здесь итоговые показатели со знаком минус: новых автобусов выпустили на 1 673 ед. или на 14,5 % меньше. Есть и позитивные моменты, например, под занавес года, в ноябре начали серийное производство перспективной модели «Вектор». Успех ПАЗу обеспечили региональные программы закупки школьных автобусов. В ряде регионов, например, в Калужской, Тульской и других областях самая массовая модель ПАЗ-3205 вовсю используется как маршрутное такси в городе и пригороде. А еще есть автобусы для сообщения между поселками и деревнями, для ритуальных услуг и т. д. Серьезных конкурентов у ПАЗа до сих пор нет, и место в первой тройке на ближайшую перспективу ему практически гарантировано.

 

Спасибо Олимпиаде!

Ни для кого не секрет, что ряд производителей выиграл от проектов, связанных с поставкой пассажирских лайнеров для транспортного обслуживания крупных спортивных мероприятий. Яркий пример – XXII зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи.

Олимпийский контракт помог Голицынскому автобусному заводу продать 832 лайнера против 110 в предыдущем году. Объем производства вырос более чем на 656 % – фантастический результат. И поскольку в текущем году подобных контрактов не предвидится, нетрудно прогнозировать на финише сезона глубокую просадку. Но пока от олимпийского контракта выиграли жители Московской области, куда направлены белоснежные лайнеры после обслуживания спортсменов и гостей международных соревнований. Выиграли и сервисные центры, в которых техника будет проходить плановые ТО и ремонт.

У Ликинского автобусного завода производство за год упало на 21 %, до 1 580 ед. Олимпийский контракт исчислялся не сотнями, а десятками единиц, и погоды в отчетности он не сделал. Основную лепту внесли контракты с муниципалитетами, закупающими пассажирские машины большого и особо большого класса как в одиночном, так и в сочлененном исполнении. Новый год тоже обещает быть непростым, и эксперты ожидают уменьшение объемов производства. В то же время, надежду дают крупные города. Например, мэр Москвы Сергей Собянин не раз заявлял о намерении насытить пассажирские маршруты автобусами большой вместимости, которые должны прийти на смену «маршруткам» на базе микроавтобусов.

Идущий вслед за ЛиАЗом «Волжанин» тоже переживает не лучшие времена: спад объемов производства в ушедшем году составил 23,8 %. Если в позапрошлом году холдинг произвел 932 ед. техники, то по итогам минувшего сезона – только 710. Согласитесь, 222 автобуса – ощутимая разница. Сейчас предприятие делает ставку на мидибусы «Ритмикс» габаритной длиной 8 м с газовыми двигателями Yuchai китайского производства на индийском шасси Ashok-Leyland и обновленный городской 12-метровик «СитиРитм-12». Есть и другие разработки, но они не столь успешные и потребителями пока не востребованы.

 

Амбициозные догоняющие

Итоги прошедшего года с хорошим настроением подвели на ряде предприятий нижегородского автобусного кластера. Так, «СТ Нижегородец» расположилось сразу за «могущественной» первой тройкой отечественных производителей и увеличило объем готовой продукции на 965 ед. или более чем на 13 %, до 8 349 ед. В результате доля пассажирских изделий завода в общем пироге выпуска автобусов в РФ составила 14,5 %. Однако в статистику включены не только традиционные «маршрутки» и VIP-шаттлы, но также специализированные модели, изготовленные по заказу частных лиц и подразделений федеральных ведомств: передвижные штабы, лаборатории и другой спецтранспорт.

Уверенно себя чувствует ПКФ «Луидор». За 12 месяцев прошедшего года компания нарастила объем производства на 1 675 ед. (+45,1 %) и вышла на уровень 5 390 ед. с долей 9,4 %. Основная продукция – автобусы малой вместимости с высокой крышей и длинной колесной базой. Как и у конкурентов в данном сегменте, основой для этих «извозчиков» служат цельнометаллические фургоны европейских марок.

Третий успешный нижегородский специалист по переделке грузовых фургонов в грузопассажирские версии и автобусы – ООО «Промтех». На финише 2013 г. прибавка по отношению к количеству произведенных за год до этого автобусов составила 656 ед. (+40,8 %). Общая численность зафиксирована на отметке 2 265 ед. (3,9 % от объема производства всех предприятий РФ). Отчетность помогли поправить новые модели с увеличенным задним свесом и транспортные средства, изготовленные по заказу МВД – микроавтобусы оперативных служб на базе «Газель-Бизнес» в минимальной комплектации.

До недавнего времени самыми массовыми в линейке предприятий Нижнего Новгорода и, в частности, «Промтеха» были «маршрутки» на базе «Газель-Бизнес», Ford Fransit и Peugeot Boxer. Но после кризиса рынок такого транспорта без пробега переживает спад. В заказах чаще встречаются социальные такси, школьные автобусы, полицейские машины и катафалки. От государственных структур регулярно поступают запросы на изготовление эксклюзивных версий мобильных штабов и передвижных лабораторий. Обращающиеся в «Промтех» перевозчики реже хотят корпоративный транспорт на базе Volkswagen Crafter, Mercedes-Benz Sprinter, а также спецверсии на платформе FIAT Ducato и Renault Master. Зато старые добрые УАЗовские «буханки» и «таблетки», как и в прежние годы, находят устойчивый спрос в глубинке. А у их конкурентов, наоборот, немецкая и французская техника в почете.

Сейчас нижегородские мастера готовятся к массовой переделке цельнометаллического фургона «Газель NEXT», показанного минувшей осенью на выставке коммерческого транспорта. Ждать осталось недолго, и картина рынка микроавтобусов снова претерпит изменения.

 

«Второй эшелон» в минусе

В принципе, производители борются не друг с другом, а по большей части сами с собой и складывающимися обстоятельствами. Кому-то это удается лучше, кому-то нет.

В течение минувшего года из г. Нефтекамска приходили обнадеживающие вести. Но когда подсчитали – прослезились: дочернее предприятие «КАМАЗа» – Нефтекамский автозавод за 2013 г. «не дособрал» 207 ед. пассажирской техники (–12,8 %). Основная тяжесть просадки пришлась на вахтовые автобусы на базе грузовиков КАМАЗ: их выпуск уменьшился на 115 ед. или на 13,1 %. В принципе, с такой же проблемой столкнулся АЗ «Урал»: производство «вахтовок» там тоже упало.

Еще на 92 ед. или на 12,4 % сократилось производство моделей НефАЗ для городских и междугородных перевозок пассажиров. Тем не менее, башкирская дочка КАМАЗа весь прошлый год отработала безубыточно. По итогам основной деятельности за 2013 г. прибыль от продаж готовой продукции (не только автобусов, но и другой техники) составила 400,7 млн  рублей. Объем выручки Нефтекамского завода превысил 9,4 млрд  рублей, что всего на шесть процентных пунктов меньше, чем в 2012 г. В целом по итогам работы в 2013 г. на рынке пассажирских автобусов большого класса доля НефАЗа составила 12 %.

У других автобусных предприятий Группы КАМАЗ дела тоже не из разряда «на Доску Почета». На 14 ед. или на 11 % подтаяло производство Hyundai County специалистами ООО «КузбассАвто» из Кемеровской области. Объемы производства автобусов среднего класса тоже далеки от желаемых. Так, СП «КАМАЗ-Марко» изготовил в Нефтекамске всего 71 ед. Bravis, а «БАУ Мотор Корпорэйшн» выпустил в Ульяновске всего 27 ед. BAW Street.

В отчетной документации по производству автобусов в России вы не найдете ТагАЗ и РоАЗ. Таганрогский завод, еще не так давно выпускавший за свои ворота до нескольких сотен пассажирских машин ежеквартально, теперь занят возвратом долгов кредиторам. Ростовское предприятие давно сдулось. Прочерк стоит и напротив столичного АМО «ЗИЛ»: не выдержавшие жесткую конкуренцию «Бычки» оказались не востребованными.

 

Производство в СНГ

Автобусная отрасль в странах СНГ тоже не в лучшей форме. Даже в Республике Беларусь автобусный филиал Минского автозавода произвел в 2013 г. на 79 ед. или на 3,9 % меньше, чем в 2012-м – всего 1943 ед. И это при том что основные потребители МАЗов по-прежнему находятся в России: два из трех готовых лайнеров отгружают перевозчикам РФ.

Самыми распространенными моделями в заказах-2013 были МАЗ-103, МАЗ-206 и МАЗ-226. Их поставляли в ряд регионов России, включая Санкт-Петербург, Кемерово, Иркутск и Мурманск. Партия низкопольных МАЗ-206.086 белого цвета была отправлена для обслуживания спортсменов и гостей с паспортами болельщиков Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи и Лазаревском. И, судя по активности АМАЗа на российском рынке в виде участия в выставках, свои позиции белорусская сторона сдавать не намерена.

Погоду на рынке Казахстана делали два предприятия: «КАМАЗ-Инжиниринг» в Кокшетау и «ДЭУ Бас Казахстан» в Семипалатинске. Первое смогло нарастить объем выпуска на 111 ед. или в 2,3 раза (до 159 ед.), а второе – на 34 ед. или почти на 32 % (до 141 ед.).

Сложная экономическая ситуация на рынке Украины нашла отражение и в статистике производства автобусов: показатели упали на 1 033 ед. или на 29,4 % (до 2 476 ед.). Причем одна половина предприятий показала положительную динамику, а вторая – отрицательную. Отчетность со знаком «плюс» показал ремонтный завод из г. Часов Яр Донецкой области. Он осуществляет капремонт кузовов автобусов всех марок российского и украинского производства. Кроме того, предприятие выпускает пассажирские машины малого и среднего класса с полной заменой кузова под торговой маркой «Рута». Основой для них служат шасси ГАЗ-32213 «ГАЗель Бизнес» и БАЗ-2215. Ценник стартует со 181,7 тыс. гривен за автобус общего назначения «Рута-22» и 204,7 тыс. гривен за «Рута-23,2 Турист». На более дорогие версии вроде «Рута-41ТА» ценник объявляется по справке. Итоги текущего года по понятным причинам будут хуже. Тем более что модель «Рута-25», составлявшая львиную долю объемов выпуска, теперь не производится…

Крутое пике продемонстрировал Бориспольский автозавод,   собрано на 566 ед. или на 44,7 % меньше – всего 700 ед. В «минус» эквивалентом в 312 ед. или 44,5 % ушел «Черкасский автобус»: на финише года насчитали 389 ед.). Да и у ЗАЗа из Запорожья: минус 375 автобусов или 56,1 % – всего изготовлено 294 автобуса. То ли еще будет по итогам-2014…

 

Тенденции в продажах

Сбыт новых автобусов европейского производства большого класса за год изменился несущественно. Если в 2012 г. было реализовано 281 ед. новых пассажирских лайнеров, то в 2013-м – всего на 5 ед. или на 1,8 % больше. При этом в сводной таблице немало поставщиков, серьезно сбавивших обороты.

Например, лайнеров MAN продано почти на 47 % меньше: всего 77 ед. против 164 ед. в предыдущем отчетном сезоне. Обрушение не прошло бесследно: в результате совокупная доля MAN и Neoplan с 58,4 % упала до 26,9 %. В текущем году ситуация должна улучшиться. В частности, уже подписана пара контрактов на поставку десятков междугородних лайнеров. Самый свежий из них – поставка 20 ед. MAN Lion’s Regio длиной 12 и 14 м на 55 и 63 пассажирских места для горняков Кемеровской области. Автобусы будут использоваться в качестве транспорта по доставке шахтеров на работу и домой.

По 77 автобусов габаритной длиной более 10 м реализовано под брендами IVECO, и суммарно Mercedes-Benz и Setra. Но при этом сбыт итальянских машин вырос на 31 ед., а немецких – на 48 ед. Доля IVECO выросла с 16,4 до 26,9 %, а доля Mercedes-Benz и Setra – с 10,3 до тех же 26,9 %. Итальянские пассажирские машины были выбраны преимущественно для корпоративных перевозок и в качестве экскурсионных лайнеров, а немецкие – в основном, спортивными клубами и объединениями.

Шведская Scania осталась практически на прежнем уровне: сбыт подрос всего на один лайнер большого класса. Доля скандинавского бренда выросла на 0,1 процентный пункт и достигла 14 %. Буквально штучными оказались продажи автобусов SOR (8 ед. и 2,8 %), Volvo (5 ед. и 1,7 %) и TemSA (1 ед. и 0,3 %).

Лидеры по продажам отечественных марок: ЛиАЗ (1427 ед., на 839 ед. меньше), ГолАЗ (849 ед., на 826 ед. больше) и НефАЗ (615 ед., 1 ед. меньше). Если включить в общий рейтинг МАЗ, то он со значением 975 ед. (+129 ед.) окажется на втором месте.

Даже XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани не помогла бренду Hyundai выйти в плюс: в 2012 г. было продано 658 ед., а спустя год – только 390 ед., т.е. на 268 ед. меньше. Удивительно, но даже китайскому King Long удалось увеличить сбыт на 33 ед., до 289 ед. При такой динамике в нынешнем году эта марка запросто сможет обойти конкурентов и подняться на пару строчек вверх.

Потери в количестве продаж отразились и на доле большинства продавцов. Например, доля ЛиАЗа уменьшилась с 41,3 до 27,1 %. Hyundai потерял почти пять процентных пунктов: с 12 % его доля сузилась до 7,4 %. Есть и те, кто нарастил присутствие. Скажем, МАЗ прибавил 3,1 % и достиг отметки 18,5 %. По понятным причинам ГолАЗ прибавил 15,7 % и показал 16,1 %. Потери и успехи остальных игроков автобусного рынка не столь значительны.

По оценкам экспертов транспортной отрасли, нынешний статус-кво в продажах новых автобусов, скорее всего, не сохранится. На рынке слишком много факторов, влияющих на реализацию. Особенно это характерно для импортной техники, чья стоимость жестко привязана к курсу доллара США и евро. Впрочем, и сбыт автобусов российского производства ждут нелегкие месяцы борьбы за клиентов.